Научная статья на тему 'Региональная экономика: особенности селективной поддержки институциональных изменений в сфере услуг'

Региональная экономика: особенности селективной поддержки институциональных изменений в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЕКТИВНАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЕКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / REGIONAL ECONOMY / SELECTIVE POLICY / SELECTIVE SUPPORT / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривко С. Р.

Важным механизмом развития сферы услуг в регионах является транспарентная социально селективная политика государства направленная на рост человеческого капитала. Институциональная составляющая сферы услуг может характеризоваться многоуровневостью, двойственностью, фрагментарностью. Селективная поддержка развития сферы услуг проблемных регионов РФ направлена на обеспечение достойных условий жизни граждан посредством создания сбалансированной системы специальных институтов и формирования у них устойчивых конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ECONOMY: FEATURES OF SELECTIVE SUPPORT INSTITUTIONAL CHANGE IN SERVICE

An important mechanism for the development of services in the regions is transparent socio selective state policy aimed at the growth of human capital. The institutional component of the service sector can be characterized by a multi level, duality, fragmentation. Selective support for the development of services problematic regions of the Russian Federation aimed at ensuring decent living conditions of citizens through the creation of a balanced system of special institutions and the formation of their sustainable competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Региональная экономика: особенности селективной поддержки институциональных изменений в сфере услуг»

THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF SERVICES SECTOR DEVELOPMENT IN PROBLEM REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

S.R. Krivko

In article strategy of development of a services sector in problem regions are revealed; the principles of management by services sector development in problem regions of the Russian Federation (subsidiarity, balance, selectivity, fractality, transversality) are defined; the essence, the contents and the mechanism of state regulation of development of a services sector in regions of the Russian Federation are opened; consistent patterns of state regulation of a services sector in regions are determined.

Key words: strategy of development of a services sector; problem regions; the principles of management of services sector development in problem regions; subsidiarity; selectivity; the mechanism of state regulation of development of a services sector in regions of the Russian Federation; regularities of state regulation of a services sector in regions.

Krivko Sergey Rostislavovich, сand.tech.Sci., дос. the branch director, [email protected], Russia, Smolensk, FGBOU VPO branch "Russian State University of Tourism and Service"

УДК 332.01

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ОСОБЕННОСТИ

СЕЛЕКТИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ

С. Р. Кривко

Важным механизмом развития сферы услуг в регионах является транспарентная социально-селективная политика государства направленная на рост человеческого капитала. Институциональная составляющая сферы услуг может характеризоваться многоуровневостью, двойственностью, фрагментарностью. Селективная поддержка развития сферы услуг проблемных регионов РФ направлена на обеспечение достойных условий жизни граждан посредством создания сбалансированной системы специальных институтов и формирования у них устойчивых конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: региональная экономика, селективная политика, селективная поддержка, социальные институты.

Выяснено, что в научной литературе имеют место три основных подхода к сущности селективной политики:

1) отождествляется с региональной экономической политикой государства и направлена на создание общих предпосылок регионального развития. Меры этой политики не имеют избирательного назначения и должны равно-

мерно влиять на все регионы страны, формируя экономическую, организационную и правовую среду их самостоятельной активности [4, с. 145];

2) рассматривается как составная часть региональной экономической политикой государства [2, с. 58];

3) представляет интеграцию двух ее самостоятельных типов (общесистемной и составляющей), сущность которых в сознательной деятельности органов государственного управления, состоящей в избирательном воздействии на определенные регионы, с целью достижения эффективного и/или равномерного распределения экономической активности по территории страны [3, с. 154].

По нашему мнению, селективная политика - самостоятельный тип политики государства, сущность которой зависит от выбранной государством на данном социально-экономическом этапе модели регионального развития («эффективность»/«равенство»).

Селективная политика базируется на принципах нодальности и социальной справедливости, то есть таком пространственном развитии экономики, которое обеспечивает не только сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни населения, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, но и глобальную конкурентоспособность регионов.

