Научная статья на тему 'Регион как объект исследования и управления (методологические аспекты)'

Регион как объект исследования и управления (методологические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1538
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луговских Н. И.

Foundation of politically stable society and permanently growing national economy is impossible without solving the problems of leveling of the inter-regional differences, overcoming crises and stagnation in the development of some of the territories. The rising role of the RF subjects conditions the necessity to work out an integrated conception of a region, considering the modern stage of economic reforms and the state structure of Russian Federation. This task requires revealing the essence of concept of a 'region' and conducting the typology of the territory institutions. Formation of a conception of management of a depressive region for a long period in the conditions of a market must base on the integrity of basic principles enable establishing a methodological platform and providing an objectivity and reality of the selected innovative strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.I. Region as an object of investigation and management (methodological aspects)

Foundation of politically stable society and permanently growing national economy is impossible without solving the problems of leveling of the inter-regional differences, overcoming crises and stagnation in the development of some of the territories. The rising role of the RF subjects conditions the necessity to work out an integrated conception of a region, considering the modern stage of economic reforms and the state structure of Russian Federation. This task requires revealing the essence of concept of a 'region' and conducting the typology of the territory institutions. Formation of a conception of management of a depressive region for a long period in the conditions of a market must base on the integrity of basic principles enable establishing a methodological platform and providing an objectivity and reality of the selected innovative strategy.

Текст научной работы на тему «Регион как объект исследования и управления (методологические аспекты)»

энергии, в биологии - учение о «первичном» живом веществе - клетке, в географии - учение о районах. Эти простейшие, на первый взгляд, вопросы оказываются в конечном рассмотрении настолько сложными и трудными, что вызывают необходимость вновь и вновь к ним возвращаться по мере углубления научных знаний» [1].

В трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания и не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых, во многом специфических экономических интересов.

Зарубежные ученые-регионоведы трактуют понятие «регион» по-своему. При этом они признают имеющую место путаницу в определении понятий «регион» и «район». Американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем фундаментальном исследовании «Все возможные миры» пишут: «Обычно под словом «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово «регион», или «район», применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории» [2].

Слово «регион» имеет латинское происхождение (regio) и означает «область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения» [3].

Термин «регион» появился в русском языке позже, чем термин «район». Его появление связано, прежде всего, с новым направлением в экономической науке - региональной экономикой, определение которой дал академик Н. Некрасов. Согласно его

трактовке, «под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой. Основной критерий выделения региона - общность народнохозяйственных задач - основан на совокупности используемых или намечаемых к эксплуатации природных богатств, исторически сложившейся структуре хозяйственной деятельности или плановой структуре экономического развития» [4]. В качестве регионов

Н. Некрасов выделял союзные республики и экономические районы СССР, а также районы размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

По мнению известного в России учено-го-экономиста профессора А. Добрынина, под регионом следует понимать «территориально специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса» [5]. Из данного определения видно, что в нем присутствует экономический признак - «единство и целостность воспроизводственного процесса». Вместе с тем, возьмем на себя смелость утверждать, что территориальные признаки в данном определении отсутствуют, и это, по нашему мнению, делает понятие «регион» несколько однобокой и неполной категорией.

По определению Р. Шнипера, «регион -это неотъемлемая часть единой системы производительных сил и производственных отношений, он обладает прямыми и обратными производственно-экономическими,

ресурсными, финансово-кредитными и социальными связями с народным хозяйством. Здесь осуществляются полные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, части национального богатства, денежного обращения, отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции. Происходит взаимодействие органов управления, ассоциированных на территории предприятий и объединений с советскими органами, призванными обеспечить комплексное социально-экономическое развитие тер-

риториально-административного образова-

ния. К компетенции региона относится планирование, финансирование, кредитование, денежное обращение, подготовка и рациональное использование трудовых ресурсов и природного комплекса в соответствии с его специализацией, участием в территориальном разделении труда» [6]. Однако мы считаем, что под такое сложное толкование не все субъекты РФ могут быть отнесены к региону (скажем, многие национальные автономии).

Л. Романова под регионом понимает территориальное образование, входящее в состав РФ, наделенное в соответствии с федеративным устройством статусом субъекта РФ, собственной компетенцией, правами, обязанностями и ответственностью, определяемыми Конституцией РФ, Конституцией автономной республики, либо Уставом автономной области, края, округа, федеративным договором [7].

Если обратиться к Указу президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [8], то в нем под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий и совпадающая с границами территории субъекта Российской Федерации, т. е. субъект Российской Федерации. Практически такое же понимание категории «регион» предлагают и авторы учебника «Регионове-дение»: «В социально-экономическом понимании регион - это часть территории страны, имеющая сходные природные, социальноэкономические и общественно-политические условия и/или определенную степень целостности, внутреннего единства, чувство «общности», которые и отличают ее от других частей страны» [9]. Мы считаем, и это очевидно, что такое толкование понятия «регион» имеет общий характер, лишенный экономического содержания.

