Научная статья на тему 'Деловое телевидение как научная категория'

Деловое телевидение как научная категория Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловое телевидение как научная категория»

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. - URL: http://cossa.ru/articles/149/14947 (дата обращения: 1.11.2012).

2. [Электронный ресурс]. - URL: http://echochel.ru/news/2012/10/10/32119 (дата обра-щения:5.10.2012).

3. TNS Webindex, март 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tns-global.ru/ rus/data/ratings/index (дата обращения:5.10.2012).

4. [Электронный ресурс]. - URL: http://vk.com/event42450381 (дата обращения: 5.10.2012).

5. [Электронный ресурс]. - URL: http://cossa.ru/articles/149/11382/ (дата обращения: 2.11.2012)

С. Н. Попова

ДЕЛОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

В теории журналистики термин «деловое телевидение» в качестве полноценной научной категории еще не утвержден.

Основу функционирования деловых СМИ составляет деловая журналистика. Исследователи дают этому понятию различные определения и приводят множество характеристик. В наиболее обобщенном варианте под деловой журналистикой понимается деятельность, связанная с распространением экономической информации и анализом экономических проблем в печатных и электронных СМИ. Как правило, деловая журналистика включает в себя два сегмента: деловую прессу, к ней относятся специализированные газеты и журналы; и деловые электронные СМИ, к которым можно отнести телевидение, радио, и интернет порталы.

Некоторые исследователи приводят определение понятию деловая пресса. В работе 1998 года Екатерина Мордовская характеризует деловую прессу как «результат возникновения новой политической, социально-экономической и правовой обстановки, сущность которой состоит в переходе к рыночным отношениям: она призвана удовлетворять потребности аудитории, причастной кэкономике и бизнесу» [3; 3].

В 2000 году Владимир Сергачев характеризует понятие деловой прессы как «тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса [4; 26]. Наиболее поздний исследователь деловой прессы в России, Артем Еременко, в своей работе 2006 года, называет деловую прессу не типом, видом, или родом, а системой: «деловая пресса - это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком - деловой проблематикой, раскрывающейэкономическую природу анализируемого предмета» [2; 63].

Таким образом, в настоящее время, общепринятого определения понятия деловой прессы не существует.

В начале XXI века в России зарождается деловое телевидение. И понятие данного феномена журналистики в отечественных справочниках и словарях не зафиксировано. Между тем, британскими исследователями сформирован термин бизнес телевидение. Оксфордский словарь содержит следующее определение: «бизнес телевидение - это ветвь журналистики, которая отслеживает, фиксирует, анализирует и интерпретирует экономические изменения в обществе. Оно может включать любые темы, от личных фи-

нансов до бизнеса, местных магазинов и торговых центров, до показателей известных и не очень компаний. Эта форма журналистики освещает новости и охватывает статьи о людях, местах и темах, имеющих отношение к бизнесу. Большинство новостных программ включают сегменты о бизнесе. Однако детальное и глубокое деловое телевидение делается каналами, специально посвященными бизнесу и деловой журналистике» [6].

Чтобы дать определение термину «деловое телевидение», необходимо рассмотреть само родовое понятие телевидение. В одном значении под ним понимается комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние (греч.т^Хе — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) [5].

Во втором значении под телевидением подразумевают область науки, техники и культуры, связанную с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами [1].

В третьем - это одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях [1].

Наряду с перечисленным, в обиходе телевидение используется для обозначения организаций, занимающихся производством и распространением телевизионных программ.

Таким образом, опираясь на дефиниции понятий «деловая журналистика» и «телевидение», мы предлагаем рабочее определение «делового телевидения» как тип электронных СМИ, который отслеживает, фиксирует и анализирует экономические изменения в обществе, обеспечивает информационные потребности предпринимательства и способствует развитию бизнеса посредством телевизионного эфира.

Деловое телевидение может включать в себя материалы информационных и аналитических жанров. Информационным поводом для делового телевидения, как правило, служат события в сфере экономики.

