вестник ФЭК России
ОПЫТ РЕГИОНОВ
Росляков В.П., канд. техн. наук, председатель Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ В 1998г.
Основным производителем электрической и тепловой энергии в Тюменской области является крупнейшая в РФ энергосистема "Тюменьэнерго". В последние два года наблюдалась определенная стабилизация тарифов на электрическую энергию и даже впервые за годы реформы отмечалось некоторое снижение тарифов для промышленности. Тарифы для населения и сельского хозяйства в 1998а. были заморожены.
Экономический кризис 17 августа не вызвал увеличения тарифов в 1998а. однако, резкое увеличение инфляции в конце 1998а. и прогноз на 1999г. привели к тому, что с 01.01,99г. тарифы на электрическую энергию для промышленности увеличены на 14,9%, а для населения -на 30%. Сохранены льготные тарифы для сельского хозяйства.
Тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую ОАО "Тюменьэнерго" в течение года изменялись незначительно.
В первом полугодии 1998а. повышены тарифы по г. Тюмени на 0,1%, гю г. Тобольску на 0,9%, и снижены по г. Сургуту на 0,5% и по г. Нижневартовску на 2,2%.
В целях заинтересованности потребителей энергии в погашении задолженности оплаты текущих платежей денежными средствами практиковалась система скидок тарифов до 15% предприятиям, рассчитывающимся с энергосистемой наличными деньгами.
В 1998г. повысился уровень профессионализма Региональной энергетической комиссии, ее исполнительной дирекции и экспертного Совета.
В отчетном году сохранен порядок определения единых тарифов на электрическую энергию по энергосистеме с включением затрат оптовых потребителей.
Регулирование тарифов для расчетов между ОАО "Тюменьэнерго" и оптовыми покупателями проводилось Комиссией по 39 предприятиям, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе -17 и в Ямало-Ненецком автономном округе - 5.
Вновь созданным предприятиям статус потребителн-перепро-давца, согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 1997г. № 121 Комиссией не присваивался.
В целях стабилизации уровня тарифов в городах и поселках области, обслуживаемых энергоснабжающими предприятиями, по инициативе органов местного самоуправления заключены соглашения
0 передаче Комиссии полномочий по регулированию платы за услуги по передаче электрической энергии.
В 1998г. для 53 предприятий - основных потребителей были утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Продолжалась работа по регулированию тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными, не входящими в энергосистему "Тюменьэнерго".
Установлены тарифы для 168 котельных, реализующих тепло сторонним организациям, пересмотрены тарифы по 113 котельным. Основные причины пересмотра тарифов: перевод ряда котельных на
1 аз, изменение объемов производства тепла, повышенная рентабельность по итогам анализа фактических данных при проверках. В результате проведенной работы тарифы снижались: так, по югу Тюменской области сумма снижения составила 9088,2 тыс. руб.
В 1998г. закончено формирование реестра энергоснабжающих предприятий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов и контроль РЭК.
I Реестр составлен в соответствии с "Положением о Реестре
энергоснабжающих организаций", утвержденным Федеральной энергетической комиссией 20.03.98г. Реестр состоит из 4 разделов:
- Поставка электрической энергии и мощности;
- Поставка тепловой энергии;
- Услуги по передаче и распределению электрической энергии и мощности;
- Услуги по передаче и распределению тепловой энергии.
В настоящее время в "Реестр" включены 567 предприятий (организаций).
Федеральным Законом от 14 апреля 1995г. N1 41 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" на РЭК возложены полномочия по "проверке хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию".
В отчетном году эта работа была усилена. Начали с усиления кадрами отдела контроля, аудита и лицензирования исполнительной дирекции РЭК.
За истекший год проверено 28 предприятий. Анализ показыьает, что практически во всех выявлены серьезные нарушения прави тельственных постановлений:
- "О введении учета состава затрат по регулируемым ¡¡¡щам деятельности в энергетике";
- "О порядке расчета общей потребности в финансовых средствах коммерческих организаций электроэнергетики";
- "Положения Iю бухгалтер-скому учету основных фондов" и др.
В результате проверок пересмотрены тарифы в сторону снижения на вырабатываемую тепловую энергию, на оказание услуг по передаче электрической энергии 17 из 23 проверенных предприятий.
Практика показала высокую эффективность проверок ъ деле государственного регулирования тарифов, в их максимальном удешевлении, в исключении случаев не целевого использования средств, включаемых в тариф.
Вопросы энергосбережения с начала работы РЭК были приоритетными. По инициативе РЭК была разработана в 1993г. первая программа "Энергосбережение в Тюменской области". Для реализации этой программы созданы Областной фонд энергосбережения и НТЦ "Энергосбе-режение". С участием РЭК в Тюменском нефтегазовом университете был создан научно-исследовательский институт энергосбережения нефтегазового комплекса.
При РЭК создан Совет по координации и управлению энер-госоережением и Тюменской области.
Президиум РЭК выполняет функции правления фонда энергосбережения.
Задачи в области энергосбережения на 1999г.:
- закончить разработку программы "Энергосбережение в Тюменской области на 1998 - 2005гг.";
- более активно, с участием Комитета по промышленности администрации Тюменской области проводить энергоаудиты предприятий с реализацией ме-роприятий по монтажу приборов учета тепловой энергии и др.;
- подготовка энергетических паспортов городоЕ и крупных поселков в Тюменской области.
В 1998г. продолжалось укрепление связей с Федеральной энергетической комиссией, которая осуществляет методическое руководство региональными комиссиями России.
Однако до сих пор ощущается отсутствие ряда нормативных и правовых документов. Налажены отношения и обмен опытом с РЭКами Челябинской, Курганской, Омской, Иркутской областей.
Комиссия работает с Областной Думой, подготавливая замечания и предложения по проектам областных и федеральных законов.
Деловые отношения Комиссии установились с управлением электроэнергетики и энергосбережения Ханты-Мансийского автономного округа, департаментом жизнеобеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа, а также с органами ценовой политики автономных округов.
Комиссия работает под руководством Совета Губернаторов Тюменской области.