А. Гранберг под регионом понимает определенную территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающую некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [10]. Это, с нашей точки зрения, достаточно абстрактная трактовка понятия «регион», т. к. не ясны признаки и элементы, характеризующие регион.

Т. Погодина рассматривает регион как политэкономическую категорию, считая, что: «регион» - это:

— неотъемлемая часть единой народнохозяйственной системы производительных сил и производственных отношений, имеющая сложные связи и взаимосвязи, обладающая сложными по форме и специфическими по содержанию экономическими и неэкономическими ресурсами;

— совокупность отношений между экономическими субъектами по поводу частного или полного, временного или постоянного отчуждения или присоединения факторов производства, элементов инфраструктуры, требующихся для формирования спроса, предложения товаров и услуг и максимизации социально-экономического эффекта;

— экономико-экологическая система, в рамках которой реализуются отношения между людьми по поводу территории проживания как объекта и как важнейшего условия сосуществования человека и других живых существ» [11].

Трактовка Т. Погодиной в определенной степени адаптирует применительно к рыночной системе хозяйствования определение, данное Р. Шнипером.

Кроме того, в современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум [10, с. 83-84].

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах такие регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших центру (процессы децентрализации и федерализации).

Одна из главных функций региональной власти - регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.

Регион как квазикорпорация - это крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В таком качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита торговой марки местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т. п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпорации, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В не меньшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от центра) - одно из главных направлений рыночных реформ.

Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитнофинансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т. д.

Указанные три парадигмы в теории региона включают проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля. Среди ученых-регионалистов редко встречаются приверженцы крайних позиций: или полностью рыночная экономика (радикальный либерализм), или централизованно управляемая экономика. Большой массив теоретических взглядов сосредоточен на концепции «социальное рыночное хозяйство», поэтому в теориях экономического региона значительное внимание уделяется преодолению фиаско рынка, принципам развития нерыночной сферы, производству и использованию общественных благ, регулированию естественных монополий, защите от негативных последствий частнопредпринимательской деятельности и т. п.

Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной терри-

тории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т. д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание. Как нам представляется, здесь речь должна идти о формировании региональных социальных технологий, призванных изучать закономерности территориальной организации социальной жизни и планомерных изменений социального вида регионов. Социальный вид региона любого ранга представляет собой специфические проявления наиболее общих черт социального вида общества в целом и вместе с более богатой общностью своих конкретных черт. Поэтому задача региональных исследований заключается в раскрытии механизма взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни в регионе. Вместе с тем, необходимо учитывать, что социальный вид региона отображает:

1) территориальную организацию материальной и экономической базы социальных отношений общества;

2) демографические, этнические, хозяйственные и другие особенности населения, которое живет на его территории.

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы. Например, регион рассматривается как подсистема информационного общества или как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики [2, с. 62-63].

Кроме того, мы предлагаем рассматривать регион как инновационно ориентированный хозяйственный субъект, развивающийся на основе расширенного инновационного воспроизводства во всех сферах жизнедеятельности.

Таким образом, сущность понятия «регион» рассматривается под разными углами зрения.

Во-первых, регион рассматривается как комплекс хозяйственных единиц (предприятий, отраслей и т. д.), а проблемы регионального планирования сводятся к оптимизации функционирования этих хозяйственных единиц. Это может выражаться в максимизации национального дохода, в оптимизации развития и размещения производства внутри региона.

Во-вторых, регион определяется как социальный объект, и задача регионального планирования заключается в оптимизации жизненных условий населения региона.

В-третьих, регион - это, прежде всего, географическое (территориальное) явление, и потому территориальный признак должен быть отражен в нем как базовый.

В-четвертых, регион - это одновременно и целое (единое хозяйство), и часть целостной социальной и административной системы (территория одного или нескольких субъектов федерации), а потому должен обладать их основными чертами, хотя и не сводиться к ним.

В-пятых, регион рассматривается как социально-экономический объект, и, следовательно, задачей регионального планирования является оптимизация не только производства, но и социальных условий развития региона.

В-шестых, регион, несомненно, должен иметь замкнутый воспроизводственный цикл на базе инноваций, определенную его спецификой внутрирегиональную систему социально-экономических, инновационных, организационно-экономических и управленческих отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами и отражающих сложное взаимообусловленное взаимодействие их экономических интересов.

Некоторые авторы, как отмечается в литературе [12], выделяют наиболее часто употребляемые критерии для формирования понятия «регион»:

— географические (расположение, величина территории и количество населения);

— производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

— градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

— социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации народного хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион - это целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения, которую характеризуют: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов.

В функционировании региона определяющую роль играют население, трудовые коллективы, поэтому эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора.

