Региональная модель многоуровневого образовательного комплекса подготовки специалистов для сферы культуры и искусств
Е.Б. Заболотный
ректор Тюменской государственной академии культуры и искусств, доктор исторических наук, профессор
Формирование высококвалифицированного специалиста в современных условиях возможно только на основе непрерывного, опережающего, распределенного и открытого образования. Наиболее эффективным в данной ситуации представляется создание многоуровневых образовательных комплексов, позволяющих интегрировать и рационально использовать в образовательном процессе интеллектуальные, научные и информационные ресурсы. Двумя доминирующими моделями образовательных комплексов
являются: 1) универсальные, как правило, создаваемые на базе классического университета; 2) отраслевые, основу которых составляет специализированный вуз и близкие ему по профилю образовательные учреждения предпрофессионального, начального и среднего профессионального образования. Для региональной системы образования предпочтительной представляется вторая из обозначенных моделей. Именно она позволяет готовить на месте специалистов по конкретным специальностям для конкретных отраслей
ап
социальной сферы, региональной экономики, преодолевая таким образом негативное влияние от невозвращения в регион кадров, подготовленных за его пределами.
Характерный для многих регионов России процесс создания образовательных комплексов сегодня запущен и в Тюменской области. С 2006 года университетский комплекс успешно реализуется набазеТюменского государственного нефтегазового университета. Утвержденное Постановлением Правительства РФ № 71 от 14.02.2008 новое типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования создало основу для формирования комплексов, аналогичных университетским, на базе академий. Учитывая данный факт, а также базовые положения проекта «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (раздел 3.3. Особенности многоуровневого образования в области музыкального, изобразительного и хореографического искусства), весной 2008 года начались работы по созданию академического комплекса на базе Тюменской государственной академии культуры и искусств.
Принятие решения о формировании многоуровневого образовательного комплекса было обусловлено рядом объективных причин. Первое. Специфичность исторически сложившейся в России системы художественного образования, отличительной чертой которой является преемственность и непрерывность образовательного процесса: школа - училище - вуз. Именно благодаря длительности обучения и его непрерывности российская система подготовки творческих кадров считается одной из лучших в мире.
Второе. Специфичность положения вузов культуры и искусств в российском образовательном пространстве. С одной стороны, они являются значимым звеном подготовки кадров высшей квалификации для сферы искусства и культуры, ведут подготовку по большому спектру специальностей искусства, культуры, и потому в их наличии заинтересовано как государство,
так и регионы. С другой стороны, институты, академии и университеты культуры и искусств тем не менее часто находятся в худшем, нежели прочие вузы региона, положении: «штучная» подготовка творческих кадров, непрестижность многих «бюджетных» специальностей сферы культуры способствует формированию вокруг них негативного общественного мнения, часто выражаемого термином «кулек». Существенной для специализированных вузов является проблема конкуренции со стороны других вузов, которые, учитывая универсальность специальностей культуры и искусства, все чаще пытаются вводить их в перечень реализуемых ими образовательных программ.
Третье. Преломление обозначенной специфики отрасли и положения вузов культуры и искусств в ситуации, сложившейся на территории Тюменской области. Существующая в области система образования в сфере культуры и искусств представлена:
- специализированным высшим учебным заведением (Тюменская государственная академия культуры и искусств);
- 2 специализированными учреждениями среднего профессионального образования (Т юменский колледж искусств, Тобольское училище искусств и культуры им. A.A. Алябьева);
- 84 учреждениями дополнительного образования (одно областное, 38 муниципальных учреждений дополнительного образования детей и молодежи сферы молодежной политики, 29 муниципальных учреждений дополнительного образования детей и молодежи сферы образования, 16 муниципальных учреждений дополнительного образования детей и молодежи сферы культуры).
Несмотря на значительное количество образовательных учреждений сферы культуры
Э
и искусства, сложившаяся система не лишена недостатков. Наиболее значимыми являются:
- ведомственная разобщенность, отсутствие единых принципов организации, отсутствие методического сопровождения, нормирования и контроля сети учреждений дополнительного образования;
- дискретность процесса подготовки специалистов, незавершенность цикла профессиональной подготовки специалистов по ряду специальностей сферы искусств;
- отсутствие развитой системы повышения квалификации кадров и, как следствие, незначительный рост численности преподавателей, имеющих ученое звание;
- отсутствие партнерских связей между образовательными учреждениями различных уровней профессиональной подготовки;
- отсутствие преемственности в учебных планах и рабочих программах профессиональной подготовки специалистов для сферы культуры и искусств и другие.
