Научная статья на тему 'Творческий вуз: новое измерение (интервью с Кудриной Е. Л. )'

Творческий вуз: новое измерение (интервью с Кудриной Е. Л. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий вуз: новое измерение (интервью с Кудриной Е. Л. )»

Клуб ректоров

ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ: НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Интервью

с доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Международной академии наук высшей школы, Международной академии информатизации, Российской академии естественных наук, почетным профессором Монгольского государственного университета культуры и искусств, заслуженным работником культуры Российской Федерации, ректором Кемеровского государственного университета

культуры и искусств

Екатериной Леонидовной Кудриной

Rectors’ club

CREATIVE UNIVERSITY: NEW DIMENSION

Interview

with Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, member of the International Academy of Higher Education, International Academy of Informatization, Russian Academy of Natural Sciences. Professor Emeritus of Mongolian State University of Culture and Arts, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Rector of Kemerovo State University of Culture and Arts

Ekaterina Leonidovna Kudrina

- Екатерина Леонидовна! Развитие вузов культуры и искусств в современных условиях происходит под влиянием процессов, связанных с разработкой проектов двух новых законов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона «О культуре в Российской Федерации». В средствах массовой информации развернулась серьезная дискуссия о тех изменениях в сфере культуры и образования, в сфере культуры и искусства, к которым приведет принятие этих законов. Какие из них, на Ваш взгляд, являются значимыми?

- Принятие этих законов, на мой взгляд, явится значимым событием для всех уровней профессионального образования в сфере культуры и искусства. Надо отметить, что для учебных заведений отрасли «Культура» оба закона играют важную роль в повышении качества подготовки специалистов художественного профиля и в возрастании роли государства и ответственности вузов за развитие системы непрерывного социально-культурного образования.

В качестве приоритетных направлений организационного, правового и экономического регулирования развития отечественных вузов культуры и искусств следует определить следующие:

• разработка государственной политики и нормативно-правового регулирования системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства как основы общенационального единства и будущего Российской Федерации, определение роли культуры и искусства как важнейших компонентов всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности, а профессионального образования в сфере культуры и искусства как системы национальной безопасности;

• развитие национальных университетов и межрегиональных и региональных университетских инфраструктур культуры и искусств (профильных университетов) для осуществления комплексного системного подхода при выполнении целей инновационной образовательной, научно-творческой, воспитательной и международной деятельности, концентрации материальных, интеллектуальных и творческих ресурсов, координации работ вузовских подразделений для максимального использования научно-творческого потенциала, имеющихся культурно-образовательных структур региона, интеграции образовательных учреждений в укрупненные многопрофильные университетские комплексы;

• развитие научно-творческой составляющей вузов культуры и искусств, обеспечивающей внедрение инновационных технологий и реализацию научных и творческих достижений вузов в социально-культурную практику, в художественное образование и в формирование культурной политики субъектов РФ;

• совершенствование системы управления профессиональным образованием в сфере культуры и искусства на основе реализации форм общественно-государственного, профессионально-общественного участия в управлении вузами и обеспечении качества подготовки специалистов, создание экспертных сообществ работодателей для проведения процедур аттестации вузов, аккредитации профессиональнообразовательных программ в области культуры и искусства;

• реализация новых схем бюджетирования и многоканального финансирования инновационных образовательных и научно-творческих программ вузов культуры и искусств, в которых участвуют государство, высшее учебное заведение, региональные структуры исполнительной власти (финансирование реальных научно-творческих проектов социально-культурного развития региона, вариативной подготовки и переподготовки кадров для региональной сферы культуры и искусства), бизнес-сообщества (финансирование профессиональной подготовки специалистов по индивидуальным траекториям) и др.;

• формирование развитой информационно-образовательной среды и создание на ее базе электронных образовательных технологий и ресурсов.

