Научная статья на тему 'Regional portrait of the Russian shadow economy'

Regional portrait of the Russian shadow economy Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / КОРРУПЦИЯ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / ДЕТЕНЕВИЗАЦИЯ / SHADOW ECONOMY / REGION / CORRUPTION / TAX EVASION / COMING OUT OF THE SHADOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизина О. М.

В статье проанализированы типы теневой экономической деятельности в российских регионах. Среди методов формирования теневого капитала в регионах выделены: уклонение от уплаты налогов, получение сверхдохода, незаконное использование дотаций, коррупция. Все факторы, определяющие размер и специфику региональной теневой экономики, сгруппированы на общие, характерные для всей страны в целом, и специфические, имеющие региональные особенности. В статье проанализированы основные тенденции в развитии теневой деятельности в регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Regional portrait of the Russian shadow economy»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Лизина О. М. *

к. э. н., доцент [email protected]

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В статье проанализированы типы теневой экономической деятельности в российских регионах. Среди методов формирования теневого капитала в регионах выделены: уклонение от уплаты налогов, получение сверхдохода, незаконное использование дотаций, коррупция. Все факторы, определяющие размер и специфику региональной теневой экономики, сгруппированы на общие, характерные для всей страны в целом, и специфические, имеющие региональные особенности. В статье проанализированы основные тенденции в развитии теневой деятельности в регионах.

Ключевые слова:

теневая экономика, регион, коррупция, уклонение от уплаты налогов, детеневизация

УДК 338.14

Р01: 10.24411/2658-6932-2020-10027

Признательность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00869_А «Теневая экономическая деятельность современной России: концептуализация, измерение, моделирование».

Для цитирования: Лизина О. М Региональный портрет российской теневой экономики / О. М. Лизина // Контентус. - 2020. - № 4. - С. 58 - 65.

Теневая экономика, стала, к сожалению, неотъемлемым структурным элементом российской хозяйственной системы. Через определенные отношения она влияет и на обыденную жизнь каждого человека, на реализацию его возможностей, интересов. Современное общество столкнулось с серьезным конфликтом между необходимостью государства в развитии своего экономического базиса и современной экономической реальностью. Теневая экономика присуща каждому региону.

Расчеты специалистов показывают, что теневая экономика существует во всех российских регионах, а, значит, она создает угрозу экономической безопасности не только отдельной территории, но и страны в целом. Среди основных типов теневой экономической деятельности в регионах можно выделить:

1. Специализированная теневая экономика является составной частью официальной экономики. Теневые экономические операции данного типа преднамеренно выведены из-под контроля государства и региональных властей. Специализация данного сектора зачастую совпадает с существующей специализацией и социально-экономической структурой производства региона.

2. Вспомогательная (обслуживающая) теневая экономика выполняет роль «теневой инфраструктуры». Теневые отношения данного типа предопределяются сложившейся в регионе социально-экономической структурой производства и сосуществуют (не всегда дружественно) с деятельностью официально существующих обслуживающих отраслей региона.

3. Потребительская теневая экономика региона имеет повсеместное распространение и связана с удовлетворением потребностей внутрирегионального потребительского рынка в производстве и реализации товаров и услуг. Чаще всего представлена деятельностью хозяйствующих субъектов, неконтролируемых государством и региональными властями. и связана с удовлетворением общественных.

4. Криминальная теневая экономика представлена видами криминального бизнеса: проституция, наркоторговля, контрабанда, торговля оружием и т.д. Имеет региональные различия и, как правило, тяготеет к мегаполисам, крупным административным, политическим, деловым, финансово-экономическим центрам, портовым городам, курортным зонам и т.п.

Ненаблюдаемая экономика превратилась в значительный фактор развития регионов России, влияющий почти на все экономические, социальные и политические процессы. К числу методов формирования теневого капитала в регионах можно отнести:

1) Уклонение от уплаты налогов характеризуется следующими признаками: незаконное уменьшение налоговых платежей; намеренные действия (бездействие), которые приводят к непоступлению значительных сумм денежных средств в бюджеты или государственные целевые фонды в целях собственной выгоды; наносят вред социально-экономическому развитию страны. Является самым распространенным правонарушением в Российской Федерации. Данный вид теневой дея-

тельности сопряжен с построением хорошо проработанных, высокоинтеллектуальных и законспирированных налоговых схем.

2) Получение сверхдохода. В условиях накопления нереализованного избыточного спроса спекулянты могут назначить завышенную цену. Таким образом, многие теневые акторы получают сверхприбыль.

