Научная статья на тему 'Таможенная служба России в условиях международных санкций: вызовы, угрозы и возможности их минимизации'

Таможенная служба России в условиях международных санкций: вызовы, угрозы и возможности их минимизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4687
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / CUSTOMS SERVICE / САНКЦИИ / SANCTIONS / ВЫЗОВЫ / CHALLENGES / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC AND POLITICAL CRISIS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабиев Александр Петрович

В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема деятельности Таможенной службы в условиях введенных международных санкций против России. Предпринята попытка раскрыть основные причины введенных санкций. Выделяются характерные особенности причин применения санкций против нашей страны. Значительное внимание уделяется возможным подходам к выработке предложений и рекомендаций по минимизации существующих вызовов и угроз. В качестве исследовательской задачи автором была предпринята попытка оценить, насколько эффективно проводились реформы в сфере внешнеэкономической политики. Обосновывается мысль о том, что хорошо организованная Таможенная служба, четко продуманная и сбалансированная таможенная политика при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти могут способствовать выходу из кризисного состояния национальной экономики и ее устойчивому росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джабиев Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL SANCTIONS: CHALLENGES, THREATS AND OPPORTUNITIES TO MINIMIZE THEM

The article is devoted to the topical problem of customs operation in the conditions imposed international sanctions against Russia. An attempt to reveal the main causes of the sanctions imposed. Identifies and describes the characteristic features of the reasons for the application of sanctions against our country. Considerable attention is given to possible approaches to develop proposals and recommendations to minimize the existing challenges and threats. As a research problem the author was determined to attempt to assess the effectiveness of the carried out reforms in the sphere of foreign economic policy. Substantiates the idea that a well-organized customs service, clearly thought-out and balanced customs policy when interacting with the relevant Executive authorities can contribute, to contribute to overcoming the crisis state of the national economy and its sustainable growth.

Текст научной работы на тему «Таможенная служба России в условиях международных санкций: вызовы, угрозы и возможности их минимизации»

Таможенное обеспечение внешнеэкономической деятельности

ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ: ВЫЗОВЫ, УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Джабиев Александр Петрович

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема деятельности Таможенной службы в условиях введенных международных санкций против России. Предпринята попытка раскрыть основные причины введенных санкций. Выделяются характерные особенности причин применения санкций против нашей страны. Значительное внимание уделяется возможным подходам к выработке предложений и рекомендаций по минимизации существующих вызовов и угроз. В качестве исследовательской задачи автором была предпринята попытка оценить, насколько эффективно проводились реформы в сфере внешнеэкономической политики. Обосновывается мысль о том, что хорошо организованная Таможенная служба, четко продуманная и сбалансированная таможенная политика при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти могут

CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL SANCTIONS: CHALLENGES, THREATS AND OPPORTUNITIES TO MINIMIZE THEM

Dzhabiev, Alexander P.

PhD, Assistant Professor of the Department for Customs of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article is devoted to the topical problem of customs operation in the conditions imposed international sanctions against Russia. An attempt to reveal the main causes of the sanctions imposed. Identifies and describes the characteristic features of the reasons for the application of sanctions against our country. Considerable attention is given to possible approaches to develop proposals and recommendations to minimize the existing challenges and threats. As a research problem the author was determined to attempt to assess the effectiveness of the carried out reforms in the sphere of foreign economic policy. Substantiates the idea that a well-organized customs service, clearly thought-out and balanced customs policy when interacting with the relevant Executive authorities can contribute, to contribute to overcoming the crisis state of the national economy and its sustainable growth.

способствовать выходу из кризисного состояния национальной экономики и ее устойчивому росту.

Ключевые слова: таможенная служба, санкции, вызовы, экономический и политический кризис, экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность.

Keywords: customs service, sanctions, challenges, threats, economic and political crisis, economic security, foreign economic activity.

Последние десятилетия характеризуются фундаментальными изменениями роли и места России в мире и, соответственно, появлением новых вызовов и угроз во внутренней и внешней политике и экономике. Это предполагает поиск новых подходов к обеспечению национальной безопасности страны и ее граждан. Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора, а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности.

