Научная статья на тему 'Специфика теневых экономических отношений в российских регионах'

Специфика теневых экономических отношений в российских регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
SHADOW ECONOMY / DETEREVIDENCE / REGION / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизина О.М.

В статье рассмотрены региональные особенности теневых экономических отношений. Определены факторы, способствующие теневизации экономических процессов в регионах, которые необходимо учитывать при исследовании доли теневой экономики и разработке мер по ее противодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика теневых экономических отношений в российских регионах»

УДК 338

Лизина О.М., к.э.н., доцент кафедры экономической теории, ФГБОУ ВПО «Мордовский университет им. Н.П. Огарева», e-mail: lizinaom@yandex. ru

Специфика теневых экономических отношений в российских регионах 1

Аннотация. В статье рассмотрены региональные особенности теневых экономических отношений. Определены факторы, способствующие теневизации экономических процессов в регионах, которые необходимо учитывать при исследовании доли теневой экономики и разработке мер по ее противодействию.

Ключевые слова: теневая экономика, детеневизация, регион, региональная политика.

Abstract. There are regional features of shadow economic relations in the article. Factors, contributing to the shadow economic processes in the regions that need to be considered when studying the share of shadow economy and developing measures to counter it, are identified.

Keywords: shadow economy, deterevidence, region, regional policy.

В последнее время стало общепринятым мнение, что в любой системе существует некоторый уровень теневой активности, а теневая экономика представляет собой неотъемлемую часть современной экономической жизни.

Расширение теневой деятельности служит серьезным дестабилизирующим фактором для любой экономики. Основным различием теневой составляющей в экономических отношениях разных стран является её удельный вес в реальной экономике.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-12-13013 «Оценка масштабов теневой экономики в регионе»

Постановка задачи ликвидации теневой экономики нереальна. Возможным является снижение ее уровня до такого уровня, который не представлял серьезную угрозу для социальной стабильности общества и экономической безопасности. [3]

Теневая экономика России весьма специфична. Не смотря на то, что теневые экономические отношения присущи всем регионам России, они развиты в различной степени и имеют свои региональные особенности. Эти особенности необходимо учитывать при определении доли теневой экономики с целью разработки способов ее противодействию.

В первую очередь различия проявляются в социально-экономическом развитии регионов. Теневой потенциал региона во многом определяется структурой его хозяйства, специализацией и уровнем экономического развития.

Эти показатели варьируются по регионам РФ, но всех их объединяют общие тенденции такие как: процессы передела собственности присущие всем регионам России; моральный и физический износ промышленного потенциала регионов; ресурсное производство; наибольшая степень развития не производственной, а посреднической деятельности.

Анализ рейтингов регионов показывает, что доля неформальной экономики ниже в промышленных регионах и в регионах с низкой долей с/х продукции. Неформальная экономика ниже в промышленных регионах: в Челябинской, Свердловской, Кемеровской, Липецкой, Калужской, Тюменской, Московской областях. И особенно высока там, где почти нет промышленности: в республиках Северного Кавказа и других окраинных республиках.

Во многих регионах теневые экономические отношения связаны с добычей и переработкой экспортно-ориентированных ресурсов: Тюменская область (нефть), Красноярский край (никель, алюминий), Якутия (алмазы, золото) и т.д.

В зависимости от формы экономической деятельности вырисовывается и структура теневой экономики по регионам. Такие ее формы как экономическая преступность, характерны для анклавов российской экономики, где наблюдается относительно активная экономическая деятельность даже в период экономического кризиса. Для стагнирующих регионов присуще процветание традиционного криминала и вынужденной внелегальной деятельности.

Количество депрессивных регионов лишь увеличивается. Существующая система межбюджетных отношений создает такие условия, что чем «уровень» территории ниже, тем меньше руководители регионов заинтересованы в развитии чего-либо у них на территории. Предметом многих политических скандалов в Российской Федерации становятся присвоения или растраты не по назначению регионами субвенций, субсидий, дотаций со стороны Федерации.

Кроме плохой организации межбюджетных отношений необходимо отметить плохое взаимодействие, а иногда и полное его отсутствие, правоохранительных, фискальных органов, которое также используется представителями теневой среды в своих целях.

