Научная статья на тему 'Регион как объект научного анализа и управления'

Регион как объект научного анализа и управления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
669
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Суховский А. М.

Освещаются основные функции и отличительные черты региона в зависимости от различных подходов к определению этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The book shows key functions and specific features of region subject to different approaches to defining this idea.

Текст научной работы на тему «Регион как объект научного анализа и управления»

ОТРАСЛЕВОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

А. М. Суховский

РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ

Освещаются основные функции и отличительные черты

региона в зависимости от различных подходов к определению этого понятия.

Понятие «регион» различными науками и разными исследователями сегодня трактуется неодинаково. Но для научного анализа важно иметь четкое определение дефиниций. На это, в частности, указывал Н. Е. Колосовский, разработчик первого пятилетнего плана и концепции территориально-производственных комплексов, который считал, что «во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются исходные положения и понятия. В математике таковым оказывается понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии - учение о «первичном» живом веществе - клетке, в географии - учение о районах» [6. С. 15].

Заметим, что понятие «район» наиболее употребимо не только в географии, но и во всех экономических науках, связанных с пространственным или территориальным аспектом исследований. «Район» по мнению, А. Б. Алаева, «представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [1. С. 50].

Понятие «район» чаще всего употребляется либо в географическом, либо административном аспектах. И к цитируемому определению вполне можно применить другие близкие понятия - регион, территория, округ, ареал, зона, анклав. Не случайно под «территорией» А. Б. Алаевым понимается та общая пространственная среда, в которой сосуществует множество более мелких локальных территориальных образований, членение которых предопределено экономическими, географическими, социальными, национальными, демографическими и другими признаками, делающими эти образования частью определенного территориального пространства [1. С. 50].

Термин «регион» появился в русском языке позже, чем термин «район». Он связан, прежде всего, с новым направлением в экономиче-

ской науке - региональной экономикой, определение которой дал академик Н. Н. Некрасов. Он выделил на территории страны макрорегионы, или зоны (Урал, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и др.), в состав которых входят регионы. Согласно его трактовке, «под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.

Основной критерий выделения региона - общность народнохозяйственных задач - основан на совокупности используемых или намечаемых к эксплуатации природных богатств, исторически сложившейся структуре хозяйственной деятельности или плановой структуре экономического развития» В качестве регионов Н. Н. Некрасов выделяет союзные республики и экономические районы СССР, а также районы размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Со временем термин «регион» приобрел излишнюю многозначность. Сегодня он употребляется, во-первых, как синоним термина «район»; во-вторых, для обозначения сопоставимых таксонов, принадлежащих к различным системам таксонирования; в-третьих, для обозначения любых территорий, по своим признакам не подходящих к уже принятой системе территориального членения, в-четвертых, как предмет специальной науки регионоведения, в-пятых, в рамках широко разрабатываемой сегодня в настоящее время глобалистики (геополитики). Это хорошо видно на следующих примерах. Так, В. М. Руггайзер под регионом понимает союзную республику; П. А. Минакир считает, что регион - это только Дальний Восток; А. А. Анохин в монографии «Региональные проблемы социального развития» к регионам относит союзную республику, область, край, автономии. Еще дальше границы понятия расширяет Р. И. Шнипер: наряду с республиками, автономиями, областями он включает в него районы и города. Все эти трактовки основаны на территориальном, географическом понимании термина.

Есть и другие подходы. По мнению А. И. Добрынина, под регионом следует понимать территориально специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса. В основу этого определения уже заложен экономический признак - единство и целостность воспроизводственного процесса. Какие-либо территориальные признаки

при этом фактически отсутствуют, что, по нашему мнению, делает понятие слишком однобокой и неполной категорией.

По мнению А. С. Маршаловой и А. С. Новоселова, «регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов» [8. С. 14]. Утверждение о «специфике», «особых формах проявления» и «особенностях воспроизводства социально-экономических процессов» мало что добавляет к ранее приведенной экономической характеристике региона и требует более полного обоснования этой пространственной категории.

В. Н. Лексин, А. Н. Швецов, Ю. Н. Гладков и А. И. Чистобаев под регионом понимают конкретную административную территорию -субъект РФ, административно-территориальное образование, город. Речь идет уже о другом подходе - не об экономическом, а об административном районировании, наиболее распространенном в мире [ 7]. В зарубежной практике выделяется несколько типов районирования.