Экономический и политический кризис в Украине и антироссийская волна стран Запада, спровоцированная США, поставили на повестку дня фундаментальный вопрос о дальнейшем пути развития мировой экономики и мировом порядке в целом. Об этом свидетельствуют события, происходящие на мировой арене, которые со всей очевидностью показывают, что нынешнее обострение отношений России со странами Запада будет весьма продолжительным и непредсказуемым. О продвижении и реализации такой политической и экономической конфигурации открыто заявил президент США Барак Хуссейн Обама, единственной целью которого является сохранение гегемонии США любыми средствами и любой ценой.

Как показывает практика, введение экономических санкций - самый распространенный инструмент давления стран Запада на неугодные страны. Страны Запада включили Россию в этот список и оказывают на нее беспрецедентное широкомасштабное давление со времен развала Советского Союза именно тогда, когда наша страна пытается проводить самостоятельный экономический и политический курс, постепенно выходить из экономического кризиса. Поэтому в введении торгово-экономических и политических санкций против России принимали участие многие международные организации, региональные

объединения, отдельные страны, ибо экономически сильная Россия странам Запада не нужна.

О возможном введении санкций против России и о том, что она окажется в одном ряду с Ираком, Ливией, Сирией и Ираном, неоднократно предупреждали эксперты и аналитики. К сожалению, такие пессимистические прогнозы разделяли не все, особенно, наша либерально настроенная интеллигенция. Президент В. Путин в своем послании по поводу введенных санкций против России так и сказал: «Уверен, что если бы всего этого не было (украинского кризиса), придумали бы какой-нибудь другой повод»1.

Санкции, введенные странами Европейского союза и США, охватили все институты развития экономики страны - финансы, оборонную промышленность, нефтегазовый сектор, высокотехнологическую сферу и другие отрасли хозяйственной деятельности, - нарушая все базовые и основополагающие принципы Всемирной торговой организации. Налицо убедительные признаки того, что страны Запада выступили в очередной крестовый поход против России. Цель этого похода -уничтожение геополитической субъектности нашей страны.

Финансово-экономические кризисы за последние десятилетия обнажили новые внешние вызовы, содержащие серьезные риски и угрозы национальной экономической безопасности России, которые в очередной раз застали нас врасплох. В этой связи, чтобы понять происходящие события, сделаем небольшой экскурс и вспомним о ходе развития и становления экономики России, в частности, ее внешнеэкономической составляющей, после распада СССР.

Просчеты, допущенные после развала СССР, повлекли за собой деградацию производственного потенциала России. Были разрушены прежде всего отрасли, производящие конечную продукцию, спровоцированы консервация тяжелой промышленности, капиталов, усилена финансовая и технологическая зависимость от развитых стран, т. е. были созданы все условия и предпосылки для серьезного ослабления экономических основ национальной безопасности страны. Все это происходило на фоне проведения либерально-монетаристской модели реформирования российской экономики младореформаторами России, в результате чего стране с ее отсталой экономикой был навязан курс экспортно-сырьевого развития. Кроме того, у государства и бизнес-сообществ нашей страны в перестроечные годы сложилось обманчивое представление об экономическом росте, когда цены на нефть и нефтепродукты на мировых нефтяных рынках поднимались до 120 долларов за баррель, а стратегическим планированием внешнеэкономической политики, созданием экспортно ориентированных произ-

1 иКЬ: http://www.gazeta.ru/business/news/2014/12/04/n_6711037.shtml

водств всерьез никто не занимался. Именно такая тенденция и понимание экономического развития страны привели к успокоению, близкому к бездействию. В результате были явно недоиспользованы возможности качественных структурных преобразований в экономике страны, укрепления и роста научно-технического и интеллектуального потенциала. Усиливающееся наращивание экспорта энергоресурсов в целях извлечения сиюминутной прибыли способствовало чрезмерной открытости российской экономики благодаря чему страна продолжала терять способность к самостоятельному воспроизводству, практически не получая компенсации за эти потери. Россия оказалась неспособной воспользоваться преимуществами открытой экономики, перевооружить свою обрабатывающую промышленность на базе импорта новых технологий и нового высокотехнологичного оборудования. Крайне низкими темпами осуществлялся объявленный еще в 2002 г. переход экономики на инновационную модель развития.

Глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. показал, что потенциал обеспечения оптимальных уровней внешнеэкономической безопасности Российской Федерации еще не достигнут. Внешняя торговля превращается из дополнительного фактора развития национальной экономики в ее основной и определяющий фактор, без которого развитие национальной экономики становится невозможным, что снижает уровень национальной безопасности и конкурентоспособности страны. Низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития способствовали нарушению оптимального баланса между внутренним и внешним рынком. Национальная экономика уже не опирается на внутренний рынок, а находится под определяющим влиянием конъюнктуры мировой экономики.

Изменения, произошедшие во внешнеэкономической политике в начале 1990-х гг., основывались на идеологических постулатах неолиберальной школы. Эти преобразования не выделялись четкой обоснованностью, основательным стратегическим подходом, носящим долгосрочный характер, и были ориентированы только на достижение ограниченного круга целей. В частности, одной из таких целей и стратегической задачей в сфере развития и совершенствования внешнеторговой политики страны было присоединение России к ВТО. Причем явно незначительное внимание уделялось двусторонней экономической дипломатии, содействующей вхождению страны в иные преференциальные схемы, разработке стратегии внешнеэкономической политики, которая способствовала бы развитию и совершенствованию внешнеэкономических связей с СНГ, Европейским союзом и Азией.

Несмотря на разработанные и принятые законодательные акты и другие программные документы, регламентирующие механизм государственной поддержки отечественной высокотехнологичной продук-

ции и ее прогрессивной диверсификации, до сих пор данное важное направление не отрегулировано на должном уровне.

Другая важнейшая цель - проведение фискальной политики по увеличению объема экспорта сырьевых ресурсов. При этом возросшие валютные поступления не только не использовались в необходимой мере для развития экономики страны, а были размещены на счетах зарубежных банков. Результаты такого рода политики отчетливо проявляются во многих отраслях экономики России, где зависимость от импорта становится критической, например, по продуктам питания, в фармацевтике. Такая расстановка приоритетов во внешней торговле чревата закреплением нашей страны в составе мировой периферии со всеми вытекающими геоэкономическими последствиями. Очевидно, что именно отсутствие полноценной внешнеэкономической стратегии в России значительно осложняет и не позволяет в полной мере использовать преимущества внешнеэкономической деятельности для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста. Россия в 1990-е гг. в основном принимала и реагировала на предлагаемые ей правила игры. Часто наша страна не имела собственной четкой позиции по многим актуальным вопросам развития мировой экономики и международной торговли, торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странам, из-за чего не использовала выгоды растущей интернационализации отечественного хозяйства и, наоборот, сталкивалась с серьезными внешними угрозами и вызовами национальной экономической безопасности [5. - С. 206-213].

Основополагающими стратегическими рисками и угрозами экономической безопасности на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры. Среди главных угроз национальной безопасности - потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

С учетом этих негативных тенденций и введенных международных санкций против России стало очевидным, что сформированная в нашей стране внешнеэкономическая политика не эффективна и не устойчива, не отвечает современным требованиям обеспечения национальной экономической безопасности. При этом следует отметить, что эти негативные тенденции не должны послужить поводом безнадежности попыток вывести российскую экономику на путь модернизации

и самостоятельного развития. В этих условиях особую роль играет государство как ключевой субъект крупномасштабных экономических структурных изменений.

Исторический опыт показывает, что когда рыночные механизмы дают сбой, возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нестандартных мер по обеспечению экономического роста. Государственное регулирование внешней торговли - основной инструмент превращения внешнеторговой политики в действенный фактор развития страны. Государство всегда способствовало интеграции любой страны в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр. Неоценима роль государства в социально-экономическом развитии хозяйства и формировании рынка.

В условиях кризиса экономический прорыв может быть обеспечен только крупными компаниями, большинство из которых принадлежат государству или контролируются ими. На наш взгляд, ориентация только на малый и средний бизнес в ситуации, когда наша страна намного отстает от развития мировой экономики, не способствует устойчивому росту экономики.

