Научная статья на тему 'Региональная экономическая безопасность - новая дефиниция в экономической теории'

Региональная экономическая безопасность - новая дефиниция в экономической теории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
634
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY LEVELS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / REGIONAL ECONOMIC SECURITY / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / TO REGIONAL ECONOMIC SECURITY / REGIONAL INTEGRATION UNION / ECONOMIC INTERESTS / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Падалка Владимир Владимирович

Прослеживается генезис термина «экономическая безопасность», уровни экономической безопасности. Обоснована позиция автора о необходимости введения в экономическую теорию новой дефиниции: «региональная экономическая безопасность» с учетом глобальных процессов интеграции в рамках различных региональных интеграционных союзов. В качестве примера интеграционного регионального объединения рассмотрен Евразийский экономический союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Падалка Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional economic security - a new definition of economic theory

The article deals with the genesis of the term «economic security», the levels of economic security. Substantiates the author's position on the need for the economic theory of the new definition of “regional economic security” taking into account the global processes of integration within the various regional integration unions. As an example of the integration of the regional association reviewed the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Региональная экономическая безопасность - новая дефиниция в экономической теории»

УДК 355 ББК 65

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — НОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПАДАЛКА,

адъюнкт кафедры организации финансово-экономического и тътового обеспечения Академии управления МВД России Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: vovafartuna@mail.ru Научный руководитель: доктор экономических наук, профессорВ.Ф. Гапоненко

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Прослеживается генезис термина «экономическая безопасность», уровни экономической безопасности. Обоснована позиция автора о необходимости введения в экономическую теорию новой дефиниции: «региональная экономическая безопасность» с учетом глобальных процессов интеграции в рамках различных региональных интеграционных союзов. В качестве примера интеграционного регионального объединения рассмотрен Евразийский экономический союз.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, уровни экономической безопасности, региональная экономическая безопасность, обеспечение региональной экономической безопасности, интеграционный региональный союз, экономические интересы, Евразийский экономический союз.

Annotation. The article deals with the genesis of the term «economic security», the levels of economic security. Substantiates the author's position on the need for the economic theory of the new definition of "regional economic security" taking into account the global processes of integration within the various regional integration unions. As an example of the integration of the regional association reviewed the Eurasian Economic Union.

Keywords: economic security, national security, economic security levels, regional economic security, to regional economic security, regional integration union, economic interests, the Eurasian Economic Union.

Термин «экономическая безопасность» возник в 1934 г. в США, когда Президент Рузвельт, создал специальный комитет с таким названием. Комитет вырабатывал меры по выходу из Великой Депрессии. После того, когда эта задача была решена, эта структура расширила свои функции до национальной безопасности, при этом всегда важнейшей составной частью была проблема экономической безопасности.

В России впервые на законодательном уровне единый подход к пониманию «экономической безопасности» был реализован в Федеральном законе от 13 октября 1995г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», утратившим силу в настоящее время1. Во второй статье данного Закона определялось следующее понятие термина «экономическая безопасность» — это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

В Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» не утратившего

свою юридическую силу, не содержится четкого определения термина «экономическая безопасность». При этом интересным представляется тот факт, что в Стратегии указывается на общность политических и экономических интересов государств — участников СНГ 2 .

В Федеральном законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который заменил 157 — ФЗ, парадоксально, но не содержится понятия «экономическая безопасность» 3. Отсутствует содержательное определение «экономической безопасности» также и в Указе Президента РФ от 10 января 2000г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации». В этом документе представлено понятие «национальной безопасности Российской Федерации» как безопасности ее многонационального народа, носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации 4.

Согласно Государственной стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утратил силу) под термином «экономическая безопасность» понималось обеспечение такого развития экономики, при котором создаются приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохра-

нения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз 5.

В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683 не дается определение термина «экономическая безопасность». Понятие «национальной безопасности Российской Федерации» представлено в наиболее полном, развернутом виде и определено как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные уровень и качество их жизни, независимость, суверенитет, территориальная и государственная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие России 6.

