Научная статья на тему 'Современные научно-теоретические аспекты категории «регион»'

Современные научно-теоретические аспекты категории «регион» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные научно-теоретические аспекты категории «регион»»

© 2008 г. А.Н. Гайнетдинов

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «РЕГИОН»

На современном этапе государственного развития структура государственного устройства России, в соответствии с Конституцией государства [1, ст. 65], содержит 89 субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свою форму национальной государственности и наделен, в соответствии с Конституцией [1, ст. 66], в пределах своей компетенции правом свободного и самостоятельного распоряжения закрепленной за ним территорией и собственностью.

В ходе административных преобразований в стране на государственном и политическом уровнях за субъектами РФ закрепилось дублирующее понятие «российские регионы», которое, однако, своего научно-теоретического обоснования и законодательного закрепления в настоящее время не имеет. Рассмотрение его с точки зрения экономической науки поможет нам в изучении проблем управления развитием страны и её субъектов, а также позволит выработать рекомендации по законодательному закреплению экономического понятия «регион».

Под российскими регионами в научной литературе понимают субъекты РФ, которым свойственны определенная политическая самостоятельность (наличие делегированных атрибутов государственной власти), региональная экономическая система, высокая степень концентрации финансовых ресурсов (и государственных, и корпоративных), наличие единой производственной и социальной инфраструктуры.

Для России с её огромной территорией, многомиллионным населением, разнообразием политических, социально-экономических, природных, национальных и конфессионных условий, различием культурно-исторических традиций преобразования невозможны без учета многочисленных региональных факторов.

Поэтому изучение региональной составляющей -это обязательный атрибут исследования социально-экономических процессов в стране, формирования и реализации различных программ и проектов пропорциональности социально-экономического развития всех субъектов РФ с учетом их региональных особенностей. Это обеспечит сохранение целостности и однородности государства и, соответственно, явится условием снижения социальной напряженности в регионах.

Структурные диспропорции в развитии территорий, низкая эффективность и результативность проводимых социально-экономических реформ в стране в целом и регионах, в частности, показывают, что

трансформация экономического пространства национального хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям происходит без учета функциональной специализации каждого из субъектов РФ и не соответствует складывающимся общественно-экономическим отношениям в обществе. Результатом нарастания этих диспропорций становится устойчивая отрицательная динамика социально-экономических показателей отдельных районов, которые принято назвать депрессивными.

Для исследования понятия «регион» рассмотрим ряд перспективных подходов к его определению, что позволит уточнить некоторые аспекты научно-понятийного аппарата в нашем исследовании. В современной научной литературе имеется достаточное количество его толкований и трактовок.

A.С. Маршалова и А.С. Новоселов считают, что «...регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов.» [2, с. 14].

Л.Н. Коган регионом считает «...группу областей, краев, республик, составляющих территориальное и народнохозяйственное целое (Центр, Северо-Запад, Западная Сибирь и т.п.)..., а в более широком и распространенном в социологии смысле «регионом» называют любую самостоятельную в хозяйственно-экономическом и административном отношении территорию, начиная от сельского района и кончая крупными народнохозяйственными территориальными комплексами...» [3, с. 140].

Н.Н. Некрасов, рассматривая регион с социально-экономической позиции, указывает, что «.под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями, а главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой...» [4, с. 29].

B.А. Долятовский считает, что «.регион в современном понимании - это сложный территориально-экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности в связи с внешней средой...» [5].

В определении В.С. Бильчака и В.Ф. Захарова подчеркивается значимость именно фактора управляемости регионального развития: «...регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).» [6, с. 13].

Несмотря на различия в точках зрения на определение рассматриваемого понятия, нужно отметить, что всеми специалистами за основу берутся три характерных признака региона: определённая географическая территория, хозяйственная специализация и наличие внутренних, системообразующих, экономических связей.

На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что регион - это часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры [7, с. 24].

Как хозяйственная система регион представляет собой часть территории, на которой существует и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями, расположенными здесь. В то же время он может рассматриваться как подсистема социально-экономического комплекса страны и одновременно как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику.

Если говорить о воспроизводстве, то отдельный регион не является замкнутой системой, так как он тесно связан с другими территориями и функционирует в условиях межрегиональных интеграции и обмена.

Определяя понятие «регион», нельзя упускать из виду и интересы населения как социально-территориальной общности, не принимать во внимание социальные факторы, значение которых по мере перехода к рынку резко возрастает. Ведь в конце концов объективный социально-экономический интерес региона состоит в создании для его населения эффективной занятости и повышении уровня жизни, социальной и экологической защищенности, благоприятных условий для естественного воспроизводства населения, развития образования, культуры, этнического своеобразия, что и определяет его устойчивость.

