УДК 332.01 Кривко Сергей Ростиславович
кандидат технических наук, доцент, директор филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Смоленске [email protected]
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ КАПИТАЛИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ
В ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНАХ РФ
Krivko Sergey Rostislavovich
PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, Director of the Smolensk branch of the Russian State University of Tourism and Service
ESSENTIAL DESCRIPTION OF THE SERVICE SECTOR CAPITALIZATION MODEL IN THE PROBLEM REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье представлена модель государственного регулирования развития сферы услуг проблемных регионов РФ, качественное отличие которой состоит в капитализации сферы услуг проблемного региона, то есть в повышении ее конкурентоспособности, росте инвестиционной привлекательности посредством расширенного воспроизводства различных форм капитала.
Ключевые слова:
модель государственного регулирования, развитие сферы услуг, проблемные регионы РФ, капитализация, конкурентоспособность, рост инвестиционной привлекательности, расширенное воспроизводство, формы капитала.
Summary:
The article presents a model of state regulation for service sector development in the problem regions of the Russian Federation. The model is notable for suggested capitalization of the service sector in a problem region, thus improving its competitiveness and investment appeal by extended reproduction of different capital forms.
Keywords:
model of state regulation, service sector development, problem regions of the Russian Federation, capitalization, competitiveness, increase of the investment appeal, expanded reproduction, capital forms.
Государственное регулирование развития сферы услуг в проблемных регионах РФ направлено на развитие социальных секторов экономики, обеспечивающих создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала (см. таблицу 1).
Качественное отличие представленной модели состоит в капитализации сферы услуг проблемного региона, то есть в повышении ее конкурентоспособности, росте инвестиционной привлекательности, посредством расширенного воспроизводства различных форм капитала.
При преобладании приоритета ускоренного воспроизводства объективированного капитала сфера услуг региона становится структурной частью общероссийского рынка услуг с конкретной специализацией, концентрируя отдельные фазы социально-экономической деятельности (распределение услуг, обмен). В этом случае объективированный капитал имеет исключительное значение. Аллокация этого капитала позволяет осуществить первичную дифференциацию общества.
Таблица 1 - Государственное регулирование развития сферы услуг в проблемных регионах РФ
Компоненты Уровни
модели Федеральный Региональный Муниципальный
Цель Развитие социальных секторов экономики, обеспечивающих создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала
Задачи - создание многоуровневой бюджетной системы; - стимулирование развития территорий не способных развиваться самостоятельно; - координация мер по развитию сферы услуг, принятых на федеральном, региональном и местном уровнях с учетом конкурентных преимуществ региона; - развитие инфраструктурной обеспеченности территорий; - формирование благоприятного инновационного и инвестиционного климата; - рост инвестиционной привлекательности «сферы услуг»; - создание условий для возникновения государственно-значимых «точек роста» в сфере услуг; - формирования региональных социально-культурных и территориально-производственных кластеров; - рост территориальной мобильности населения; - обеспечение достойных условий жизни граждан; - повышение конкурентоспособно-сти сферы услуг
Продолжение таблицы 1
Задачи - учет территориальной дифференциации, предусматривающий при расчете трансфертов учет региональных особенностей; - учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинанси-рования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов; - программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ - содействие добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы с учетом прогнозируемой потребности в трудовых ресурсах
Субъекты Федеральные органы власти Региональные органы власти Органы местного самоуправления
Стейкхолдеры, население
Объекты Разные формы и виды капитала, выраженные через различные виды активов
Принципы Санирование, предусматривающее систему мероприятий по капитализации сферы услуг в проблемном регионе с целью роста благосостояния проживающего в нем населения Ковентантизм, обусловливающий повышение обязательств региональных и муниципальных властей за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Аллокационность, опосредующая повышение инвестиционной привлекательности объектов сферы услуг для обеспечения достойных условий жизни граждан
Формы - перераспределение ресурсов между регионами с использованием федерального бюджета; - предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания; - оказание финансовой поддержки регионам в целях сокращения дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой; - совершенствование механизмов стимулирования региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития управляемых территорий - структурная перестройка экономики региона; - формирование комплексных целевых программ адекватных ситуациям в регионе; - составление социальноэкономического прогноза региона; - взаимоувязка балансов конкретных хозяйствующих субъектов, муниципальных, региональных органов управления; - развитие инфраструктурной обеспеченности региона и создание условий для повышения конкурентоспособности сферы услуг; - содействие развитию малого и среднего бизнеса; - стимулирование социальной ответственности бизнеса, а также участия негосударственных институтов в формировании и реализации социальной политики
Методы административно-правовые; финансово-экономические; программно-целевые; информационнокоммуникативные; инвестиционно-фандрайзинговые
Инструменты - система межбюджетных трансфертов федерального, регионального и муниципального уровня, а также бюджетных кредитов юридическим лицам; - создание механизма выбора наиболее нуждающихся территорий и оценки результативности государственной поддержки развития сферы услуг; - региональные целевые программы; - согласование региональных, отраслевых и корпоративных стратегических целей и направлений развития сферы услуг посредством содержательного обоснования и взаимодействия; - поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
Продолжение таблицы 1