Регион - это сложная система, в которой зависимости между ее элементами не могут быть описаны простыми функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т. е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Регион рассматривается как географическое и экономическое понятие. Иногда его определяют как систему, взаимодействующую с внешней средой. Элементами этой системы являются природные ресурсы и предприятия народного хозяйства (хозяйственно-экономические элементы), население (социальный элемент); между элементами обеих групп имеются устойчивые связи и отношения. Населению в региональной системе придается особая роль: с одной стороны, оно - производительная сила, а с другой - потребитель результатов системы функционирования и развития. В процессе взаимодействия хозяйственно-экономических и социального элементов возникает особая разновидность систем - социально-экономическая. При этом под социально-экономической сис-

темой мы понимаем особую, специфическую разновидность систем, возникающую в процессе взаимодействия экономических и социальных элементов или структур. Эта система имеет собственную типологию, в частности, к ней можно отнести предприятие или их группу, поселение, агломерацию, регион и др. При этом каждый тип социально-экономической системы формирует территориальную и экономическую зону своего влияния.

Эффективность функционирования и развития региональной социально-экономической системы зависит от уровня развития производительных сил в противоречивом единстве с производственными отношениями. При этом уровень развития производительных сил непосредственно оказывает влияние на эффективность регионального общественного производства и в то же время влияет и на производственные отношения, включая, безусловно, и отношения управления.

Регион является составляющим звеном национальной системы производительных сил и экономических отношений, его экономика взаимодействует прямыми и обратными производственно-экономическими, ресурсными,

научно-техническими, финансово-кредитными связями с национальной экономикой страны.

Исходя из этого, мы предлагаем следующее определение понятия «регион». С научной точки зрения любой регион следует рассматривать как инновационно ориентированное территориальное образование в рамках определенных административных границ субъекта Федерации, представляющее собой управляемый сложный природносоциально-экономический комплекс, в котором специфично воспроизводятся экономические, инновационные и социальные процессы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения на основе системы разнообразных связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами (предприятиями, учреждениями, населением, органами управления) с учетом интересов всех участников экономических отношений и позиционирования региона в системе территориального и общественного разделения труда.

Российская Федерация включает 88 субъектов - республик, краев, областей, автономную область и автономные округа. Масштабы территории России, множество и разнообразие ее субъектов являются объек-

том и предметом научных разработок в области экономического районирования и типологии регионов.

Каждый регион России имеет свой набор общих и специфических проблем, особенностей, отдельные из которых делают его уникальным, в том числе по своим потенциальным рынкам и ресурсам рабочей силы, капитала, запасам полезных ископаемых и т. п. Это порождает, в свою очередь, проблемы при разработке типологии регионов, их классификации, что нашло свое отражение в ряде исследований.

Например, Л. Романова выделяет четыре типа экономических районов:

1) основной экономический район, охватывающий несколько областей и (или) республик;

2) экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, республики;

3) внутриобластной (внутриреспубли-канский, внутрикраевой) экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;

4) местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом [13].

Т. Погодина, взяв за основу данную типологию регионов, развивает ее, дополняя группировками по другим классификационным признакам [11, с. 18] (табл. 1).

Мы считаем, что основной недостаток классификации экономических районов, предложенной Л. Романовой и Т. Погодиной, состоит в отсутствии четких критериев разграничения экономических районов. Группировку по уровневому критерию можно считать более или менее приемлемой. Классификационный признак «уровень и темпы развития», на основе которого Т. Погодина выделяет развивающиеся, проблемные и депрессивные регионы, не содержит характерных системообразующих черт. Те же депрессивные регионы по логике экономического анализа являются проблемными.

Нам представляется, что основным классификационным признаком территориального районирования РФ выступает «уровень управления», на основе которого выделяются региональный уровень - это федеральный округ, субъект РФ, и местный уровень - муниципальное образование (район, город и т. д.).

Таблица 1

Классификация регионов по различным признакам

Классификационные признаки

1. Территориально-экономический 2. Уровень и темпы развития 3. Отраслевая ориентация 4. Внешнеэкономическая политика

1.1. Основной экономический 1.2. Экономический административный 1.3. Внутриобластной 1.4. Местный экономический 2.1. Развивающийся 2.2. Проблемный 2.3. Депрессивный 3.1. Индустриальный 3.2. Сельскохозяйственный 3.3. Сырьевой 3.4. Рекреационный 4.1. Экспорто-ориентиро-ванный 4.2. Импортозамещающий

Таблица 2

Классификационные признаки территориального районирования РФ

По уровням управления По характеру производственной специализации * По уровню социально-экономического развития**

1. Региональный: 1.1. Федеральный округ 1.2. Субъект РФ 1. Индустриальные 1. Высокоразвитые

2. Местный: 2. Индустриально-аграрные, аграрно- 2. Развитые

Муниципальное образование (район, город) индустриальные

3. Аграрные 3. Слаборазвитые

* Определяется по удельному весу промышленности и строительства в структуре валового регионального продукта (ВРП), произведенного в реальном секторе экономики (промышленность, строительство и сельское хозяйство): более 2/3 - индустриальные, от 1/3 до 2/3 - индустриально-аграрные (51-67%) и аграрно-индустриальные (33-49%), менее 1/3 - аграрные.