Таким образом, от других мер государственного регулирования территориального развития селективная политика отличается транспарентностью, обязательной социальной, адресной и целевой направленностью.

В то же время О. Уильямсоном для характеристики всей совокупности институтов, действующих в рамках экономической системы, предложена трехуровневая схема взаимодействия индивидов и институтов разных типов, которая в модифицированном виде состоит из индивидов, институциональных соглашений и институциональной среды.

Детальный обзор западной экономической литературы по этому вопросу дает Дж. Ходжсон.

В отечественной науке современные экономические определения института опираются обычно на понятие нормы или правил различных аспектов деятельности хозяйственных субъектов и их групп [6, с. 299]. В соответствии с подходом, используемым в рамках неоинституциональной экономической теории, мы определяем институты как формальные и/или неформальные правила, которые создаются людьми, а также механизмы, обеспечивающие их соблюдение. Институты, как правило и паттерны поведения хозяйствующих субъектов пронизывают весь комплекс отношений, возникающих в экономике. Поэтому классификация институтов может соотноситься с особенностями формирования и функционирования всего хозяйственного порядка, который состоит из множества частичных порядков, вместе образующих и регулирующих сферу услуг. Институциональная составляющая хозяйственного порядка может быть разделена на три диалектично взаимосвя-

занные части: институциональный порядок, институциональная среда и институциональная структура.

Примером институциональных изменений на уровне институционального порядка может быть список кредитных организаций, определенный Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 26 июня 2012 года № 05-07-05/3-64) в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 июля 2009 года № 144-ФЗ.

Институциональная среда, по нашему мнению, представляет собой целостность формальных правил (нормативно-правовых актов) и механизмов принуждения индивидов к их исполнению, а также неформальных правил и стереотипов поведения, влияющих на производство, обмен, распределение и потребление благ.

Формирование полноценной институциональной среды в сфере услуг является необходимым условием ее развития. Отсутствие институциональной среды обуславливает конъюнктурный характер сферы услуг и не сопровождается систематическим снижением общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта.

Выявлено, что на уровне институциональной среды институциональные изменения являются спонтанными и преимущественно выражаются в медленной эволюции неформальных институтов.

Также определено, что на уровне институциональной структуры (как и институционального порядка) преобладающей формой институциональных изменений, которые могут осуществляться в относительно коротких временных интервалах, является рациональное изменение институтов, которое имеет формальный характер.

Например, в число лучших практик муниципального управления в сфере муниципальных финансов вошел проект «Привлечение общественности к участию в бюджетном процессе», разработанный и реализованный в городе Ярославле. Поскольку муниципальная администрация распоряжается общественными средствами и обязана проводить бюджетную политику в интересах жителей муниципального образования, ее деятельность на всех этапах бюджетного процесса должна быть прозрачной и подконтрольной населению. Этому способствует вовлечение общественности в бюджетный процесс путем реализации как обязательных, так и неформальных процедур «общественного участия»: публичные слушания по проекту местного бюджета и отчету о его исполнении; включение представителей общественности в рабочие группы по разработке проектов муниципальных правовых актов, планов и программ; публикации в СМИ, освещающие бюджетную информацию (направления бюджетной политики, отчеты об исполнении бюджета и т.п.); использование современных информационных технологий оповещения населения о принимаемых решениях; проведение опросов общественного мнения.

Вместе с тем необходимо воздерживаться от противопоставления рациональных (на уровнях институциональной структуры и институционально-

го порядка) и эволюционных (на уровне институциональной среды) институциональных изменений. Поскольку спонтанные и преднамеренные рациональные изменения институтов часто взаимообусловлены, то закономерности создания и трансформации институтов для рациональных (целенаправленных) и эволюционных изменений и временные интервалы, с ними связанные, различны.

