Научная статья на тему 'Развитие преемственности художественного образования: региональный аспект'

Развитие преемственности художественного образования: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ART EDUCATION / INTERAGENCY COOPERATION / INNOVATIVE STRUCTURE OF THE CLASSICAL UNIVERSITY / SOCIOCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Генова Нина Михайловна

В статье рассматривается система образования в сфере культуры и искусств (школа-училище-вуз), сложившаяся в Омском регионе. Анализируются проблемы ее функционирования и перспективы развития на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF ART EDUCATION: REGIONAL ASPECT

A system of education in the sphere of culture and arts (School-College-University) established in the Omsk region is reviewed in the article. The problems of its performance and prospects of development at the present stage are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие преемственности художественного образования: региональный аспект»

УДК 37

Н. М. Генова

РАЗВИТИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается система образования в сфере культуры и искусств (школа-училище-вуз), сложившаяся в Омском регионе. Анализируются проблемы ее функционирования и перспективы развития на современном этапе.

Ключевые слова: художественное образование, межведомственное взаимодействие, инновационная структура классического университета, социокультурная компетенция.

N. M. Genova

CONTINUITY OF ART EDUCATION: REGIONAL ASPECT

A system of education in the sphere of culture and arts (School-College-University) established in the Omsk region is reviewed in the article. The problems of its performance and prospects of development at the present stage are analyzed.

Keywords: art education, interagency cooperation, innovative structure of the classical university, sociocultural competence.

Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 1244-р одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Планируемые результаты реализации данной Концепции предусматривают на местах (в регионах России) среди направлений в работе сохранение единой системы образования в сфере культуры и искусства (школа-училище-вуз) в ведении органов управления культурой.

Особое внимание к художественному образованию на современном этапе не случайно. Образование, по мнению ведущих отечественных ученых и специалистов, должно войти в состав приоритетов российского общества и государства, а образовательный сектор должен быть выбран в качестве одной из национальных точек роста. По оценкам экспертов Европейского союза, образование в России признано единственной сферой, обладающей высокой конкурентоспособностью. Вместе с тем, очевидна и необходимость модернизации в свете мировых тенденций в образовательной сфере.

В Омском регионе сложилась определенная система художественного образования, при наличии взаимодействия детских школ искусств, средних специальных учреждений, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Детские школы искусств, музыкальные школы, гимназии, средние профессиональные училища находятся в поле зрения творческого факультета университета - факультета культуры и искусств. В этой связи большое значение придается научно-методической помощи со стороны преподавателей факультета культуры и искусств. Взаимодействие вуза с профильными образовательными учреждениями осуществляется выпускающими кафедрами.

Эту работу координирует центр непрерывного образования как структурное подразделение факультета. Формы взаимодействия с каждым годом становятся все разнообразнее. Вот некоторые примеры: кафедры хорового дирижирования, инструментального исполнительства организуют с колледжем культуры и искусств и музыкальным училищем им. Шебалина проведение

практик и трудоустройство студентов, экспертную оценку выпускных и методических работ, мастер-классы, председательство в Государственных аттестационных комиссиях. Проведение совместных концертов и мероприятий, научных конференций, издание сборников научно-методических работ стало хорошей традицией.

Межведомственное взаимодействие в сфере художественного образования развивается. На сегодняшний день назрела необходимость в выработке новых парадигм в образовании в сфере культуры и искусств, новых программ, инновационных методов преподавания.

Факультет культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского - открытая, инновационная структура классического университета, осуществляющая подготовку и переподготовку кадров для Омского региона, регионов Сибири, стран СНГ (Казахстан, Белоруссия, Украина). В 2008 году факультетом получен международный сертификат качества ИС0-9001. Обучение ведется по 6 специальностям, 9 направлениям и 17 специализациям. В составе факультета 9 кафедр: управления и ресурсного обеспечения СКД, хорового дирижирования, теории и истории музыки, хореографии, инструментального исполнительства, режиссуры театрализованных представлений и праздников, кино-, фото-, видеотворчества, театрального искусства и актерского мастерства, социально-культурной деятельности.

