УДК 377::[008 + 7](571.12) Стефашов Александр Евгеньевич
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета
Шестакова Наталия Васильевна
кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, искусствоведения и музейного дела
Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ): ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация:
В статье содержится описание фактически не изученных в историческом плане процессов формирования и развития профессионального образования в сфере культуры и искусства на юге Тюменской области. Социально-культурная сфера показана с учетом экономической картины в регионе, отмечен экстенсивный вплоть до конца 1980-х гг. характер профессионального обучения. На основе архивных материалов представлены этапы выхода из состояния кризиса в культурно-просветительской работе конца 1940-х гг. и создание двухуровневой образовательной системы начала 1990-х гг.: от первого библиотечного техникума (1947) и музыкального училища (1956) до высшего учебного заведения - государственного института искусств и культуры (1991).
Ключевые слова:
Тюменская область, система образования, профессиональное образование, культура, искусство, экстенсивное развитие, культурно-просветительная работа, библиотечный техникум, музыкальное училище, институт искусств и культуры.
Stephashov Alexander Eugeneivich
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Department for the Humanities Tyumen State Oil and Gas University
Shestakova Natalia Vasilyevna
PhD in History,
Professor, History, Arts and Museology Department, Tyumen State Academy of Culture, Art and Social Technologies
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART: HISTORICAL ASPECT (CASE STUDY OF THE SOUTHERN DISTRICTS OF THE TYUMEN REGION)
Summary:
The article deals with issues of vocational education development in the sphere of culture and arts in the south of the Tyumen region. These processes have not been actually studied in the historical aspect. The socio-cultural sphere is shown in the context of the economic situation in the region, noting the extensive nature of the vocational training until the late 1980-s. On the basis of the archival recordings the authors consider the steps of cultural and educational recovery in the late 1940-s and establishment of the two-level education system in the early 1990-s: from the first Library College (1947) and Music School (1956) to the higher education institution - State Institute of Arts and Culture (1991).
Keywords:
Tyumen region, system of education, vocational education, culture, art, extensive development, cultural and educational work, Library College, School of Music, Institute of Arts and Culture.
Профессиональные учебные учреждения в сфере культуры и искусства всегда являлись составной частью образовательного пространства. Функционирование и развитие образовательных систем в значительной мере определяется административными, социально-экономическими, культурными процессами, протекающими в рамках тех регионов, в которых они находятся. Цель исследования - описать процессы формирования и развития системы профессионального образования в сфере культуры и искусства на юге Тюменской области во второй половине 1940-х - начале 1990-х гг.
Выбор хронологических рамок связан с тем, что до образования Тюменской области в 1944 г. профессиональных учебных заведений в сфере культуры и искусства в регионе не было, а в 1991 г. произошел распад СССР и завершился цикл развития российского общества в поле плановой экономики и советской политической системы. Географические рамки исследования обусловлены тем, что с момента своего образования Тюменская область исторически складывалась из трех взаимосвязанных, но обладающих собственной спецификой территориальных сегментов: Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов (до 1977 г. национальных округов) на севере, а также городов и районов на юге Тюменской области.
При подготовке статьи были использованы документы Государственного архива Тюменской области - годовые текстовые отчеты средних специальных учреждений в сфере культуры и искусства, материалы съездов работников культуры Тюменской области, приказы и справки управления культуры Тюменской области.
В 1920-1930-е гг. на территории, которую занимает Тюменская область, сформировалась сеть культурно-просветительных учреждений, в состав которой в первой половине 1945 г. входили: районные дома культуры - 32, избы-читальни и сельские клубы - 669, областная библиотека - 1, массовые библиотеки - 102, музеи - 6, областное лекционное бюро - 1, областной методкабинет политико-просветительной работы - 1, культбазы - 3, колхозные избы - 232. В Тюмени и Тобольске действовали музыкальные школы. В отчете Тюменского областного отдела культурно-просветительной работы в 1945 г. констатировалось: «Областной отдел начал работать в исключительно трудных условиях. <...> Отделы народного образования совершенно не руководили работой культурно-просветительных учреждений, особенно в сельской местности. Исполкомы Советов депутатов трудящихся также мало обращали внимания на этот участок работы. <...> Годами не финансировались сельские культурно-просветительские учреждения, была допущена задолженность по заработной плате до 12 месяцев. В результате культурно-просветительные учреждения оказались в самом запущенном состоянии и за небольшим исключением совершенно не работали. Помещения клубов, изб-читален заняты под складские помещения, квартиры, интернаты. Кадры, оборудование, книжные фонды растеряны» [1].