** Определяется по процентному соотношению производства ВРП на душу населения по сравнению со среднероссийским уровнем: свыше 125% - высокоразвитые, в пределах 75-125% - развитые, менее 75% - слаборазвитые. При отсутствии необходимых данных можно группировать регионы по соотношению произведенного национального дохода (чистой продукции) к сумме фонда накопления и фонда потребления: более 100% - развитые регионы, менее 100% - слаборазвитые.

В пределах федерального округа находятся субъекты РФ, которые различаются по характеру производственной специализации (другой критерий территориального районирования и группировки регионов) и по уровню социально-экономического развития

(третий критерий).

Исходя из вышеизложенных соображений, в таблице 2 приведены классификационные признаки территориального районирования и группировки регионов - субъектов РФ.

Депрессивный регион в данной классификации не выделяется по следующим причинам. В классической теории под депрессивным регионом понимается территория, находящаяся в состоянии депрессии, т. е. в одной из фаз экономического цикла.

Кризис и депрессию могут переживать как высокоразвитые, так и слаборазвитые

регионы. Из этого следует, что регион с развитой экономикой тоже может быть депрессивным, но ему гораздо легче преодолеть депрессию, чем слаборазвитому региону. В последнем случае депрессия, накладываясь на отсталость, приобретает особые черты.

При этом следует отметить, что проблемы совершенствования управления социально-экономическим развитием депрессивных регионов в условиях децентрализации и ориентации на инновационные факторы представляют собой в определенной степени новую тему, пока еще недостаточно изученную в отечественной науке и практике и потому являющуюся дискуссионной и злободневной в практической деятельности.

Формирование концепции управления развитием того или иного депрессивного региона на длительную перспективу (10 и бо-

лее лет) в условиях рыночной переориентации экономической системы региона должно опираться на совокупность исходных принципов, позволяющих определиться с методологической платформой и обеспечить объективность и реалистичность избранной инновационной стратегии. К таким принципам, с нашей точки зрения, можно отнести следующие (рис. 1).

1) Системный подход в управлении развитием региона. Мы исходим из понимания того, что системный подход, в данном контексте, представляет собой инструмент, способ исследования значительного числа сложных многоклассовых и разнопорядковых объектов, процессов и явлений, опираясь на выявление сущностных связей и отношений как внутри изучаемого структурного комплекса, так и его взаимозависимостей с внешней средой.

Интерес к системному подходу объясняется тем, что с его помощью можно решать задачи, которые не могут быть реализованы традиционными методами. В этом смысле системный подход является универсальным методом исследования, основанным на восприятии исследуемого объекта (в данном случае - региона) как чего-то целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Поэтому системный подход необходимо использовать тогда, когда есть стремление исследовать регион комплексно, т. е. с разных сторон.

И в процессе анализа современного состояния, и при определении назревших перемен регион рассматривается как организованное множество взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и взаимодополняющих друг друга. С ресурсных позиций такими элементами являются население, природные богатства, материальное производство, научно-технический и образовательный потенциал, система коммуникаций, сферы производственного и социального обслуживания, экологические системы.

С функциональных позиций в качестве непременных элементов выступают: государственное регулирование, рыночные отношения, система законодательного и нормативного обеспечения, формы собственности и управления, финансово-денежная система, социальная защита, внешнеэкономиче-

ская деятельность. Охватываются все уровни экономических и властных отношений, воздействующие на территориальное развитие: федеральный, региональный, муниципальный. Наряду с взаимодействиями по вертикали предметом изучения и анализа становятся горизонтальные цепи связей - межрегиональные (внешние) и между городами, районами, зонами самого региона (внутренние). Упорядоченность и целевая ориентация всех видов деятельности и связей обеспечивает необходимое единство и целостность региона.

Таким образом, системность в управлении - основа, важнейшая и непременная компонента обоснованных, полномасштабных и многоаспектных социально-экономических преобразований. Именно этого-то зачастую не хватает в реформах, проводимых в отдельных депрессивных регионах, что влечет за собой рассогласованность действий, механизмов, пропорций, результатов.

Справедливости ради следует отметить, что реальная практика свидетельствует об ограниченности применения системного подхода. А. Пригожин, в частности, в своей работе «Методы развития организаций» выделяет ряд ограничений системности:

«1. Системность означает определенность. Но мир неопределенен. Неопределенность сущностно присутствует в реальности человеческих отношений, целей, информации, в ситуациях. Она не может быть преодолена до конца, а иногда принципиально доминирует над определенностью. Рыночная среда очень подвижна, неустойчива и лишь в какой-то мере моделируема, познаваема и поддается контролю. То же характерно и для поведения организаций, работников.

