Научная статья на тему 'Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе специального (коррекционного) образования Республики Марий Эл'

Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе специального (коррекционного) образования Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сушенцов Андрей Анатольевич

В работе дается характеристика процессов информатизации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству образования и науки Республики Марий Эл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сушенцов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе специального (коррекционного) образования Республики Марий Эл»

Информационные технологии

В ОБУЧЕНИИ ЛЮДЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Об использовании информационно-коммуникационных технологий

В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Сушенцов Андрей Анатольевич (sushenzov@yandex.ru)

Министерство образования и науки Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола

В работе дается характеристика процессов информатизации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству образования и науки Республики Марий Эл.

В данной работе система специального (коррекционного) образования Республики Марий Эл представлена 11 учреждениями:

- 9 специальных (коррекционных) школ-интернатов;

- центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения;

- центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения.

Из представленных учреждений 7 (64 %) расположены в сельской местности, 4 (36 %) - в городской. Число учащихся, проходящих обучение в этих образовательных учреждениях в 2010-2011 учебном году, составляет 1320 человек. Число учителей, в том числе совместителей - 356 человек.

Дадим анализ оснащенности учреждений средствами информатизации.

В целом, обеспеченность компьютерной техникой достаточно высокая. Общее число компьютеров, включая персональные компьютеры, сервера, портативные компьютеры, - 203 единицы, при этом 23 компьютера приобретено в 2010 году. Однако вызывает тревогу возраст компьютеров: доля компьютеров, старше 5 лет, составляет 53 %, старше 9 лет - 33 %.

Во всех учреждениях имеются ноутбуки, мультимедиа-проекторы, принтеры и сканеры.

Анализ использования компьютерной техники показывает, что 47 % компьютеров используется в управлении, 33 % - в образовательном процессе, 24 % - установлены в компьютерных классах, 7 % - установлены в учительской и методическом кабинете. В 3-х учреждениях компьютеры установлены в библиотеке.

Все учреждения подключены к сети Интернет: 7 учреждений (64 %) имеют соединение со скоростью не ниже 128 Кбит/с, 4 учреждения (36 %) - не ниже 256 Кбит/с. Выход в сеть Интернет имеется с 35 % компьютерного парка учреждений.

Все учреждения имеют свои узлы (представительства) в рамках образовательного портала Республики Марий Эл.

Анализируя организационно-методическое обеспечение информатизации, отметим, что в 5-ти учреждениях выделены ставки для технического обеспечения информатизации (инженер, программист, системный администратор, лаборант и т. д. ). 7 учреждений (64 %) получает техническую поддержку информатизации на основе договоров с юридическими лицами.

За последние 3 года 171 сотрудник повысил свою квалификацию в сфере информационных коммуникационных технологий (72 ч), из них 22 человека - администраторы. При этом 20 человек прошли курсы повышения квалификации в дистанционной форме. Основными программами являются:

«Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»;

«Информационные технологии управления образованием»;

«Оператор ЭВМ»;

«Твой курс. Основы компьютерной грамотности».

Администрации всех учреждений ежедневно используют Интернет и электронную почту в своей профессиональной деятельности. В большинстве случаев, основным программным продуктом для управления образовательным учреждением является MS Excel.

Среди основных направлений использования информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности выделяются следующие:

55 % учреждений - контроль знаний;

82 % учреждений - самообразование учителей;

55 % учреждений - самообразование учащихся;

27 % учреждений - дистанционное повышение квалификации учителей;

36 % учреждений - индивидуальная работа с отстающими школьниками;

82 % учреждений - иллюстративное средство при объяснении нового материала для повышения наглядности (в т. ч. мультимедиа-технологии);

91 % учреждений - использование интернет-страниц с методическими разработками, учебными программами для подготовки учителей к уроку;

27 % учреждений - использование интернет-ресурсов для самоподготовки учащихся;

36 % учреждений - обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих и т. д. ).

Во всех учреждениях используются электронные образовательные ресурсы в учебной деятельности.

Количество учащихся, принимавших участие в интернет-конкурсах, проектах, других формах сетевого учебного взаимодействия в 2009-2010 учебном году, составляет 48 человек. Ряд педагогов имеют публикации, посвященные информатизации образования.

В рамках реализации проекта «OpenClass» («Открытый класс») развивается виртуальное сообщество педагогов Республики Марий Эл. На сегодняшний день в этом сетевом сообществе зарегистрирована большая группа руководителей и педагогов, работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в коррекционных классах и группах массовых образовательных учреждений, а также с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В работе этой группы участвуют педагоги, которых интересуют проблемы развития коррекционных учреждений, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, в настоящее время требуется продолжение активной работы по информатизации системы специального (коррекционного) образования Республики Марий Эл: приобретение специализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения, методическое сопровождение педагогов, социальная адаптация обучающихся. Комплексный подход к решению указанных задач позволит построить в каждом учреждении модель развивающейся среды обучения для каждого воспитанника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.