Научная статья на тему 'Регион и методы воздействия на формирование и использование ресурсов'

Регион и методы воздействия на формирование и использование ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПАРАДИГМЫ РЕГИОНА / ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА РЕСУРСОВ РЕГИОНА / REGION / PARADIGMS OF REGION / FORMATION AND UTILIZATION OF REGIONAL ECONOMIC RESOURCES / ECONOMY POTENTIAL / ASSESSMENT OF REGIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пулодова Хуршеда Шарифджоновна

Институциональная теория, которая получает все более широкое распространение, предполагает непрерывную адаптацию потенциала экономических ресурсов отдельных регионов к целям и задачам последней, посредством гармонического изменения организационной структуры региональной экономики. В работе сделана попытка приведения институциональных основ региональной экономики в соответствие с ресурсным потенциалом, в частности экономическими её составляющими. Попытка осуществлялась посредством адаптации понятия «регион» к условиям хозяйствования в среде функционирования переходной экономики. Переходная экономика как специфическая форма производственных отношений, предъявляет особые требования к процессу ресурсного обеспечения функционирования народнохозяйственного комплекса, что отражается на уровне обеспечения накопленной экономии ресурсами. В работе затронуты вопросы не только формирования ресурсных составляющих, но и их эффективного использования в разных условиях налогово-кредитной политике, формировании государственных заказов на продукцию предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGION AND METHODS OF AFFECTION EXERTED OVER FORMATION AND UTILIZATION OF RESOURCES

The institutional theory gaining enhancing dissemination presupposes incessant adaption of a potential of economic resources in separate regions to the latter's objectives and goals by virtue of harmonius change of an organizational structure in regard to regional economy. The work should be looked upon as an endeavour of bringing the institutional foundations of regional economy in conformity with a resources potential, in particular, with its economy constituents. The endeavour in question was carried into effect through an adaptation of the notion of “region” to the conditions beset with running an economy holding in the environment of the transitional economic period. Transitional economy as a specific form of the relations in the sphere of production lays special claims to the process of procurement related to resources aimed at the functioning of the entire national-economic structure that reflects in the standard of economy provided it is supplied with resources. The work touches upon not only the issues of formation concerned with resources constituents, but upon their effective utilization under diverse conditions either E.g. : tax-credit policy, formation of state orders for enterprise production.

Текст научной работы на тему «Регион и методы воздействия на формирование и использование ресурсов»

Пулодова Хуршеда Шарифджоновна,

соискатель кафедры менеджмента и предпринимательстваХГУ им.акад. Б.Гафурова

РЕГИОН И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ

Рассмотрение вопроса обеспечения эффективного управления процессами формирования и использования региональных экономических ресурсов как основы развития территории, требует адаптации понятия «регион как объект управления» к современным условиям. По мнению И.Н. Воронина, регион как базовый социально-экономический институт выступает в качестве центрального звена, которое связывает разные субъекты экономических отношений в рамках определенной территории.

В условиях перехода к рыночным отношениям регион как объект управления приобретает особое значение. Что касается региона, как субъекта экономических отношений, то он изучен во многих работах отечественных и зарубежных авторов.1

Зарубежные регионаловеды под регионом понимают «целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами, применим к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являются специфическими и служат основанием для того, чтобы выделить эти территории».2

Данное определение выражает характерные черты региона - однородность и специфику. Более полное определение понятия региона, как представляется, дается в принятой Декларации о регионализме в Европе, где отмечается, что «регион представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет

1 Воронина И.Н. Провинциальная культура как исследовательская проблема // Регионология. -Москва, -№ 2. -1993, С.46.

2 Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей.- Москва Прогресс, 2005, с. 517-519.

предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия своего представительства».1

В современной России и в ряде стран Содружества самым распространенным является определение региона как экономического объекта, обладающего двумя свойствами:

1. Регион представляет собой относительно самостоятельную экономическую подсистему со своим ресурсным и экономическим пространством.

2. Регион как субъект государства - это часть национальной экономики. Его функционирование связано с соучастием в формировании единого экономического пространства.