Первый тип - административное районирование, основанное на использовании существующей системы административно-территориального деления. Это наиболее распространенный вид в экономически развитых странах. Он вполне оправдывает себя. В случае необходимости создания новых районов используется второй тип - плановое (программное) районирование с соблюдением принципа кратности путем объединения административных районов (ФРГ, США и др.). Третий тип - экономическое районирование, предполагающее процесс ломки существующего административно-территориального деления и замены его новым делением территории. Использовался в социалистических странах, в странах африканского континента, Индии. Четвертый тип - индивидуальное районирование - характерно для слаборазвитых стран, где региональное планирование делает лишь первые шаги [5. С. 10].

Интересное, с нашей точки зрения, представление о территориальной системе как форме районирования, предлагают А. С. Мар-шалова и А. С. Новоселов. В зависимости от критерия классификации регионов они выделяют: 1) экономическое районирование на основе территориального разделения труда (крупные экономические зоны и районы, территориально-производственные комплексы, промышленные узлы); 2) национально-государственное устройство в соответствии с конституцией страны (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ); 3) административно-территориальное деление каждого субъекта Федерации

(республика, край, область, административный район края и области, город, район города, поселок); 4) районы реализации крупных региональных комплексных программ (сырьевых, развития депрессивных территорий, экологических и др.) [8. С. 15].

Из сказанного ясно, дать однозначную трактовку понятия «регион» трудно. Можно выделить лишь относительно однородные региональные структуры, характерные для России: регион - федеральный округ; регион - экономический район, регион - территориально-производственный комплекс, регион - субъект Федерации, регион -муниципальный округ и т. д. Но это не означает, что допустимо множество определений региона, как считают некоторые авторы. Позитивна, на наш взгляд, позиция академика А. Г. Гранберга. У него выделено четыре парадигмы региона [4. С. 18-25].

1. Регион - квазигосударство - представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру» (процессы децентрализации и федерализации). Одна из главных функций региональной власти - регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.

2. Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т. п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов и т. д. оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от «центра») - одно из главных направлений рыночных реформ в России.

3. Регион-рынок (рыночный ареал) акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский

климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т. д. Исследования в рамках данного подхода иногда выделяют в особую дисциплину - региональное рынковедение.

4. Регион-социум (общность людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (занятость населения и трудовых ресурсов, уровень образования, здравоохранения, культуры, состояние окружающей среды и т. д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание.

К предложенным региональным парадигмам, по нашему мнению, следует добавить и рассмотрение региона с геополитических позиций. В условиях глобализации мировой экономики территориального деления только по административному принципу уже явно недостаточно. Следует говорить и о европейском регионе, где уже действует единая валюта, регионе СНГ, латиноамериканском регионе и т. п.

В современной отечественной экономической и политической практике в большинстве случаев в качестве регионов выступают субъекты Федерации, гораздо реже - административно-экономические районы, муниципальные округа, отдельные города, территории нескольких граничащих областей.

При характеристике понятия «регион», на наш взгляд, необходимо учитывать три обстоятельства. Первое: регион - это, прежде всего, территориальное явление, и потому территориальный признак должен быть отражен в нем как базовый. Второе: регион - это часть целостной социальной и административной системы, а потому должен обладать их основными чертами, хотя и не сводиться к ним. Третье: регион должен иметь определенную экономическую специфику и формы ее проявления.

Как справедливо замечает Е. В. Горшенина, «в экономической теории существуют два подхода к понятию «регион»: регион как сугубо экономическая система и регион как социально-экономическая система» [3. С. 6-7]. Экономические отношения на уровне регионов в нашей стране наиболее активно изучались в 60-70-х гг. прошлого столетия. В эти же годы формируется социально-экономический подход к региону, когда под регионом понимается система, для которой характерно взаимодействие производственной, экологической и социальной подсистем. Социально-экономический подход появился в 1970-х гг.,

но не был реализован. Об этом красноречиво свидетельствуют современные черты многих регионов - субъектов РФ, где высокий промышленный потенциал сочетается с низкими показателями уровня жизни населения и неразвитостью социальной сферы.