Основными факторами роста экономического потенциала является формирование экспортной стратегии, привлечение иностранных инвестиций в экономику, усиленное развитие трудо- и наукоемких производств и рациональное использование высококвалифицированного человеческого потенциала.

Разумеется, сторонники неолиберальной школы стараются свести до минимума хозяйственную деятельность государства исходя из ее несовместимости с рынком. Такая постановка вопроса не только антиисторична, но и аморальна, явно оторвана от современных интеграционных процессов мирохозяйственных связей, создающихся усилиями национальных государств. Неуправляемая насильственная глобализация угрожает самостоятельному развитию не только наименее развитых, но и развивающихся стран, ибо диапазон этих вызовов и угроз становится общепланетарным.

Пользуясь усиливающимися процессами глобализации, крупнейшее региональное объединение Европейский союз под непосредственным руководством США создает агрессивные и широкомасштабные угрозы и опасности для России в области экономики и политики, несмотря на то, что подавляющая часть нашей либерально настроенной интеллигенции эти угрозы и вызовы считают мнимыми. Как уже говорилось выше, эти феномены требуют самого пристального внимания с

точки зрения интересов национальной безопасности России в условиях международных экономических и политических санкций.

Практика последних лет показывает, что политика нейтрализации этих вызовов и угроз сопряжена с целым рядом проблем и трудностей, связанных как с глобальными процессами и тенденциями, так и с неэффективностью деятельности многих государственных и общественных институтов нашей страны. Поэтому органы исполнительной власти в условиях глобальных вызовов и угроз меняющегося мира должны защищать отечественных производителей, сохранять объекты интеллектуальной собственности и максимально содействовать внешнеторговой деятельности. Основную роль в противодействии угрозам экономической безопасности, обеспечении и отстаивании национальных и экономических интересов в условиях международных санкций играет Таможенная служба Российской Федерации - один из базовых институтов ускоренного социально-экономического развития экономики России.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «О стратегии развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» говорится, что Таможенная служба Российской Федерации является неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью. Она выступает в качестве одного из основных инструментов ее регулирования, сочетая функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа, одновременно содействует развитию ВЭД. В условиях финансово-экономического кризиса и международных санкций Таможенная служба, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли, все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная деятельность проявляется в виде особой формы услуги.

Одним из факторов достижения стратегической цели Таможенной службы Российской Федерации в части содействия международной торговле является качественное предоставление государственных услуг в области таможенного дела участникам ВЭД.

Статус Таможенной службы России в условиях международных санкций обязывает ее не только совершенствовать фискальные мероприятия, регулировать качество организации таможенного контроля, но и проводить мероприятия по обустройству таможенных границ, формированию партнерских взаимоотношений с бизнес-сообществом, соблюдению нормативно-правовой базы, взаимодействию с иными государственными органами на национальном и международном уровне. Вместе с тем минимизация угроз и вызовов обеспечения экономической безопасности России возложена на Федеральную таможенную

службу России. При определении места таможенного контроля в системе обеспечения экономической безопасности следует рассматривать в первую очередь ее внешнеэкономическую направленность, которая заключается в устойчивом развитии страны при условии ее интеграции в мировую экономику. Причем здесь речь идет о недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Стратегия развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 года также определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования Таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.

Совершенствование и дальнейшая модернизация таможенной политики в условиях международных санкций и экономического кризиса происходит под влиянием целого комплекса внутренних и внешних факторов. К их числу относятся трансформация российской экономики, незавершенность формирования институциональной системы внешнеэкономического комплекса, отсутствие практики применения защитных мер при ущемлении интересов национальных производителей, а также требования, предъявляемые ВТО. В этих условиях к организации и функционированию Таможенной службы предъявляются необходимые требования, направленные на ее адаптацию к возрастающим внешним вызовам и угрозам в целях дальнейшей их минимизации. Речь прежде всего идет о тех вызовах и угрозах экономической безопасности, которые могут возникнуть при снижении фактического таможенного контроля и либерализации таможенных процедур. Снижение контрольных функций таможенных органов может способствовать перемещению некачественной и контрафактной продукции через государственную границу, опасностям потери или поглощению национального производства иностранными компаниями. При этом рентабельные государственные услуги в сфере таможенного дела способствуют возрастанию оборота таможенных операций, снижают издержки экспортно-импортных операций как операторов ВЭД, так и конечных потребителей товаров и услуг, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории Единого экономического пространства Таможенного союза.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р развитие Таможенной службы Российской Федерации в условиях динамично меняющегося мира осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям, соответствующим стратегической цели и приоритетам таможенной политики:

