Научная статья на тему 'Особенности развития интернет-рекламы в России'

Особенности развития интернет-рекламы в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20758
1314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / ПО-ИСКОВАЯ РЕКЛАМА / МОБИЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ТАРГЕТИНГ / INTERNET / INTERNET USERS / ONLINE ADVERTISING / ONLINE MARKETING / SEARCH ENGINE ADVERTISING / MOBILE ADVERTISING / TARGETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кушаков Олег Александрович, Бочкова Елена Владимировна

В представленной статье рассмотрены особенности развития рынка интернет-рекламы в России. Авторы акцентируют внимание на мобильной интернет-рекламе как перспективной отрасли интернет-маркетинга в России, характеризующейся положительной динамикой и набирающей обороты в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кушаков Олег Александрович, Бочкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития интернет-рекламы в России»

ART 16188 УДК 339.138

Кушаков Олег Александрович,

студент направления «Бизнес-информатика» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар kusholeg@mail.ru

Бочкова Елена Владимировна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар elen-nel@mail.ru

Особенности развития интернет-рекламы в России

Аннотация. В представленной статье рассмотрены особенности развития рынка интернет-рекламы в России. Авторы акцентируют внимание на мобильной интернет-рекламе как перспективной отрасли интернет-маркетинга в России, характеризующейся положительной динамикой и набирающей обороты в Интернете. Ключевые слова: Интернет, интернет-пользователь, интернет-реклама, интернет-маркетинг, поисковая реклама, мобильная реклама, таргетинг. Раздел: (04) экономика.

Со стремительным развитием технологий Интернета и его распространением в мире (в частности и в России) интернет-маркетинг становится неотъемлемой частью практически любой рекламной кампании.

Так, в общем российском объеме рекламы в средствах ее распространения с января по сентябрь 2015 г. Интернет уверенно занимает вторую строчку с 64,766,6 млрд рублей и единственный показывает прирост в динамике в сравнении с соответствующим периодом прошлого года - 12%. Первое место ожидаемо занимает телевидение с 90,3-90,8 млрд рублей и динамикой в 19%. Подробная информация приведена в табл. 1.

Таблица 1

Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе - сентябре 2015 г. в России [1]

Сегменты Январь - сентябрь 2015 г., млрд рублей Динамика, %

ТВ 90,3-90,8 -19

Радио 9,4-9,6 -19

Печатные СМИ 16,1-16,3 -32

Наружная реклама 24,1-24,3 -25

Интернет 64,7-66,6 +12

Прочие 2,6 -15

Итого 208,5-209 -14

По состоянию на 30 ноября 2015 г. всего в мире существует около 3,36 млрд пользователей Интернетом, что составляет 46,4% от общего населения Земли. Россия находится на шестом месте в списке стран с самым большим количеством интернет-пользователей: их количество составляет более 103 млн человек (рост с 2000 г. на 3,23%), что составляет 70,5% от общего населения страны [2]. Полная информация о первых 20 странах с наибольшим количеством интернет-пользователей представлена в табл. 2.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таблица 2

Рейтинг стран с наибольшим количеством интернет-пользователей [3]

Страна или регион Население на 2015 г. Интернет-пользователи: 2000 г. Интернет-пользователи: 30 ноября 2015 г. Доля от общего населения, % Рост 20002015, %