Для цели нашего исследования наибольший интерес представляет точка зрения академика А.Г. Гранберга. Развивая экономическую теорию в области регионоведения, он отмечает, что регион теперь исследуется как многофункциональная и многоаспектная система.2

В настоящее время наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона:

— регион как квазигосударство - относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики, т.к. регион аккумулирует всё больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру»;

— регион как квазикорпорация - крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. Они становятся участниками конкурентной борьбы, обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития;

— регион как рынок, имеющий определенный ареал - значительное внимание уделяется преодолению «провалов» рынка, развитию нерыночной сферы;

— регион как социум - на первый план выходит воспроизводство соци-

3

альной жизни.

Исходя из вышесказанного, под регионом следует понимать многосложную систему, которая, обладает ресурсным потенциалом для саморазвития, включающим совокупность природных, сырьевых, материально-технических, научно-технических, трудовых, производственных, инфраструктурных, логических и информационных ресурсов, находящихся на территории региона и т.д.

1 Серебрякова С.В. Моделирование региональной структуры современного российского общества. // Регионология. -Москва, -№ 4, -2008, стр.112-117.

2 Гранберг А.Г. Стратегия макрорегионов России. Методические подходы, приоритеты и пути реализации. -Москва: Наука, 2004, стр. 88.

3 Региональная экономика. -Москва, - №7. -2008, стр. 83-84.

В условиях ограниченности ресурсов или недостаточности их освоения резко возрастает значение эффективного управления экономическими ресурсами региона. Но здесь надо иметь в виду, что система формирования и использования потенциала экономических ресурсов, как и любая система, может свободно обмениваться энергией с окружающей средой. Ресурсы региона могут использоваться как на месте, так и могут быть вывезены за его пределы, если они конкурентоспособны. На современном этапе, как показывает эволюция теории регионов, повышается роль «нематериальных» факторов экономического развития.

В мировой практике причины дифференциации и специализации регионов выявлены на основе классической теории сравнительных и абсолютных преимуществ А. Смита, а также неоклассических учений о конкурентных преимуществах М. Портера и новой теории пространственной конкуренции Хотеллинга.

Подходы к дифференциации регионов определяют на основе дифференциации или отличительных конкурентных преимуществ территории. В конечном счете, дифференциация регионов Республики Таджикистан выражается в показателях ВРП на душу населения, которая косвенно показывает уровень развития производительных сил.

Среди главных причин следует выделить рыночную конкуренцию, разделяющую регионы по их конкурентным преимуществам, так как они имели разную структуру экономики, менталитет населения и хозяйствующих субъектов, что предопределило неодинаковую степень адаптации к рынку.

Ряд исследователей говорит о значительном ослаблении регулирующей роли государства в региональном развитии. В частности, это выразилось в сокращении государственных инвестиций, направляемых в региональную экономику, отмене ряда региональных форм социальной и экономической поддержки населения и хозяйствующих субъектов. Сказался также субъективный подход к развитию отдельных регионов, приведший к фактическому неравенству различных регионов по отношению к центру.

В этих условиях основной акцент необходимо сделать на межрегиональное сотрудничество как на одно из наиболее перспективных направлений государственной политики, создающее условия для наиболее полного использования производственных, трудовых и инфраструктурных ресурсов региона.

На формирование использования региональных экономических ресурсов как объекта управления, помимо субъектов хозяйствования, оказывает влияние государство. Необходимость вмешательства государства в этот процесс связана с решением вопросов рационального использования потенциала экономических ресурсов регионов и предотвращения

хищнического их освоения. Для этого на современном этапе перехода к рыночным отношениям широко используют финансово-кредитные, налоговые, нормативно-правовые, административные инструменты. Среди них следует особо выделить финансово-кредитные меры воздействия, предполагающие активное использование бюджетного и денежнокредитного механизмов.

