Научная статья на тему 'Культура и знание приоритеты инновационного развития РФ'

Культура и знание приоритеты инновационного развития РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и знание приоритеты инновационного развития РФ»

Е. Л. Кудрина

доктор педагогических наук, профессор,

ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств;

В. Д. Пономарев

доктор педагогических наук, профессор, проректор по творческо-исполнительской работе Кемеровского государственного университета культуры и искусств;

Н. И. Гендина

доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств

КУЛЬТУРА И ЗНАНИЕ - ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РФ

Определяющим фактом будущего национальной системы высшего образования РФ является выбор парадигмы инновационного развития. На наш взгляд, их две. Первая - это «экономика, основанная на знаниях», приоритетом которой являются современные технологии экономического роста РФ. Перспективы здесь определил министр образования и науки Андрей Фурсенко в своем приветственном слове, обращенном к участникам научно-практического семинара «Инновационные образовательные программы: опыт реализации и поддержки» (7-8 декабря 2006 года, Москва): «основная цель государственной поддержки вузов - развитие инновационной деятельности в высшей школе, развитие науки, т. е. всего того, что может обеспечить формирование экономики, основанной на знаниях».

Вторая - «этически ориентированная экономика», приоритетом которой является качество жизни населения РФ. «Нам нужно вспомнить, что главное богатство -это люди. Причем значение имеет не просто их количество, но их способность к труду, к творческой мысли, к ответственному созиданию Отечества. Для этого необходимо с ранних лет воспитывать будущих граждан, которые осознавали бы нравственное измерение собственной жизни. Для искоренения бедности нам необходимо построить этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности», -из Слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II при открытии XI Всемирного Русского Народного Собора.

В выборе парадигмы и будет заключаться смысл и принципы государственной политики модернизации системы высшего профессионального образования РФ. В любом случае, следует отметить, что новая образовательная парадигма в нравственно-ценностном измерении будет существенно отличаться от прежних. При этом модернизация высшего образования - это как политическая, так и общенациональная задача. Следовательно, она не может и не должна осуществляться исключительно как ведомственный проект, а должна иметь широкую социальную поддержку и отражать общенациональную идею.

Если мы обратимся к будущему системы высшего профессионального образования в сфере культуры РФ, то ее парадигма развития видится нами в определении - «культура, основанная на знаниях».

В Законе «О культуре и сохранении культурного наследия» государство признает культуру в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы развития современного гражданского общества в РФ. В нашем многонациональном, поликультурном Отечестве философия, методология и практика системы высшего профессионального образования в сфере культуры всегда были направлены на общенациональное само-

сохранение, на внутренний, нравственный ответ вызовам времени. Вековые ценности, традиции, идеалы народов России формировали ядро образовательной модели. Следовательно, ценностные ориентиры российского высшего профессионального образования в сфере культуры по существу отображают систему идеалов, символов, норм, представлений, образов, верований, интересов, смыслов, сформированных в социокультурной среде нации, отражающих ее культурные традиции.

Этот безусловный факт требует государственного и общественного признания ценности самой системы профессионального образования в сфере культуры, как механизма сохранения и трансляции российской культуры, т. е. - наличия государственной политики, обеспечивающей как сохранение лучших традиций отечественной профессиональной школы подготовки высококвалифицированных кадров, так и инновационное развитие образовательной системы вузов культуры и искусств.

Наличие сложившейся отраслевой многопрофильной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров в сфере культуры и искусства определяет такие типы образовательных учреждений, как детские школы искусств, средние специальные учебные заведения (колледжи культуры и искусства), высшие учебные заведения (институты, академии, университеты культуры и искусства), осуществляющие подготовку специалистов по 49 специальностям для сферы культуры и искусства РФ.

Устойчивые тенденции востребованности и, соответственно, конкурентоспособности кадров в области профессионального художественного образования убедительно демонстрирует постоянно растущая динамика приема абитуриентов в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлению «Культура и искусство»: в 2004 году - 20752, 2005 году - 21646, в 2006 году - 22532.