2. Системность означает непротиворечивость, но, скажем, ценностные ориентации в организации и даже у одного ее участника иногда противоречивы до несовместимости и никакой системы не образуют. Конечно, различные мотивации вносят некоторую системность в служебное поведение, но всегда только отчасти. Подобное мы нередко обнаруживаем и в совокупности управленческих решений, и даже в управленческих группах, командах.

3. Системность означает целостность, но, скажем, клиентская база оптовых, розничных фирм, банков и т. п. никакой целостности

Рис. 1. Исходные принципы управления инновационным развитием региона

не образует, поскольку она не всегда может быть интегрирована, и каждый клиент имеет несколько поставщиков и может бесконечно их менять. Нет целостности и у информационных потоков в организации. А не так ли обстоит дело и с ресурсами организации?

Разумеется, та или иная мера систематизации вводится в мир организации управлением или же складывается спонтанно. Речь о другом: за границами системности в организациях оказывается иная реальность, с которой исследователям и консультантам приходится иметь дело» [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И все же представление региона как условного целого и восприятие всего остального мира в качестве окружающей внешней среды позволит помочь решить многофакторную задачу принятия стратегических решений по развитию региона.

2) Стратегическое управление развитием региона - это еще одна важнейшая методологическая опора в определении путей и факторов социально-экономического развития.

При осуществлении в России трудной, во многом противоречивой, но в то же время необходимой радикальной реформы в социальной, политической и экономической жизни возникает масса сложных проблем. Одна из них - как предвидеть опасности и возможности и как выработать стратегию и социально-экономическую политику на региональном уровне? Очевидно, что действия региональных администраций и их руководителей уже не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены, все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям региональной политики, изменяющимся внешним условиям. Точно также и сама администрация региона должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Поэтому на передний план деятельности региональных администраций выдвигается относительно новый тип управления - стратегическое управление. Заметим, что стратегические неудачи многих российских регионов на современном этапе во многом обусловлены поверхностными знаниями их руководителей в области стратегического менеджмента и отсутствием опыта проведения страте-

гических изменений в социально-экономическом развитии регионов.

Термин «стратегическое управление» был введен в научный оборот в начале 1970-х гг. для обозначения различий между управлением текущими производственными процессами и управлением на высшем уровне, в центре внимания которого должно быть внешнее окружение объекта управления.

Патриарх стратегического управления И. Ансофф трактует такое управление как совокупность стратегического планирования, планирование возможностей руководства и управления процессом стратегических изменений [12, с. 77].

Таким образом, стратегическое управление регионом представляет собой систему действий соответствующих органов по предвидению изменений в экономической ситуации, поиску и реализации крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха, однако зачастую в условиях ограниченности ресурсов. В принципе - это циклический процесс, состоящий из процедур формулирования, внедрения и контроля.

Инновационное развитие регионов является объектом стратегического управления, которое должно осуществляться, как минимум, в трех плоскостях:

— социально-экономической, где рассматриваются закономерности развития соответствующих процессов - определение точек роста, формирование собственной дееспособной экономической базы и т.п.;

— организационной, в которой реализуется процесс непосредственной разработки стратегии региона;

— методологической, где формируется инструмент выработки нового знания о происходящих процессах.

3) Определение приоритетных направлений развития региона. Выбор тех звеньев экономики и видов деятельности в регионе, опережающее развитие которых способно повлиять на восстановление и рост многих других секторов хозяйства, в условиях ограниченных финансовых средств является важным условием оптимизации их использования и сроков решения поставленных задач. Такими приоритетами могут быть или разработка определенных ресурсов, или

применение высоких технологий, или увеличение производства и импортозамещение продуктов питания, или увеличение числа рабочих мест и т. п.

Подобный выбор непосредственно зависит от специфических условий депрессивного региона - природных, экономических, социальных и других. Реальный научнотехнологический и инновационный потенциалы с учетом потребительского спроса -главные критерии для такого выбора, которые должны стать опорой намечаемого курса действий и программных мероприятий.

4) Всесторонний учет специфики и особенностей региона. Реализация принципов системного подхода, когда речь идет о таких системах, как социально-экономическая система региона, требует тщательного и всестороннего учета всех факторов, воздействующих на поведение системы, всей информации, циркулирующей в системе и поступающей извне, а также учета таких свойств, как способность к самообучению на основе опыта, адаптивности к условиям меняющейся внешней среды, ее правовых, социальных, политических и иных характеристик.

Думается, нет особой необходимости доказывать то, что каждый регион глубоко специфичен, по-своему уникален как в экономическом отношении, так и в социальных, географических, природно-климатических,

демографических, экологических и других характеристиках. Без знания специфических особенностей конкретного депрессивного региона всякие попытки унифицированных реформ (будь то приватизация, промышленность, оборонно-промышленный комплекс, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство) обречены на неудачу. Об этом свидетельствуют многочисленные факты провалов и бездумное прямолинейное исполнение указаний из федерального центра.

5) Инновационность в развитии (переход на инновационный путь развития) -один из ключевых методологических принципов в социально-экономическом развитии региона.