- совершенствование таможенного регулирования;

- совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;

- совершенствование реализации фискальной функции;

- совершенствование правоохранительной деятельности;

- содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;

- совершенствование системы государственных услуг;

- совершенствование таможенной инфраструктуры;

- совершенствование информационно-технического обеспечения;

- укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;

- развитие социальной сферы;

- совершенствование организационно-управленческой деятельности.

Приведенный перечень основных направлений таможенной политики России свидетельствует о том, что сегодня Таможенная служба страны располагает мощной административной, управленческой и организационно-правовой деятельностью. Каждый из всех перечисленных институтов подлежит отдельному серьезному теоретическому исследованию. Рассмотрим некоторые из них.

Так, таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет исключительно важную роль в развитии национальной экономики любой страны. Многие страны накопили огромный опыт модернизации и совершенствования таможенно-тарифного регулирования. Накопленный опыт сконцентрирован в национальных законах и многосторонних международных договоренностях благодаря чему эти страны решают многие приоритетные социально-экономические проблемы.

В последние годы в большинстве стран мира правовая обеспеченность таможенно-тарифного регулирования была пересмотрена. Сформирована своеобразная международная унификация правовых, административных, организационно-технических систем таможенно-тарифного регулирования.

В условиях продолжающегося экономического кризиса перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. В этой связи реализация перехода на инновационный путь развития требует адекватных мер в области государственного таможенно-тарифного регулирования.

Основная цель таможенно-тарифной политики - повышение конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства, которые должны быть модернизированы в целях фор-

мирования экспортного потенциала экономики, а также для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Политика осуществления таможенно-тарифной политики в дальнейшем будет определяться растущей привлекательностью России и стран - членов ЕАЭС как крупного рынка сбыта для готовой высокотехнологичной продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки.

Весьма важным является активизация диверсификации экономики, привлечение в нее высоких технологий и ускоренное развитие экспортно ориентированных промышленных производств. В этой связи принципиальными задачами в сфере таможенно-тарифного регулирования представляются следующие:

- поддержка возрастания добавленной стоимости, формируемой на территории Российской Федерации и единой таможенной территории Таможенного союза;

- содействие повышению конкурентоспособности выпускаемой в Российской Федерации и странах Таможенного союза готовой продукции;

- устранение искусственно созданных барьеров для развития добросовестной конкуренции участников ВЭД, а также создание благоприятных условий для замещения отсталых технологий в высококонцентрированных отраслях, где преобладает небольшое количество производителей.

В целях противодействия вызовам и угрозам в условиях международных санкций для защиты отечественных производителей на мировом рынке весьма принципиальной и крайне актуальной является необходимость использования так называемых особых видов пошлин, способствующих защите отечественных производителей и внутреннего рынка. Это такие меры по защите внутреннего рынка, как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, противодействующие недобросовестной конкуренции в случаях субсидирования, возросшего импорта или демпинга. Они широко применяются зарубежными странами против нашей страны.

Так, по состоянию на 1 апреля 2015 г. 27 стран (Австралия, Азербайджан, Аргентина, Беларусь, Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Колумбия, Корея, Киргизия, Китай, Лаос, Малайзия, Марокко, Мексика, Молдова, Нигерия, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также ЕС) применяют защитные меры в отношении российских товаров.

В отношении российских товаров действуют 109 мер, в том числе антидемпинговая пошлина - 40, специальная защитная пошлина -17, прочие нетарифные меры - 52 (административные меры - 20, технические барьеры - 9, тарифные квоты - 2, квотные ограничения -

3, дополнительный сбор - 1, акциз на дискриминационной основе -5, ограничение по номенклатуре - 1, запрет на импорт - 4, санитарные и фитосанитарные меры - 3, угроза введения меры - 4)1.