В результате ряд регионов - субъектов РФ имеет неблагоприятные демографические показатели, высокий уровень загрязнения окружающей среды, слабое материально-техническое и кадровое обеспечение социальной инфраструктуры, рост миграции квалифицированных кадров в другие регионы. Эта неблагополучная социально-экономическая ситуация усугубляется причинами, характерными для страны в целом в переходный к рыночной экономике период: нарушением целостности хозяйственного механизма и экономического пространства; спадом производства; обострением социально-демографических проблем и отсутствием государственных и региональных программ по вопросам социальной защиты населения.

Возникает необходимость усиления внимания именно к этому социально-экономическому подходу к региону, который становится все более значимым в условиях рыночной организации хозяйства. На наш взгляд, следует обосновать принципы и механизмы обеспечения соответствия уровня и качества жизни населения уровню и темпам развития экономики. Как показывает практика, возросшие производственный потенциал и темпы экономики не всегда способствуют повышению уровня и качества жизни населения в регионах. И, что самое главное, эта взаимосвязь не имеет объективной основы. Важно установить меру соответствия вклада каждого региона в экономику страны уровню личного и общественного потребления в регионе. Мера соответствия должна определяться с учетом:

- особенностей исторического отрезка времени, общей политической и экономической ситуации в стране;

- специфики конкретного региона, природного, производственного, трудового и финансового потенциала территории;

- географического положения и функциональной роли региона -субъекта РФ.

Таким образом, понятие «регион» может рассматриваться как:

- система, когда речь идет, как правило, о крупном экономическом

районе на территории определенной страны;

- территориально-административное образование или совокупность территориально-административных образований, например, в форме федерального округа, где имеются четко очерченные административные границы;

- форма реализации межтерриториальных целевых программ;

- определенная территория планеты с позиций глобалистики и геополитики.

Каждый из этих подходов оправдан и был использован хозяйственной практикой на том или ином этапе развития. Однако, по нашему мнению, современный научный подход позволяет рассматривать регион как определенного рода институт, реальное инвестиционное пространство, на котором решаются социальные проблемы. В таком аспекте можно выделить следующие региональные составляющие:

- самодостаточность;

- монополии на определенные виды ресурсов;

- местное производство и промыслы;

- местное потребление и обычаи;

- собственное законодательство и его особенности.

Особо отметим характеристики региональной монополии. По объектам - природные ресурсы, интеллектуальные ресурсы, административные ресурсы. По субъектам - региональные органы исполнительной (законодательной) власти; корпорации, занимающие монопольное положение на региональном рынке. По видам монополии - естественные, рыночные, постоянные, временные, потенциальные. По формам проявления монопольной выгоды - ценовые, налоговые, инвестиционные, ресурсно-товарные, административные. По распространенности монополии - национальная, региональная, местная, сегментная, социально-групповая.

Институциональный подход к рассмотрению социальной политики региона целесообразен также и потому, что в институциональной теории особое значение имеют трансакционные издержки, которыми по своей сути и являются затраты на социальную сферу. Д. Норт дает следующее объяснение существованию институтов: «Затратность информации является ключом к пониманию издержек трансакций, которые (издержки) состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению. Эти издержки оценки и принуждения служат источником социальных, политических и экономических институтов» [9. С. 45].

Раскрыть сущность понятия «регион» невозможно без выявления и обзора тех функций, которые объективно присущи этому административно-территориальному образованию. Известно, что в социологии под «функцией» понимают «роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов» [10. С. 731]. В этом определении два важных аспекта. Первый - функция - всегда яв-

ление активного порядка. Второй аспект - функция видоизменяет систему, в рамках которой она реализуется.

В этой связи интересен подход В. С. Бильчика и В. Ф. Захарова, которые дают целостную функциональную систему региона, в которой различают региональную функцию спроса и предложения, функцию региональной активности и специализации, функцию регионального управления, хозяйствования, а также демографическую, экологическую и социально-бытовую функции [2. С. 36-47]. К перечисленным функциям можно добавить также защитную, демографическую, культурную и т. п. Число функций региона постепенно растет, поскольку усложняется процесс экономического развития и управления.