При создании инновационной модели развития депрессивного региона необходимо исходить из представления об инновационной сфере как об одной из отраслей народного хозяйства страны (региона). Известно, что характерными признаками таких секторов

современной экономики, как промышленность, транспорт, сфера услуг, сельское хозяйство, являются: собственная ресурсносырьевая база или средства производства, специфический производственный процесс или способ производства, наличие комплекса хозяйственных структур и предприятий, специфический производственный результат (продукт, услуга и т. п.), наличие организационной и управленческой структур, внешние и внутренние экономические связи.

Всеми этими отличительными особенностями обладает, по нашему мнению, и сфера инновационной деятельности. Основным ресурсом, на котором она базируется, является интеллектуальный или научно-технический потенциал. В качестве специфического способа производства выступают НИОКР. Есть у инновационной сферы и свой комплекс производственных предприятий, который входит в состав ее инфраструктуры и состоит из отдельных конструкторских и исследовательских лабораторий и институтов, а также из таких специфических организаций, как инкубаторы, технологические и иные парки, технополисы и инновационные зоны (районы). Они представляют собой инновационно-активные объекты реального сектора экономики, своеобразные «точки роста», занимающиеся разработкой и освоением базовых нововведений и мультиплицирующие экономический рост инновационного типа ко всей экономической системе региона.

Сфера инновационной деятельности самым тесным образом связана со всеми другими отраслями экономики. Подобно транспорту или связи, инновационные процессы буквально пронизывают всю структуру народного хозяйства, являясь своего рода способом его существования и развития.

Основными компонентами сферы инновационной деятельности являются:

1) рынок создания новшеств и изобретений (этот компонент регионально «привязан» к городу, так как маловероятно создание инноваций в сельской местности);

2) рынок вложений капитала и инвестиций (также «привязан» к городам);

3) рынок научно-технического персонала (территории, близкие к крупным городам, научным центрам);

4) инновационная инфраструктура (в принципе, может быть создана везде);

5) рынок конкуренции инноваций (конкурировать могут только научные центры, города, «рождающие» инновации).

Таким образом, инновационная сфера представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, видов общественной деятельности, не принимающих прямое участие в создании материальных благ, но производящих потребительные стоимости особого рода, часто не имеющие вещественную субстанцию, но необходимые для функционирования и развития материального производства.

Условием функционирования инновационной сферы являются интеллектуальная собственность и собственность на продукт инновационной деятельности. В инновационной сфере формируется обособленная специализированная материально-техническая база, накапливаются специальные приемы и методы, соответствующие формам организации и управления инновационной деятельностью.

Функциональное назначение инновационной сферы в системе общественного разделения труда связано с выполнением ею функций по созданию и удовлетворению потребностей в новшествах материального производства и всего общества в целом. При этом основная часть потребительной стоимости продукции инновационной сферы имеет товарную форму, ее движение осуществляется посредством обмена. В то же время инновационная деятельность может реализоваться и в нематериальных формах богатства в виде достижений науки и техники, что соответствует второй из двух форм накопления.

Развитие инновационной сферы позволяет сократить время освоения производством научной продукции, быстрее вернуть авансированный капитал и вновь направить его на расширенное воспроизводство.

Таким образом, инновационная сфера -это система взаимодействия инноваторов (инновационных предпринимателей), инвесторов, товаропроизводителей, обеспечивающих выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции (услуг), и развитой инфраструктуры.

Необходимость инновационного пути развития сейчас все более воспринимается в российских регионах. В частности, в Тамбовской области в рамках Программы развития

научной, научно-технической и инновационной деятельности в 2004-2006 гг. предусмотрено создание региональной инновационной системы. Кроме того, в данном регионе России разработан и принят Закон «Об инновационной деятельности в Тамбовской области».

6) Инвестиционное обеспечение инноваций. Инновационность как способность региона (организации) вырабатывать новые варианты решения проблем развития требует соответствующего инвестиционного обеспечения, необходимого для реализации стратегически важных и значимых решений.

В последние годы в России особо остро стоит вопрос об инновационной направленности инвестиций. Она заключается не только в создании отечественных конкурентоспособных образцов техники и технологий, но и приобретении лучших образцов зарубежных аналогов. Создание основных фондов инновационного типа подразумевает также многократное сокращение сроков освоения и внедрения новой техники и технологии, расширение рынка подрядных работ, улучшение их региональной инфраструктуры и прочее.

Инновационная направленность использования инвестиций успешно реализуется лишь в том случае, если она сопровождается существенным снижением ставок налогов на те части прибыли, которые направляются на инновационную деятельность с одновременным повышением налогов на прибыль, получаемую от торговых и посреднических операций. Не менее важным считается и обеспечение косвенного государственного влияния на децентрализованные источники финансирования через налоги и налоговые льготы, а также регулирование минимального процента за кредит. Однако наиболее важным моментом активизации инновационной направленности инвестиционных ресурсов следует считать осуществление перехода к конкурсному финансированию, преимущественно банковскому кредитованию, привлечению частного капитала и свободных средств юридических и физических лиц.

