Научная статья на тему 'Регионализация управления системой высшей школы в условиях модернизации экономики'

Регионализация управления системой высшей школы в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ВУЗ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC MODERNIZATION / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS / REGIONALIZATION / HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыгина Е. Ю.

Автор анализирует тенденции развития системы высшего образования на уровне регионов. Рассматриваются проблемы и противоречия, характерные для современной высшей школы, предлагаются меры, позволяющие повысить эффективность функционирования региональной системы подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малыгина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALIZATION TENDENCIES OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN REGARD TO ECONOMIC MODERNIZATION

The author analyzes new tendencies of higher education in regard to its regional development. Some means of solving the problems and enhancing the effectiveness of higher education system at the regional level are suggested.

Текст научной работы на тему «Регионализация управления системой высшей школы в условиях модернизации экономики»

УДК 338.46 Малыгина Е. Ю.

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Автор анализирует тенденции развития системы высшего образования на уровне регионов. Рассматриваются проблемы и противоречия, характерные для современной высшей школы, предлагаются меры, позволяющие повысить эффективность функционирования региональной системы подготовки специалистов.

Ключевые слова: модернизация экономики, региональные системы образования, регионализация, вуз, человеческий потенциал.

Модернизация экономики путем перевода ее на путь инновационного развития невозможен без коренного реформирования российского образования. Система высшей школы представляет собой важнейший инновационный потенциал развития экономики и главный фактор повышения ее конкурентоспособности. Любые экономические катаклизмы и необходимость системных перемен требуют опережающего обеспечения всех отраслей хозяйства квалифицированными кадрами.

Российская высшая школа, имеющая глубокие традиции, всегда реагировала на проблемы и вызовы, возникавшие на исторически значимых этапах развития российского общества и государства. Новые условия предоставления образовательных услуг в России, такие, как переход от государственной монополии к многоукладной системе образования, коммерциализация образования, рост количества образовательных учреждений разного качественного уровня, обострение конкурентной борьбы за потребителя, вызвали необходимость модернизации профессионального образования.

Сегодня систему высшего образования необходимо рассматривать не только как совокупность вузов, филиалов и отделений с их основными характеристиками, но и как важнейший элемент социального ландшафта, экономической, социальной и политической ситуации как в стране в целом, так и ее отдельных регионах.

Состояние и перспективы образовательной сферы внутри региона являются одним из важнейших показателей его развития. Поэтому вопросы социально-экономической модернизации регионов России нельзя решать в обход проблем образования и науки, не изучая их локальный потенциал, тенденции развития и конкурентную среду.

В современных рыночных условиях существует объективная необходимость регионализа-

ции деятельности профессионального образования. Под регионализацией понимают активное развитие региональной сети образовательных учреждений, функции которых ориентированы на удовлетворение потребностей в образовании в рамках данного конкретного региона, с учетом специфики его географической, экономической и социокультурной ситуации. [7, с. 258]. Регионализация также предполагает реализацию в регионах политико-управленческой деятельности, направленной на выстраивание системы связей между сферой образования и другими областями жизни общества.

Среди основных причин появления этой тенденции необходимо назвать сокращение учебной миграции молодежи в мегаполисы, приближение столичных образовательных структур к региональным потребителям (филиалы, отделения), меньшую плату за получение образования в регионах страны, отмену распределения выпускников, трудности миграции профессорско-преподавательского состава из провинции в столичные города. Развитию данного процесса в современной России объективно способствовал рост транспортных тарифов, повышение стоимости жизни в больших городах и ряд других факторов.

Современный процесс регионализации образования характеризуется наличием противоречия между назревшей необходимостью построения модели управления системой образования на региональном уровне и отсутствием действенных механизмов перехода к декларируемой ориентации на регионализацию управления данной сферой.

Подсистема регионального образования -органичная часть общей государственной социально-экономической системы, служащей непосредственным транслятором образовательной политики государства в регионах. При этом управление регионально-муниципальными системами все еще остается наиболее слабым звеном в общей структуре управления образованием.

© Малыгина Е. Ю., 2009

Экономика образования ♦ № 4, часть 2, 2009

49

Организация управления высшей школой имеет экстерриториальный статус, характеризующийся оторванностью содержания подготовки специалистов для народного хозяйства от потребностей конкретных регионов. В то же время местные органы управления не имеют реальных инструментов для эффективного воздействия на региональные системы образовательных учреждений. [5, с. 239].