В процессе освоения и использования отдельных компонентов природно-ресурсного потенциала очевидна необходимость предоставления финансовой помощи субъектам хозяйствования из государственного бюджета. Например, освоение и добыча каменного угля Фан-Ягнобского месторождения с запасами более 800 млн. т угля, требует государственных вложений или привлечения иностранных инвестиций.1

Другим важным инструментом государственного регулирования является ставка рефинансирования и нормы обязательных резервных требований. Стоимость кредитных ресурсов и возможность доступа к ним - одно из условий повышения деловой активности населения в стране. Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам имеет целью стимулировать экономическую инициативу, ибо предполагает частичное погашение государством процентных выплат. Данный метод «целесообразно применять при реализации некапиталоёмких приоритетных проектов со сроком окупаемости не более 5 лет. Обязательное условие применения данной формы господдержки - глубокая проработка плана маркетинга и наличие гарантий сбыта производимой продукции». 2

При формировании и использовании потенциальных экономических ресурсов применяются также налоговые методы. При их использовании нужно акцентировать внимание на стимулирующий характер воздействия на формирование и развитие экономического потенциала региона.

Так, в целях стимулирования и активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, государство ограничивает число взимаемых налогов, а также вводит льготы в виде изъятий, скидок, отсрочек, рассрочек платежа, налоговой амнистии, налоговых каникул и другие меры. За последние годы в этих целях используются инвестиционные налоговые кредиты. Речь идет о постепенном уменьшении в течение оговоренного срока суммы налога с последующим возмещением государству выплачиваемых сумм налогов с процентами на них.

1 Мухаббатов Х.М. Ресурсы горного Таджикистана. - М.: Граница, 2000, с. 45.

2 Марголин А., Хутыз 3. О мерах государственной поддержки регионального развития. //Экономист. -Москва. -№12. -2004,.с. 64-71.

Налоговая политика, проводимая в Республике Таджикистан и в некоторых постсоветских странах, например в России в последние годы, характеризуется наличием в них стимулирующих элементов, а также постепенным снижением налогового бремени в отношении субъектов хозяйствования, которые занимаются освоением потенциала экономических ресурсов. Тем не менее, налоговый гнет в странах Содружества все еще остается достаточно ощутимым, и ситуация, складывающаяся в национальных экономиках, требует дальнейшего снижения его уровня.

В мировой практике для стимулирования формирования и развития природно-ресурсного потенциала применяются специальные налоговые режимы в отношении некоторых отраслей и субъектов хозяйствования. Прежде всего это связано с освобождением субъектов налогообложения от ряда налогов, взамен выплаты единого налога на основе упрощенной системы налогообложения.

Реформирование системы налогообложения Республики Таджикистан и разработка нового Налогового кодекса Республики Таджикистан, безусловно, сыграют положительную роль в развитии экономики, и особенно малого бизнеса в стране.

Вместе с тем, на реальный сектор экономики оказывает негативное влияние, несовершенство действующих нормативно-правовых документов, определяющих правовое пространство ведения субъектами хозяйствования своей экономической деятельности. Формирование совокупности законов, указов, нормативно-правовых актов, действующих на данной территории, является прерогативой государственной власти в центре и на местах. Тем более что формирование и развитие экономического потенциала региона протекает в рамках действующего нормативно-правового пространства, и малейшие изменения в этой системе влияют на решения и результаты деятельности субъектов экономических отношений.

Помимо экономических методов воздействия государства на

формирование и развитие ресурсного потенциала, используются административные, связанные с проведением поощрительных мер по финансовому влиянию или изъятию дохода, а также по выдаче разрешений хозяйственным субъектам на ведение определенных видов деятельности, принуждение к соблюдению определенных условий и требований или введение некоторых ограничительных санкций.

В сфере формирования и использования потенциала экономических ресурсов особое значение имеет деятельность государства по составлению прогнозов и программ развития экономики регионов.

Среди административных методов воздействия государства на формирование и развитие экономического потенциала следует выделить:

- финансовую поддержку приоритетных инвестиционных проектов и программ регионального развития;

- размещение государственных заказов на муниципальных предприятий;

- выдача патентов и лицензий региональным, хозяйствующим субъектам на ведение деятельности, а также определение квот на экспорт и импорт товаров.

Определенное значение имеет также антимонопольное регулирование деятельности предприятий, стандартизация и сертификация качества продукции и так далее.