Таким образом, еще одним фактором, определяющим различия в теневой специфике регионов, является географическое местоположение. Теневой потенциал определяется климатическими условиями, степенью удаленности от центра, наличием транспортных путей (федеральных трасс), прилежанием региона к государственной границе, наличием природных и рекреационных ресурсов.

Теневая экономика приграничных регионов и портовых городов (Находка, Владивосток, Хабаровск, Новороссийск, Калининград, Мурманск, Сахалин и соответствующие регионы) тесно связана с рыбным промыслом, контрабандой.

Одна из основных причин бурного развития теневой экономики в России - утрата управляемости экономикой со стороны федерального центра. Все

более прочным становится сращивание криминального капитала и государственной власти. Теневые союзы региональных политических лидеров с крупными бизнес-сообществами получили настолько широкое распространение, что возникло новое понятие - «захват государства». [1]

Законодательные органы многих субъектов Российской Федерации находятся под влиянием определенных заинтересованных кругов. Это обеспечивает существенные выгоды определенным предприятиям и компаниям. Дополняет картину наличие института совместительства в региональных законодательных органах, когда многие депутаты прямо (занимаются на постоянной основе, нарушая законодательство) или косвенно (переоформляя бизнес на своих родственников или ближайшее окружение) осуществляют предпринимательскую деятельность. Получая важнейшие законодательные, контрольные и кадровые прерогативы, происходит использование инструментов власти исключительно в своих интересах (интересах «меньшинства»).

Региональная олигархия тоже имеет свою специфику. В большинстве своем они часто опираются на развитую систему родственных и клановых связей. Так, многие административные посты занимают родственники или представители ближайшего окружения. Не удивительно, что и успеха в бизнесе добиваются чаще всего представители родственных кругов региональных политических лидеров.

Слияние криминалитета и власти способствовало формированию мафиозных структур в российских регионах в 1990-е годы. В последние годы проводится активная борьба и нейтрализация влияния организованных преступных группировок. Многие из представителей криминального мира легализовались в реальной экономике. Разросшиеся связи и более, чем десятилетнее их господство в реальной экономике, зачастую не позволяет не только применить какие-либо санкции к криминальным элементам, но и доказать их виновность или причастность к каким-либо преступным или нелегальным деяниям.

На всех уровнях российской экономики образовался колоссальный «вакуум управления», который заполняется мафиозно-теневыми связями и отношениями. Столь широкое распространение личностных, родственно-земляческих отношений, разрешение проблем «по-другому» в основном обусловлено наложением наследия плановой экономики и просчетами и ошибками, возникшими в ходе проведения экономических преобразований в переходный период. [2]

В регионах возник новый социальный феномен, связанный с оказываемым сопротивлением «теневиков-хозяйственников» и работающего населения, нарушающий баланс сил и интересов в обществе.

Отношение федеральных и местных властей к проблемам борьбы с теневой экономикой менялось на протяжении всей истории ее существования и развития. Но все усилия предпринимаемые органами государственной власти были и остаются обращенными на преследование физических или юридических лиц, совершивших правонарушение, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную. [4]

Борьба с теневой экономикой в регионах часто приобретает политическую окраску в зависимости от идеологических взглядов и личных качеств руководителей региона. Одни используют силовые методы, другие ведут борьбу с криминалитетом под лозунгом социальной справедливости, а третьи выстраивают партнерские отношения с криминальным миром, используя теневые капиталы не только в личных, но и в общественно полезных целях.

Воздействие теневой экономики простирается на все сферы хозяйственной жизни общества, и вследствие этого, программу по борьбе с теневым сектором в регионе необходимо выстраивать в соответствии с факторами нормализации деятельности формальной экономики в регионе, охватывающей следующие показатели: экономическая стабильность,

политическая стабильность, социальная стабильность, экологическая безопасность, национальная безопасность.

Библиографический список

1. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 136 с.

2. Попов Ю.Н. Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. - М.: Дело, 2005. - 240 с.

3. Перфилова Е.Ю. Оценивание динамики теневой экономики в регионах России // Математические и инструментальные методы экономики, 2009, №11. С. 331 - 334.

4. Кормишкина Л.А. Криминализация в инвестиционной сфере как фактор, препятствующий неоиндустриальной модернизации экономики России / Л.А. Кормишкина, О.С. Саушева, А.В. Солдатов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 6 (78). - С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.