Инвестиционная активность в большинстве российских регионов в значительной степени определяется изначальной дифференциацией уровней их социально-экономического развития и обеспеченности факторами производства, заметными различиями в производственной специализации и т. д.

В результате проведения глубоких структурных реформ инвестиционная сфера многих российских регионов, в особенности депрессивных, оказалась в крайне критическом состоянии, характеризуемом рядом негативных тенденций: сокращением реальных объемов инвестиций в производственный сектор; деградацией производственного потенциала; низким уровнем внешних инвестиций вследствие высоких рисков и неблагоприятного инвестиционного климата; оттоком инвестиций из инновационных секторов экономики и общим снижением инновационного потенциала; высоким уровнем социальной напряженности.

Таким образом, активизация инвестиционной деятельности на основе использования специфических подходов к формированию инновационно-инвестиционной политики

депрессивного региона и поиска путей наращивания в зонах депрессивности производственного и инновационного потенциалов представляется важнейшим методологическим элементом в обеспечении перехода на инновационный тип развития.

7) Разработка концепции управления человеческими ресурсами региона - важнейшая методологическая основа эффективного социально-экономического развития депрессивного региона.

Происходящие сегодня в экономике России радикальные перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов, его определяющих.

Изменение внешней среды предприятия, экономических условий бизнеса (ужесточение конкуренции, трудности с продвижением товаров на рынке, жесткие требования к качеству продукции и др.) сегодня вызывают необходимость усиления внимания к более рациональному использованию человеческих ресурсов, увеличению инвестиций в подготовку, развитие и оптимальное использование их кадрового потенциала.

Об этом убедительно свидетельствует зарубежный опыт управления, показывающий, что роль и значение человеческого капитала в ходе развития общественного производства неизбежно повышаются. В современных условиях он превратился в решающий фактор устойчивого экономического

развития. Доля невещественного капитала в структуре совокупного производительного капитала в развитых странах возросла с 21% в 1913 г. до 38% в 1950 г. и 52% в 1990 г. [15] Специалисты Всемирного банка, используя информацию из 192 стран мира, провели экспериментальные исследования по оценке накопленного в мире «человеческого, природного и физического» капитала. Из них, по состоянию на 1994 г., следует, что «физический капитал» составляет всего лишь 16% общего объема богатства в мире, «природный капитал» - 20%, а «человеческий капитал» - 64% [16].

Поэтому сегодня экономический успех предприятий зависит не столько от природных ресурсов, сырья и качества технологий, сколько от «прибавочной стоимости», созданной благодаря творчеству всех работников предприятия, высокоразвитой и высококультурной рабочей силе [17]. Человек, являющийся носителем способностей к производительному и творческому труду, становится мощным фактором производства, непосредственным его участником. Его роль в производстве никогда нельзя понять вне определенной системы общественных отношений. В обществе, как и в производстве, все исходит от человека и все сводится к нему. С позиции производства человек не только его субъект, но и его конечная цель.

Таким образом, человеческий капитал является необходимым самостоятельным ресурсом, собственно, фундаментом роста ВВП (ВРП). Отличие этого ресурса от природных ресурсов и обычного капитала состоит еще и в том, что требуются постоянные повышенные инвестиции в него и необходим значительный временной лаг в отдаче этих инвестиционных вложений.

Необходимость вложений в человеческий капитал, как наиболее эффективных по сравнению с другими направлениями, в отечественной литературе не оспаривается. В последние годы даже не прослеживается «идеологическая» критика основных положений этой теории, но практика их явно игнорирует.

8) Органическое сочетание государственного регулирования и рыночных инструментов в достижении стратегических целей социально-экономического развития региона. Государственные органы инициируют и разрабатывают стратегию разви-

тия региона и с помощью экономических методов привлекают весь имеющийся ресурсный, производственный и трудовой потенциал для ее реализации. Направления и степень вмешательства государства в экономические процессы региона определяются, как необходимостью установить стабильные «правила игры», так и глубиной преобразований, специфическими особенностями региона. Содействуя эффективному внедрению механизмов (финансово-кредитной системы, конкуренции, рынка ценных бумаг, стабилизации денежного обращения, гибкому использованию преимуществ тех или иных форм собственности и т. п.), государство создает условия для повышения деловой активности и предпринимательства.

Применительно к проблемам развития регионов в качестве объектов государственного регулирования выступают стратегические проблемы территориального развития: освоение новых промышленных районов, богатых природными ресурсами; подъем экономики депрессивных регионов и т. д.

Необходимо учесть, что объективно существуют разные условия для долгосрочного вложения капитала в промышленность тех или иных регионов. Для разных регионов характерны неодинаковые показатели эффективности и степени риска капитальных вложений, что, в свою очередь, зависит от а) геополитического положения региона и его природоресурсного потенциала; б) производственного и финансового потенциала региона и состояния региональных товарных рынков;

в) уровня развития рыночной инфраструктуры; г) налоговой политики; д) внеэкономических рисков.

