Научная статья на тему 'Понятие региона как социально-экономического образования'

Понятие региона как социально-экономического образования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5758
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИО-НА / ТРАКТОВКИ ТЕРМИНА "РЕГИОН" / ПОДХОД / REGION / TERRITORIAL ENTITY / THE REGION''S ECONOMY / THE INTERPRETATION OF THE TERM "REGION" / APPROACH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Витульева Т. А.

В статье описаны разнообразные современные представления категории «регион», проводится систематизация его интерпретаций, регион рассматривает-ся с позиции социально-экономического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF REGION AS SOCIAL AND ECONOMIC EDUCATION

The article describes a variety of modern representation of the category of «re-gion». The author considers the systematization of interpretations of the term region, describes the region from the perspective of socioeconomic formation.

Текст научной работы на тему «Понятие региона как социально-экономического образования»

УДК 330-016

© Т. А. Витульева

ПОНЯТИЕ РЕГИОНА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описаны разнообразные современные представления категории «регион», проводится систематизация его интерпретаций, регион рассматривается с позиции социально-экономического образования.

Ключевые слова: регион, территориальное образование, экономика региона, трактовки термина «регион», подход.

Т. А. Vituleva

THE CONCEPT OF REGION AS SOCIAL AND ECONOMIC EDUCATION

The article describes a variety of modern representation of the category of «region». The author considers the systematization of interpretations of the term region, describes the region from the perspective of socio- economic formation.

Keywords: region, territorial entity, the region's economy, the interpretation of the term «region», approach.

В современных условиях термин «регион» применяется в различных сферах жизни. Значение данного термина схоже по смыслу как для экономики, науки, политики, так и для повседневной жизни. При этом, принимая во внимание его смысл, можно отметить тот факт, что определение имеет свои отличительные особенности для каждой из вышеупомянутых сфер, к тому же в связи с обширным употреблением этого термина существует достаточно большое количество его определений.

«Регион» как термин произошел от латинского «regio, regionis» и первоначально относился к определению пространства (окружение, территория, область) в географическом смысле. Со временем понятие термина «регион» усложнялось и становилось более значимым, учитывая в своем содержании не только различие в географическом положении, но и особенности инфраструктуры. Нельзя говорить, что регион - это всего лишь территориальная единица государства, он представляет собой самостоятельное социально-экономическое образование.

В соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации [5].

В современном научном мире существуют различные подходы российских ученых к определению категории «регион», среди которых можно выделить [4].

- системный подход, в соответствии с которым регион позиционируется как целостная система, в которой все ее элементы взаимосвязаны между собой. Сторонниками такого подхода являются В. С. Бильчак, В. Ф. Захарок, А. Г. Гранберг, Л. А. Савельев и др.;

- комплексный подход предполагает, что регион выступает в качестве обособленного комплекса, социальной и экономической общности, самостоятельной величины, а также является частью территории страны. Такого подхода придерживаются А. П. Градов, Б. И. Кузин, М. Д. Медников, А. С. Соколицин, В. И. Сигов, В. А. Долятовский, и др.;

- административно-территориальный подход рассматривает регион как субъект России, территориальное образование с четкими административными границами. Придерживаются такого подхода Ю. Н. Гладкий, Г. В. Гутман, Ю. А. Корчагина, Л. Н. Кочан, и др.;

- территориально-хозяйственный подход. С точки зрения этого подхода авторы, такие как Э. Б. Алаев, А. И. Добрынин, Ф. Д. Кожурин, Т. Г. Морозова, Н. Н. Некрасов, Г. Г. Фетисов дают определение региону как обособленной части территории, области, местности, части страны, где существуют связи между хозяйствующими субъектами. Сам регион как хозяйственную систему можно рассматривать как часть территории, на которой развивается система связей между предприятиями, организациями и учреждениями различных областей и профилей деятельности;

- территориально-географический подход. В рамках данной трактовки регион представляет собой часть суши, земной поверхности, местность, область, географическую единицу, обладающую географическими границами (рубежами). Такой подход поддерживают И. А. Архангельская, Ю. Г. Волков, Е. Е. Стародубцева, К. Н. Юсупов;

- социальный подход показывает регион как социально-экономическую территориальную единицу, сочетающую в себе экономико-географические, социальные, политические факторы развития. Такая трактовка в определении термина «регион» близка Г. В. Черкашину, Ю. М. Барбакову, А. П. Чернышову, и др.