Инструменты - разработка единой процедуры отбора региональных проблем для решения на федеральном уровне; - координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений; - избирательное воздействие государства на создание в регионах условий усиления самостоятельности территорий по обеспечению качества социальной среды; - учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинанси-рования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов; - программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ; - реформирование бюджетно-страховой модели социальной политики; - расширенного воспроизводства различных форм капитала - формирование комплексных программ развития сферы услуг с целью реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий; - создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению; - ответственность регионов за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением органами власти субъектов Российской Федерации иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению предоставления федеральной финансовой помощи по определенному направлению); - содействие добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы с учетом прогнозируемой потребности в трудовых ресурсах; - специализация в сфере услуг; - создание условий для более эффективного использования активов действующими на территории региона хозяйствующими субъектами; - развитие системы государственных и муниципальных заданий для эффективного и результативного использования финансовых ресурсов; - инвестиционная привлекательность объектов сферы услуг повышается при условии их успешного позиционирования на рынке и формирования цепочек создания стоимости на основе резидентных региональных структур - реализация программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги; - содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства); - организация системы мониторинга реализации комплексных программ и оперативного управления изменениями; - развитие нематериальных ценностей и формирование территориальных брендов
Стратегия устойчивое повышение благосостояния российских граждан (высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности)
Законо- мерности - эффективность государственного регулирования сферы услуг в проблемных регионах возрастает при условии развития адресных трансфертов до уровня конкретных хозяйствующих субъектов; - развитие социальных секторов экономики, обеспечивающих создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, достигается при условии развития частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков; - эффективность обеспечения достойных условий жизни граждан;
Продолжение таблицы 1
Законо- мерности - качественно новый уровень развития сферы услуг в проблемных регионах достигается при условии формирования системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения; - эффективность процесса направления бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры в сфере услуг будет повышаться при условии его транспарентности и ориентации на достижение целей и решение задач по развитию сферы услуг проблемных регионов; - эффективность государственного регулирования сферы услуг повысится при условии учета существующего уровня капитализации активов и ресурсов территории, формирующих, так называемый, совокупный региональный капитал - благосостояние граждан устойчиво повышается при условии усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов; - развитие сферы услуг оптимизируется при условии обеспечении равенства обстоятельств налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций; - капитализация сферы услуг проблемного региона увеличится при условии расширенного воспроизводства различных форм капитала; - форсирование процесса капитализации сферы услуг региона ускорится при условии формирования региональных социальнокультурных и территориальнопроизводственных кластеров; - ответственность регионов за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета повышается при условии автоматического сокращения федеральной финансовой помощи из-за невыполнения соответствующих обязательств регионами и программных целевых индикаторов; - уровень капитализации социальных активов повышается при условии их существенного влияния на процесс воспроизводства экономических активов региона; - ценность культурных активов региона повышается при условии создания системы их конвертирования в экономические активы - повышается при условии повышения сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей; - капитализация сферы услуг увеличивается при условии эффективности использования собственных активов; - оптимизация формирования объективированных капиталов происходит при условии доступности и улучшения качества инкорпорированных капиталов
Критерии - значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением; - переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; - создание эффективной пенсионной системы на основе страхования и накопления; - установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета - доступность услуг здравоохранения требуемого качества; - доступ к культурным благам; - распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда; - устойчивое функционирование экономики региона - выход на современные стандарты жилищных условий; - коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста, средняя ожидаемая продолжительность жизни, сальдо миграции, уровнем обеспеченности трудовыми ресурсами, уровнем безработицы; - понижение техногенной нагрузки на территорию;
Продолжение таблицы 1
Критерии - развитие производства; - рост потенциальных источников финансирования муниципальных бюджетов; - распространение стандартов здорового образа жизни
Результат Создание в России общества равных возможностей, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов
При преобладании приоритета ускоренного воспроизводства инкорпорированного капитала первичным становится развитие нематериальных ценностей и формирование уникальных собственных брендов, которые являются основой для генерации собственных цепочек создания стоимости. Через бренды возможно привлечение в регион различных видов объективированного капитала и с его помощью конструирование рынка услуг. Таким образом, регион становится центром аккумуляции и управления движением капитала с соответствующей специализацией в сфере услуг. С этой точки зрения весьма показателен пример города Лимерик (графство Шеннон, Ирландия), который приведен Филиппом Котлером и др. в книге «Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы». В основу развития города и формирования резидентных цепочек создания стоимости в данном примере заложено юмористическое пятистишие, широко известное за его пределами и называемое «лимерик». На основе данной концепции бренда (рассматриваемой в качестве одного из элементов инкорпорированного капитала) предложена его поэтическая, песенная, музыкально-танцевальная, культурная специализация. Для их воплощения в реальные продукты на территории построены концертные залы и организован международный фольклорный фестиваль, открыт Лимерийский университет и Лимерийский языковый центр, создана система специализированных ирландских пабов [1]. Все это - элементы объективированного капитала территории, закладываемые в основу формирования и продвижения специализированных и уникальных в своем роде продуктов. Аллокация инкорпорированного капитала позволяет осуществить вторичную дифференциацию общества.