На мой взгляд, деятельность вузов культуры и искусств определяется такими тенденциями, как диверсификация, регионализация, децентрализация социально-культурной жизни, культурно-образовательного пространства. За последние годы влияние регионов на общеполитическую, информационную и культурную ситуацию в стране усилилось, стало очевиднее и определеннее. Это обусловлено тем, что активизировалась социально-культурная жизнь в регионах, что нашло свое отражение в развитии культурной активности населения и изменении культурной политики территорий.

Обозначенные тенденции и перспективы обусловливают необходимость выработки новой стратегии развития вузов культуры и искусств, придания новых импульсов образовательной политике, определяемой изменением ее парадигмы на «образование в течение всей жизни», инновационными подходами к направлениям научных исследований и характеру творческой деятельности.

- Говоря о нормативно-правовых основах деятельности вузов культуры и искусств, детерминированных проектом Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» в отношении развития художественного образования, нельзя не сказать о том правовом поле, которое определяется в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в отношении вопросов о федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, о Едином государственном экзамене, организации набора абитуриентов, приема в ассистентуру-стажировку.

- Следует отметить, что в этом году все вузы уже вели прием студентов на 1 курс в соответствии с новыми ФГОС ВПО третьего поколения. Процесс уровневой подготовки запущен в соответствии с законодательной нормой и требует разработки и введения учебно-методического обеспечения, соответствующего качественной подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Кроме того, предстоит в течение 4-5 лет завершать подготовку студентов по стандартам второго поколения, но уже с учетом новых требований, новых реалий практики и парадигм социально-экономического и социально-культурного развития, формирования «общества знаний».

Единый государственный экзамен - это данность вузу. Есть свои плюсы, есть и минусы. Среди первых можно отметить экономию вузовских финансовых средств. Среди вторых -отсутствие механизмов более тщательного отбора студентов творческих направлений: имеющие больший балл по гуманитарным дисциплинам получают приоритет перед талантливыми детьми.

В этом году во время вступительной кампании обозначился целый ряд подобных проблем. Во-первых, согласно принятому порядку, до 1 марта все школы обязаны подать заявления об участии в ЕГЭ. Но если новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования не приняты, то мы не могли объявлять о наборе в вуз по результатам ЕГЭ на эти направления и специальности. Далее: законодатель обязывает нас засчитывать при поступлении на наши специальности три экзамена - скажем, по русскому языку, по истории, по литературе. Но на творческие специальности мы не можем принимать человека без экзамена по специальности. Это все равно, что зачислять в технический вуз абитуриентов, не знающих таблицу умножения. Для нас в качестве такой «таблицы умножения» выступает довузовская (предпрофессиональная) подготовка абитуриентов в детских школах искусств, подтверждаемая свидетельствами об окончании музыкальной или художественной школы. Профильный экзамен состоит из трех частей. Например, для направления «Дизайн» - это рисунок, композиция и живопись. Для музыкальных направлений - вокал

(или инструментальное исполнительство), музыкальная грамотность и сольфеджио. Таким образом, наши абитуриенты вынуждены сдавать шесть вступительных экзаменов, а не три, как абитуриенты, поступающие в другие вузы. Проблема состоит еще в том, как учитывать результаты в баллах. Если результаты ЕГЭ по истории и литературе абитуриент, поступающий на направление «Хореография», имеет невысокие, а на экзаменах по специальности демонстрирует одаренность и талант, то как должна поступать приемная комиссия, чтобы отобрать действительно талантливых студентов?

Снова надо практически с нуля начинать подготовку в вузе ассистентов-стажеров, т. к. эта деятельность в творческих вузах была прекращена в начале 90-х годов ХХ века.

- В этой связи не утрачивает актуальности вопрос о статусе и содержании деятельности детских школ искусств, детских художественных школ и детских музыкальных школ. Какой Вы видите их роль в системе художественного образования в России?