Анализ информационного рынка показал, что деловое телевидение в России представлено тремя каналами: «РБК-ТВ» (функционирует с 2003 года), «Эксперт-ТВ» (начал вещание в 2008 году) и «Успех» (в эфире с 2010 года).

Развитие рынка предполагает дальнейшее развитие деловой журналистики, в том числе, и на региональном уровне. В частности, мы являемся свидетелями достаточно успешного функционирования делового телевидения в Уральском регионе (например, продакшн-сту-дия «Финансист» в Екатеринбурге и телекомпания «Деловой Урал» в Челябинске).

Таким образом, на российском медиарынке существует региональное деловое телевидение. Как правило, это телепрограммы, которые выходят в эфире местных каналов и носят локальный характер вещания.

На региональном уровне, в силу недостаточно развитой материально-технической и вещательной базы, деловым телевидением принято называть телекомпании, не имеющие собственной сетки вещания, но специализирующиеся на изготовлении программ экономического контента.

Можно предположить, что с развитием экономических отношений в стране, также получит развитие и деловая журналистика. В будущем это позволит ей утвердиться в качестве полноценной научной категории.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 5. - М. : Сов. энциклопедия, 1971. 935 с.

2. Еременко, А. В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. Ростов н/Д., 2006. 170 с.

3. Мордовская, Е. Н. Деловое издание в системе периодической печати. Типообразу-ющие факторы, характер становления и развития : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1988. 27 с.

4. Сергачев, В. Я. Деловая пресса региона : состояния и перспективы развития: дис. ...канд. филол. наук : 10.01.10. СПб., 2000. 148 с.

5. Телевидение // Википедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia. org/ wiki/телевидение (дата обращения: 15.03.2012).

6. Business television II Oxford dictionaries [Электронныйресурс]. - URL: http://oxford-dictionaries.com/ (дата обращения: 17.03.2012).

E. А. Сарасов

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОМ

Профессиональная деятельность журналиста предполагает свободу средств массовой информации, основанную на свободе массовой информации, свободе слова в СМИ, отсутствии цензуры, возможности свободного высказывания мнений, убеждений, свободный поиск, выбор, обработку и распространение информации и идей в любых законных формах. Все эти условия регулируются и описываются правом человека на информацию, закрепленном в Конституции РФ и конкретизированном в Законе о СМИ1.

Под массовой информацией, согласно статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Необходимо отметить технологический (производственный, процедурный) и даже инструменталистский подход в данном определении, который, по нашему мнению, не отражает сущность явления и оставляет ряд вопросов, нуждающихся в пояснении. В частности, в теории отечественной журналистики существует дихотомия (противопоставление) массовой и качественной продукции (произведений СМИ). При этом под массовостью понимается ориентация на массовые ценности, интересы и потребности, целью которой является коммерческий результат (прибыль). Массовость (то есть ориентация на массы) непосредственно связана с усредненностью, упрощенностью, рассчитанными на популярность (востребованность продукции у аудитории). Качественная продукция (то есть информация) подразумевает реализацию прежде всего просветительской функции, а также ориентацию на интересы и потребности просвещенной аудитории, проявляющей интерес к высокоинтеллектуальным произведениям. К сожалению, в приведенном выше легальном определении эта дихотомия не учитывается. В частности, не выводятся определения информации, основной целью которой служит выполнение коммерческих задач, и социально ориентированной информации, основной целью которой является не получение прибыли, а реализация просветительских задач. Между тем в Конституции РФ прослеживается определение социального государства и возможность свободной законной рыночной (коммерческой) деятельности, построенной на основе частной собственности, то есть в Основном законе, по нашему мнению, заложена возможность законодательного закрепления указанных выше определений. В то же время, есть конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека и гражданина, и нормы, которые регулируют либеральные рыночные свободы. По моему мнению, это необходимо учитывать в таком важном законе, как Закон «О СМИ». Информационные отношения (в том числе объектом которых выступает массовая информация) подчиняются тем же принципам, что и любые другие общественные отношения. Эти принципы закреплены в Конституции. По нашему мнению, они должны присутствовать и в Законе «О средствах массовой информации».

1 Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета. № 32. 08.02.1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.