Повышение инвестиционной привлекательности сферы услуг обусловливает развитие ее капитализации, что ведет к увеличению регионального (территориального) капитала, под которым понимается стоимость активов, находящихся на данной территории, и то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг, вложенные в дело и функционирующие в качестве источника в виде средств производства [2].
Существуют разные подходы к определению понятия «капитализация» (от англ. «capitalisation»). Классическим подходом считается определение, данное в работах К. Маркса. Им под капитализацией понималось превращение части прибыли (дохода) или всей прибыли (дохода) в добавочный капитал, добавочные факторы производства (средства труда, предметы труда, рабочую силу и т. д.), и использование его на расширение производства [3]. Сегодня прочно вошли в практику и науку понятия «рыночная капитализация компании», «капитализация по расщепленной ставке», «капитализация прибыли» [4, с. 82-84]. Под капитализацией сферы услуг мы понимаем рост стоимости ее объектов и всего того, что способно приносить доход. Данный термин позволяет сформулировать количественные цели повышения инвестиционной привлекательности сферы услуг. Поскольку уровень капитализации сферы услуг это измеряемая величина, то измерение данного показателя может осуществляться через коэффициент капитализации, определяемого тремя методами: методом прямой общей капитализации; методом прямолинейной капитализации; методом легитимизации инкорпорированного капитала.
Прямая общая капитализация (Direct overall capitalization) - метод капитализации дохода, основанный на делении чистого операционного дохода на коэффициент, полученный в результате анализа сопоставимых объектов и сравнения доходов от этих объектов с ценами их продажи.
Прямолинейная капитализация (Straight line capitalization) - метод расчета коэффициента капитализации объекта (первоначально - для недвижимости) путем прибавления к ставке процента нормы прямолинейного возврата капитала [4, с. 85].
Легитимизация инкорпорированного капитала предполагает формы обретения юридического статуса и конкретного носителя (то есть через стоимость патентов, лицензий, зарегистрированных торговых марок и пр.), поскольку оценка стоимости осложнена его неосязаемостью и изменчивостью. Главным его свойством является опосредование экономической деятельности и способность создавать добавленную стоимость за счет таких факторов, как репутация, имидж, отношение потребителей и т. д.
Оценка уровня капитализации сферы услуг проблемного региона может характеризоваться нормой капитализации (по аналогии с показателем нормы капитализации на фондовом рынке), под которой мы понимаем коэффициент, на который умножаются полученные доходы.
Норма капитализации позволяет оценить нематериальные ценности (активы) сферы услуг, определяющие ее инвестиционную привлекательность и репутацию на внешних рынках. Приоритет оценки нематериальных активов определяется прежде всего усилением глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. В этих условиях приоритетное значение из существующих форм капитала приобретают его нематериальные формы - знания, интеллект, опыт, культура. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Как мы уже отмечали, обретая конкретного носителя и юридический статус, нематериальные формы капитала конвертируются в инкорпорированный капитал, что дает возможность их вовлечения в хозяйственный оборот и преобразования в различные виды объективированного капитала. В контексте данного процесса осуществляется переход от индустриальных (прежде всего материальных форм капитала - объективированного капитала) к постиндустриальным (нематериальным формам - инкорпорированному капиталу).