Вместе с тем проводятся 9 расследований, из них 6 антидемпинговых и 3 специальных защитных расследования, а также 9 пересмотров антидемпинговых мер и 3 соглашения о приостановлении антидемпинговой процедуры. К сожалению, Россия применяет их очень редко или пассивно против других стран. С учетом этих негативных тенденций необходимо проработать возможность активного использования предварительных мер в ходе проведения расследований по введению мер торговой защиты, а также создать условия для быстрого и эффективного начала антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных расследований в Евразийской экономической комиссии.

Поскольку Россия уже является членом Всемирной торговой организации, у нашей страны появилась реальная возможность использовать инструменты для селективной защиты рынка, основными элементами которых и являются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Но наши операторы внешнеэкономической деятельности или не знают о нем, или по старинке настаивают на изменении ставок таможенного тарифа, лишая себя действенной защиты со стороны государства. Между тем в современных условиях для их применения имеются все необходимые предпосылки, так как органами высшей государственной власти разработана и принята соответствующая нормативно-правовая база, отвечающая нормам и правилам современной международной торговли.

Согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Правительство РФ должно активизировать применение компенсационных и антидемпинговых таможенных пошлин для регулирования избыточного импорта товара в Россию. Тем более что в большинстве случаев речь идет о ввозе продукции, которая может быть произведена в стране и успешно реализована на ее внутреннем рынке.

Практическое использование упомянутых пошлин позволяет достаточно эффективно осуществлять выборочную защиту отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция наносит им существенный ущерб. Поэтому необходимо усилить применение специальных пошлин в ответ на дискриминационные действия иностранных государств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности.

1 Минэкономразвития России. Портал внешнеэкономической информации, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http: / /www.ved.gov.ru

Первоочередными целями современной внешнеэкономической политики России является интеграция в мировую экономику и активное включение в международную торговлю, которая предписывает соблюдение основных принципов Киотской конвенции. Основные принципы Киотской конвенции предусматривают создание условий и ускорение внешнеторгового оборота, что ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства.

Эффективным механизмом, обеспечивающим интересы государства и участников внешнеторговой деятельности при осуществлении таможенного контроля, выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками.

Стратегическими целями таможенных органов являются обеспечение полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, повышение эффективности таможенного контроля и сокращение сроков и издержек таможенных органов и участников ВЭД на совершение таможенных операций.

Совершенствование таможенных технологий требует пересмотра всей концепции управления рисками. Для этого необходимо выстроить систему управления рисками таким образом, чтобы обеспечить полноту поступления таможенных платежей, соблюдение всех запретов и ограничений и противодействие возможным преступлениям.

В настоящее время существуют основные типы рисков, которые необходимо минимизировать. К ним относятся занижение таможенной стоимости товаров, заявление недостоверных сведений о стране происхождения товаров и неправомерное требование предоставить тарифные преференции. Сюда же входят заявление недостоверных сведений о весе, количестве и наименовании товаров, несоблюдение установленных запретов и ограничений, недостоверная классификация товаров по единой ТН ВЭД Таможенного союза и несоблюдение прав на объекты интеллектуальной собственности.

Одним из важнейших коллективных ответов на вызовы международных санкций против России стало формирование регионального объединения на постсоветском пространстве - Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Поэтому сегодня, когда наша страна находится под жестким политическим и экономическим давлением стран Запада, на повестке дня стоят такие актуальные вопросы, как активизация интеграционных процессов, углубление взаимодействия государств в экономической, финансовой, промышленной сфере, рас-

ширение возможностей для стимулирования внутреннего спроса и устойчивого роста экономики.

Создание ЕАЭС продиктовано объективной необходимостью объединения экономического потенциала перед вызовами и угрозами стран Европейского союза и США. Сформирован крупнейший единый рынок на пространстве СНГ (свыше 170 млн человек) с огромным производственным, научным и технологическим потенциалом и колоссальными природными ресурсами.