В рамках системного подхода авторы В. С. Бильчак и В. Ф. Захаров термин «регион» определяют, как социально-экономическую целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления своей территории [1]. И. М. Бусыгина дает следующее определение региона: «это целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения». А. Г. Гранберг определяет регион как территорию, отличающуюся от других территорий рядом признаков и обладающую определенной целостностью и взаимосвязанностью ее элементов» [2]. С точки зрения В. П. Самариной «регион - это социально-экономическая система с позицией взаимодействия и сбалансированного развития трех ее основных составляющих: природной среды, общества, хозяйства. Л. Т. Шевчук, Денисов Ю. Д. дают следующее определение региону: «соци-

ально-экономическая система, являющаяся составной частью такого системного образования, как национальная».

A. П. Градов, Б. И. Кузин, М. Д. Медников, А. С. Соколицин с точки зрения комплексного подхода рассматривают регион в качестве административно-хозяйственной единицы (или территории) в составе регионов, областей, краев, округов, субъектов РФ. С другой стороны, регион выступает экономико-географическим образованием, то есть частью территории страны с однородными природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил. С третьей стороны, под регионом понимается группа соседних государств с общими исторически сложившимися традициями, взаимосвязанной экономикой. В. А. Долятовский также придерживается данного подхода и определяет регион как «сложный территориально-экономический комплекс, определяющийся наличием ограниченных внутренних ресурсов, своей структурой производства, определенными потребностями в связи с внешней средой». В. И. Сигов дает очень емкое определение, воспринимая регион как экономическую и социальную общность.

В рамках административно-территориального подхода авторами Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев термин «регион» определяется как субъект федерации либо объединение нескольких субъектов. Одним из наиболее широких определений в данном подходе является определение, данное Г. В. Гутманом, в котором регион рассматривается как «территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда» [3].

B. Г. Игнатов, В. И. Бутов, придерживаясь того же административно-территориального подхода, дают следующее определение «регион-территория в административных субъектах Федерации, характеризующихся такими основополагающими чертами как комплексность, целостность, специализация, и управляемость, т. е. наличие политико-административных органов управления». В данном определении подчеркиваются основополагающие принципы субъектов РФ.

Е. А. Черныш, С. Г. Тяглов раскрывают понятие региона как «часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры».

Э. Б. Алаев дает следующее определение термину в пределах территориально-хозяйственного подхода: «регион - локализованная территория, обладающая единством и взаимосвязанностью составляющих ее элементов, а также целостностью».

Придерживаясь того же подхода, по мнению А. С. Маршалова, А. С. Новоселова «регион - подсистема социально-экономического комплекса страны, и одновременно как его относительно самостоятельная

часть, которая характеризуется законченным циклом воспроизводства и характерными формами проявления стадий воспроизводственного процесса, а также специфическими особенностями социальных и экономических процессов». С точки зрения Н. Н. Некрасова «регион - большая территория страны с примерно одинаковыми природными условиями, а главным образом, с характерной направленностью развития производительных сил, в основе которого лежит сочетание комплекса природных ресурсов и соответствующей социальной структуры». Кроме того, необходимо отметить что «регион (субъект федерации) - это экономическая подсистема, характеризующаяся взаимосвязанностью своих основных элементов» (Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин).

Территориально-географического подхода придерживаются И. А. Архангельская, определяя регион как «понятие, обозначающее территорию, выделяющуюся своими специфическими особенностями», а также авторы Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Е. Стародубцева говоря, что «регион определяется как область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных и исторически сложившихся экономико-географических условий, и национального состава населения».

На основании социального подхода, по мнению С. Барзилова, А. Чернышова «регион - социологическая квалификация какой-либо административно-территориальной единицы, естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей, а политическое пространство региона представляет собой организацию его политической жизни, сферу реализации государственной власти на местах и общественного самоуправления» [4].

В иностранных энциклопедиях термин «регион» определяется, в первую очередь, как регион (район) или зона неопределенного размера на поверхности Земли, разнообразные элементы которой формируют функциональную взаимосвязь; во-вторых, регион (область или район) рассматривается как часть системы регионов, покрывающих земной шар; в-третьих, регион представляет собой часть одной части Земли как специфической области географической среды или экономической области (района).