Экономическая безопасность является более конкретным, предметным понятием, чем национальная безопасность. Она является ее материальной основой, фундаментом и наиболее значимой частью национальной безопасности. При этом состояние национальной безопасности государства зависит от жизнеспособности и эффективности экономики государства, ее мобильности и конкурентоспособности.

Касаясь научных трудов российских ученых, отметим, что активная деятельность по проблематике экономической безопасности государства началась с 1990-х годов. Вот, например, что писал профессор Национального исследовательского университета ВШЭ В.С. Паньков об экономической безопасности: «Это такое состояние национальной экономики, которое можно охарактеризовать устойчивостью, определённым «иммунитетом» к воздействию факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса воспроизводства, достигнутого уровня жизни населения, вызывающим повышенную социальную напряжённость в обществе и угрозу существования государства»7.

В.К. Сенчагов рассматривает термин «экономическая безопасность» как состояние экономики и институтов власти; И.Ф. Исмагилов, В.В. Сальников, С.В. Степашин — как защиту национальных экономических и социальных интересов государства и общества; Л.И. Абалкин — как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики и т.д.

Гапоненко В.Ф. полагает, что экономическая безопасность государства должна обеспечиваться эффективностью самой экономики, то есть, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции, она должна поддерживаться всей системой государственных органов 8.

Традиционно, ученые-экономисты выделяют экономическую безопасность на следующих уровнях:

• международная (межнациональная) экономическая безопасность;

• национальная (государственная) экономическая безопасность;

• экономическая безопасность региона (как части государства);

• экономическая безопасность субъекта хозяй-

ствования;

• экономическая безопасность личности 9.

По нашему мнению, в современных геополитических, геоэкономических условиях необходимо введение в экономическую науку новой экономической категории, как одного из уровней экономической безопасности, а именно термина «региональная экономическая безопасность».

Во-первых, в современном мире практически ни одно государство не может полноценно существовать без каких-либо интеграционных союзов. В случае если государство не заставляют, используя политические и другие формы давления вступить в то или иное объединение, то интеграция, как правило, продиктована его национальными и экономическими интересами. В условиях глобальной конкуренции на мировом рынке, государства-союзники вынуждены совместно защищать свои экономические интересы;

Во-вторых, современная система мирохозяйственных связей осуществляется в рамках неолиберального мирового экономического порядка, который основан на жёсткой монетаристской основе. При этом в качестве основного регулятора развития провозглашён стихийный рыночный механизм. Экономически сильные государства, сделав ставку на неолиберальный вариант развития мирового хозяйства, постарались обеспечить для себя господствующие позиции в системе формируемых под их руководством мирохозяйственных отношений. Акцент делается на поощрение радикальной либерализации хозяйственной жизни государства. Вместо концепции развития импортозамещения, национальной промышленности всячески навязываются идеи экспорто-ориентированного развития с участием западных ТНК 10. Западные страны осуществляют в отношении экономически слабых стран политику двойных стандартов. Навязывая таким государствам самые радикальные из своих концепций, они не считают необходимым внедрять их в своих странах. Особенно это касается экономической роли государства;

В-третьих, уже давно приняты, широко используются в международных отношениях дефиниции «региональное объединение», «региональный союз» именно, как объединение нескольких государств в рамках того или иного интеграционного союза. А раз такие дефиниции существуют, значит и термин «региональная экономическая безопасность» имеет право на существование.

Кроме того, существуют именно экономические интеграционные союзы, одним из которых является Евразийский экономический союз.

Естественным нам представляется то, что национальные экономические интересы для каждого государства-участника союза останутся приоритетными. Вместе с тем, существуют такие угрозы экономической безопасности, которые являются общими для всех участников регионального союза. Отметим лишь некоторые из них:

• терроризм, экстремизм и распространение идей всемирного халифата;

• транснациональная (международная) пре-

ступность;

• недружественная геополитическая и геоэкономическая деятельность отдельных государств (группы государств), направленная на подрыв экономических основ страны (интеграционного союза);

• санкции со стороны интеграционных объединений к отдельному государству (группе государств);

• неконтролируемые процессы миграции и др.

