УДК 332.01
МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНАХ РФ
С.Р. Кривко, Н.Б. Пугачева
Представлена модель государственного регулирования развития сферы услуг в проблемных регионах РФ, направленная на повышение ее конкурентоспособности, рост инвестиционной привлекательности и создание условий для более эффективного использования активов действующими на территории региона хозяйствующими субъектами.
Ключевые слова: модель государственного регулирования развития сферы услуг; проблемные регионы РФ; конкурентоспособность сферы услуг; инвестиционная привлекательность; капитализация сферы услуг; эффективное использование активов; хозяйствующие субъекты.
Вопросы выбора приоритетов регионального развития, инструментов реализации региональной экономической политики на разных этапах развития национальных экономик являются предметом дискуссий как на теоретическом, так и на практическом уровнях в большинстве стран мира. Неоднородность экономического пространства оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, социально-экономическую политику любого государства. Неизбежным следствием углубления неоднородности регионального пространства является возникновение проблемных территорий.
В Концепции развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что обеспечение сбалансированного социальноэкономического развития регионов - один из целевых ориентиров социально-экономического развития нашей страны [1]. Государственная региональная политика будет направлена на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает ориентированность на создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики. Государственное регулирование развития сферы услуг в проблемных регионах РФ - императив снижения территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов, а также обеспечения сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов (таблица).
Модель государственного регулирования развития сферы услуг в проблемных регионах
Компоненты Уровни
модели Федеральный Региональный Муниципальный
1 2 3 4
Цель Развитие социальных секторов экономики, обеспечивающих создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала
Задачи - Создание многоуровневой бюджетной системы; стимулирование развития территорий, не способных развиваться самостоятельно; - координация мер по развитию сферы услуг, принятых на федеральном, региональном и местном уровнях с учетом конкурентных преимуществ региона; - развитие инфраструктурной обеспеченности территорий; - учет территориальной дифференциации, предусматривающий при расчете трансфертов учет региональных особенностей; - учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софи-нансирования соответствующих -Формирование благоприятного инновационного и инвестиционного климата; рост инвестиционной привлекательности «сферы услуг»; - создание условий для возникновения государственно-значимых «точек роста» в сфере услуг; - формирование региональных социально-культурных и территориально-производственных кластеров; - рост территориальной мобильности населения; - содействие добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы с учетом прогнозируемой потребности в трудовых ресурсах - Обеспечение достойных условий жизни граждан; повышение конкурентоспособности сферы услуг
320
1 2 3 4
Задачи расходных обязательств региональных бюджетов; программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ
Субъекты Федеральные органы власти Региональные органы власти Органы местного самоуправления
Стейкхолдеры, население
Объекты Разные формы капитала, выраженные через различные виды активов
Принципы Санирование, предусматривающее систему мероприятий по капитализации сферы услуг в проблемном регионе с целью роста благосостояния проживающего в нем населения Ковентантизм, обуславливающий повышение обязательств региональных и муниципальных властей за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Аллокационность, опосредующая повышение инвестиционной привлекательности объектов сферы услуг для обеспечения достойных условий жизни граждан
1 2 3 4
Формы -Перераспределение ресурсов между регионами с использованием федерального бюджета; -предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания; -оказание финансовой поддержки регионам в целях сокращения дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой; - совершенствование механизмов стимулирования региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития управляемых территорий - Структурная перестройка экономики региона; - формирование комплексных целевых программ адекватных ситуациям в регионе; составление социально-экономического прогноза региона; - взаимоувязка балансов конкретных хозяйствующих субъектов, муниципальных, региональных органов управления; - развитие инфраструктурной обеспеченности региона и создание условий для повышения конкурентоспособности сферы услуг - Содействие развитию малого и среднего бизнеса; стимулирование социальной ответственности бизнеса, а также участия негосударственных институтов в формировании и реализации социальной политики
322
1 2 3 4
Методы Административно-правовые; финансово-экономические; программно-целевые; информационнокоммуникативные; инвестиционно-фандрайзинговые
Инструменты - Система межбюджетных трансфертов федерального, регионального и муниципального уровня, а также бюджетных кредитов юридическим лицам; создание механизма выбора наиболее нуждающихся территорий и оценки результативности государственной поддержки развития сферы услуг; - разработка единой процедуры отбора региональных проблем для решения на федеральном уровне; - координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений; - избирательное воздействие государства на создание в регионах условий усиления самостоятельности территорий по обеспечению качества социальной среды; - Региональные целевые программы; - согласование региональных, отраслевых и корпоративных стратегических целей и направлений развития сферы услуг посредством содержательного обоснования и взаимодействия; -формирование комплексных программ развития сферы услуг с целью реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий; - создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению; - ответственность регионов за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с Поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала; - реализация программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги; содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности
323
1 2 3 4
Инструменты - учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов; - программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ; реформирование бюджетностраховой модели социальной политики; расширенное воспроизводство различных форм капитала эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением органами власти субъектов Российской Федерации иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению предоставления федеральной финансовой помощи по определенному направлению); - содействие добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы с учетом прогнозируемой потребности в трудовых ресурсах; - специализация в сфере услуг; - создание условий для более эффективного использования активов действующими на территории региона хозяйствующими (волонтерства); - организация системы мониторинга реализации комплексных программ и оперативного управления изменениями; - развитие нематериальных ценностей и формирование территориальных брендов