Рассмотрим некоторые из этих функций в их содержательном проявлении. Так, региональная функция предложения выражает зависимость объема товаров и услуг от числа предприятий в регионе, их производственной мощности и финансовой стратегии.

Региональная функция спроса характеризует зависимость платежеспособности всех субъектов регионального рынка (домохозяйства, предприятия, государственные и муниципальные институты) от уровня их доходов и цен.

Относительно новой функцией региональной экономики выступает ее региональная активность, производная от трудовой активности населения, его мотивации и ориентирования. Эта функция выражает зависимость трудовой активности населения от его «социального характера» и способности региона функционировать как самосохраняющаяся система. В этом своем качестве функция принимает вид целесообразной деятельности по преобразованию экономического пространства и условий хозяйственной деятельности в регионе, обеспечения его экономической безопасности..

Специализация региона выступает в форме как внутренней, так и внешней функции. Внутренняя функция выражается в приоритетном развитии какой-либо одной или нескольких отраслей региональной экономики, имеющей доминирующее значение в региональном хозяйственном комплексе. Внешняя определяется тем объемом и структурой производства товаров и услуг, которые пойдут не только на удовлетворение внутрирегиональных потребностей, но и на реализацию в других регионах страны.

Главная задача функции регионального управления - воспроизводство региона как социально-экономической системы. Регион как система (по теории социальных систем Т. Парсонса) имеет четыре функции: адаптивную, целедостигающую, интегративную и функцию регулирования скрытых направлений системы. Поэтому их реализация

осуществляется посредством планирования, организации, учета, контроля и регулирования.

К частным функциям региональной экономики следует отнести ее хозяйственную функцию, которая своим воздействием должна обеспечить достижение устойчивого экономического роста, эффективное использование производственного и научного потенциала, создание в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также инвестиционной привлекательности.

Демографическая функция включает обеспечение полной занятости населения, активизацию социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения и формирование трудового потенциала региона.

В экологическую функцию входит решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижением материалоемкости производства, очисткой сточных вод и т. д. Цель функции экологизации производства - согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов регионального воспроизводства. Значение совершенствования качества окружающей среды обусловлено еще и тем, что от него зависит как качество жизни, так и качество населения (в первую очередь его здоровье).

К социально-бытовой функции региональной экономики можно отнести жилищное строительство.

Степень эффективного выполнения регионами своих явных функций зависит от ряда факторов. По мнению В. С. Бильчака и В.Ф. Захарова, «к числу таких факторов следует отнести:

1) уровень развития народно-хозяйственного комплекса региона;

2) степень обеспеченности трудовыми ресурсами и уровень их квалификации;

3) уникальные свойства региона, имеющие ценность в масштабах страны и по общемировым меркам (например, запасы янтаря в Калининградской области, историко-музейные элементы «Золотого кольца» во Владимирской области и т. п.);

4) степень обеспеченности региона ресурсами;

5) социально-политическая стабильность в регионе;

6) геополитическое положение региона» [2. С. 56].

Если рассматривать регион как институт, то здесь, с нашей точки зрения, следует говорить о таких функциях, как:

- системообразующая, обеспечивающая целостность географической территории, формирующая ее административную и социально-экономическую самостоятельность;

- социально-экономическая, выражающая социально-экономическое, в том числе и инвестиционное пространство;

- экологическая, создающая полноценную среду жизнедеятельности территории;

- этноисторическая, способствующая развитию этнокультурных потребностей населения;

- административно-правовая, характеризующая регион как объект управления и действия системы законодательных и нормативных актов.

Экономика региона, будучи подсистемой социально-экономического комплекса страны, обладает многими чертами общей системы, но не является унифицированным зеркальным отражением ее проблем. Отсюда возникает необходимость исследования закономерностей региональных процессов и разработки механизма управления ими.

Список литературы

1. Алаев А. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М., 1983.

2. Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.

3. Горшенина Е. В. Социально-экономическое состояние региона / ТГСХА. Тверь, 1999.

4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / ГУ-ВШЭ. М., 2000.

5. Гутман Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Колосовский Н. Е. Территория экономического районирования. М., 1968.

7. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 1997.

8. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1988.

9. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

10. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

11. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.