1 Китай 1,361,512,535 22,500,000 674,000,000 49.5 2,895.6

2 Индия 1,251,695,584 5,000,000 375,000,000 30.0 7,400.0

3 США 321,368,864 95,354,000 280,742,532 87.4 194.4

4 Бразилия 204,259,812 5,000,000 117,653,652 57.6 2,253.1

5 Япония 126,919,659 47,080,000 114,963,827 90.6 144.2

6 Россия 146,267,288 3,100,000 103,147,691 70.5 3,227.3

7 Нигерия 181,562,056 200,000 92,699,924 51.1 46,250.0

8 Индонезия 255,993,674 2,000,000 78,000,000 30.5 3,800.0

о-| А ~1Л ППП OA ППП ППП 7-1 707 cc-l ЯЯ А Л оя о

у 1ермания 8 1,1/4,000 24,000,000 7 1,727 ,551 88.4 198.9

10 Мексика 121,736,809 2,712,400 60,000,000 49.3 2,112.1

RA ~IR~I Л Л ^ Л /1ПП nnn CQ ООО A CA СИ R ORG. "i

II Великобритания 64,/6/,1 15 15,400,000 59,333,1 54 9I.6 285.3

12 Франция 66,132,169 8,500,000 55,429,382 83.8 552.1

13 Бангладеш 168,957,745 100,000 53,941,000 31.9 53,841.0

14 Египет 88,487,396 450,000 48,300,000 54.6 10,633.3

15 Вьетнам 94,348,835 200,000 47,300,000 50.1 23,550.0

16 Филиппины 109,615,913 2,000,000 47,134,843 43.0 2,256.7

17 Иран 81,824,270 250,000 46,800,000 57.2 18,620.0

18 Турция 77,695,904 /1Q -I -I С -I QC 2,000,000 Л Q П/1П ППП 46,282,850 лс OA л OAR 59.6 Q9 "i 2,214.1 Л ъя п

1у Корея 20 Таиланд 49,115,1 96 67,976,405 19,040,000 2,300,000 45,3 14,248 38,000,000 92.3 55.9 138.0 1,552.2

Всего 4,921,411,229 257,186,400 2,455,770,654 49.9 854.9

На мировом рынке рекламы интернет-сегмент показывает самый высокий прирост (в 1-м квартале 2012 г. по сравнению с 1-м кварталом 2011 г.) - 12,1%, в то время как у телевидения этот показатель составляет 2,8%, у радио - 7,9%, у газет - 3,1%, а у журналов - 1,4% [4]. Это говорит о том, что для рекламной кампании главным приоритетом сегодня становится распространение информации о товаре или услуге на просторах Интернета, в то время как традиционные медиа теряют свою популярность. Отчасти это обусловлено тем, что активные пользователи Интернета практически игнорируют телевидение: по результатам исследования агентства OMI в 2011 г., 30% аудитории в выборке относятся к "light TV viewers" - таким зрителям, которые уделяют просмотру ТВ меньше часа в день (см. рис. 1).

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рис. 1. График распределения пользователей Интернета по объему просмотра ТВ (источник данных - компания 0М1) [5]

Так, глава пресс-службы «Вконтакте» сообщил 5 мая 2015 г., что, согласно мартовским данным компании TNS, самая популярная русская социальная сеть превосходит по дневной и недельной аудитории федеральные телеканалы страны во всех городах России с населением свыше 100 тыс. человек (рис. 2).

Охват за сутки, млн человек ■ Охват за неделю, млн человек

ВКонтакте и федеральные телеканалы

Рис. 2. Охват ВКонтакте и федеральных телеканалов за сутки и за неделю [6]

Такая популярность социальных сетей обязывает компании выделять большую часть бюджета на затраты на SEO. В 2011 г. они составляли почти половину бюджета на онлайн-рекламу - 46,5% - и растут год от года. Помимо этого затраты на баннер-ную рекламу составляют 33,6% от всего бюджета на онлайн-рекламу [7]. 62% пользователей Интернета в России начинают работу в Сети с поисковых систем [8]. При этом

важным является «точное попадание» рекламы по цели - самому пользователю - уже на первой странице результатов поискового запроса: по данным 2014 г., в среднем 71,33% всех кликов по результатам поиска приходится именно на первую страницу [9]. Поэтому популярность услуг по поисковому продвижению сайта вполне очевидна - она является самой востребованной услугой в интернет-рекламе: исследования показывают, что поисковое продвижение по позициям и трафику занимает по востребованности 25% и 20% соответственно среди всех услуг (рис. 3).

■ ПП по позициям ■ ПП по трафику Контекстная реклама ■ Лидогенерация

■ Комплексное продвижение BSMM Управление репутацией в Сети ■ Консалтинг

Рис. 3. Востребованность услуг на рынке поисковой рекламы [10]

По состоянию на апрель 2016 г. лидирующую позицию среди поисковых систем в России до сих пор уверенно занимает Яндекс с 57,91 % популярности. Второе место по популярности занимает Google с 35,67% [11].

Впрочем, результаты среди мобильных устройств противоположны: по данным Weblndex, по совокупной аудитории приложений и мобильных версий сайтов самым популярным сервисом на мобильных устройствах оказался Google (все проекты домена), аудитория которого составила 12,7 млн человек (49,8% всего охвата за месяц) за январь 2015 г. Далее в рейтинге мобильного Интернета следует Яндекс (все проекты одного домена) с охватом 10,9 млн человек (42,7%) [12].

Ряд экспертов рекламного рынка считает, что спустя некоторое время реклама в мобильных медиа «взорвет» мировой интернет-рынок. Два главных экрана, которыми до сих пор оперировал рекламный рынок - ТВ и Интернет, уже не кажутся единственно актуальными. Начинается «битва» за третий экран - экран мобильного телефона.