ЕАЭС представляет собой новое, динамично развивающееся региональное образование, настроенное на взаимовыгодное сотрудничество, которое в перспективе, возможно, станет главной движущей силой евразийской интеграции. Общая промышленная политика, направленная на производственно-техническую кооперацию, поддержку экспорта товаров, произведенных совместными предприятиями ЕАЭС, способствует ускорению процессов импортозамещения и обеспечению экономической безопасности стран - членов данного регионального объединения в целом.

Вместе с тем в таможенной сфере между странами - членами ЕАЭС сохраняются несогласованные действия в условиях международных санкций, введенных против России. Наши стратегические партнеры Казахстан и Беларусь продемонстрировали свою уязвимость, когда им было предложено запретить транзит товаров, попавших под санкции, через территорию Таможенного союза. После введения Россией ответных санкций против продукции из Евросоюза возникли опасения, что запрещенные товары продолжат поставляться на наш рынок под видом произведенных в Беларуси или Казахстане. Эти прогнозы подтвердились - большой объем контрабанды из стран Евросоюза идет плотным потоком через Казахстан и Беларусь. Товары из стран Запада, запрещенные к ввозу на границу, стали попадать на рынок России под видом транзитных и стран Таможенного союза, не соблюдая нормы и правила определения страны происхождения товаров. Данная ключевая проблема продемонстрировала пренебрежительное отношение к своему союзнику, полное отсутствие солидарной ответственности по взаимной поддержке стран Таможенного союза в трудной для России ситуации. Согласно подписанным соглашениям в целях противодействия угрозам национальной экономической безопасности страны Таможенного союза обязаны были соблюдать и поддерживать союзническую солидарность, задействовать механизмы для соблюдения эмбарго и недопущения реэкспорта с их территории запрещенных товаров.

В настоящее время разработан проект Таможенного кодекса ЕАЭС, в создании которого были задействованы все заинтересованные стороны - государственные органы, представители бизнес-сообществ трех стран, а также специалисты Евразийской экономической комис-

сии. В этой связи считаем целесообразным, чтобы в Таможенном кодексе ЕАЭС, который, как информируют эксперты, вступит в силу со второй половины 2016 г., нормы, заложенные в нем, обязательно соответствовали Киотской конвенции. Одна из главных целей - в максимальной степени придать новому Кодексу характер закона прямого действия. Необходимым условием является сокращение количества отсылочных норм до минимума на национальное таможенное законодательство, в нем должны быть устранены коллизии, несоответствия и противоречия. Кроме того, необходимо внести в Кодекс статью, обязывающую страны - члены Таможенного союза, принимать взаимоприемлемое решение, действовать консолидировано и согласовано в случае введения международных санкций третьих стран.

В условиях международных санкций весьма серьезную угрозу национальной безопасности России представляет активизация деятельности международной организованной преступности. В этих условиях основной формой проявления экономических угроз национальной безопасности России в таможенном и пограничном пространстве является контрабанда. Это прежде всего незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ через государственную границу, незаконный оборот оружия, потоки незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, контрабанда диких животных и растений, особенно редких и исчезающих видов, включенных в Красную книгу России, а также незаконный вывоз и ввоз капитала через таможенную границу Таможенного союза и т. д. Отток невозобнов-ляемых природных ресурсов за рубеж должен контролироваться очень строго, в противном случае слабый их контроль может обострять социальную обстановку в стране, подрывать основы политической власти, национальной безопасности в целом.

Таким образом, проблемы выявления, пресечения и предупреждения этих правонарушений имеют для России стратегическое значение. Эти проблемы выводят таможенную политику на одно из первых мест в системе обеспечения национальной безопасности страны, с которыми, разумеется, таможенные органы России справляются блестяще. Следует особо подчеркнуть, что введенные международные санкции против нашей страны получили всеобъемлющий характер, расширяются угрожающими темпами и новыми вызовами и, как утверждают эксперты, ученые-экономисты, они будут носить долгосрочный характер.