- В действующем законе РФ «Об образовании» детские школы искусств, детские художественные школы и детские музыкальные школы оказались лишенными своего специфического статуса. Их приравняли после принятия закона «О культуре» к сфере дополнительного образования, иначе говоря, кружкам художественной самодеятельности и секциям «по интересам» в Домах народного творчества и Домах технического творчества. Я считаю, что это в корне неправильно. Эти образовательные учреждения занимаются не «развлечением и досугом», а начальной, предпрофессиональной подготовкой будущих специалистов культуры и искусства. Без обучения в этих школах все наши творческие специальности и направления подготовки кадров теряют смысл. В настоящее время внесены поправки в ряд законодательных актов, и отрадно, что данные учебные заведения получили возможность реализации образовательных программ предпрофессиональной подготовки учащихся. Но на уровне отрасли культуры следует решать и дальше вопрос не только о статусе этих образовательных учреждений, но и о статусе педагогов, которые в них работают. Они, как минимум, должны быть приравнены к педагогам общеобразовательных школ по заработной плате, льготам, учебной нагрузке и по продолжительности отпуска.

- Как можно оценить потенциал художественного образования Сибирского федерального округа в связи с обозначенной Вами тенденцией регионализации?

- Высшее профессиональное образование страны состоит из систем профессионального образования регионов (субъектов) РФ, где сосредоточено основное население страны, природные и социально-экономические ресурсы, и где происходит, в основном, реализация конституционных прав граждан России на получение качественного профессионального образования. И, как правило, устройство своей профессиональной карьеры выпускники вузов связывают с родным краем.

Сибирский федеральный округ (СФО) располагает достаточно широкой сетью учебных заведений культуры и искусств: вузов - 9, ссузов - 41, детских школ искусств - 945. Основу высшего образования в СФО составляют вузы Красноярска (Художественный институт и Академия музыки и театра), Новосибирска (Консерватория и Театральный институт, имеющий статус областного), Улан-Удэ (Академия культуры и искусств), Кемерова (Университет культуры и искусств), Барнаула (Академия культуры и искусств).

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» является одним из университетских комплексов Сибири по подготовке специалистов высшей квалификации в сфере культуры, искусства и образования, известным научным центром в области

культурологии, социально-культурной деятельности, библиотечно-информационных технологий и информационной культуры личности, музыкального, хореографического и театрального искусства, арт-менеджмента, активно ведущим свою деятельность в диалоге многообразия культур.

- Таким образом, можно сказать, что складываются региональные системы художественного образования, в которых каждое учреждение образования или культуры занимает свое место. В этой связи, каковы основные проблемы этих систем?

- Для системы профессионального художественного образования консолидация образовательных учреждений в единой трехуровневой системе на основе многопрофильной подготовки: школа искусств - колледж культуры и искусств, музыкальный колледж, художественное училище и т. д. - высшее учебное заведение - явление не новое, а уже сложившаяся система, обусловленная потребностями профессиональной практики и спецификой подготовки специалистов в сфере культуры и искусства. Создание университетских комплексов в сфере культуры и искусства адекватно отражает накопленный научно-творческий потенциал и профессионально-педагогический опыт системы профессионального художественного образования, в которой накоплен большой опыт реализации инновационных творческих проектов регионального, федерального и международного уровня, имеются высококвалифицированные кадры. Главными являются проблемы финансирования и оплаты труда профессорско-преподавательского состава, руководителей творческих коллективов и концертмейстеров.

Что касается финансирования, то все детские художественные школы и детские музыкальные школы относятся к муниципальному уровню. А это значит, что «сэкономить» муниципалитеты в случае нужды всегда готовы за счет сокращения «обузы». Понятно: музыкальная школа - не больница, закрой ее на селе или в маленьком городе - социального возмущения не будет. Будет только постепенное, но неуклонное снижение уровня нашего искусства. Вот мы и предлагаем (и на парламентских слушаниях этот вопрос ставился очень резко) перевести все детские художественные школы, детские музыкальные школы и школы искусств в ведение субъектов Российской Федерации на региональный уровень финансирования. Необходимо довести зарплату работающих в них педагогов до среднерегионального уровня. В бюджетах субъектов РФ доля средств, выделяемых на культуру, колеблется от 0,44 % до 3,2 % вместо 6 %, рекомендованных законом. Добиться исполнения закона.