Мобильная реклама - принципиально новый набирающий популярность канал взаимодействия с колоссальной аудиторией: согласно данным исследования мобильного доступа в Интернет в России и мире, представленным компанией J'son&Partners Consulting, в конце 2015 г. в России было порядка 99 млн абонентов мобильной передачи данных [13].

Широкий охват населения страны обусловливает привлекательность мобильной среды для маркетологов. Многообещающие перспективы мобильной рекламы уже сегодня заставляют крупнейшие интернет-компании и рекламные агентства включаться в гонку за доминирование в мобильной среде, а бренды мировой величины - экспериментировать с новым медиаресурсом [14].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

По данным аналитиков, в 2016 г. количество рекламы на мобильных устройствах вырастет в 3,5 раза. Соответственно, и доход во столько же увеличится. Так, по статистике за 2015 г., пользователи электронной почтой на 80% стали больше использовать ее с мобильных устройств. В результате этого одним из трендов 2016 г. станет развитие всех сайтов для мобильных устройств под различные платформы [15].

Уже в 2012 г. рынок баннерной мобильной рекламы вырос до 500 млн рублей [16]. Такие внушительные результаты вполне объяснимы: в отличие от компьютерных браузеров, в которых посредством установки расширения можно блокировать практически всю рекламу в Интернете, на мобильных телефонах такое практикуется редко из-за особенных требований к ним, которые обычный пользователь вряд ли будет выполнять: получение доступа к корневым папкам системы телефона обернётся владельцу потерей гарантии на него.

Практически любое мобильное приложение сейчас имеет рекламные баннеры, которые или располагаются в нижней части экрана, или появляются после выполнения какого-либо действия на полном экране. Многие разработчики, впрочем, предоставляют пользователям своих приложений возможность избавиться от такой рекламы путём покупки «продвинутой» версии.

Согласно отчету J'son&Partners Consulting, к 2016 г. мировой рынок мобильной рекламы вырастет до 30,11 млрд дол. - это в 4 раза больше, чем в 2012 г. Доля российского мобильного рынка к этому времени может увеличиться до 2-3% глобального рынка, а через 5-6 лет составить все 10%.

Однако сектор российской мобильной рекламы пока плохо монетизирован. Это означает, что хорошо зарабатывающих в этом сегменте игроков почти нет, практически как и рекламодателей. Тем не менее это значит, что для роста существует достаточно большой потенциал.

Рекламодатели понимают, что мобильный сегмент - это огромные потенциальные продажи с учетом постоянного роста аудитории. Далеко не все возможности мобильного рынка протестированы в нашей стране. Один из наиболее перспективных инструментов - RTB (real time bidding - роботизированная закупка рекламы в режиме реального времени). В четвертом квартале 2014 г. рост мирового RTB составил 291% по сравнению с первым кварталом. RTB предлагает широкие возможности для тарге-тинга: например, существует возможность таргетинга по интересам пользователя и по социальному положению. К 2018 г. объем RTB-закупок в мировом масштабе может составить 33 млрд дол. В России сегмент развивается не очень быстро, но RTB в то же время имеет огромный потенциал - в частности, инструмент не требует больших бюджетов (от 100-200 тыс. руб.). RTB подходит для всех сегментов экономики - банки, туризм, недвижимость, авто, товары повседневного спроса, фармацевтика и др.

Для грамотного выбора рекламной площадки стоит проанализировать трафик, который дает та или иная мобильная сеть. Нужно знать, по каким категориям приложений этот трафик распределяется и др. Выбирать стоит самые сильные рекламные сети в привязке к регионам. Важно понимать, что любая RTB-сеть заинтересована в том, чтобы рос её доход, а не доход площадок [17].

В общем, стремительно увеличивающееся количество владельцев мобильных устройств с подключённым Интернетом гарантирует успех уже существующих и перспективных, не развитых в России методов мобильного маркетинга.

Ссылки на источники

1. Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе-сентября 2015 года // АКАР. - URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6210.

2. 15 Internet World Stats - Usage And Population Statistics. - URL: http://www.internetworldstats.com.

3. Там же.

4. 75 фактов, графиков и диаграмм об интернет-маркетинге. - М.: Ingate., 2012. - С. 15.

5. Блог рекламных технологий - Вся ли ваша аудитория помещается в телевизоре? Часть 3. - URL: https://yandex.ru/blog/adv/677.

6. Согласно мартовским данным компании TNS... - Георгий Лобушкин // Facebook. - URL: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10205770447913348.

