^ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ^
Е. КУДРИНА, профессор, ректор В. ПОНОМАРЕВ, профессор, проректор Н. ГЕНДИНА, профессор Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Определяющим фактором будущего системы высшего образования РФ является выбор парадигмы инновационного развития. На наш взгляд, их две. Первая - это «экономика, основанная на знаниях », приоритетом которой являются современные технологии экономического роста РФ. Об этом на научно-практическом семинаре «Инновационные образовательные программы: опыт реализации и поддержки » (7-8 декабря 2006 г., Москва) министр образования и науки сказал так: «Основная цель государственной поддержки вузов -развитие инновационной деятельности в высшей школе, развитие науки, то есть всего того, что может обеспечить формирование экономики, основанной на знаниях». Вторая - «этически ориентированная экономика», приоритетом которой является качество жизни населения РФ. В Слове Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XI Всемирного Русского Народного Собора говорится: «Нам нужно вспомнить, что главное богатство - это люди. Причем значение имеет не просто их количество, но их способность к труду, к творческой мысли, к ответственному созиданию Отечества. Для этого необходимо с ранних лет воспитывать будущих граждан, которые осознавали бы нравственное измерение собственной жизни... Для искоренения бедности нам необходимо построить этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности».
Новая парадигма образования должна выражать смысл и принципы государственной политики в области высшего профессионального образования РФ. При этом
«Культура, основанная на знаниях» как парадигма образования
модернизация высшего образования как политическая и общенациональная задача не может осуществляться исключительно как ведомственный проект, а должна иметь широкую социальную поддержку.
Если мы обратимся к будущему системы ВПО в сфере культуры, то ее парадигма развития видится нами как «культура, основанная на знаниях». В Законе «О культуре и сохранении культурного наследия» государство признает культуру в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы развития современного гражданского общества в РФ. В нашем многонациональном, поликультурном отечестве философия, методология и практика образовательной системы в сфере культуры всегда были направлены на общенациональное самосохранение, на внутренний, нравственный ответ вызовам времени. Вековые ценности, традиции, идеалы народов России формировали ядро образовательной модели. На наш взгляд, ценностные ориентиры российского ВПО в этой сфере, по существу, отображают систему идеалов, символов, норм, представлений, образов, верований, интересов, смыслов, сформированных в социокультурной среде нации и отражающих ее культурные традиции. На этом основывается ценность самого образования в сфере культуры как механизма сохранения и трансляции российской культуры. А это предполагает наличие государственной политики, обеспечивающей как сохранение лучших традиций подготовки высококвалифицированных кадров, так и инновационное развитие образовательной системы вузов культуры и искусств.
Сложившаяся отраслевая многопро-
Художественное образование 141
фильная непрерывная профессиональная подготовка кадров в сфере культуры и искусства определяет такие типы образовательных учреждений, как детские школы искусств, средние специальные учебные заведения (колледжи), высшие учебные заведения (институты, академии,университеты), осуществляющие подготовку специалистов по 49 специальностям для данной сферы. Устойчивые тенденции востребованности таких кадров убедительно демонстрирует постоянно растущая динамика приема абитуриентов в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлению «Культура и искусство»: 20752 чел. в 2004 г., 21646 - в 2005 г., 22532 - в 2006 г. Сфера профессиональной деятельности выпускников вузов культуры и искусства - это дворцы культуры, библиотеки, музеи, федеральные и муниципальные органы управления, вузы и колледжи культуры и искусства, детские школы искусств, научно-исследовательские и научно-методические центры культуры и искусства, учреждения сферы дополнительного образования, театрально-зрелищные комплексы, концертные организации и объединения, концертно-спортивные комплексы, туристические агентства, бизнес-сообщества и т.д.
Вместе с тем сегодня можно наблюдать, что сложившаяся система профессионального образования в сфере культуры и искусства «размывается». Специальности по направлению «Культура и искусство » открываются в вузах правового и педагогического профилей, здравоохранения и физической культуры, геодезии, архитектуры и строительства, легкой промышленности, в химико-технологических, сельскохозяйственных, транспортных и технических, военных вузах, не имеющих соответствующей специализированной материально-технической базы, научно-педагогической школы и творческих кадров, образовательных традиций. Вряд ли такие «инновации» оправданны.
Приоритетным направлением государственной политики в области ВПО следует признать реализацию комплексной программы менеджмента качества. Использование механизма аутсорсинга по отношению к непрофильным вузам РФ, открывающим новые художественно-творческие специальности, будет способствовать сохранению и инновационному развитию образовательной практики в сфере культуры и искусства. Чтобы быть успешным и конкурентоспособным, современный вузв этой области должен иметь положительный научно-творческий имидж и серьезный инновационный потенциал, использовать современные информационные технологии образования, информационные управляющие системы вузов, автоматизированные системы планирования и распределения ресурсов, менеджмент качества образования.
Миссию современных вузов культуры и искусств можно определить следующим образом: синтез образования, науки и творчества для качественной подготовки и воспитания личности на основе высокой духовности и непреходящих традиций отечественной культуры, способной к креативной, компетентной и ответственной профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства в условиях многополярного и быстроменяющегося мира.
Эффективной модернизации системы профессиональной подготовки в сфере культуры способствуют два основных принципа: федерализация на основе создания национальных университетов культуры и искусств в сложившихся научно-творческих школах Москвы и Санкт-Петербурга и ку-мулятивность - создание и развитие межрегиональных университетских инфраструктур культуры и искусств в федеральных округах и регионах РФ, которые могут выполнять научную, образовательную и культурообразующую функции. Заявленные принципы, на наш взгляд, сохраняют и развивают фундаментальность, многопро-фильность и многоуровневость подготов-
142 Высшее образование в России • № 7, 2007
ки специалистов, профессионально-практическую направленность получаемых студентами знаний и навыков, доступность качественного высшего профессионального образования в сфере культуры для всех граждан на территории РФ.