Чтобы сохранить определенную преемственность в регионах было бы неплохо совместными усилиями разработать «Положение об учебно-методическом комплексе региона», которое позволило бы профилирующим кафедрам целенаправленнее, плодотворнее работать в системе «школа искусств-училище-вуз».

В соответствии с основными задачами Концепции развития художественного обра-

зования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы факультетом культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского разработаны программы повышения квалификации для работников данной сферы по ключевым проблемам функционирования и развития художественного образования. Эти программы рассчитаны на руководителей и специалистов органов управления культуры, методических служб.

Для региона важна не только преемственность в деле подготовки кадров, но и соответствие требованиям региона. Какие специалисты нужны? Какими должны быть компетентностные характеристики будущих специалистов? И здесь очень многое зависит от заказчика кадров - работодателей: от Министерства культуры, департамента культуры до учреждений культуры города и области. Совместно с департаментами идёт формирование «Компетентностной модели выпускника ООП ВПО», будущего специалиста в сфере культуры и искусства посредством опроса работодателей и выпускников с целью оценки/самооценки уровня освоения компетентностно-ориентированного подхода в обучении. Подобная модель включает в себя социокультурные и профессиональные компетенции.

Социокультурная компетенция - сложный феномен, рассматривающийся на стыке комплекса социальных и психологических наук. Она является частью социальной компетенции личности в целом, базисом её успешности. Социокультурные компетенции содержат не только знаниево-деятельностные компетенции (познавательной деятельности, разных видов деятельности, информационных технологий), но и компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, и компетенции социального взаимодействия человека и социальной сферы. Профессиональные компетенции определяют готовность выпускника к профессиональной дея-

тельности, предоставляя свободу маневра в быстро изменяющихся условиях современного общества. Поэтому, формулируя и высвечивая в учебных планах профессиональные компетенции, мы должны использовать глагол «способен», «знает», «умеет», «владеет». Это, в свою очередь, заставляет повысить качество образовательных услуг, нацеленных на разработку компетентностно-ориентированных образовательных программ стандартов третьего поколения, организацию практик и взаимодействие с работодателями, разработку и реализацию магистерских программ. Факультет культуры и искусств Омского государственного университета (ОмГУ) им. Ф. М. Достоевского имеет возможность самостоятельно формировать национально-региональный (вузовский) компонент основных образовательных программ специальностей и направлений подготовки культуры и искусства.

На сегодняшний день кафедры ориентируются на установление профилизации учебных планов. Причем не только на период обучения в вузе, но и на послевузовскую перспективу. Для воплощения подобной идеи в жизнь факультет помогает студенту заранее выявить для себя область интересующих его изысканий, определить содержание и уровень разработанности собственной научной темы. К примеру, профилизация специальностей «Инструментальное исполнительство», «Народное художественное творчество», «Музыкальное образование» может вполне заключаться в построении научноисследовательской деятельности будущих специалистов. Однако факультет учитывает, что для формирования установки на исследовательский процесс студенты должны не только познакомиться с реалиями практики (педагогической, производственной, ознакомительной, фольклорной, учебной, преддипломной), но осознать сущностные перспективы развития социокультурной сферы,

которая постепенно окружает и наполняет профессиональным духом будущую деятельность специалиста в сфере культуры и искусств.

Процесс самопознания и рефлексии может быть конкретизирован в лекционнометодическом цикле, готовящем студентов к защите выпускной квалификационной работы. Реалии дня нам показывают, что на факультете наблюдается полифункциональность профессиональной деятельности нашего выпускника. Задача факультета - помочь студенту найти свою тему, определить в ней круг проблем, выявить противоречие, объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулировать гипотезу, консультировать и организационно выстроить его деятельность. Путь исследования, его содержание, найденные оптимальные решения моделируют и констатируют практические профессиональные действия выпускника.

Анализируя динамику процессов художественного образования в контексте развития культурной среды, художественного творчества, позвольте обратиться к характеристике концепций русских философов, теоретиков и практиков.