Перечисленные выше угрозы актуальны в полной

мере для ЕАЭС. Напомним, что в настоящее время в ЕАЭС входят пять государств-участников: Российская Федерация, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения. Евразийский экономический союз — это последовательный шаг интеграции Российской Федерации на постсоветском пространстве 11.

По ряду характеристик Евразийский экономический союз занимает значимое место в мире среди других интеграционных образований и передовых, в экономическом плане, государств.

Так, например, численность населения проживающего на территории государств-участников ЕАЭС составляет 182,1 млн. человек, что составляет 2,5 % от мировой численности (по данным 01.06.2016г.). Численность экономически активного населения составляет 92,9 млн. человек, что составляет 2,8 % от мировой численности. При этом уровень безработицы в ЕАЭС составляет 5,3 %, тогда как в Евросоюзе — 10,2%, США — 6,2%, в мире — 8,4%.

Неплохие характеристики ЕАЭС имеет и в таких отраслях как промышленность, энергетика, сельское хозяйство.

Рассматривая общеэкономические показатели ЕАЭС можно констатировать, что его место в мировой экономике не представляется столь значимым.

С нашей точки зрение, решение указанных проблем именно в рамках обеспечения региональной экономической безопасности обусловлено следующими обстоятельствами:

• Россия и другие страны СНГ испытывают целенаправленное воздействие со стороны международных экономических организаций: Международного валютного фонда (МВФ), всемирной торговой организации (ВТО), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др., деятельность которых в последние годы носит явно политизированный характер;

• региональный уровень взаимодействия зачастую отличает более углубленный и скоординированный характер. Вопросы региональной интеграции сегодня особенно актуальны. Абсолютное большинство государств испытывают на себе все возрастающее влияние глобализации, которая блокирует их возможность самим влиять на экономические, финансовые процессы, воздействующие и на сами страны, и на их население. Кроме того, региональная интеграция позволяет укрепить свои международные позиции, так как объедине-

ние стран — это, безусловно, более весомый игрок на мировой арене, чем отдельное государство 12;

• обеспечение экономической безопасности именно в рамках интеграционного объединения различных государств, может быть по своей сути, одним из элементов обеспечения национальной (государственной) экономической безопасности. Скептики возразят, ссылаясь на то, что и в рамках одного союза государственные экономические интересы стран-участниц могут противоречить друг другу. Такая точка зрения имеет право на существование. Вместе с тем, во всей совокупности экономических интересов отдельного государства, несложно выделить общие для всех государств-участников интеграционного объединения, исходя из которых, выработать совместные меры, направленные на предотвращение, противодействие, минимизацию угроз региональной экономической безопасности.

Вернемся к самой дефиниции «региональная экономическая безопасность». При большом разнообразии взглядов отметим, что в дефиниции «экономическая безопасность» базовыми терминами являются: состояние, безопасность, объект, угрозы, субъект и т.д. Также она неразрывно связана с категориями: потребности и интересы. Учитывая рассматриваемый уровень экономической безопасности, это региональные экономические интересы. После их анализа в наднациональных институтах, а при необходимости с использованием общественных институтов, они, по нашему мнению, должны трансформироваться в единую систему в целях развития экономики государств-участников союза, предотвращения и противодействия угрозам региональной экономической безопасности.

Учитывая изложенное, согласно нашей точки зрения «региональная экономическая безопасность — это такое состояние национальных экономик государств, входящих в интеграционное объединение, способное обеспечить поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, а также готовность и способность межнациональных, национальных институтов власти создавать механизмы реализации и защиты региональных экономических интересов в рамках союза, поддержания социально-политической стабильности общества».

