Научная статья на тему 'О развитии единого информационного образовательного пространства Республики Марий Эл'

О развитии единого информационного образовательного пространства Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии единого информационного образовательного пространства Республики Марий Эл»

Матрица парных сравнений для 2-го уровня

Б1 С1 С2 С3 С4

С1 1

С2 1/С12 1

С3 1/С13 1/С23 1

С4 1/С14 1/С24 1/С34 1

Для второго уровня таблица показана только для критерия Бь Аналогично строится матрица и для остальных критериев.

Клетки матрицы, расположенные над главной диагональю, не заполнены, так как в них будут помещены оценки или суждения экспертов об относительной важности сравниваемых элементов по отношению к цели или критерию.

При принятии решений участвует несколько экспертов, тогда в матрицу заносится геометрическое среднее разных оценок в качестве общей оценки суждений [2]:

х = пх, • х •••• • х .

геом V 1 2 п

где п — количество экспертов по УГС.

Геометрическая средняя величина дает наиболее правильный по содержанию результат, если задача состоит в нахождении такого значения признака, который качественно был бы равно удален как от максимального, так и от минимального значения признака.

Таким образом, использование метода анализа иерархий в ходе аккредитационной экспертизы деятельности вуза позволяет получить не только математически формализованную оценку каждого критерия показателя содержания и качества подготовки по УГС, но и итоговый количественный индикатор, на основе значений которого может быть сформулировано правило принятия решения по соответствию типа образовательного учреждения требованиям ГОС (ФГОС).

Список использованных источников

1. Приказ «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» от 27 дек. 2011 г. .№ 22764.

2. Саати Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1993. — 315 с.

А. А. Сушенцов

Министерство образования и науки Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола О РАЗВИТИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Республики Марий Эл

Развитие единого информационного образовательного пространства Республики Марий Эл предполагает консолидацию:

- материально-технических ресурсов, включая консультационное и техническое сопровождение аппаратнопрограммных средств информатизации сферы образования;

- информационных образовательных ресурсов, включающих в себя региональный образовательный портал, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов, базы данных;

- финансовых ресурсов.

Значительный вклад в обеспечение результатов развития региональной системы образования обусловлен реализацией комплекса мер по модернизации системы общего образования. Приобретенное в 2011 году учебнолабораторное и компьютерное оборудование позволило создать во всех общеобразовательных учреждениях со -временную предметно-образовательную среду в условиях введения федерального государственного образова -тельного стандарта начального общего образования. Общеобразовательными учреждениями закуплено 1650 единиц компьютерного оборудования. На конец I квартала 2012 года количество обучающихся, приходящихся на один персональный компьютер, используемый в учебных целях, в общеобразовательных учреждениях составило 16 человек, в учреждениях начального и среднего профессионального образования — 9 человек. Компьютерное оборудование имеется в 98 % дошкольных образовательных учреждений. 90 % общеобразовательных учреждений обеспечены мультимедийными проекторами (в 2010 году — 77 %), 43 % общеобразовательных учреждений имеют интерактивное оборудование (в 2010 году — 34 %).

Все общеобразовательные учреждения обеспечены комплектами лицензионного программного обеспечения (операционная система, офисные программы) для каждого установленного компьютера. Доля общеобразо-

вательных учреждений, использующих разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на 50 % имеющихся персональных компьютеров, составляет 70 %, доля учреждений начального и среднего профессионального образования — 33 %. В 48 общеобразовательных учреждениях пакет свободного программного обеспечения установлен на 100 % имеющихся персональных компьютерах.

В настоящее время все общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, 75 % учреждений дошкольного образования Республики Марий Эл обеспечены услугой доступа к сети Интернет. Для 95 % общеобразовательных учреждений и 75 % учреждений начального и среднего профессионального образования провайдером услуг является филиал в Республике Марий Эл ОАО «Ростелеком». Двум общеобразовательным учреждениям (Килемарский муниципальный район) услуга доступа к сети Интернет предоставляется по спутниковым каналам связи.

72 % компьютеров, используемых для осуществления образовательного процесса, подключены к сети Интернет (в 2010 году — 61 %). Доля обучающихся, имеющих возможность пользоваться широкополосным доступом к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с, за последний год увеличилась в 2 раза и составляет 12 %.

Доля общеобразовательных учреждений, имеющих компьютерные классы в составе не менее 7 персональных компьютеров, работающих в составе локально-вычислительной сети с доступом к сети Интернет, составляет 51 %, доля учреждений начального и среднего образования — 83 %.

Увеличивается количество учреждений, использующих информационные системы ведения в электронном виде электронных журналов успеваемости обучающихся. 70 % общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл используют электронные формы классных журналов в рамках программного комплекса «1С: ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ». Электронные журналы успеваемости ведутся для 60 % обучающихся. 24 % общеобразовательных учреждений осуществляют подготовительные мероприятия по использованию указанного комплекса с сентября 2012 года. Это позволит обеспечить ведение электронных журналов успеваемости для 98 % обучающихся (исключение составляют обучающиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений).

Доля обучающихся, чьи родители (законные представители) имеют доступ к электронным дневникам, составляет 20 %. С сентября 2012 года планируется обеспечить электронными дневниками 40 % обучающихся. Рассматривается вопрос о создании единой точки доступа к результатам учебной деятельности обучающихся в рамках образовательного портала Республики Марий Эл, что позволит к концу 2012 года создать условия для ведения электронных дневников для 98 % обучающихся.