Конкурентоспособность выпускников вузов культуры и искусств определяется также стабильной и постоянно увеличивающейся профессиональной потребностью учреждений культуры и искусства РФ в высококвалифицированных кадрах. Сфера профессиональной деятельности выпускников вузов культуры и искусства - это Дворцы культуры, библиотеки, музеи, федеральные и муниципальные органы управления, вузы и колледжи культуры и искусства, детские школы искусств, научно-исследовательские и научно-методические центры культуры и искусства, учреждения сферы дополнительного образования, театрально-зрелищные комплексы, концертные организации и объединения, концертно-спортивные комплексы, туристические агентства, бизнес-сообщества и т. д.

Вместе с тем, на современном этапе сложившаяся система профессионального образования в сфере культуры и искусства «размывается», что приводит к ухудшению качества подготовки специалистов. Не имея соответствующей специализированной материально-технической базы, научно-педагогической школы и творческих кадров, образовательных традиций, специальности по направлению «Культура и искусство» открывают в вузах правового и педагогического профиля, здравоохранения и физической культуры, геодезии, архитектуры и строительства, химико-технологических, сельскохозяйственных вузах и вузах легкой промышленности, транспортных и технических, военных вузах и т. д. Вряд ли такие «инновации» оправданы.

Соответственно, приоритетным направлением государственной политики в области высшего профессионального образования в сфере культуры следует признать реализацию комплексной программы менеджмента качества. Использование механизма "outsourcing" по отношению к непрофильным вузам РФ, открывающим новые художественно-творческие специальности при отсутствии традиций художественного образования, высококвалифицированных научных педагогических кадров, научно-творческих школ, художественно-творческих коллективов, наработанного учебно-методического обеспечения, материальной базы, будет эффективно способствовать сохранению и инновационному развитию высшей школы в сфере культуры и искусства.

Современный вуз в сфере культуры и искусства, чтобы быть успешным и конкурентоспособным, должен иметь положительный научно-творческий имидж и серьезный инновационный потенциал, использовать современные информационные технологии образования, современные информационные управляющие системы вузов, современные автоматизированные системы планирования и распределения ресурсов, современную систему менеджмента качества образования. Именно эти приоритеты модернизации системы высшего профессионального образования легли в основу Болонской декларации.

Миссию же современных вузов культуры и искусств следует рассматривать как -образование, наука и творчество для качественной профессиональной подготовки и воспитания личности на основе высокой духовности и непреходящих традиций отечественной культуры, способной к креативной, компетентной и ответственной профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства в условиях многополярного и быстроменяющегося мира.

Эффективность модернизации системы профессиональной подготовки в сфере культуры и инновационное развитие будет определяться двумя основными принципами - федерализации на основе создания национальных университетов культуры и искусств в сложившихся научно-творческих школах Москвы и Санкт-Петербурга и куммулятив-ности - создание и развитие межрегиональных университетских инфраструктур культуры и искусств в Федеральных округах и регионах РФ, которые будут выполнять научную, образовательную и культурообразующую функции, не только обеспечивая регионы РФ высоко профессиональными кадрами, но и проводя фундаментальные научные исследования происходящих в современной социально-культурной сфере процессов и выступая в качестве подлинно научно-творческих и информационных центров регионов РФ.

Заявленные принципы, на наш взгляд, сохраняют и развивают в отечественной системе художественного образования фундаментальность, многопрофильную и многоуровневую подготовку специалистов, профессионально-практическую направленность получаемых студентами знаний и навыков, доступность качественного высшего профессионального образования в сфере культуры для всех граждан на территории РФ, т. е. - в полной мере обеспечивают «выполнимость миссии».