3) Незаконное использование дотаций. Государство финансирует производство дополнительного объема рыночного предложения посредством субсидий, субвенций, льготного кредита, гарантийного займа, временного освобождения от налогов и т.д.

В системе межрегиональных отношений в России значительную роль играет включенность региона в другие системы отношений - экономическую, политическую, клановую...[3] Многократные разрывы в доходах регионов не возможно объяснить особенностями их территориального положения и природно-ресурсным потенциалом. Региональную политику центра можно описать как «инструментальный активизм», подразумевающий концентрацию усилий на средствах достижения цели, нежели на самой цели. Рост числа дотационных регионов подтверждает существующие недостатки и несовершенства модели межбюджетных отношений в РФ [8]

4) Коррупция. Она существует в России на протяжении столетий. Разветвленная советская бюрократия и постоянный дефицит создали культуру «откатов» для преодоления повсеместного недостатка потребительских товаров в СССР. Коррупция нарушает основы честной рыночной конкуренции, провоцирует увеличение теневого сектора.

Каждый регион имеет свою специфику развития, поэтому и теневые экономические отношения имеют свои особенности. Все факторы, определяющие размер и специфику региональной теневой экономики можно подразделить на две группы: общие, характерные для всей страны в целом, и специфические, имеющие региональные особенности.

К числу общих факторов можно отнести:

1. Состояние официальной экономики. Затяжная экономическая депрессия в сочетании с периодическими кризисными явлениями, высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом, неравномерное распределение валового внутреннего продукта способствуют процессам теневизации российской экономики.

2. Макроэкономическая политика. Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки (на прибыль, подоходный налог и т.д.), несовершенство налоговой системы - одни из главных факторов, способствующих по-

полнению рядов теневых акторов. Государство стремится доходы бюджета за счёт повышения налоговой ставки.

3. Правовые факторы. Существует большое количество противоречий в российской правовой системе, которые можно дополнить наличием несоответствий между федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. В таких условиях невозможно нормально реализовать функции институтов права и отстаивать гражданские права хозяйствующих субъектов.

4. Интенсивность административного регулирования экономической деятельности. Недоверие к государственным институтам, социальная и политическая незащищённость большинства населения, разросшийся бюрократический аппарат, местничество и мздоимство чиновников, чрезмерное административное регулирование - все это способствует уходу населения в теневую экономику.

5. Институциональные факторы. На современном этапе в российской экономике возник институциональный вакуум. Он проявляется в отсутствии официального института лоббизма, что непосредственно отражается на масштабах коррупции, эффективных институтах интеграции крупного, среднего и малого бизнеса; в таких условиях не только не формируется, но еще больше разрушается система ценностей среднего класса. Наличие значительного институционального вакуума в институциональной среде свидетельствует о ее фиаско, тормозит ее развитие и одновременно создает почву для произвола, анархии, разгула криминала.

Среди специфических факторов, определяющих региональную диверсификацию теневой экономики и степень ее развития можно выделить: отраслевая структура экономики региона, количество малых предприятий, приграничное положение, уровень жизни населения, миграционные процессы, численность неформально занятого населения.

Уровень ненаблюдаемой экономики ниже в промышленных регионах: в Челябинской, Свердловской, Липецкой, Калужской, Тюменской, Кемеровской и Московской областях. Наибольший уровень теневиза-ции характерен для регионов со слабо развитой промышленностью: в республиках Северного Кавказа и других окраинных республиках. Отличительными особенностями обладают приграничные регионы и портовые города, откуда распространяются контрабанда, контрафакт, фальсификат по стране, являющиеся источниками для подпитки теневого бизнеса.

По оценкам экспертов, в Москве и Санкт-Петербурге развитие теневого сектора связано с оптовой и розничной торговлей, коммерче-

ской и некоммерческой недвижимостью, операциями в кредитно-финансовой сфере. По данным Банка России, теневой оборот торговли в крупнейших оптово-розничных центрах Москвы колеблется на уровне 600 млрд руб. в месяц, что составляет 20-25% от ежемесячного оборота розничной торговли в России и превышает объем розничной торговли в Москве. [7]. По мнению экспертов, в Северо-Западном федеральном округе теневой сектор разрастается вокруг производства автокомпонентов, фармацевтики, пищевой промышленности, торговли, пассажирских и грузовых перевозок [6]. В добывающих регионах масштабы теневой и криминальной деятельности связаны с добычей полезных ископаемых: нефти, газа, алмазов, золота, никеля, алюминия, янтаря и т.д. В Краснодарском крае, Севастополе и Крыму теневой сектор в большинстве связан с гостиничное -туристическим бизнесом. Высокий уровень безработицы в некоторых регионах страны подталкивает к поиску рабочих мест в теневом секторе своего региона и за его пределами, в том числе и за границами РФ. [6]

В развитии теневой деятельности в регионах можно проследить следующие основные тенденции.