Литература

1. Федеральный закон от 13 октября 1995г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

2. Федеральный закон от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

3. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основ-

ные положения)».

4. Указ Президента РФ от 10 января 2000г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».

5. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

6. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

7. Гапоненко В.Ф. Экономическая безопасность / В.Ф. Гапоненко, А. Л. Беспалько, А.С. Власков // Вопросы экономики. 2007. № 7.

8. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: Учебное пособие. — М.: РАГС, 2011.

9. Падалка В.В. Евразийская полиция как одна из составляющих механизма минимизации угроз национальной и экономической безопасности Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза // Труды Академии управления МВД России № 2 (38) июнь 2016 г.

10. Паньков В.С. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1992. № 6.

11. Паньков В.С. Экономическая безопасность: сущность и факторы // Страны СНГ в системе мирового хозяйства: проблемы экономической безопасности / Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей при Министерстве экономики Российской Федерации. Сборник «Внешнеэкономические связи». Выпуск 8. М., 1992.

12. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.

13. Сенчагов В.К. и др. Экономическая безопасность России: Учебник. — М, 2010.

14. Стрежнева М.И. Интеграция и вовлечение как инструменты глобального управления // Международные процессы. 2012. №2(29).

References

1. Federal Law of 13 October 1995. N 157-FZ "On state regulation of foreign trade."

2. Federal Law of 8 December 2003. № 164-FZ "On the basis of state regulation of foreign trade".

3. Presidential Decree of 29 April 1996 N 608 "On the State Economic Security Strategy of the Russian Federation (General Provisions)."

4. Presidential Decree of 10 January 2000. № 24 "On the Russian Federation's national security concept."

5. Presidential Decree of May 12, 2009 N 537 "On National Security Strategy of the Russian Federation until 2020" (as amended).

6. Presidential Decree dated 31 December 2015. № 683 "On the Russian Federation National Security Strategy"

7. Gaponenko V.F. Economic security / V.F.

Gaponenko, A.L. Bespalko, A.S. Vlaskov // Questions of economy. 2007. № 7.

8. Kornilov M.J. The economic security of Russia: Textbook. — M.: RAGS, 2011. 9. Padalka VV. Eurasian police as one of the components of the mechanism to minimize threats to national and economic security of the Russian Federation in the framework of the Eurasian Economic Union // Proceedings of the Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia № 2 (38) June 2016.

9. Pankov V.S. Economic security: new aspects of the problem // Foreign Trade. 1992. number 6.

10. Pankov V.S. Economic security: the nature and factors // CIS countries in the world economy: economic security issues / All-Russian Research Institute of Foreign Economic Relations at the Ministry of Economy of the Russian Federation. The collection "Foreign economic relations". Issue 8. M., 1992.

11. Raizberg B.A. State management of economic and social processes: Textbook. — M .: INFRA-M, 2008.

12. Senchagov V.K. The economic security of Russia:. Textbook. — M., 2010.

13. Strezhneva M.I. Integration and inclusion as a global management tools // international processes. 2012. №2 (29).

1 Федеральный закон от 13 октября 1995г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

2 Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

3 Федеральный закон от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

4 Указ Президента РФ от 10 января 2000г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».

5 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

6 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

7 Паньков В.С. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1992. № 6.

8 Гапоненко В.Ф. Экономическая безопасность / В.Ф. Гапоненко, А.Л. Беспалько, А.С. Власков // Вопросы экономики. 2007. № 7.С. 89-93.

9 Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: Учебное пособие. — М.: РАГС, 2011. С. 24-28.

10 Сенчагов В.К. и др. Экономическая безопасность России: Учебник. — М, 2010. С. 445,446.

11 Падалка В.В. Евразийская полиция как одна из составляющих механизма минимизации угроз национальной и экономической безопасности Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза // Труды Академии управления МВД России № 2 (38) июнь 2016 г. С. 65-69.

12 Стрежнева М.И. Интеграция и вовлечение как инструменты глобального управления // Международные процессы. 2012. №2(29).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.