- Каково место вузов культуры и искусств в художественном образовании?

- В России 46 творческих вузов. Из них 13 - вузы культуры и искусств. Значимое место в этой системе вуз культуры и искусств занимает тогда, когда он представляет собой успешный и конкурентоспособный университетский комплекс, имеющий положительный научнотворческий имидж и инновационный потенциал развития, разрабатывает и использует современные информационные технологии образования, современные информационные системы управления, планирования и распределения ресурсов, современную систему менеджмента качества образования в области культуры и искусства. Примером такого комплекса является ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств». Стратегические приоритеты его деятельности связаны с определяющей ролью в развитии системы непрерывного образования, кадровом и научном обеспечении социально-культурного и социальнообразовательного развития Кемеровской области и Западной Сибири. Стратегическая система приоритетов инновационного развития университета, отражающая традиционные для России нормы жизни общества, идеи патриотизма и служения Отечеству, воспитания человека нрав-

ственного, ответственного, знающего, трудолюбивого, уважающего свою культуру и культуру других народов, строится по принципу «Культура, основанная на знаниях». При этом мы придерживаемся следующих стратегических факторов: определение важных, отчетливо сформулированных задач; поддержка инициативы; концентрация; гибкость; скоординированное и ответственное руководство; неожиданность; защита.

Миссия Кемеровского государственного университета культуры и искусств отражает общественное предназначение университетского образования, которое мы рассматриваем не только как процесс усвоения знаний и научных достижений, но и как процесс личностного становления и развития. Вуз стремится, чтобы процесс воспитания личности российского интеллигента и «передача культуры» в стенах университета получили свое реальное воплощение. Для нашего вуза она определена как образование, наука и творчество для качественной профессиональной подготовки и воспитания личности на основе высокой духовности и непреходящих традиций отечественной культуры, способной к креативной, компетентной и ответственной профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства в условиях многополярного и быстроменяющегося мира.

- На каких принципах строится система художественного образования в России?

- Традиционными для отечественной системы художественного образования являются принципы непрерывности, многоуровневости и многопрофильности. Крайне важная тема -непрерывность творческого образования. Для нас эта цепочка складывается из ряда звеньев: школа искусств - творческий колледж - вуз. Но если студент, обучающийся в колледже культуры на отделении хореографии, уже получил одну отсрочку от армии, то при поступлении в вуз его призовут в армию точно: отсрочку по учебе можно брать только один раз. И цепочка прерывается. А этого делать нельзя.

- Каковы основные подходы к оценке качества художественного образования?

- В настоящее время в силу отраслевой специфики подготовки кадров вузам культуры и искусств приходится находить ответ на целый ряд противоречивых требований: адекватная реакция на возрастание массовости высшего образования при обеспечении качества обучения и индивидуальности подготовки; разработка процедур контроля качества без ущерба для свободы творчества как преподавателей, так и докторантов, аспирантов и студентов; диверсификация профессиональных образовательных программ и учебно-методических комплексов в условиях резкого сокращения государственного финансирования без учета специфики нормативно-правового регулирования подготовки творческих кадров; независимость в сочетании с ответственностью и гражданственностью; сочетание высокого уровня научной, творческой работы и преподавания. Все это требует внедрения системы менеджмента качества. Наш вуз занимается внедрением данной системы уже более трех лет.

- Каковы перспективы развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств с целью решения основных задач подготовки кадров для сферы культуры и художественного образования?

- Все наши перспективы мы связываем с проводимой государством образовательной и культурной политикой. Эти перспективы обозначены в Стратегии развития Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств». В соответствии с ними нам предстоит пройти аттестацию и получить аккредитацию вуза весной 2013 года. Это уже близко, а сделать еще предстоит немало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.