Еще недавно фактически единственным заказчиком было государство - оно финансировало затраты, проверяло качество обучения, создавало рабочие места. Но поскольку доля государственного финансирования вузов сократилась, представляется нецелесообразным и дальше придерживаться в отношении вузов только централизованной и контролирующей модели управления высшим образованием. Регионализация экономики требует активной регионализации образования.

Роль и значение вуза в регионе выходят за рамки решения только образовательных задач. Вуз - один из основных региональных институтов, обеспечивающих устойчивое и сбалансированное развитие экономики, социальной сферы и культуры общества. Подготовка кадров для региональной экономики - важнейший фактор ее инновационной модернизации.

Поэтому участие в управлении системой высшего образования должно стать основой работы по управлению человеческими ресурсами региона, основными целями которой являются воспроизводство трудовых ресурсов и трудового потенциала общества.

Перед региональными органами власти стоят задачи создания структур управления человеческими ресурсами региона, разработки нормативно-правовой основы их деятельности, взаимодействия в интересах региона с территориальными, федеральными органами службы занятости, миграционной службы, регулирования экономическими методами развития сети вузов, обеспечивающих удовлетворение потребности региона в профессиональном потенциале.

На данном этапе социально-экономического развития страны необходимо обеспечить большее вовлечение субъектов РФ в управление высшими учебными заведениями. Однако на федеральном уровне нет законодательной базы, позволяющей региональным сообществам участвовать в управлении вузами. Это позволяет вузам при желании уходить от претензий региональных властей, например, по структуре и качеству

подготовки специалистов. Таким образом, потенциал регионов в развитии системы высшей школы используется не в полной мере.

Представляется крайне важным заложить в законодательстве большие возможности для субъектов РФ выделять средства на поддержку высшего образования, на подготовку кадров и инновационной вузовской науки.

Переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития в качестве основного направления предполагает развитие человеческого потенциала, что, с одной стороны, означает обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития.

В. В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» подчеркнул, что «Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет». [4]. В связи с этим развитие национальной системы образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции, а образование -важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост, социальную стабильность, становление институтов гражданского общества.

Во Владимирской области для повышения эффективности управления системой образования разработана Областная целевая программа развития образования, основными целями которой являются:

- обеспечение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования;

- обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации.

Однако большинство мероприятий по реформированию системы образования в регионе касается общеобразовательных учреждений, а также учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Между тем, система

высшей школы региона имеет ряд проблем, требующих решения именно на региональном уровне:

- несоответствие требованиям работодателей уровня ответственности, коммуникабельности и профессиональной компетентности выпускников;

- несовершенство системы соцзаказа на подготовку специалистов различной квалификации; отсутствие единого информационного пространства, позволяющего осуществлять взаимодействие между рынком труда и рынком образовательных услуг;

- несформированность системы государственно-общественного контроля организации образовательного процесса и качества образования, отсутствие эффективных механизмов общественного участия в управлении образованием;

- несовершенство системы информирования органов управления образованием и местного сообщества о состоянии, результатах и изменениях в региональной системе образования;

- отсутствие реальной поддержки проводимых в региональной системе образования изменений со стороны профессионального сообщества и социума в целом;

- низкая эффективность взаимодействия с социальными партнерами образования;

- несовершенство системы оплаты труда и мотивации инновационной деятельности в региональном образовании;

- недостаточная инвестиционная привлекательность региональной системы образования.

Многие из перечисленных проблем имеют общие корни и требуют комплексного подхода к их разрешению.

Мировой финансовый кризис, внесший коррективы в развитие экономики как страны в целом, так и каждого из ее регионов, обнажил существовавшие ранее проблемы и обострил противоречия, препятствующие выполнению намеченных реформ.

В частности, одной из острейших проблем во Владимирской области оказались вопросы занятости населения. По темпам роста безработицы наш регион оказался на 1-ом месте в ЦФО. Основные усилия законодательной и исполнительной власти в рамках региональной антикризисной программы сконцентрированы на стабилизации рынка труда. [1].

В основе Программы содействия занятости населения Владимирской области на 20092011 годы лежит обеспечение структурной сба-

лансированности профессиональной подготовки и спроса на рабочую силу.