В целях преодоления обозначенного круга проблем принято решение об объединении имеющихся в области образовательных учреждений сферы культуры и искусства разного уровня в единый комплекс.
непрерывного образования в сфере культуры и искусств, исследовательский проект развития многоуровневого образовательного комплекса как учреждения непрерывного образования в сфере культуры и искусств.
Разработаны программа модернизации вузовской инфраструктуры в соответствии с потребностями многоуровневого комплекса и программасовершенствования методического обеспечения многоуровневого образовательного комплекса в сфере культуры и искусств. Выработаны базовые принципы формирования комплекса. Таковыми являются:
1. Учет специфики и потребностей региона.
2. Соответствие используемых образовательных технологий и методов обучения современным требованиям и специфике каждого из уровней образования.
3. Учет потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг.
Основополагающим звеном комплекса должна стать ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры и искусств», имеющая лицензию на ведение образовательной деятельности по программам высшего и среднего профессионального образования. Расширение спектра реализуемых программ среднего профессионального образования предполагается достичь путем включения в состав Академии в качестве структурного подразделения Тюменского колледжа искусств и в качестве филиала Тобольского училища искусств и культуры им. A.A. Алябьева. Пред-профессиональное образование на первом этапе формирования образовательного комплекса будут обеспечивать действующие при колледже и училище школа искусств и музыкальная школа.
Институт дополнительного профессионального образования придает структуре Академии в процессе объединения с колледжем и училищем комплексный, интегрированный характер, включающий звенья дополнительного (предпрофильного), среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального
Для выработки оптимальной модели организации и функционирования комплекса в настоящее время сотрудниками ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры и искусств» осуществляется исследование «Разработка модели непрерывного образования в сфере культуры и искусств и совершенствование методического обеспечения многоуровневого образовательного комплекса». Сформулированы описательная модель и концепция учреждения
образования с соответствующими возможностями повышения квалификации и переподготовки кадров.
Объединение образовательных учреждений, являющееся сложным, сопряженным с целым рядом трудностей организационного, финансового, технического, психологического характера процессом, должно пройти в два этапа. На первом произойдет включение колледжа и училищ в структуру академии, будет сформировано единое информационное пространство (создание единой библиотечной сети, координация издательской деятельности, использование информационных сетей). Значительное внимание также должно быть уделено активным внешним контактам и заключению договоров о сотрудничестве с вузами-партнерами: Уральской государственной консерваторией им. М.П. Мусоргского, Магнитогорской государственной консерваторией, филиалом Уральской государственной архитектурно-художественной академии, другими учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров в сфере искусств.
Главной задачей второго этапа станет совершенствование процессов интеграции. Принципиальное значение будет уделено:
• открытию и лицензированию специальностей высшего профессионального образования в сфере искусств;
• совершенствованию организационной структуры комплекса, формированию новых учебных подразделений;
• совершенствованию менеджмента качества подготовки специалистов;
формированию единого педагогического коллектива и корпоративной культуры.
Таким образом, реализация в полном масштабе всего комплекса мероприятий по созданию единого многоуровневого образовательного комплекса позволит: сформировать систему доступного и непрерывного образования в сфере культуры и искусств, обеспечивающую высокое качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; достичь устойчивого развития
образовательной, научной и инновационной деятельности, художественного творчества; создать эффективную социально и экономически целесообразную инфраструктуру регионального художественного образования, обеспечивающую достижения следующих результатов:
• достижение высокого качества подготовки специалистов и высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
• открытие новых специальностей и прежде всего сферы искусств;
переход к международным стандартам в области менеджмента качества подготовки специалистов;
• обеспечение эффективного функционирования научных школ и научно-исследовательских коллективов;
• достижение высокого уровня организации культурно-массовых мероприятий и услуг, оказываемых вузом населению и организациям;
формирование единых творческих коллективов, обеспечение обмена исполнительским опытом, участие в творческих конкурсах различных уровней;
• активизация участия в деятельности по сохранению и актуализации художественного и культурного наследия народов Тюменской области.
Представляется, что в условиях реформ и оптимизации системы профессионального образования, а также сложившейся на сегодняшний день в стране и регионе демографической ситуации, реализуемый в Тюменской области вариант развития учебных заведений отрасли культуры и искусств является наиболее оптимальным. Только объединение учебных заведений разных уровней, а также динамичная работа по открытию новых специальностей искусства позволят сохранить накопленный в регионах значительный и подчас уникальный опыт подготовки творческих кадров. Помочь региональным вузам в этом деле - задача учебно-методического объединения и профильных вузов искусства.