Понятие «регион», используемое в настоящее время экономической наукой, заимствовано из категориального аппарата экономической и социальной географии, которая рассматривает его как таксономическую единицу природно-территориального деления страны. В этом качестве регион отличается геоэкономическими, геополитическими, производственно-хозяйственными, культурно-этническими, динамическими характеристиками.

Однако в условиях рыночной экономики регион является объектом управленческих решений, принимаемых на различных уровнях управленческой системы государства, и для обеспечения единства подходов при регионировании страны необходимо законодательно-правовое закрепление его статуса.

Вследствие существенных различий природно-ге-ографических, экономических и других условий в различных регионах России, воспроизводственные процессы в этих мезоуровневых системах уникальны. Их эффективность зависит от структурной, инвестиционной, социальной, природоохранной, финансовой, внешнеэкономической составляющих региональной политики. Сбалансированность данных аспектов региональной политики является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики. Регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его функциональной единицей с относительно замкнутым циклом воспроизводства.

Признаком, по которому ту или иную территорию можно представить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально -экономическое единство со всей национальной экономикой, т.е. протекающие в ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов.

Р.Н. Гаджиев предлагает определить регион «.как самостоятельную, функционально ориентированную единицу макроэкономической структуры национального хозяйства, выступающую в качестве формы организации и функционирования социопри-родохозяйственной системы мезоуровня, целенаправленно осуществляющей, на основе использования принципа сравнительных преимуществ, с учетом локально-территориальных факторов и ресурсов при консенсусе экономических интересов и социальных целей федерального центра и территориально-поселенческой общности (населения) и согласовании индикаторов эволюционной динамики со стратегическими ориентирами развития страны процесс самовоспроизводства...» [7, с. 26].

По нашему мнению, такое определение региона достаточно интересно, но не предусматривает его жесткой привязки к существующему административно-территориальному делению страны, а скорее наоборот, последнее должно опираться на региональную структуру национального хозяйства страны. При таком подходе можно рассматривать в качестве региона крупные экономические районы, представляющие собой группировки нескольких соседствующих друг с другом субъектов Федерации, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства. Однако задача эффективного административно-территориального

деления страны будет осложнена различными сопутствующими обстоятельствами национального, исторического, этнического, конфессионального и другого характера, поэтому данное определение мы считаем спорным.

С позиций правового статуса, управленческого воздействия, организационного становления, информационного обеспечения, действующих распределительных механизмов, финансовых технологий, регулирования товаропотоков и каналов движения материальных и фондовых ценностей понятие «регион» лучше отнести к субфедеральным структурам - субъектам РФ.

В нашем понимании, ближе и точнее будет точка зрения И.В. Арженовского, который отмечает, что «.под регионом следует понимать края, области, республики в составе Российской Федерации.», он определяет регион как «.выделившуюся в процессе общественного (территориального) разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве тех или иных товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства; наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач.» [8, с. 31].

Как уже отмечалось, под российскими регионами в научной литературе понимаются субъекты РФ, вы-

деляющиеся по самым различным основаниям:

- принадлежности к федеральным округам;

- отношению к крупным экономическим территориям;

- административно-политическому статусу (республики, края, области и т.д.);

- ассоциациям межрегионального экономического взаимодействия;

- бюджетной обеспеченности регионов (доноры и реципиенты);

- специализации региональной экономики и т.п.

Регионы являются экономическими компонентами единого хозяйственного комплекса страны, который необходимо сохранять и укреплять, принимая меры по пространственной интеграции экономики России.

Таким образом, на всей территории страны должно создаваться и укрепляться единое экономическое пространство для преодоления различий в социально-экономическом развитии регионов. Региональные неравенства обусловливают возникновение и нарастание противоречий как между регионами, так и между центром и субъектами федерации, ведущих к дезинтеграции и конфедеративным процессам.

Причины, порождающие диспропорции в социально-экономическом развитии регионов, весьма многообразны, однако их можно объединить в две группы: объективные и субъективные (рисунок).

Причины, порождающие диспропорции в социально-экономическом развитии регионов

Объективные

и о

н

о 1)

g

«

о ер

£

р

о &

&

Я

ю

ё

S $

о о О

й К о

В

1) р

й р

&

«

о и m К

о &

о о

m

«

2

к о И

1) и о

£

1)

5 ä к

о

«

о

6

н

ю о

1) я

о &

й р

«

о К Л

« о

«

о и m К

о р

С

р

Субъективные

W tu

о &

о и

« й К

Л

5

ю

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

S 2

к *

и е

« 5

cd и

Н «

й w

н ю

о &

Л

5 «

о

к

о

si й

И

«

о

к

о

м " Я °

•©I 1ч

"Н"

о

к

& S

Л э

£ ё G £

о

о 1) я

Результатами наличия диспропорций являются существенно превышающий допустимые нормы диспаритет в уровне доходов бедных и богатых слоев населения во внутрирегиональном и межрегиональном разрезах, неравномерность в распространении и углублении экономического кризиса в различных регионах, в конечном итоге - углублении распада единого экономического пространства и образования в регионах локальных рынков, характеризующихся существенными различиями [9].