Для обеспечения информационной открытости, активного взаимодействия государственных, коммерческих структур и общественных институтов в управлении образованием осуществляется постоянная работа по развитию и наполнению официального сайта Министерства образования и науки Республики Марий Эл и образовательного портала Республики Марий Эл, внедрению технологий электронного взаимодействия. В 2011 году закуплено обновление программного обеспечения, позволяющее функционирование образовательного портала. В частности, в новой версии появился «третий уровень» сбора информации, дающий возможность сводить запросные данные с уровня образовательных учреждений на уровень муниципальных образований с последующим обоб -щением на региональном уровне.

Все общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, 56 % учреждений дошкольного образования, 68 % учреждений дополнительного образования детей имеют веб-сайт (представительство) на региональном образовательном портале.

С целью организации доступа к электронным библиотекам в 40 % общеобразовательных учреждений на базе школьных библиотек сформированы медиатеки (в 2010 году — 35 %). В 43 % библиотек установлены стационарные компьютеры или ноутбуки (в 2010 году — 29 %). В 21 % библиотек, имеющих стационарные компьютеры или ноутбуки, имеется выход в сеть Интернет (в 2010 году — 15 %).

Для 203 детей, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому, организовано дистанционное обучение. В целом, доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, составляет 5,3 %. Положительным эффектом при внедрении дистанционных образовательных технологий является расширение образовательного пространства в республике, обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства.

Активно используются системы видеоконференцсвязи, которые установлены в 8 общеобразовательных учреждениях. Эти учреждения активно используют оборудование, ежегодно сами организуют порядка 50 сеансов связи (лекции, уроки, семинары, конкурсы и т. д.), а также являются активными участниками сеансов, организуемых другими учреждениями. Учреждения, находящиеся в территориальной близости к точкам-видеостудиям, также принимают участие в сеансах.

Разработаны концептуальные подходы по созданию корпоративной образовательной сети малокомплектных школ на основе дистанционных образовательных технологий, реализация которых позволит учителям-предметникам дистанционно работать с обучающимися малокомплектных школ и обеспечить более качественную

их подготовку к ЕГЭ. Внедрение дистанционных технологий также позволит решить острую проблему дефицита учителей естественно-научного профиля.

Создается коммуникационная инфраструктура региональной системы образования. В настоящее время осуществляется апробация технологий организации и проведения вебинаров в системе образования Республики Марий Эл.

Продолжается перевод в электронный вид 6 государственных услуг, предоставляемых Министерством образования и науки Республики Марий Эл. Переведена в электронный вид услуга по лицензированию образовательной деятельности. Она доступна на Едином портале государственных услуг.

Растет число образовательных учреждений, предоставляющих ряд государственных услуг в электронном виде: предоставление информации об организации дошкольного, общего и дополнительного образования, об образовательных программах и учебных планах, годовых календарных учебных графиках, о текущей успеваемости обучающихся и т. д. Доля общеобразовательных учреждений, предоставляющих некоторые услуги в электронном виде (запись в школу, ответы на обращения и др.), составляет 34 %.

Консультационное и техническое сопровождение процессов информатизации на региональном уровне осуществляет Научно-методический центр профессионального образования Республики Марий Эл. В ряде органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (г. Волжск, Параньгинский муниципальный район, Волжский муниципальный район и др.), созданы и эффективно функционируют информационно-аналитические центры, обеспечивающие поддержку образовательных учреждений. В 30 % общеобразовательных учреждений выделены ставки для технического обеспечения информатизации (инженер, программист, системный администратор, лаборант и т. д.). 36 % общеобразовательных учреждений получают техническую поддержку информатизации на основе договоров с юридическими лицами.

В настоящее время основными финансовыми источниками реализации мероприятий по информатизации образования являются:

- федеральные субсидии на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования;

- федеральные субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования;

- республиканская программа «Развитие информационного общества в Республике Марий Эл (20102014 годы)» (в 2012 году заложено 7,2 млн рублей);

- бюджеты городских округов и муниципальных районов;

- гранты, внебюджетные средства и т. д.

Дальнейшее развитие единого информационного образовательного пространства Республики Марий Эл предполагает:

- автоматизацию процессов управления образованием, в том числе использование возможностей регионального образовательного портала как основы электронного взаимодействия субъектов образовательной среды;

- организацию перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

- внедрение дистанционных образовательных технологий;

- развитие социальных образовательных сетей;

- внедрение свободного программного обеспечения.

А. А. Сушенцов

Министерство образования и науки Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола Об Общественном координационном совете

ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

при Министерстве образования и науки Республики Марий Эл

Сегодня информатизацией образования занимаются многие структуры: государство, общественность, бизнес-сообщество. Прикладываются серьезные усилия, вкладываются большие финансовые средства. Как сделать так, чтобы все усилия были не разобщены, не дублировались, а приносили максимальный эффект? Ответ очевиден — необходимы объединение и координация этих действий, консолидация потенциала всех партнеров системы образования.

По сути, речь идет о создании государственно-общественного механизма информатизации системы образования Республики Марий Эл. 26 января 2010 года приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл создан Общественный координационный совет по информатизации системы образования при Министерстве образования и науки Республики Марий Эл, утверждено Положение о Совете.

В состав Совета вошли представители Министерства образования и науки Республики Марий Эл, государственных, общественных и коммерческих организаций, принимающих участие в информатизации системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.