Проблемы, существующие в этой сфере, отмечались и ранее, в частности в исследовании, проведенном в 2006 году Институтом социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР). В нем, в частности, отмечается, что помимо изменения структуры специальностей в ВУЗах, необходимо создавать условия для развития учреждений начального и среднего профессионального образования, численность обучающихся в которых ежегодно снижается. Увеличение приема в эти учебные заведения должно достигаться за счет сокращения студентов учреждений высшего профессионального образования.

Стратегия социально-экономического развития области до 2027 года включает в себя следующие направления реформирования системы образования на уровне региона:

1. Для укрепления образовательной базы, являющейся важным ресурсом для реализации инновационного сценария развития региона, со стороны органов государственной власти требуется формирование заказа профессиональным образовательным учреждениям начального, среднего и высшего уровня, ориентированным на выпуск квалифицированных специалистов по наиболее востребованным специальностям.

2. Необходимо создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ССУ-Зов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.

3. Для адаптации системы высшего профессионального образования к потребностям общества и экономики должно быть предусмотрено создание механизма выявления и трансляции социального заказа на подготовку специалистов с высшим образованием, который должен представлять собой сбалансированную совокупность потребностей населения, организаций региона и государства в целом.

Для достижения нового качества профессионального образования необходимо осуществление мер, направленных на повышение эффективности рынка образовательных услуг, устранение его сегментации, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, диспропорций и излишнего дублирования в подготов-

Экономика образования ♦ № 4, часть 2, 2009

51

ке кадров. Остро ощущается необходимость создания отсутствующей до настоящего времени единой системы образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимой с мировой практикой, а также формирования системы мониторинга образования.

Мониторинг высшей школы, понимаемый как процесс постоянного наблюдения с целью выявления соответствия хода ее развития поставленной цели, законодательно не определен. Поэтому на данном этапе он практически не осуществляется ни на федеральном, ни на региональном уровнях [2, с. 4].

Между тем, тенденция регионализации в образовательной сфере требует внедрения постоянных маркетинговых исследований именно на региональных рынках образования, что позволило бы определять потенциал конкурентоспособности учебных заведений, оценивать текущую ситуацию в отрасли и обосновывать стратегию ее развития.

Сфера образования в нашей стране, особенно на уровне регионов, не стала объектом систематических и полноценных экономико-статистических измерений в формате, принятом в развитых странах, что, несомненно, сдерживает возможности прогнозирования, определения приоритетов образовательной политики и обоснования мер по реализации планов реформирования системы образования.

Необходимо создавать многосторонние комиссии по профессиональному образованию с участием администрации региона, представителей работодателей, руководителей вузов. К компетенции такой комиссии можно отнести вопросы выработки предложений по структуре подготовки профессиональных кадров разного уровня, координации деятельности учреждений профессионального образования и организации их взаимодействия с региональными предприятиями, выработки единой программы развития образовательной системы региона и т. п.

Таким образом, один из главных путей реформирования высшей школы связан с практическим осуществлением государственной региональной политики, сущность которой состоит в переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию и, соответственно, от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управлению вузами. В качестве главной цели региональной политики в сфере высшего образования следует рассматривать необходимость сохранения единого образовательного пространства в совокупности с обеспечением реального учета интересов и потребностей регионов [5, с. 246]. Приоритетным направлением модернизации системы подготовки профессиональных кадров должно стать превращение профессионального образования в средство инновационного развития региональных социально-экономических систем.

Библиографический список

1.Данные офиц. портала Администрации Владимирской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avo.ru/index.php?option=com _content&task=view&id=1196&Itemid=134

2.Набойченко С., Выварец А., Майбуров И. Формирование системы мониторинга развития высшей школы // Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 3-14.

3.Перминова О. М. Направления модернизации профессиональной подготовки кадров для региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №»8 (65). С. 66-74.

4.Путин В. Выступление на расширенном заседании Гос. Совета «О стратегии развития России до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml

5.Региональная экономика / под ред. Н. Г Кузнецова, С. Г. Тяглова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с.

6.Региональная экономика и управление: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, Ю. С. Дульщи-кова. М.: Изд-во РАГС, 2006. 616 с.

7. Ушакова М. В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 5. С. 254-264.

Malygina E. Yu.

REGIONALIZATION TENDENCIES OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN REGARD TO ECONOMIC MODERNIZATION

The author analyzes new tendencies of higher education in regard to its regional development. Some means of solving the problems and enhancing the effectiveness of higher education system at the regional level are suggested.

Key words: economic modernization, regional educational systems, regionalization, human potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.