По мнению С. Переслегина, данный процесс также носит название когнитивной капитализации [5]. По нашему мнению, определение величины когнитивной капитализации общества потребует развития новых областей знаний, где приоритет будет ставиться на методики и технологии оценки нематериальных активов. Особенностью же таких нематериальных активов, как знания, интеллект, культура, является высокая степень их распределения в обществе, что отличает их от большинства материальных активов, которые, как правило, сконцентрированы в руках крупных собственников.
Таким образом, предлагаемая нами модель обусловливает максимизацию стоимости активов сферы услуг в процессе социально-экономической деятельности.
В «Новом юридическом и экономическом словаре» активы трактуются как 1) любая собственность компании (машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты, а также деловая репутация); 2) любой предмет, материальный и нематериальный, который представляет ценность для своего владельца; 3) совокупность имущественных прав, принадлежащих физическому или юридическому лицу [6]. Таким образом, назначение и смысл актива заключается в его возможности генерировать денежные потоки и приносить его собственнику доход и прибыль в той или иной форме. Для этого необходимо наиболее полное включение актива в хозяйственный оборот, что во многом зависит от его правильной оценки и увязки с другими активами.
Классификация активов включает в себя несколько подходов, выделяющихся на основании ключевого критерия, заложенного в основу каждого из них. Наибольший интерес представляет наиболее универсальный подход, который можно использовать применительно к сфере услуг: классификация активов по содержанию (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Классификация активов сферы услуг региона по содержанию
Материальные активы Финансовые активы Нематериальные активы
Земля Природные ресурсы Здания и сооружения Жилой фонд Объекты инфраструктуры Основные производственные фонды (ОПФ) в различных формах собственности Региональная и муниципальная бюджетные системы Наличные денежные средства Банковские депозиты Страховые и амортизационные фонды Кредиты и ссуды выданные и полученные Паевые вклады и доли в уставном и акционерном капитале. Торговые марки и зарегистрированные товарные знаки Патенты и лицензионные соглашения Ноу-хау Другие виды интеллектуальной собственности Репутация компаний и имидж (бренд, привлекательность) региона Социально-культурные особенности территории (уникальные природные ресурсы и природные ландшафты, историко-культурное наследие), конвертируемые в материальные активы в виде уникальных продуктов и услуг, производимых только на данной территории Демографическая структура населения (половозрастной состав, уровень квалификации трудовых ресурсов, миграционная активность, трудовая мобильность, предпринимательская и деловая активность)
Из таблицы 2 следует, что материальные и финансовые активы, формирующие объективированный капитал и управляемые как бизнес-структурами, так и органами государственной власти и местного самоуправления, поддаются учету и счету и могут быть выражены в денежном и ином стоимостном эквиваленте. Нематериальные активы, формирующие инкорпорированный капитал, создаются при условии благоприятной среды ведения социально-экономической деятельности и развития базовых рыночных институтов (собственности, конкуренции, интеллектуальной собственности, предпринимательского права, имеющего исковую силу и др.).
Понятие стоимости актива достаточно широкое и включает три аспекта (по сути, три способа оценки актива): 1) физическая стоимость актива выражается в стоимостных единицах и, как правило, максимизируется с целью продажи актива; 2) относительная стоимость актива выражается в его более высокой стоимости по сравнению с аналогичными активами, размещенными на других территориях, либо в виде сравнительно более низких издержек на производство; часто выражается понятием аллокационная эффективность; максимизируется с целью привлечения других активов (инвестиций, сырьевых ресурсов, трудовых ресурсов и т. д.); 3) эффективность использования актива выражается в полноте использования существующего потенциала актива и оценивается относительными показателями, например показателем фондоотдачи.
К разным видам активов сферы услуг (которые составляют компонент регионального капитала) применимы разные способы оценки их стоимости. Нередко один и тот же актив можно оценить с различных точек зрения. Это объясняется комплексностью и многовариантностью его использования, что существенно усложняет его объективную оценку. Например, для такого актива, как природные ресурсы, применимы все три вышеперечисленных способа. При использовании каждого способа к оценке капитализации данного актива можно выделить различные пути и направления повышения его стоимости и стоимости связанных с ними активов.