Для вывода этой сети из состояния кризиса руководство Тюменской области планировало организовать подготовку кадров культурно-просветительных работников в областном центре. В 1945 г. исполнительный комитет Тюменского областного Совета депутатов трудящихся подготовил ходатайство об открытии в г. Тюмени библиотечного техникума. 26 июня 1946 г. Совет Министров РСФСР принял распоряжение № 1415-Р организовать библиотечный техникум с трехгодичным сроком обучения с контингентом 90 человек в г. Тобольске Тюменской области [2]. Образовательная деятельность этого учебного заведения, открытого в августе 1947 г., была построена на принципах экстенсивного развития - нацелена на обеспечение количественного роста как числа учащихся, так и педагогических работников. В 1948 г. в техникуме обучалось 70 человек, из них женщины составляли 69 человек, мужчины - 1, самой молодой учащейся было 25 лет, а самой старшей - 33 года, преподавательский коллектив составлял 8 человек [3].
В 1950 г. было открыто отделение по подготовке клубных работников, в 1956 г. - заочное отделение, в 1962 г. - учебно-консультативный пункт в Тюмени. В 1957-1958 гг. укрепилась материально-техническая база техникума: были построены новый учебный корпус, студенческий клуб с кинозалом, общежитие и столовая для учащихся. В 1958 г. общая численность контингента учащихся достигла 362 человек, численность преподавателей составила 41 человек, из них высшее образование имели 15, незаконченное высшее - 5, среднее - 20, незаконченное среднее - 1 [4]. В 1958-1959 гг. Министерство культуры РСФСР повысило статус учебного заведения, реорганизовав библиотечный техникум в Тюменское областное культурно-просветительное училище, где готовили работников по всему профилю культурно-просветительских специальностей, таким как клубно-оркестровое, клубно-хореографическое, клубно-театральное, библиотечное, книготорговое.
Проект открыть в Тюмени среднее профессиональное учебное заведение в сфере культуры и искусства был реализован в середине 1950-х гг. Формировавшаяся сеть детских музыкальных школ, а также самодеятельные музыкальные коллективы в домах культуры нуждались в специалистах музыкального творчества. На основании приказа Министерства культуры РСФСР от 14 июля 1956 г. в Тюмени было открыто музыкальное училище, в котором были организованы четыре отделения: фортепьянное, вокальное, хорового дирижирования, народных инструментов. Это учебное заведение так же, как областное культурно-просветительное училище в Тобольске, развивалось по модели экстенсивного роста. На 1956/57 учебный год план приема учащихся был определен в количестве 50 человек [5]. В 1964 г. было завершено строительство нового учебного корпуса на 350 учащихся с концертным залом на 600 мест. В 1965/66 учебном году было принято 150 человек. Если в 1956 г. в училище работало 10 преподавателей, из них высшее образование имели 2, среднее - 8, то в 1965/66 учебном году преподавательский коллектив насчитывал 40 педагогов, из них 19 имели высшее образование, 10 - незаконченное высшее, 11 - среднее [6].
Сложившаяся к середине 1960-х гг. система профессионального образования в сфере культуры и искусства на юге Тюменской области включала областное культурно-просветительное училище в г. Тобольске и музыкальное училище в г. Тюмени с четким разделением предлагаемых образовательных услуг по подготовке специалистов с профессиональным средним специальным образованием.
Во второй половине 1960-х - начале 1990-х гг. эволюция системы профессионального образования в сфере культуры и искусства на юге Тюменской области определялась в значительной мере противоречием между социальным заказом на квалифицированных специалистов в сфере культуры и искусства и предложением работников такого уровня подготовки. Ускоренная разработка нефтяных и газовых месторождений на севере Западно-Сибирской низменности, инициированная в середине 1960-х гг., дала мощный импульс развитию социально-культурной сферы Тюменской области. Если в 1960-1967 гг. в городах и районных центрах Тюменской области было открыто более 20 детских музыкальных школ, то в 1973 г. насчитывалось уже 57 детских музыкальных и художественных школ. В них получали дополнительное образование 7 тыс. учащихся, к преподавательской деятельности было привлечено 550 человек [7; 8]. В 1980 г. в Тюменской области имелось три профессиональных театра, филармония, цирк, 1352 дворцов и домов культуры, клубов, 996 массовых библиотек, шесть государственных и десятки народных музеев, действовали отделения творческих союзов писателей, художников, Всероссийских театрального и хорового обществ, работали профессиональные композиторы. В 1990 г. в 117 детских музыкальных, художественных школах и школах искусств, в которых занималось 21 540 учащихся, работало 1850 преподавателей [9].
Специалисты с профессиональным средним специальным и особенно высшим образованием в сфере культуры и искусства были востребованы, но их хронически не хватало. В 1962 г. из числа работников, занятых в учреждениях культуры Тюменской области, среднее специальное образование имело 15 %, высшее образование - 2 %, в 1970 г. соответственно 21 % и 3 % [10]. Дефицит работников культуры, имевших профессиональное образование, был обусловлен прежде всего высокой текучестью кадров, что было связано с низким уровнем материального благосостояния данной категории работников. Многие из них, проработав в сельских клубах по 2 года, не имели квартиры и были вынуждены искать другую работу. В 1970 г. сменилось 24 % библиотечных и клубных работников [11]. В 1990 г. среднее специальное и высшее образование имели 33 % работников сферы культуры и искусства [12].