1. Противоречия между региональными субъектами экономической политики государства и субъектами теневой экономики по поводу легализации последних. В стране с высокой реальной безработицей, с неразвитой промышленностью, с острой нехваткой в экономике рабочих мест, не обеспечивающих потребности населения, большая по доле в ВВП теневая экономика неизбежна. Она помогает в неэффективном государстве с высокими налогами на легальный бизнес выживать и бизнесу.

2. Сращивание криминала, бизнеса и власти. Современное институциональное устройство порождает редистрибутивную систему отношений между государством и бизнесом, основу которой образует слияние политической и экономической власти. В этих условиях основополагающей целью для бизнеса становится стремление к приобретению ренты или нерыночной прибыли, получаемой в результате связей и влияния на органы государственной власти и участию в политическом процессе. [5]

3. Слабое, а иногда и полное отсутствие взаимодействия региональных органов власти в вопросах детеневизации экономики. Во многих регионах в экономической сфере образуются властно -хозяйственных структуры, имеющих покровительство в виде того или иного органа государственной власти, распоряжающихся крупными

суммами капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность, «распиливающие» поступающие в региональный бюджет федеральные средства. Происходит формирование соответствующей олигархии - узкой прослойки людей, присваивающих связанные с клановым монополизмом колоссальные доходы. Наличие различных коррупционных схем и отсутствие должного контроля над теневыми процессами сводит усилия правительства на нет.

Современное состояние теневой экономики требует активной социально-экономической политики, как на уровне страны, так и на уровне регионов. Необходимо выработать специальную стратегию для системного и эффективного искоренения теневых институтов. Слаженное взаимодействие всех уровней власти (федерального, регионального и муниципального) в борьбе с криминальной и теневой экономикой позволит проводить необходимую консолидированную работу на всех уровнях.

Список использованных источников

1. Алешникова В. И., Бурцева Т. А. Инструменты противодействия теневой экономике в регионах России / В. И. Алешникова, Т. А. Бурцева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 4. С. 28 - 34.

2. Балог М.М., Демидова С.Е., Троян В.В. Динамика теневой экономики в контексте угроз финансовой безопасности региона / М.М. Балог, С.Е. Демидова, В.В. Троян // ЭТАП. 2017. №6. С. 112 - 133.

3. Куконков П.В., Устинкин С.В. Неравенства и напряжения в социальном пространстве российских регионов: монография / П.И. Куконков, С.В. Устинкин. - Москва: РУ-САЙНС, 2016.

4. Мордовец В.А. Теневая экономика как угроза инновационномуразвитию России / В.А. Мордовец // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2018. - № 2 (44). - С. 76-78.

5. Павроз А.В. Соискание ренты как категория политического анализа // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 2. С. 84-94.

6. Регионы Северо-Запада ищут методы борьбы с теневым предпринимательством. - URL: //http:// www.pravcons.ru/articles/analisnews/regiony-severo-zapada-ishchut-metody-borby-s-tenevym-predprinimatelstvom

7. ЦБ оценил теневой оборот московских рынков в 600 млрд руб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/12/04/2018/5acf26f59a79471ae61bfbc9 (дата обращения 21.03.2020 г.)

8. Яшина Н.И., Прончатова-Рубцова Н.Н., Кашина О.И. Развитие методики многокритериальной оценки финансовой безопасности стран с учетом показателей теневой экономики / Н.И. Яшина, Н.Н. Прончатова-Рубцова, О.И. Кашина // Финансовая жизнь. 2019. № 3. С. 111 - 116.

REGIONAL PORTRAIT OF THE RUSSIAN SHADOW ECONOMY

Lizina O. M.**

Candidate of economics, associated professor [email protected]

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article analyzes the types of shadow economic activity in Russian regions. Among the methods of forming shadow capital in the regions, the following are highlighted: tax evasion, overspending, illegal use of subsidies, and corruption. All the factors that determine the size and specifics of the regional shadow economy are grouped into General, typical for the entire country as a whole, and specific, having regional characteristics. The article analyzes the main trends in the development of shadow activities in the regions..

Keywords:

shadow economy, region, corruption, tax evasion, coming out of the shadows.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.