Уже в самом начале XIX века проявилось стремление русских педагогов, художников, философов рассматривать художественное образование не формально, как род службы, а как область духовной культуры. Характерны две исходные установки: во-первых, образование - это сфера деятельности, влияющая на судьбы Отечества, во-вторых, в основе образования лежит принцип познания и самопознания человека. Именно человек находится в центре познания и деятельности.

Традиции русской философско-педагогической мысли стали действенным средством совершенствования современной художественной школы. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, ученые и практики, студенты факультета

культуры и искусств проводят традиционные конференции, издают статьи и монографии, посвященные проблемам развития современного культурного пространства, модернизации инфраструктуры культуры, особенностям культурной политики страны и региона. Заключено Соглашение с Министерством культуры Омской области об участии ученых ОмГУ в разработке стратегических направлений культурной политики региона.

Факультет культуры и искусств имеет свое место в социальной нише Омского региона. Он стал притягательным для творческого контингента учащихся, он достойно выдерживает конкуренцию и выполняет свою высокую миссию. Педагоги осознают новые цели и задачи художественного образования и воспитания молодежи, осваивают прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, находят новые способы педагогических, психологических, социальнокультурных и иных методов обучения. Ведется кропотливый поиск лучших моделей современной педагогики. В этом, как нам представляется, и заключается смысл новой опытно-поисковой исследовательской функции образовательного учреждения.

Университетские учебно-методические комплексы могут стать важнейшим связующим звеном трехуровневого образования (школа-училище-вуз), позволяющим:

- создать единую образовательную среду, в которой возможна реализация концепции художественного образования в регионе;

- создать оптимальные условия для реализации государственных образовательных стандартов различных уровней в сфере художественного образования в соответствии с государственными нормами и требованиями, а также новейшими научными достижениями и передовой мировой практикой;

- создать единую базу данных участников образовательного процесса - как обучающихся, так и профессорско-преподаватель-

ского состава, преподавателей, наставников, учителей, - что позволит не только непрерывно развивать сформированные у выпускников образовательных учреждений профессиональные и личностные компетенции, но и совершенствовать научную, учебнометодическую обеспеченность образовательного процесса на каждом из трех уровней.

Последовательная политика Правительства Омской области и мэрии г. Омска в сфере культуры и образования позволила закрепить статус культуры в регионе как одного из важнейших факторов, определяющих устойчивое духовно-нравственное и социальноэкономическое развитие Омского многонационального региона, его политическую стабильность, инвестиционную привлекательность, повышение качества жизни населения. Подготовка кадров в области культуры и искусства, осуществляемая в ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» на факультете культуры и искусств, направлена на реализацию Концепции развития культуры Омской области до 2014 года (утв. постановлением правительства Омской области от 11.07.2007 года № 43-п), согласно которой особое внимание в регионе уделяется воспроизводству кадров и повышению профессиональной компетентности работников отрасли культуры.

В 2012 году государственный заказ на подготовку специалистов ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» по всем специальностям и направлениям (профилям) подготовки, осуществляемым на факультете культуры и искусств, выполнен полностью. Выпускники факультета востребованы в учреждениях культуры и искусства Омского региона. Они проходят учебную, производственную, преддипломную практику, многие стали руководителями (или их заместителями) крупнейших учреждений и организаций Омской культуры, таких как ГУК Омской области

«Омская филармония», ГУК Омской области «Омский государственный драматический театр “Пятый театр”», ГУК Омской области «Омский государственный музыкальный театр», ГУК Омской области «Омский областной театр юных зрителей им. ХХ-летия Ленинского комсомола», ГУК Омской области «Омский государственный театр куклы, актера, маски “Арлекин”», ГУК Омской области «Омский государственный Северный драматический театр», ГУК Омской области «Омский музей Кондратия Белова», ГУК Омской области «Государственный областной художественный музей “Либеров-центр”», ГУК Омской области «Дворец искусств “Сибиряк”» и многих других, возглавляют комитеты и отделы культуры администраций муниципальных районов Омской области. Процент трудоустройства выпускников по специальности составляет (в зависимости от конкретной специальности) от 80 до 100 %, что является высоким показателем.

Студенты обладают высокой мотивацией обучения в ОмГУ: на данном факультете самый большой процент студентов (71 %), подававших при поступлении документы только в ОмГУ, и самый большой процент - подававших документы на определенную специальность в ОмГУ (69 %). А также 93 % студентов поступило на желаемую специальность.