В качестве приоритетных направлений организационного, правового и экономического регулирования развития подобных вузов видится следующее. Для разработки государственной образовательной политики в данной сфере важно определить роль культуры как основы общенационального единства и будущего России, а образования - как составляющей национальной безопасности. Необходимо развитие национальных университетов, межрегиональных и региональных университетских инфраструктур культуры и искусств для осуществления комплексного подхода при выполнении целей инновационной образова-тельной,научно-творческой,воспитательной и международной деятельности, концентрации ресурсов, координации работ вузовских подразделений, интеграции образовательных учреждений в укрупненные многопрофильные университетские структуры. Подобное устроение преследует цель повышения научно-творческого потенциала вузов, внедрения их достижений в социально-культурную практику, в культурную политику регионов. Совершенствованию управления профессиональным образованием в этой сфере помогут различные формы профессионально-общественного участия в управлении вузами и обеспечении качества подготовки специалистов, создание экспертных сообществ работодателей для проведения процедур аттестации вузов и аккредитации соответствующих профессионально-образовательных программ. Особым вопросом выступает реализация новых схем многоканального финансирования инновационных образовательных и научно-творческих программ вузов с участием государства, учебного заведения, региональных структур власти (финансирование проектов социально-культурного
развития региона, вариативной подготовки и переподготовки кадров для региональной сферы культуры и искусства), бизнес-сообщества (финансирование профессиональной подготовки специалистов по индивидуальным траекториям).
Формированию единого образовательного пространства РФ способствует создание национальных университетов и моделей межрегиональных систем профессионального образования в сфере культуры и искусства - университетских комплексов. Консолидация образовательных учреждений в единой трехуровневой структуре на основе многопрофильной подготовки (школа искусств, колледж культуры и искусств, музыкальный колледж, художественное училище и высшее учебное заведение) - явление уже сложившееся. Правовая основа подобных комплексов содержится в Постановлении Правительства РФ № 676 от 17.09.2001 «Об университетских комплексах»: «.на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения ». Такие образовательные структуры в сфере культуры и искусства рассчитаны на решение задач интегрирования образовательных заведений и учреждений культуры с целью наиболее эффективного использования научных, творческих и образовательных ресурсов региона, структурирования его образовательного пространства.
Конечно, не существует шаблона разработки и реализации моделей университетских образовательных комплексов культуры и искусств, определяющих их организационное, правовое и экономическое регулирование, но есть некоторые параметры, которые необходимо учитывать при этом: институционализация межрегионального совета ректоров соответствующих вузов, попечительского совета как механиз-
Художественное образование_143
ма взаимодействия профессионального образования и работодателей, центра менеджмента качества образования, межрегиональных советов по защите диссертаций и т.д. Не исключено, что практика инноваций такого рода потребует несколько этапов осуществления.
В заключение следует напомнить, что тип культуры, который сложился в России
более чем за тысячелетний период ее истории, отличается от культуры западной цивилизации. Россия с ее многонациональным населением не является ни азиатской, ни европейской страной и представляет собой культурный феномен, не имеющий аналогов в мире. Духовность всегда будет рассматриваться у нас как основная культурная доминанта.
В. НИКИТИН, профессор
Московский государственный университет культуры и искусства
Развитие системы профессионального
хореографического образования в настоящее время носит достаточно неустойчивый, сложный характер. В самом процессе обучения возникают проблемы, казалось бы, внешние для него, но тем не менее весьма важные с точки зрения его результата. Так, возникновение новых направлений танца привело в XX в. к целому спектру новых выразительных возможностей хореографа. Каждая танцевальная система обладает собственной эстетикой и, следовательно, собственным танцевальным языком, с помощью которого хореограф создает произведение искусства. Естественно, что мышление хореографа зависит от восприятия определенной эстетики того или иного хореографического направления и от выразительных средств, которыми он пользуется. Неизбежно возникает противоречие между характером мышления балетмейстера в классической и в современной хореографии.
В настоящее время в отечественной системе обучения главенствуют приоритеты классического и народного танцев, и это накладывает определенный отпечаток на все содержание обучения. Нередко происходит догматизация в выборе стилевых направлений. Западная методика профессионального обучения основывается на си-
Проблемы обучения студента-хореографа
стеме «авторских школ», «танцевальном плюрализме», который позволяет дать профессиональные навыки в различных направлениях танцевальных техник, стилей и школ.
В России до сих пор не принят общемировой стандарт определения «современный танец», который часто подменяется социальным или эстрадным танцем. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать пока нельзя. Признаются официально два термина: «современный танец» (как эстрадный, социальный) и «модерн » (как современный сценический танец в общемировом понимании). Отсутствие четких понятий «современный танец» и «профессиональная подготовка балетмейстера современных направлений танца» влияет на содержание учебных программ.
Сегодня только начинает складываться система высшего профессионального образования для артистов балета. Заканчивая обучение в хореографическом училище, будущий исполнитель сталкивается с дилеммой: выбрать ли карьеру исполнителя (на короткий период) и в дальнейшем оказаться лишенным возможности работать в качестве педагога и балетмейстера или же прервать на пять лет свою творческую карьеру и получить высшее образование, ко-