Научная статья на тему 'Региональная аудитория пользователей социальных сетей (на примере города Челябинска)'

Региональная аудитория пользователей социальных сетей (на примере города Челябинска) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная аудитория пользователей социальных сетей (на примере города Челябинска)»

Е. И. Морозова

РЕГИОНАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА)

По данным сводного исследования сервисов Яндекс. Метрика, Яндекс. Новости, Яндекс. Справочник и Яндекс. Каталог, а также от Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), компании ComScore, исследовательской группы TNS и Технического Центра Интернет (ТЦИ) [1] на осень 2011 года месячная аудитория Интернета в России составляла 54,5 миллионов человек. А это около 47% всего совершеннолетнего населения. Более 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом самый активный прирост аудитории происходит за счет пригородных территорий. За год этот сегмент интернет-пользователей увеличился на 33%. Данные могут указывать на тот факт, что решение традиционными ежедневными газетами проблемы доставки собственных тиражей может не успеть за распространением оцифрованной информации. При этом все еще рано говорить о конкуренции интернет-контента и традиционных СМИ, так как печатные газеты сохраняют предпочтение читателей за счет максимально локализованного и «очеловеченного» контента.

На фоне общего увеличения количества интернет-пользователей неудивительны данные об активном росте аудитории социальных сетей. По числу зарегистрированных в Facebook челябинцев город стал пятым в стране, в этой сети имеют личные аккаунты 115 тысяч жителей города, страницы Вконтакте ведут более 530 тысяч горожан [2]. Цифры эти сложно воспринимать как абсолютные, поскольку очевидно, что младенцы и старики не имеют профилей в интернет-пространстве. Даже притом, что сейчас существуют и развиваются тематические социальные сети, а интернет-аудитория прирастает и за счет взрослого сегмента аудитории.

Анализ профилей пользователей сети Вконтакте позволил нам выделить причины такого большого количества пользователей относительно всего городского населения. Помимо «чистых» анкет реальных людей, которые указали о себе достоверную информацию и поддерживают свою страницу, можно встретить виртуальные аккаунты (или фейки), корпоративные страницы (или бизнес-аккаунты), ботов (полностью балластные страницы, не имеющие реальных прототипов), дублей (брошенные авторами по тем или иным причинам страницы, которые не обновляются, но содержатся в базе данных сети). Типологию пользовательского поведения и аккаунтов в социальных сетях имеет смысл рассматривать отдельно. Несомненно, эта часть нового виртуального пространства требует рефлексии, так как входит в поле феномена, с одной стороны, анонимности, а с другой - персонализированности современного интернет-пространства.

Мы проанализировали количественные параметры региональной аудитории социальных сетей. Теперь перейдем к ее качественным характеристикам. По итогам I Научно-практической конференции «Феномен социальных медиа», которая состоялась в Челябинске в сентябре 2012 года, нами было проведено исследование участников проекта. По профессиональному признаку большая часть зарегистрировавшихся и посетивших конференцию принадлежит к группам - массовые коммуникации, медиа, СМИ, реклама, маркетинг, связи с общественностью, то есть всех тех областей, которые затрагивают информационные потребности социума и бизнеса, в частности. Однако этот показатель отражает общую тенденцию аудиторного фактора социальных медиа.

Кадровый портал HeadHunter провел исследование среди людей различных профессий. Благодаря ему удалось выяснить, насколько люди активны в социальных сетях в

зависимости от места, где они работают. В опросе, проведенном службой исследований компании НеаёНиЩег с 24 сентября по 2 октября 2012 года, приняло участие 5 600 сотрудников компаний. Выяснилось, что самыми активными пользователями социальных сетей являются маркетологи (79%), журналисты (76%) и снабженцы (70%) [1].

По тендерному признаку ощутимый перевес на стороне мужской части аудитории -63% мужчин и 37% женщин. Эта тенденция подтверждает данные федеральных исследований, демонстрирующих преобладающее, хотя и незначительно, количество пользователей мужского пола в социальных сетях [3].

Тендерное разделение региональных пользователей социальных сетей

женщины

37%

Ц

мужчины 63%

Такую же картину предоставляет статистика группы мероприятия в сети ВКонтакте, где на дату проведения конференции было зарегистрировано 50 участников: 57,03% из них составили мужчины и 42,97% женщины [4].

По возрастным характеристикам можно выделить две основные по количеству группы - это молодые люди 18-25 лет (44% аудитории) и группа 26-35 лет (41%) аудитории, по остальным сегментам разделились оставшееся количество участников. Примечательно то, что конференция не была рассчитана на студенческую аудиторию и, согласно регистрационным спискам, именно студентов вузов было не так много. То есть основную часть самой младшей части аудитории составили молодые специалисты и недавние выпускники вузов. Более старший сегмент, 36-45 лет, составил 11% опрошенных. Вопреки расхожему мнению, социальными сетями пользуются не только молодые люди. По данным статистики компании ComScore, наибольший прирост аудитории в период с июля 2010 по октябрь 2011 происходил среди пользователей старше 55 лет (+9.4%) [5].

46-55

Возраст

36-45

Отметим также, что подавляющее большинство участников указали, что имеют от 3 до 10 аккаунтов в различных сервисах социальных медиа, что говорит о достаточном вовлечении аудитории в общение и обмен информацией посредством социальных сетей.