Вначале рыночная реформа не способствовала общей экономической стабилизации. Падение объема производства, начавшееся еще в 1990-е гг., продолжалось практически все последующие десять лет. Страна пережила, таким образом, почти две пятилетки сокращения производства [10]. Социальная цена либералистских реформ выразилась в обвальном падении уровня жизни преобладающей части россиян и в беспрецедентной доходной дифференциации населения, снижении доходов от трудовой деятельности, катастрофическом сокращении численности граждан РФ, а также в утрате контроля государства за этими процессами.

Экономический кризис в России охватил все регионы без исключения. Его основными признаками являются падение производства и инвестиций, сокращение внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного внешнего и внутреннего долга. Кризисные явления в России имеют значительные региональные особенности. В любом районе страны можно найти проблему, которую не только желательно, но и целесообразно решать и на региональном, и на федеральном уровнях. Необходимо выяснить, кому именно нужна помощь, кто и почему не способен выйти из создавшейся ситуации собственными силами [7, с. 36].

Определение понятия «регион» для субъектов РФ, путей их развития и экономических рычагов решения (или создание условий для решения) важнейших проблем - главные моменты в региональной и государственной политике государства.

Существенные различия между регионами и напряженные отношения с центром, дезинтеграция экономического пространства - все это в значительной мере определяет неповторимость национальной экономики. Региональное многообразие исключает для России возможность перенесения опыта какой-либо одной страны или использования одной из апробированных в мировой практике моделей переходной экономики, поэтому Россия должна создавать новый синтез отечественного и мирового опыта.

Рассмотрев понятие «регион» с точки зрения экономической науки, можно сказать следующее.

1. Регион - это самостоятельная, функционально ориентированная единица макроэкономической структуры национального хозяйства, административно-территориальное образование государства. Он выступает в качестве формы организации и функционирования социоприродохозяйственной системы ме-

зоуровня. И с учетом локально--территориальных факторов и ресурсов, на основе использования принципа сравнительных преимуществ, при консенсусе экономических интересов и социальных целей федерального центра и населения территории и при согласовании индикаторов эволюционной динамики со стратегическими ориентирами развития страны целенаправленно осуществляет процесс самовоспроизводства.

2. Под регионами, с научной точки зрения и унификации понятия, следует понимать только исключительно края, области, республики в составе РФ.

3. Региональная экономическая политика - это принимаемые региональной властью меры по социально-экономическому развитию конкретного субъекта РФ.

4. Государственные меры по пропорциональному социально-экономическому развитию районов государства следует трактовать как федеральную экономическую политику государства по социально-экономическому развитию регионов РФ, которая должна быть направлена на сохранение целостности и однородности страны и снятие социальной напряженности в отдельно взятых регионах.

Принятие вышеназванных положений, по нашему мнению, позволит согласовать существующие различия в научных трактовках понятия «регион» и облегчит вследствие конкретизации объекта экономического воздействия подготовку государственных и региональных решений по перспективному развитию регионального, межрегионального макроэкономического хозяйственного комплекса России, направленных на максимальное использование человеческого и ресурсного потенциалов регионов, и приобретению конкурентных преимуществ, соответствующих современным тенденциям развития мировой экономики.

Литература

1. Конституция РФ 1993 года. М., 2000.

2. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. М., 1998.

3. Коган Л.Н. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

4. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., 1978.

5. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология. 1994. № 2-3.

6. Бильчак В.С., Захаров Р. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.

7. Гаджиев Р.Н. Социально-экономическое развитие депрессивных регионов: концепция, механизм реализации (на примере Республики Дагестан): Дис. ... д-ра экон. наук. Кисловодск, 2007.

8. Аржановский И.В. Региональный рынок: воспро-

изводственный аспект. Н. Новгород, 1997. 10. Петров Ю. Российская экономика в «XIII - XIV пя-

9. Гонтарь Ю.А. Межрегиональные диспропорции: тилетках»: от трансформационного шока - к воспро-

социально-экономический аспект: Автореф. дис. ... изводственному коллапсу // Рос. экон. журн. 1999.

канд. экон. наук. Ростов н/Д, 1999. № 7.

Ростовский государственный экономический университет 20 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.