С учетом этих обстоятельств в соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности по ликвидации уже существующих и возможных угроз и вызовов для обеспечения защищенности личности, общества и государства главные усилия должны быть сосредоточены на повышении эффективности таможенной политики в системе обес-

печения национальной безопасности Российской Федерации, что требует осуществления ряда согласованных мер законодательной и исполнительной власти в политической и правовой сфере, а также совершенствования системы и структуры субъектов таможенной политики, в том числе самих таможенных органов. В их числе приведение политических установок правительства в соответствие с национальными интересами страны, совершенствование правовой базы деятельности субъектов таможенной политики, повышение эффективности взаимодействия ее элементов, увеличение количества пунктов пропуска, совершенствование таможенных технологий и др. Приоритетом в этом станет улучшение условий труда должностных лиц посредством обеспечения служебными площадями, техническими средствами таможенного контроля и средствами связи. Целевым и стратегическим ориентиром должно стать обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, предоставление им социальных гарантий.

В условиях международных санкций Таможенная служба как правоохранительный орган служит целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и национальных интересов страны в целом. Только хорошо организованная Таможенная служба, четко продуманная и сбалансированная таможенная политика будут способствовать выходу из кризисного состояния национальной экономики и ее устойчивому росту. Приоритетом в организации деятельности Таможенной службы РФ должна стать ориентация на минимизацию проявлений угроз и вызовов, возникших в связи с введенными международными санкциями против нашей страны, с тем чтобы соответствовать уровню международных стандартов в основных сферах ее деятельности, сформировать позитивный облик и статус полноправного члена международных организаций.

Список литературы

1. Афонин Д. Н., Афонин П. Н. Экономическая безопасность на таможенной границе/ / Таможенные чтения-2014 : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2014.

2. Джабиев А. П. Определение места России на мировом рынке высоких технологий с учетом современных тенденций и новых факторов развития внешнеэкономической политики / / Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2012. - № 3. - С. 8-19.

3. Кротов М. И. О диалектике европейской и евразийской инте-граций / / Проблемы современной экономики. - 2014. - № 4 (52).

4. Симонова Л. М., Аникеева О. П. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации / / Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 206-213.

5. Сулейменов Т. М. Евразийская экономическая перспектива: проблемы и решения / / Проблемы современной экономики. - 2013. -№ 4.

6. Шохин А. Н. О взаимодействии евразийской экономической комиссии и бизнес-сообщества государств Евразийского экономического союза / / Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2014. - № 3.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Afonin D. N., Afonin P. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' na tamozhennoy granites [Economic Security on Customs Border], Tamozhennye chteniya-2014, sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Saint Petersburg, 2014. (In Russ.).

2. Dzhabiev A. P. Opredelenie mesta Rossii na mirovom rynke vysokikh tekhnologiy s uchetom sovremennykh tendentsiy i novykh faktorov razvitiya vneshneekonomicheskoy politiki [Definition of a Place of Russia in the World Market of High Technologies Taking into Account Current Trends and New Factors of Development of the External Economic Policy] Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya, 2012, No. 3, pp. 8-19. (In Russ.).

3. Krotov M. I. O dialektike evropeyskoy i evraziyskoy integratsiy [About Dialectics of the European and Euroasian Integration] Problemy sovremennoy ekonomiki, 2014, No. 4 (52). (In Russ.).

4. Simonova L. M., Anikeeva O. P. Vneshneekonomicheskaya strategiya Rossii v usloviyakh globalizatsii [The External Economic Strategy of Russia in the Conditions of Globalization], Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, No. 4, pp. 206-213. (In Russ.).

5. Suleymenov T. M. Evraziyskaya ekonomicheskaya perspektiva: problemy i resheniya [Evraziyskaya Economic Prospect: Problems and Decisions] Problemy sovremennoy ekonomiki, 2013, No. 4. (In Russ.).

6. Shokhin A. N. O vzaimodeystvii evraziyskoy ekonomicheskoy komissii i biznes-soobshchestva gosudarstv Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [About Interaction of the Euroasian Economic Commission and Business Community of the States of the Euroasian Economic Union], Evraziyskiy mezhdunarodnyy nauchno-analiticheskiy zhurnal, 2014, No. 3. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.