Научная статья на тему 'Механизм минимизации угроз экономической безопасности в рамках ЕАЭС'

Механизм минимизации угроз экономической безопасности в рамках ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / INTERNAL THREATS / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / INTEGRATION ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горьков А.Г.

Статья посвящена анализу развития механизма минимизации угроз экономической безопасности, для стран, входящих в Евразийский экономический союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF MINIMIZATION OF THREATS TO ECONOMIC SECURITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE UNIFIED ENERGY SYSTEM

The article is devoted to the analysis of the development of the mechanism of minimization of threats to economic security for the countries included in the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Механизм минимизации угроз экономической безопасности в рамках ЕАЭС»

МЕХАНИЗМ МИНИМИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В РАМКАХ ЕАЭС

А.Г. Горьков, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

Аннотация. Статья посвящена анализу развития механизма минимизации угроз экономической безопасности, для стран, входящих в Евразийский экономический союз.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, экономическая безопасность, внутренние угрозы, интеграционное объединение.

Экономическая безопасность является одной из структурных составляющих национальной безопасности страны. При рассмотрении экономической безопасности с этой точки зрения, можно дать следующую интерпретацию: экономическая безопасность - это способность экономики страны обеспечивать благоприятные условия жизни, военно-политическую стабильность, а также противостоять разного рода негативно влияющим на развитие страны факторам.

Анализ эволюции механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности целесообразно осуществлять на базе периодизации его развития. В условиях государственной монополии внешней торговли, существовавшей в СССР, необходимость формирования разветвленного механизма таможенного регулирования внешнеэкономического комплекса отсутствовала. В последние годы существования Советского Союза уже рассматривались подходы к либерализации экономики. Также ставилась стратегическая задача по превращению внешнеторговых связей в фактор решения таких проблем, как модернизация структуры народного хозяйства и его экспортного сектора, насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами [1].

В сентябре 2003 г. Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства. При этом предполагается обеспечить в перспективе свободу движения в рамках ЕЭП товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Соглашение предполагает «формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограни-

чений, согласование таможенно-тарифной и макроэкономической политики, а также выравнивание цен на энергоносители в странах-участницах. Для координации действий в рамках ЕЭП создается наднациональный орган, решения которого обязательны для стран -участниц, а голоса в нем распределяются между странами-участницами пропорционально размерам их ВВП (на ВВП Российской Федерации при этом приходится 80% всего совокупного ВВП «четверки» стран ЕЭП) [2].

Важнейшим направлением модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической сферы на первом этапе российских реформ стали неопределенность нормативной базы регулирования внешнеэкономического комплекса, ослабление контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями, прозрачность таможенных границ на фоне неблагоприятной конъюнктуры мировых цен. Всё это обусловило разрушение хозяйственных связей, кризис неплатежей, существенное сокращение внешнеторгового оборота в первые годы преобразований.

В этих условиях сформировалась система институциональных факторов, способствующих дезинтеграции национальных хозяйственных комплексов республик Советского Союза, разрушению единого механизма таможенного регулирования ВЭД и единой таможенной территории СССР. Процессы системной дезинтеграции выступают характерными особенностями второго этапа трансформации механизма таможенного регулирования ВЭД.

Для третьего периода характерно проведение странами СНГ мер, связанных с

устранением последствий «шоковой» либерализации внешнеэкономической деятельности. На данном этапе, по мнению большинства специалистов, выявились «провалы» внешнеэкономической политики ускоренной либерализации без создания действенных инструментов таможенного регулирования, способных скорректировать параметры участия России в мировой торговле.

Четвертый период развития механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности связан с активизацией на постсоветском пространстве интеграционных процессов в рамках Таможенного союза, целесообразность которых рассматривалась, во-первых, с точки зрения гарантированного регионального рынка, смягчающего последствия колебаний мировой экономической конъюнктуры, во-вторых, с точки зрения проведения активной внешнеторговой политики по широкому спектру торгово-экономических интересов общего таможенного пространства.

В условиях состоявшегося вступления России во Всемирную торговую организацию были обеспечены приоритет обязательств в отношении ВТО и отсутствие конфликта норм ВТО и Таможенного союза. Основными направлениями трансформации механизма таможенного регулирования ВЭД Таможенного союза стали сокращение возможностей применения инструментария таможенно-тарифного регулирования ВЭД и либерализация внешнеэкономической деятельности за счет минимизации таможенных барьеров.

Для современного этапа трансформации механизма таможенного регулирования характерно углубление интеграционных процессов на базе Евразийского экономического союза.

Таким образом, на протяжении рассмотренных этапов механизм таможенного регулирования Таможенного, а затем и Евразийского экономического союза эволюционировал и приобрел некоторое сходство с аналогичными механизмами большинства развитых стран.

Но, несмотря на то, что законодательством ЕАЭС предусмотрены все основные инструменты регулирования внешнеэкономической сферы, реализуемые в зару-

бежных государствах, для практического применения многих из них так и не был создана необходимая информационно-техническая, кадровая основа на национальном уровне. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в государствах-членах ЕАЭС имеет догоняющий характер, что не позволяет эффективно применить данный механизм при реализации стратегических приоритетов развития внешнеэкономического комплекса [3].

В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами [4].

На современном этапе экономических преобразований важную роль играют целенаправленные усилия государств-членов ЕАЭС по организационному, нормативному, экономическому, информационному обеспечению модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

В данных условиях очевидна необходимость неотложных шагов по созданию целостного механизма таможенного регулирования, которые позволят предотвратить потери и риски, связанные с адаптацией государств- членов к новым, еще несовершенным условиям функционирования ЕАЭС и участия в ВТО, в том числе возможное увеличение транзакционных издержек участников ВЭД, ущемление интересов некоторых групп российских товаропроизводителей.

Очевидно, что задачи, стоящие перед государствами-членами ЕАЭС, требуют эффективной реализации адаптационных возможностей механизма таможенного регулирования внешнеэкономической сферы, позволяющего на базе комплексного оперативного анализа находить оптимальные схемы включения отечественных участников внешнеэкономической деятельности в систему мирохозяйственных связей и, в итоге, обеспечить реализацию национальных интересов во внешнеэкономической сфере.

Библиографический список

1. Бухвальд Е.М. Экономическая безопасность и финансово-бюджетные аспекты стратегического планирования развития российских регионов // Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2015. - С. 9-11.

2. Господарик Ю. И. // Интернет-курс по дисциплине «Международная экономическая безопасность» // Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. Режим доступа: http: // www.e-biblio.ru / book / bib /09_ekonomika / megdunarod_econom_bezop / sg.html#Тос375665635

3. Губин Б.В., Павлов В.И., Сенчагов В.К., Сорокин Д.Е. Стратегические угрозы и риски в экономической сфере // Управление риском. Ежеквартальный аналитический журнал. - 2015. - Спец. выпуск. - С. 14.

4. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Сидоренко В. Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. №4 (20) С. 98-106.

THE MECHANISM OF MINIMIZATION OF THREATS TO ECONOMIC SECURITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE UNIFIED ENERGY SYSTEM

A.G. Gorkov, student Russian customs academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the development of the mechanism of minimization of threats to economic security for the countries included in the Eurasian Economic Union.

Keywords: Eurasian Economic Union, economic security, internal threats, integration association.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.