Важно отметить, что при характеристике понятия «регион» необходимо учитывать три положения:

1) регион как территориальное явление, таким образом, территориальный признак должен проявляться в нем как базовый;

2) регион выступает как часть целостной социальной и административной системы, и потому должен обладать их основными чертами, хотя и не сводиться к ним;

3) в регионе должен присутствовать замкнутый воспроизводственный цикл, определенная экономическая специфика, а также различные формы ее проявления.

Таким образом регион является и административным пространством, и выступает как самостоятельный социально-экономический комплекс, в котором возникают и реализуются процессы воспроизводства для обеспечения конкретной территории.

На основании рассмотренных подходов к определению понятия «регион» можно сделать вывод, что существуют различные точки зрения на содержание этого понятия. При этом разными авторами данное понятие определяется с разных углов, целостность которых необходима для истолкования различных сторон термина «регион», в том числе и как социально-экономического образования.

Проводя анализ современных научных подходов к определению понятия «регион» с точки зрения различных аспектов, таких как географический, экономический и социальный, следует отметить, что существующее многообразие подходов не может полностью решить проблему, связанную с потребностью учета всей совокупности характеристических признаков. Наиболее разумным является комплексный подход к определению данного термина.

Таким образом, следует учитывать такие характеристики региона, которые наиболее полно отражают его возможности, положение и ситуацию. Среди них можно выделить, такие как целостность пространства; общность и единство экономики; комплексность хозяйства; наличие определенного контингента, обладающего соответствующим уровнем образования, квалификацией и традиционно сложившимися навыками производства; возможности выхода на рынок с использованием имеющихся ресурсов, народно-хозяйственную специализацию, а также сложившиеся тип и структуру экономического роста.

В современных условиях глобализации и развития рыночных отношений роль региона и его место в экономике отдельной страны вызывают все больший интерес со стороны исследователей. В силу наличия таких процессов регион становится самостоятельным экономическим агентом, роль которого выходит на первый план не только в экономике каждой отдельной страны, но и в мировой экономике. Развитие процессов глобализации в настоящее время способствует становлению регионов в качестве самостоятельных субъектов межрегиональных и международных отношений.

В качестве условий, позволяющих выступать региону как экономическому субъекту, можно выделить: разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, следовательно, и разделение их бюджетов; разделение собственности в соответствии с бюджетными уровнями РФ, в рамках которой формируется материальная основа самостоятельного экономического образования; кроме того, разграничены полномочия субъектов и центра. Конечно, о полной независимости и самостоятельности региона как субъекта хозяйствования говорить не стоит, так как регион в той или иной мере зависит от центра и взаимосвязан с ним [6].

В заключение важно отметить, что не каждое территориальное образование может являться регионом как социально-экономическим субъектом. Это связано с сильной дифференциацией экономического положения субъектов, и поэтому вопрос становления регионов в качестве экономических субъектов является спорным. Социальный и экономический потенциал регионов выходят на первый план, так как в первую очередь необходимо, чтобы он был достаточным для обеспечения самостоятельной хозяйственной деятельности в условиях рынка. При этом без учета экономических возможностей в современных условиях регион не способен выполнять конституционные обязанности по отношению к населению. В силу своего различного территориального расположения, а также удаленности от центра все регионы значительно отличаются друг от друга по параметрам экономического и социального развития: энерго- и фондовооруженности работников, по доле физического и умственного, ручного и механизированного и неквалифицированного труда, по развитости социальной инфраструктуры, показателям уровня и образа жизни и т. д. Население каждого региона представляет собой важную составляющую и специфическую социально-территориальную общность, которая находится в определенных взаимосвязях с подобными общностями по горизонтали, и являющуюся составным элементом социально-территориальной общности иного уровня по вертикали.

Литература

1. Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика: монография / под ред. В. С. Бильчака. Калининград, 1998.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.

3. Гутман Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 176 с.

4. Казаченко Л. Д. Обзор научных подходов к определению категории «регион» // Вестник-экономист (электронный научный журнал, Забайкальский Государственный Университет. - 2012. - №4.

5. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 [Электронный ресурс].

6. Ощепков В. М., Кузьмина Ю. Д. Регион как самостоятельный экономический субъект // Вестник Пермского университета. - 2013. - №4 (19).

Витульева Татьяна Александровна, ассистент Улан-Баторского филиала ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», аспирант Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]

Vi tu leva Tatiana Alexandrovna, assistant of Plekhanov Russian University of Economies, Ulaanbaatar branch, post-graduate Buryat State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.