При этом необходимо учитывать ряд логических представлений, в частности: необходимость постепенного эволюционного (поэтапного) структурного преобразования региональной экономики; наличие чрезвычайно тесной взаимосвязанности составляющих воспроизводственного процесса в региональном хозяйстве; возможность альтернативных вариантов развития; объективную непознаваемость с ходу и до конца всех качеств новых явлений и процессов; дифференцированную, локальную апробацию новых механизмов и инструментов.

9) Четкое распределение функций и полномочий между федеральными и ре-

гиональными органами управления. Решающим условием как разработки концепции, так и претворения в жизнь ее целевых установок является четкое и долговременное закрепление за федерацией и регионом системы функций, полномочий и ответственности. Это касается разграничения объектов государственной собственности на федеральном, региональном уровнях (субъектов Федерации) и муниципальном уровнях; сфер финансирования, налоговых и иных поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Наряду с этим важно постоянно учитывать специфические условия и особенности регионов с тем, чтобы выбирать адекватные формы и определять темпы необходимых преобразований. Целесообразно использовать гибкие формы делегирования полномочий, исходя из того, что регионы могут получать функции и полномочия в управлении объектами федеральной собственности, а также быть наделены (по согласованию) теми функциями и полномочиями, которые будут соответствовать потребностям и возможностям регионов.

10) Использование программного метода реализации разработанных концепций развития региона. Разрабатываемые на основе концепции целевые программы позволяют довести до конкретных мер, объемов и сроков реализацию курса действий в тех или иных областях деятельности. Разработка и реализация программ должны подкрепляться соответствующей региональной инвестиционной политикой, нацеленной на структурные преобразования, выход из кризисной ситуации и обеспечение устойчивого экономического роста.

Мы считаем, что именно на основе таких методологических элементов и приемов должна выстраиваться политика социальноэкономического развития в субъектах Российской Федерации, которая, в конечном счете, позволит получить позитивные результаты в контексте решения стратегической задачи - удвоение ВВП России к 2010 г.

1. Колосовский Н.Е. Теория экономического районирования. М., 1968. С. 15.

2. См. Гаврилов А.И. Региональная экономика. М., 2002. С. 12.

3. Словарь иностранных слов. М., 1980. С. 431.

4. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., 1978. С. 22-23.

5. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. Л., 1977. С. 9.

6. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск, 1991. С. 17.

7. Романова Л.А. Экономика региона: Самостоятельность и государственное регулирование. Пермь, 1994.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1996.

9. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведе-ние. М., 2000. С. 133.

10. См. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000. С. 83-84.

11. Погодина Т.В. Рыночное и государственное регулирование экономики региона. Чебоксары, 2000. С. 15-16.

12. Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертако-ва Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. Э.Н. Кузьбожева. М., 2005. С. 55-56.

13. Романова Л.А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 1994. С. 9-10.

14. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М., 2003. С. 394.

15. Динкевич А. // Экономист. 2001. № 11. С. 71-81.

16. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 1999. С. 220.

17. Бушмарин И. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М., 1998.

Поступила в редакцию 27.01.2006 г.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

(ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)

В.В. Худеева

Khudeeva V.V. Peculiarities of the social-economical development of a region (exemplified by the Tambov region). The paper presents a general approach to the formation of a strategy of the social-economical development of a region. Its specific features are revealed. The possibilities for competition and priorities of its development are analyzed.

Национальные интересы Российской Федерации и отдельного субъекта Федерации требуют разработки его рациональной стратегии социально-экономического развития, поиска эффективного пути реализации выработанной стратегии. Динамичное развитие Тамбовской области в условиях открытой экономики невозможно без определения ее роли в национальной экономике, конкурентных преимуществ и вытекающей из них системы приоритетов, а также обеспечения согласованности действий всех субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Именно поэтому органы государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации, муниципалитеты крупных российских городов вводят в практику элементы стратегического управления.

В основу разработки стратегического плана развития Тамбовской области легло ежегодное сообщение главы администрации области «О положении в области и основных

направлениях ее социально-экономического развития». Развивая это сообщение, план определяет генеральную цель социальноэкономического развития Тамбовской области - превращение области в динамично развивающийся, инновационно-активный, конкурентоспособный, комфортный для проживания, экологически благополучный регион, нацеленный на высокое качество жизни. Документ формулирует стратегические направления развития области на период 10 лет, цели - на период 5 лет, конкретные действия по их реализации - на период 3-5 лет, определяет механизмы контроля за этим процессом со стороны органов власти, представителей бизнеса и всех жителей области.

Стратегическое планирование социально-экономического развития Тамбовской области в современных условиях отвечает потребностям и тенденциям новых объективных процессов, и будет способствовать ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.