7. 75 фактов, графиков и диаграмм об интернет-маркетинге. - С. 16.

8. Там же. - С. 40.

9. Google Organic Click-Through Rates in 2014 - Moz. - URL: https://moz.com/blog/google-organic-click-through-rates-in-2014.

10. Российский рынок поисковой рекламы 2012 // Интервью с экспертами в области SEO. - URL: http://www.seonews.ru/interviews/rossiyskiy-rynok-poiskovoy-reklamy-2012/.

11. SeoRate - Популярность поисковых систем. - URL: https://www.seorate.ru/rate/sep/.

12. TNS представила первые данные по мобильной аудитории в городах 700+. - URL: http://www.tns-global.ru/press/news/329016/.

13. Число пользователей мобильного доступа в интернет приблизилось к 100 млн // Экономика и жизнь. - URL: https://www.eg-online.ru/article/277526/.

14. Мобильная реклама и мобильный маркетинг. - URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/dm/mobile.htm.

15. Мобильный маркетинг 2016 - что ожидать в следующем году. Читайте на Cossa.ru. - URL: http://www.cossa.ru/sandbox/118435/.

16. 75 фактов, графиков и диаграмм об интернет-маркетинге. - С. 83.

17. Мобильный рынок в России: когда будет взрыв? - URL: http://www.directadvert.ru/articles?id=113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oleg Kushakov,

Student, Kuban State University, Krasnodar

kusholeg@mail.ru

Elena Bochkova,

Candidate of Economic Sciences, senior lecturer at the chair of Theoretical Economics, Kuban State University, Krasnodar elen-nel@mail.ru

Features of online advertising in Russia

Abstract. The paper examines the development of the market of online advertising in Russia. The authors emphasize the mobile online advertising as a perspective industry of online marketing in Russia, which is gaining momentum on the Internet and characterized by its positive dynamics.

Key words: Internet, Internet users, online advertising, online marketing, search engine advertising, mobile

advertising, targeting.

References

1. "Ob#emy reklamy v sredstvah ee rasprostranenija v janvare-sentjabrja 2015 goda", AKAR. Available at: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6210 (in Russian).

2. 15 Internet World Stats - Usage And Population Statistics. Available at: http://www.internetworldstats.com (in Russian).

3. Ibid.

4. (2012). 75 faktov, grafikov i diagramm ob internet-marketinge, Ingate, Moscow, p. 15 (in Russian).

5. Blog reklamnyh tehnologij - Vsja li vasha auditorija pomeshhaetsja v televizore? Chast' 3. Available at: https://yandex.ru/blog/adv/677 (in Russian).

6. "Soglasno martovskim dannym kompanii TNS... - Georgij Lobushkin", Facebook. Available at: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10205770447913348 (in Russian).

7. 75 faktov, grafikov i diagramm ob internet-marketinge, p. 16.

8. Ibid., p. 40.

9. Google Organic Click-Through Rates in 2014 - Moz. Available at: https://moz.com/blog/google-organic-click-through-rates-in-2014(in Russian).

10. "Rossijskij rynok poiskovoj reklamy 2012", Intervju s jekspertami v oblasti SEO. Available at: http://www.seonews.ru/interviews/rossiyskiy-rynok-poiskovoy-reklamy-2012/ (in Russian).

11. SeoRate - Populjarnost'poiskovyh sistem. Available at: https://www.seorate.ru/rate/sep/ (in Russian).

12. TNS predstavila pervye dannye po mobil'noj auditorii v gorodah 700+. Available at: http://www.tns-global.ru/press/news/329016/ (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

13.

14.

15.

16. 17.

научно-методический электронный журнал

"Chislo pol'zovatelej mobil'nogo dostupa v internet priblizilos' k 100 mln", Jekonomika i Zhizn'. Available at: https://www.eg-online.ru/article/277526/ (in Russian).

Mobil'naja reklama i mobil'nyj marketing. Available at: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/dm/mo-bile.htm (in Russian).

Mobil'nyj marketing 2016 - chto ozhidat' v sledujushhem godu. Chitajte na Cossa.ru. Available at: http://www.cossa.ru/sandbox/118435/ (in Russian). 75 faktov, grafikov i diagramm ob internet-marketinge, p. 83.

Mobil'nyj rynok v Rossii: kogda budet vzryv? Available at: http://www.directadvert.ru/articles?id=113 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 15.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 16.06.16 Опубликована Published 25.09.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Кушаков О. А., Бочкова Е. В., 2016

www.e-koncept.ru

9772304120166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.