324
1 2 3 4
Инструменты субъектами; - развитие системы государственных и муниципальных заданий для эффективного и результативного использования финансовых ресурсов; - инвестиционная привлекательность объектов сферы услуг повышается при условии их успешного позиционирования на рынке и формирования цепочек создания стоимости на основе резидентных региональных структур
Стратегия Устойчивое повышение благосостояния российских граждан (высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности)
Закономер- ности - Эффективность государственного регулирования сферы услуг в проблемных регионах возрастает при условии развития адресных трансфертов до уровня конкретных хозяйствующих субъектов; - качественно новый уровень развития сферы услуг в проблемных регионах достигается при условии формирования системы социальной - Развитие социальных секторов экономики, обеспечивающих создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, достигается при условии развития частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков; - благосостояние граждан устойчиво - Эффективность обеспечения достойных условий жизни граждан повышается при условии повышения сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей;
325
1 2 3 4
Закономер- ности поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения; - эффективность процесса направления бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры в сфере услуг будет повышаться при условии его транспарентности и ориентации на достижение целей и решение задач по развитию сферы услуг проблемных регионов; - эффективность государственного регулирования сферы услуг повысится при условии учета существующего уровня капитализации активов и ресурсов территории, формирующих так называемый совокупный региональный капитал повышается при условии усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов; - развитие сферы услуг оптимизируется при условии обеспечении равенства обстоятельств налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций; - капитализация сферы услуг проблемного региона увеличится при условии расширенного воспроизводства различных форм капитала; - форсирование процесса капитализации сферы услуг региона ускорится при условии - капитализация сферы услуг увеличивается при условии эффективности использования собственных активов; оптимизация формирования объективированных капиталов происходит при условии доступности и улучшения качества инкорпорированных капиталов
326
1 2 3 4
Закономер- ности формирования региональных социально-культурных и территориальнопроизводственных кластеров; - ответственность регионов за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета повышается при условии автоматического сокращения федеральной финансовой помощи из-за невыполнения соответствующих обязательств регионами и программных целевых индикаторов; - уровень капитализации социальных активов повышается при условии их существенного влияния на процесс воспроизводства экономических активов региона; - ценность культурных активов региона повышается при условии создания системы их конвертирования в экономические активы
327
1 2 3 4
Критерии - Значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением; переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; - создание эффективной пенсионной системы на основе страхования и накопления; - установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета - Доступность услуг здравоохранения требуемого качества; - доступ к культурным благам; - распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда; устойчивое функционирование экономики региона - Выход на современные стандарты жилищных условий; - коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста, средняя ожидаемая продолжительность жизни, сальдо миграции, уровнем обеспеченности трудовыми ресурсами, уровнем безработицы - понижение техногенной нагрузки на территорию; - развитие производства; - рост потенциальных источников финансирования муниципальных бюджетов; распространение стандартов здорового образа жизни
Результат Создание в России общества равных возможностей, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов
Установлено, что государственное регулирование развития сферы услуг в проблемных регионах РФ направлено на развитие социальных секторов экономики, обеспечивающих создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала [2].
Модель государственного регулирования развития сферы услуг в проблемных регионах РФ направлена на повышение ее конкурентоспособности, рост инвестиционной привлекательности и создание условий для более эффективного использования активов действующими на территории региона хозяйствующими субъектами.
Качественное отличие представленной модели состоит в капитализации сферы услуг проблемного региона.
Установлено, что увеличить капитализацию сферы услуг можно только за счет эффективности использования собственных активов посредством организации открытого и взаимовыгодного диалога между региональными органами власти, органами местного самоуправления и бизнес-структурами; выделения наиболее динамичных образований, выступающих в качестве «точек роста» по отношению как к общероссийскому рынку услуг, так и к социально-экономической системе региона; формирования региональных социально-культурных и территориальнопроизводственных кластеров.
Список литературы
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. 5489 с.
4. Кривко С.Р. Экономический механизм государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ // Общество: политика, экономика, право. № 3. 2012. С. 71-76.
Кривко Сергей Ростиславович, канд. техн. наук, доц., директор филиала, [email protected]. Россия, Смоленск, филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиза»
Пугачева Наталья Борисовна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Казань, Казанский государственный архитектурностроительный университет.
MODEL OF STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF THE SERVICES SECTOR IN PROBLEM REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
S.R. Krivko, N.B. Pugacheva
The model of state regulation of development of a services sector is presented in article in problem regions the Russian Federation directed on increase of its competitiveness, growth of investment appeal and creation of conditions for more effective use of assets operating in the region territory by managing subjects.
Key words: model of state regulation of development of a services sector; problem regions of the Russian Federation; competitiveness of a services sector; investment appeal; services sector capitalization; effective use of assets; managing subjects.
Krivko Sergey Rostislavovich, cand.tech.sci., доc. the branch director, [email protected], Russia, Smolensk, FGBOU VPO branch "Russian State University of Tourism and Service"
Pugacheva Natalia Borisovna, Dr. ped. sciences, prof., [email protected], Russia, Kazan, Kazan state architectural and construction university