В качестве приоритетных направлений организационного, правового и экономического регулирования развития вузов культуры и искусств РФ, на наш взгляд, необходимо определить следующие:

• разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, определение роли культуры как основы общенационального единства и будущего РФ, а профессионального образования в сфере культуры искусства - как системы национальной безопасности;

• развитие национальных университетов и межрегиональных и региональных университетских инфраструктур культуры и искусств для осуществления комплексного системного подхода при выполнении целей инновационной образовательной, научно-творческой, воспитательной и международной деятельности, концентрации материальных, интеллектуальных и творческих ресурсов, координации работ вузовских подразделений для максимального использования научно-творческого потенциала имеющихся образовательных структур региона, интеграции образовательных учреждений в укрупненные многопрофильные университетские структуры;

• развитие научно-творческой составляющей вузов культуры и искусств, обеспечивающей внедрение инновационных технологий и реализацию научных и творческих достижений вузов в социально-культурную практику, в художественное образование и в формирование культурной политики регионов РФ;

• совершенствование системы управления профессиональным образованием в сфере культуры на основе реализации форм профессионально-общественного участия в управлении вузами и обеспечении качества подготовки специалистов, создание экспертных сообществ работодателей для проведения процедур аттестации вузов, аккредитации профессионально-образовательных программ в области культуры и искусства;

• реализация новых схем бюджетирования и многоканального финансирования инновационных образовательных и научно-творческих программ вузов культуры и искусств, в которых участвуют государство, высшее учебное заведение, региональные структуры исполнительной власти (финансирование реальных научно-творческих проектов социально-культурного развития региона, вариативной подготовки и переподготовки кадров для региональной сферы культуры и искусства), бизнес-сообщества (финансирование профессиональной подготовки специалистов по индивидуальным траекториям);

• формирование развитой информационно-образовательной среды и создание на ее базе электронных образовательных технологий и ресурсов.

В волнах интеграции в единое Европейское образовательное пространство не следует забывать о том, что в основном граждане РФ проживают на территории Отечества, а высшее профессиональное образование страны состоит из систем профессионального образования регионов РФ, где сосредоточено основное население страны, природные и социально-экономические ресурсы и где происходит в основном реализация конституционных прав граждан России на получение качественного профессионального образования. И, как правило, устройство своей профессиональной карьеры выпускники вузов РФ связывают с родным краем.

Следовательно, государственная политика развития вузов культуры и искусств должна, в первую очередь, учитывать реальную доступность и социальную эффективность профессионального образования в сфере культуры и искусства на всей территории РФ.

В этом случае инновационное направление развития профессионального образования в вузах культуры и искусств должно быть ориентировано на формирование единого образовательного пространства РФ на основе системного подхода - создание национальных университетов и моделей межрегиональных систем профессионального образования в сфере культуры и искусства - университетских комплексов -укрупненных межрегиональных объединений образовательных, научных инфраструктур, учреждений культуры и искусств, образующих ассоциацию, сохраняющих свою самостоятельность и реализующих образовательные программы различных уровней и профилей подготовки, разрабатывающих и внедряющих научно-творческие проекты социально-культурного развития регионов.

Для системы высшего профессионального образования в сфере культуры консолидация образовательных учреждений в единой трехуровневой системе на основе многопрофильной подготовки: школы искусств - колледж культуры и искусств, музыкальный колледж, художественное училище и т. д. - высшее учебное заведение - явление не новое, а уже сложившееся, обусловленное потребностями профессиональной практики и спецификой подготовки специалистов в сфере культуры и искусства. Создание университетских комплексов в сфере культуры и искусства адекватно отражает накопленный научно-творческий потенциал и профессионально-педагогический опыт системы профессионального художественного образования.

Именно создание национальных университетов и моделей межрегиональных систем профессионального образования в сфере культуры обеспечит конкурентоспособность многопрофильной системы социально-культурного и профессионального художественного образования, профессиональной подготовки в области информационных технологий, направленной на сохранение лучших образовательных традиций и адекватно отвеча-

ющей современным требованиям, обеспечивающей государственные гарантии и равные возможности граждан в получении профессионального образования в области культуры и искусства на всей территории Российской Федерации.

Правовой основой создания национальных университетов и межрегиональных моделей университетских инфраструктур является Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах», в котором говорится, что «с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения».

Инновационное развитие национальных университетов и межрегиональных университетских комплексов культуры и искусств, их определяющая роль в сохранении социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечении потребности рынка труда РФ высококвалифицированными кадрами в сфере культуры и искусства будет определяться решением следующих задач: максимальное использование научно-творческого потенциала имеющихся образовательных структур региона; интегрирование образовательных учреждений и учреждений культуры и искусства в укрупненные структуры с целью наиболее эффективного использования научных, творческих и образовательных ресурсов региона; структурирование образовательного пространства региона.