Тюменское областное управление культуры придерживалось линии - на юге Тюменской области, как в Тобольске, так и в Тюмени, следует готовить кадры по всем востребованным обществом специальностям в сфере культуры и искусства. В рамках реализации данной стратегии в 1969 г. в областном культурно-просветительном училище в Тобольске было организовано музыкальное отделение, которое уже на следующий год было преобразовано в Тобольское музыкальное училище. К 1973 г. преподавательский состав этого учебного заведения насчитывал 18 педагогов, в том числе 13 имели высшее образование, 5 - среднее; по четырем специальностям обучалось 134 человека [13]. В первой половине 1980-х гг. возобладала точка зрения, что параллельное существование в Тобольске двух учебных заведений в сфере культуры и искусства приводит к распылению бюджетных средств, медленным темпам укрепления материальной базы, соревнованию за абитуриентов в период приемных кампаний. Для преодоления данных явлений в 1987 г. состоялось слияние Тюменского областного культурно-просветительного училища и Тобольского музыкального училища в Тобольское училище искусств им. А.А. Алябьева. В Тюмени в музыкальном училище образовательный процесс был поднят на качественно новый уровень. Были открыты отделения по подготовке специалистов театрального искусства и художественного изобразительного творчества. В 1974 г. Тюменское музыкальное училище получило статус Тюменского училища искусств.
В рамках системы профессионального образования в сфере культуры и искусства на юге Тюменской области в 1970-е гг. обозначилась новая тенденция. Чтобы удовлетворить потребность в специалистах с высшим образованием в области культуры и искусства, в 1972 г. в Тюмени был организован учебно-консультационный пункт Челябинского государственного института культуры (УКП ЧГИК). Внутренняя динамика этой образовательной организации также подчинялась логике экстенсивного развития. Были выделены первые 100 мест для обучения на заочном отделении ЧГИК. Приказом министра культуры РСФСР от 13 июня 1983 г. Тюменский УКП ЧГИК был преобразован в Тюменский филиал ЧГИК с ежегодным набором 200 человек [14, с. 35]. Студенты-заочники получали высшую квалификацию по специализациям: методист-организатор клубной работы, организатор массовых праздников, руководитель самодеятельного академического хора, руководитель самодеятельного оркестра русских народных инструментов, руководитель самодеятельного театрального коллектива, библиотекарь.
Несмотря на то что на рубеже 1980-1990-х гг. советское общество переживало период радикальных преобразований, руководство Тюменской области поддержало перед Министерством культуры РСФСР и Министерством образования РСФСР инициативу коллектива Тюменского филиала ЧГИК по созданию в Тюмени высшего учебного заведения по подготовке кадров в сфере культуры и искусства и оказало необходимую поддержку в его становлении. По распоряжению
Совета Министров РСФСР 18 января 1991 г. был образован Тюменский государственный институт искусств и культуры, в котором были созданы факультеты организации досуга и художественного творчества, музыкально-педагогический, библиотечный.
Итак, во второй половине 1940-х - первой половине 1960-х гг. на юге Тюменской области произошло формирование системы профессионального образования в сфере культуры и искусства в составе двух центров среднего профессионального образования: в Тобольске обеспечивалась подготовка работников для культурно-просветительных учреждений, в Тюмени - подготовка работников музыкального творчества. Во второй половине 1960-х - начале 1990-х гг. эта система постепенно трансформировалась в двухуровневую образовательную структуру, включавшую в себя средние профессиональные учебные заведения: Тюменское училище искусств и Тобольское училище искусств им. А.А. Алябьева, а также образованное в 1991 г. на фундаменте создававшейся на протяжении около двадцати лет материальной и учебно-методической базы высшее учебное заведение - Тюменский государственный институт искусств и культуры.
Ссылки:
1. ГАТО (Государственный архив Тюменской области). Ф. 1322. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2.
2. Там же. Л. 135.
3. ГАТО. Ф. 1322. Оп. 1. Д. 37. Л. 19.
4. Там же. Д. 127. Л. 8, 48.
5. ГАТО. Ф. 1731. Оп. 1. Д 68а. Л. 4.
6. Там же. Д. 447. Л. 73, 77-78.
7. Там же. Д. 576. Л. 74.
8. Там же. Д. 793. Л. 104.
9. Там же. Д. 947. Л. 87.
10. Там же. Д. 387. Л. 5.
11. Там же. Д. 793. Л. 84.
12. Там же. Д. 947. Л. 88.
13. Там же. Д. 830. Л. 64.
14. Челябинская государственная академия культуры и искусств: страницы истории. Челябинск, 2003.