Рейтинг сервисов СМ среди региональной аудитории (г. Челябинск)

My Space ^^^ 4

Foursquare histogram Одноклассн, Мой мир Twitter

. 12

. 12

• 17

21

27

Google+ Live journal Facebook

17

. 24

. 44

Вконтакте

. 43

Следующая диаграмма демонстрирует вовлеченность аудитории в пользование социальными медиа. Скажем сразу, что участники конференции - это люди уже заинтересованные этим видом интернет-коммуникации и имеют определенную заряженность на предложенную тему и заинтересованность в новой информации в этой области. Поэтому, скорее всего, для других референтных групп этот показатель будет несколько иным. С другой стороны, мы наглядно можем увидеть, что для подавляющей части опрошенных контакт с социальными медиа находится в достаточно высоком приоритете в процессе профессиональной и бытовой ежедневной деятельности.

Интенсивность использования социальных сетей

раз в неделю раз в один- 2% три дня

,9%

один раз в день 11%

несколько раз в день

78%

При такой яркой иллюстрации активного потребления информации через социальные медиа несколько парадоксально выглядит следующая диаграмма, демонстрирующая малоинтенсивное использование мобильных устройств (планшетных компьютеров, смартфонов и т.д.) для этих целей.

Интеграция СС и мобильных

устройств да, реагирую

оповещение СС сразу 17%

нет 57% Я Щ да, есть | оповещение в н' мобильном ЩУ утройстве,пр осматриваю Номере возможности 26%

Следующие диаграммы иллюстрируют использование социальных сетей как частного вида социальных медиа в процессе продвижения тех или иных продуктов на рынке. Так, 32 участника опроса (70%) указали, что имели положительный опыт поиска клиентов и партнеров в социальных сетях. При этом платили за рекламу менее половины респондентов. То есть часть опрошенных рассматривает и используют социальные сети как инструмент бесплатного продвижения.

Есть ли у вас положительный опыт поиска клиентов в СС? 32

13

да нет

И последняя иллюстрация демонстрирует рейтинг действий, которые наиболее часто совершаются в социальных медиа. Ожидаемо и приятно, что участники конференции являются активными пользователями и не только потребляют контент СМ, но и принимают участие в его создании и распространении.

Резюмируя представленную информацию, можно сказать, что социальные медиа сегодня представляют собой привлекательную площадку сразу для нескольких целей -личного и корпоративного общения, накапливания контактов, продвижения продуктов, бизнес-идей, личностей и проектов. Но все еще есть потребность в совершенствовании и виртуозности владения этим инструментом коммуникации. Также можно говорить о том, что в регионах до сих пор происходит рост количества пользователей и более глубокое проникновение социальных сетей. Хотя очевидно, что потенциал ограничен, и в ближайшее время проявится стагнирующий тренд, который уже прослеживается в наиболее охваченных социальными медиа территориями, например, в странах Северной Америки и Европы.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. - URL: http://cossa.ru/articles/149/14947 (дата обращения: 1.11.2012).

2. [Электронный ресурс]. - URL: http://echochel.ru/news/2012/10/10/32119 (дата обра-щения:5.10.2012).

3. TNS Webindex, март 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tns-global.ru/ rus/data/ratings/index (дата обращения:5.10.2012).

4. [Электронный ресурс]. - URL: http://vk.com/event42450381 (дата обращения: 5.10.2012).

5. [Электронный ресурс]. - URL: http://cossa.ru/articles/149/11382/ (дата обращения: 2.11.2012)

С. Н. Попова

ДЕЛОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

В теории журналистики термин «деловое телевидение» в качестве полноценной научной категории еще не утвержден.

Основу функционирования деловых СМИ составляет деловая журналистика. Исследователи дают этому понятию различные определения и приводят множество характеристик. В наиболее обобщенном варианте под деловой журналистикой понимается деятельность, связанная с распространением экономической информации и анализом экономических проблем в печатных и электронных СМИ. Как правило, деловая журналистика включает в себя два сегмента: деловую прессу, к ней относятся специализированные газеты и журналы; и деловые электронные СМИ, к которым можно отнести телевидение, радио, и интернет порталы.

Некоторые исследователи приводят определение понятию деловая пресса. В работе 1998 года Екатерина Мордовская характеризует деловую прессу как «результат возникновения новой политической, социально-экономической и правовой обстановки, сущность которой состоит в переходе к рыночным отношениям: она призвана удовлетворять потребности аудитории, причастной кэкономике и бизнесу» [3; 3].

В 2000 году Владимир Сергачев характеризует понятие деловой прессы как «тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса [4; 26]. Наиболее поздний исследователь деловой прессы в России, Артем Еременко, в своей работе 2006 года, называет деловую прессу не типом, видом, или родом, а системой: «деловая пресса - это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком - деловой проблематикой, раскрывающейэкономическую природу анализируемого предмета» [2; 63].

Таким образом, в настоящее время, общепринятого определения понятия деловой прессы не существует.

В начале XXI века в России зарождается деловое телевидение. И понятие данного феномена журналистики в отечественных справочниках и словарях не зафиксировано. Между тем, британскими исследователями сформирован термин бизнес телевидение. Оксфордский словарь содержит следующее определение: «бизнес телевидение - это ветвь журналистики, которая отслеживает, фиксирует, анализирует и интерпретирует экономические изменения в обществе. Оно может включать любые темы, от личных фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.