В ОмГУ продолжают обучение большинство лучших выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования области: ГОУ СПО Омской области «Омский областной колледж культуры и искусства», ГОУ Омской области «Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина», ГОУ СПО Омской области «Омский библиотечный техникум».

За 12 лет своего существования факультет вырос до престижного, разностороннего образовательного центра подготовки кадров высшей квалификации в области культуры

и искусства, единственного в Омском регионе, и востребованного центра подготовки кадров в Сибири и Казахстане. На факультете реализуются все уровни образовательной подготовки: допрофессиональный (профориентационная школа), специалитет, бакалавриат, подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура), повышение квалификации специалистов, дополнительные образовательные программы переподготовки кадров в отрасли культуры.

Кадровый состав представлен докторами и кандидатами наук, заслуженными работниками культуры России, заслуженными работниками высшей школы России, почетными работниками высшего профессионального образования, заслуженными деятелями культуры Омской области. Ряд профессоров факультета является действительными членами и членами-корреспондентами Международной академии менеджмента в образовании и культуре.

На факультете ежегодно проводятся научно-практические конференции всероссийского и регионального уровней. Профессорско-преподавательский состав является участником международных конференций в Казахстане, Латвии, Украине, Польше. Творческие учебные коллективы студентов и преподавателей являются лауреатами и дипломантами международных и всероссийских фестивалей и конкурсов в области вокальнохорового, инструментального, хореографического и фотоискусства, социально-культурной деятельности в России и за рубежом.

Социальными партнерами выступают все ведущие учреждения культуры Омского региона, с которыми заключены соответствующие договоры на подготовку специалистов, на прохождение практики студентов, а также ведущие вузы Москвы: Академия хорового искусства им. Попова, Московский государственный университет им. М. В. Ло-

моносова (факультет изящных искусств), зарубежные вузы Италии (г. Тренто), Сербии (г. Новый Сад), что обеспечивает высокий уровень академической мобильности преподавателей и студентов вуза.

Художественное образование при всей своей массовости и доступности должно ориентироваться на уникальный объект -творческую индивидуальность, одаренную определенными свойствами, необходимыми избранной профессии, которую требуется развить. На сегодняшний день никому не придет в голову ставить под сомнение право каждого учебного заведения добровольно объединяться в ассоциации, союзы, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации

о некоммерческих организациях. Нам бы хотелось, чтобы единое культурное пространство объединило усилия всех учебных заведений Сибири в сфере культуры и искусств в реализации культурной политики по подготовке и воспроизводству кадров, что будет способствовать укреплению основы для устойчивого развития региона.

Общее сотрудничество позволило бы анализировать сущность единого художественного образовательного поля, вырабатывать в изменяющихся условиях инновационные модели художественного-эстетического развития личности, опирающиеся на диалог, актуализацию личностного потенциала студентов и учащихся.

УДК 374.7

О. А. Калимуллина

«ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ» КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье дается системный методологический анализ характерологических особенностей и взаимосвязей структурных компонентов категории «творческая направленность личности» в аспекте основных итогов и выводов на основе анализа основных научных источников, взглядов, поисков, мнений, научных точек зрения и собственных положений автора.

Ключевые слова: творчество, творческая направленность, социально-культурные условия, формирование творческой направленности личности.

O. A. Kalimullina

«THE CREATIVE DIRECTION OF PERSONALITY» AS THE OBJECT OF SYSTEMATIC METHODOLOGICAL ANALYSIS

This article provides a systematic methodological analysis of character traits and relationships of structural components of the category of «creative orientation of a person» in terms of the main results and conclusions based on the analysis of main scientific sources, views, searches, opinions, scientific point of view and own regulations of the author

Keywords: creativity, creative orientation, socio-cultural environment, the formation of creative orientation of a person.

Постиндустриальное общество предъяв- ной социализации, вхождения в общество ляет новые требования к современному чело- с определенным новым социальным набором веку, связанные с решением вопросов успеш- качеств, проявления избирательного отно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.