Здесь можно выстроить цепочку капитализации сферы услуг региона, увязывая мероприятия по повышению стоимости одних активов с аналогичными мероприятиями по другим активам. Поскольку активы сферы услуг тесным образом связаны друг с другом и во многом определяют ее структуру и специализацию, то их комплексность следует выделить в качестве важнейшего свойства, позволяющего добиться эффекта синергии в решении задачи капитализации сферы услуг. Выяснено, что на начальных стадиях цепочки приоритет закрепляется за использованием различных форм объективированного капитала, а на завершающих стадиях цепочки стоимость создается преимущественно за счет использования инкорпорированного капитала. Это позволяет рассматривать капитализацию сферы услуг региона как процесс соединения разных форм объективированного и инкорпорированного капитала - процесс, позволяющий достичь качественно нового состояния объекта управления.
Выяснено, что полной и исчерпывающей системы управления активами сферы услуг в регионах сегодня нет. Существующие отличия в оценке, учете и расчете эффективности использования активов в сфере услуг заключаются непосредственно в технологиях управления ими. Целесообразность использования конкретных технологий управления активами определя-
ется их формой собственности. Поэтому система управления активами сферы услуг в регионе приобретает особую форму и является не прямой, а опосредованной, поскольку предполагает создание условий для более эффективного использования активов действующими на территории региона хозяйствующими субъектами.
Установлено, что капитализацию сферы услуг не удастся существенно повысить только за счет вовлечения в оборот новых ресурсов (то есть увеличения физической стоимости конкретного актива), поскольку большая их часть все равно будет обращаться и преобразовываться в другие формы капитала за пределами региона. А потому увеличить капитализацию сферы услуг можно только за счет эффективности использования собственных активов. На практике реализация предлагаемой нами модели требует организации открытого и взаимовыгодного диалога между региональными органами власти, органами местного самоуправления и бизнес-структурами.
Форсирование процесса капитализации сферы услуг региона возможно за счет выделения наиболее динамичных образований, которые будут выступать в качестве «локомотивов» и «точек роста» по отношению, как к общероссийскому рынку услуг, так и социальноэкономической системе региона. Эти образования или точки роста должны составить каркас новой пространственной организации региона и, по сути, будут являться центрами формирования региональных социально-культурных и территориально-производственных кластеров.
Апробация предлагаемой нами модели показала, что основной барьер в ее применении -вынесение инструментов стратегического управления основным капиталом (ОПФ), принадлежащего межрегиональным или международным бизнес-структурам, а также находящимся в федеральной собственности, за пределы региона и предоставление региональным, муниципальным (резидентным) подразделениям и организациям лишь права оперативного управления ими.
По нашему мнению, устранению этого барьера будут способствовать заявленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. задачи: 1) поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти; 2) формирование эффективной системы управления государственной собственностью при обеспечении открытости информации об эффективности управления имуществом, улучшении управления государственными долями в акционерных обществах; 3) сокращение объема имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; 4) дальнейшее развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, повышение эффективности управления государственным имуществом, включая последовательное сокращение использования института хозяйственного ведения [7].
Ссылки и примечания:
1. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб., 2005.
2. Экономическая энциклопедия / ред. Л.И. Абалкин. М., 1999. 1055 с.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. Кн. 1. М., 1967. 908 с.
4. Особенности воспроизводства регионального капитала: сущность, подходы к оценке, методы управления / Институт экономики КарНЦ РАН ; под общей ред. Ю.В. Савельева. Петрозаводск, 2008. 136 с.
5. Там же. С. 85. (См. ссылку на: Переслегин С. // http://www.archipelag.ru/authors/knyginin). [Электронный ресурс]. URL: http://econforum.ru/files/osobennosti_vosproizv.pdf (дата обращения: 10.09.2012).
6. Новый юридический и экономический словарь. М., 2003.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.
References (transliterated) and notes:
1. Kotler F., Asplund K., Reyn I., Khayder D. Marketing mest. Privlechenie investitsiy, predpriyatiy, zhiteley i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Evropy. SPb., 2005.
2. Ekonomicheskaya entsiklopediya / ed. L.I. Abalkin. M., 1999. 1055 p.
3. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoy ekonomii. Vol. I. Book 1. M., 1967. 908 p.
4. Osobennosti vosproizvodstva regional'nogo kapitala: sushchnost', podkhody k otsenke, metody upravleniya / Institut
ekonomiki KarNTS RAN ; under general ed. of Y.V. Savel'ev. Petrozavodsk, 2008. 136 p.
5. Ibid. P. 85. (See the link: Pereslegin S. // http://www.archipelag.ru/authors/knyginin). [Electronic resource]. URL:
http://econforum.ru/files/osobennosti_vosproizv.pdf (date of access: 10.09.2012).
6. Noviy yuridicheskiy i ekonomicheskiy slovar'. M., 2003.
7. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda, utver-
zhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. 24.11.2008. № 47. St. 5489.