Формальные институты не обязательно возникают на базе уже существующих неформальных правил. Например, институты размещения государственного заказа в России в середине 1990-х годов были сформированы при полном отсутствии каких-либо действительно значимых неформальных правил. Более того, в дальнейшем эволюция формальных институтов практически не учитывала тенденции складывающихся обычаев делового оборота в этой сфере хозяйственной деятельности. Это привело к тому, что возникли существенные противоречия между институциональной структурой и институциональной средой в сфере госзакупок, что, естественно, не способствовало повышению их эффективности. Поэтому проблема оппортунистического поведения при размещении государственного заказа, откатов как специфической формы координации действий заказчиков и поставщиков остается для отечественных государственных закупок актуальной в настоящее время.

Установлено, что комплементарность институциональной составляющей хозяйственного порядка обеспечивает координационный эффект институтов.

Выяснено, что функционирование того или иного института связано с текущими взаимодействиями экономических факторов: организаций, групп специальных интересов и индивидов. Эти взаимодействия могут быть направлены на изменение существующих институциональных ограничений. Но институциональные изменения необязательно приводят к возникновению эффективных институтов. Неэффективность институтов может определяться убывающей предельной отдачей от внедрения того или иного правила, более высоким уровнем трансакционных издержек, что приводит к снижению интенсивности экономических обменов.

Возникает вопрос: почему сравнительно более эффективные институты с возрастающей предельной отдачей заменяются менее эффективными институтами с убывающей предельной отдачей? По нашему мнению, ответ определяется тем, какие взаимодействия приводят к таким институциональным изменениям. Тип взаимодействий может быть классифицирован в духе работ К. Поланьи [5] как формы обмена: редистрибьюция, реципрокность и торговля. Также взаимодействия можно разделить на формализованные и неформальные, связанные с рациональным (включая ограниченную рациональность) или оппортунистическим поведением экономических субъектов, которые включены в институциональную среду того или иного хозяйственного порядка [1, с. 276].

Обобщая вышеизложенное, отметим, что институциональная составляющая сферы услуг может характеризоваться: 1) многоуровневостью

(включает правила федерального, регионального и муниципального уровней); 2) двойственностью (вытекает из формальных и неформальных правил, институциональной дихотомии); 3) фрагментарностью (невозможность обеспечить фронтальное блокирование нежелательного типа поведения, которое проявляется в обходе существующих формальных институциональных рамок).

Список литературы:

1. Вольчик В.В. Комплементарность и иерархия институтов в рамках хозяйственного порядка [Электронный ресурс] // Научные труды

ДонНТУ. Сер......... Экономическая. Выпуск 37-1. С. 35-41 URL:

http://www.donntu.edu.ua (дата обращения: 11.08.2012).

2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997. С. 92-105.

3. Леонов С.Н., Сидоренко О.В. Селективная региональная политика как самостоятельный тип региональной политики государства // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 28.

4. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск: РИОТИП, 2000. С.145.

5. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.

6. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: Издательство МГУ, 1998. С. 84.

Кривко Сергей Ростиславович, канд. техн. наук, доц., директор филиала, [email protected]. Россия, Смоленск, филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиза»

REGIONAL ECONOMY: FEATURES OF SELECTIVE SUPPORT INSTITUTIONAL

CHANGE IN SERVICE

S.R. Krivko

An important mechanism for the development of services in the regions is transparent socio-selective state policy aimed at the growth of human capital. The institutional component of the service sector can be characterized by a multi-level, duality, fragmentation. Selective support for the development of services problematic regions of the Russian Federation aimed at ensuring decent living conditions of citizens through the creation of a balanced system of special institutions and the formation of their sustainable competitive advantages.

Key words: regional economy, selective policy, selective support, social institutions

Krivko Sergey Rostislavovich, cand.tech.sci., доc. the branch director, kriv-ko^^maUm, Russia, Smolensk, FGBOU VPO branch "Russian State University of Tourism and Service"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.