Модернизация и динамичное развитие системы высшего профессионального образования в сфере культуры РФ, формирование образовательной политики должны быть направлены на разработку и реализацию моделей университетских образовательных комплексов культуры и искусств, определяющих их организационное, правовое и экономическое регулирование:

• межрегиональный совет ректоров вузов культуры и искусств как ассоциативная форма государственно-общественной системы управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в сфере культуры и искусства и одновременно межрегиональное отделение Российского Союза ректоров;

• межрегиональный Попечительский Совет как механизм взаимодействия профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов;

• межрегиональный Центр менеджмента качества профессионального образования;

• межрегиональные советы по защите диссертаций (сохранение и развитие научных школ, подготовка высококвалифицированных специалистов через систему послевузовского образования (аспирантура-докторантура);

• межрегиональный научно-технологический парк (консорциум вузов с академическими и отраслевыми НИИ и учреждениями культуры и искусства) как научный центр трансфера социально-культурных и информационных технологий через открытие совместных новых и развитие существующих научных направлений на основе межрегиональных НИИ;

• межрегиональный информационный сервер - сетевой парк как центр организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития образовательной мобильности, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

• межвузовская корпоративная автоматизированная библиотечная сеть на базе новых информационных технологий;

• межрегиональный межвузовский центр международного сотрудничества;

• межрегиональный центр тестирования школьников и абитуриентов в области гуманитарной культуры и искусства;

• межрегиональный Центр науки, образования и культуры;

• межрегиональный институт переподготовки и повышения квалификации кадров;

• межрегиональный культурно-оздоровительный комплекс;

• межрегиональный Издательский Дом;

• межрегиональное отделение УМО в сфере культуры и искусства для создания и реализации взаимосвязанных образовательных программ различных уровней и направлений.

Реализацию государственной политики развития вузов культуры и искусств РФ, на наш взгляд, следует осуществлять в три основных этапа.

Первый этап - 2007 год. На этот период предусмотреть разработку моделей национальных университетов и межрегиональных университетских инфраструктур развития инновационного образования в сфере культуры и искусства, законодательных и нормативно-правовых основ развития профессионального образования в сфере культуры и искусства. Эффективное выполнение мероприятий Концепции государственной политики развития вузов культуры и искусств РФ на 2007-2010 годы невозможно без адекватного изменения законодательной и нормативной правовой базы.

Второй этап - 2008-2009 годы. На данном этапе приоритет отдается мероприятиям, обеспечивающим апробацию, внедрение и реализацию моделей национальных университетов и эффективных межрегиональных образовательных моделей в сфере культуры и искусства.

Третий этап - 2010 год. В этот период реализуются мероприятия, направленные на распространение инновационного опыта и результатов, полученных при внедрении и реализации региональных образовательных моделей в сфере культуры и искусства, взаимное обучение высших учебных заведений.

В заключение следует напомнить, что тип культуры, который сложился в России более чем за тысячелетний период ее истории, отличается от культуры западной цивилизации. Россия с ее многонациональным населением не является ни азиатской, ни европейской страной и представляет собой культурный феномен, не имеющий аналогов в мире.

Именно культурная феноменальность определяет и формирует сложную систему детерминант художественного творчества: этические принципы и моральные нормы; жизненные ценности и установки различных социальных групп; особенность социально-коммуникативных процессов. Для России сочетание общечеловеческих ценностей с особенностями национального характера, определяемого спецификой жизни в стране необъятных просторов и суровой природы, стране многонациональной, стране многих конфессий, всегда было и останется ключевым. А духовность всегда будет рассматриваться как основная культурная доминанта.

«Культура, основанная на знаниях» - есть парадигма системы высшего профессионального образования в сфере культуры, отражающая традиционные для России нормы жизни общества, идеи патриотизма и служения Отечеству, воспитания человека нравственного, ответственного, знающего, трудолюбивого, уважающего свою культуру и культуру других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.