Значимым инструментом регулирования процессов формирования и использования экономического потенциала, получившим широкое развитие в мировой практике, является государственный заказ. Именно в процессе его размещения определяются объемы и структура производства и степень задействования экономического потенциала. Однако в Республике

Таджикистан этот рычаг воздействия используется не в полной мере. Такое положение наблюдается и в некоторых других постсоветских странах. По мнению группы российских учёных, «России необходимы системные разработки по формированию и функционированию государственного заказа, важнейшего составного элемента рыночной инфраструктуры». 1

Основой, составляющей экономический потенциал общества, является природный потенциал. Он является общенародным достижением, и доходы, полученные от его использования, следует направлять на повышение

качества жизни населения. Центральное место в этой системе занимает

механизм рентного налогообложения, то есть изъятие части дохода предприятия в пользу государства и его аккумулирование в государственном бюджете для последующего перераспределения на общественные нужды.

Важно указать на необходимость активизации геологоразведочной деятельности частных компаний - недропользователей, а также государства. Выявление месторождений способно повлечь за собой строительство инфраструктуры и последующее развитие территории. Отсюда инвестирование в геологоразведку можно рассматривать, как один из методов ускорения процессов территориального развития.

Анализ практики выдачи лицензии на разработку и добычи минеральносырьевых ресурсов в постсоветских странах указывает на имеющиеся

изъяны в системе. Многие специалисты в этой области указывают на необходимость совершенствования механизмов лицензирования. В частности, В.Н. Бавлов отмечает необходимость и целесообразность перехода от лицензирования отдельных объектов к лицензированию отдельных

1 Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., И.М. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста. -Москва: Наука, 2003,с.79.

промышленно-сырьевых узлов и геолого-экономических районов, включающих месторождения различных полезных ископаемых. По его мнению, это повысит рентабельность освоения и комплексность их вовлечения в хозяйственный оборот.1

Рост потребностей общества в продукции переработки обрабатывающих производств требует ускорения темпов разработки полезных ископаемых, особенно нефти и газа, на территории Республики Таджикистан, чтобы решить в достаточной степени проблемы энергоснабжения производства, которые в настоящий момент являются главным фактором повышения себестоимости продукции и услуг, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность и, как следствие, на степень их функционирования. Интенсивная разработка газовых месторождений и организация переработки нефти-сырца создают предпосылки снижения зависимости производительных сил от импорта энергоносителей, и, в конечном счете, эффективного использования ресурсов регионе.

Список литературы:

1. Бавлов В.Н. Роль и место минерально-сырьевого комплекса в социальноэкономическом развитии регионов России по недропользованию. // Экономика региона. -Москва. -№1. -2007.

2. Воронина И.Н. Провинциальная культура как исследовательская проблема // Ре-гионология. -Москва. -№ 2. -1993.

3. Гранберг А.Г. Стратегия макрорегионов России. Методические подходы, приоритеты и пути реализации. - М. : Наука, 2004. - 720с.

4. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей.-М. : Прогресс, 2005. - 672с.

5. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., И.М. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста. — М. : Наука, 2003. - 209с.

6. Марголин А., Хутыз 3. О мерах государственной поддержки регионального развития. //Экономист. - Москва.- №12. -2004.- с.64-71.

7. Мухаббатов Х.М. Ресурсы горного Таджикистана. - М., 2000.- 335с.

8. Региональная экономика. -Москва, - №7, 2008. - С. 83-84.

9. Серебрякова С.В. Моделирование региональной структуры современного российского общества // Регионология. -Москва. -№ 4. -2008.- С.112-117.

1 Бавлов В.Н. Роль и место минерально-сырьевого комплекса в социально-экономическом развитии регионов России по недропользованию. // Экономика региона. -М., -№1. 2007, с.97

Х. Ш. Пулодова

Регион и методы воздействия на формирование и использование ресурсов

Ключевые слова: регион, парадигмы региона, формирование и использование региональных экономических ресурсов, экономический потенциал, оценка ресурсов региона.

Институциональная теория, которая получает все более широкое распространение, предполагает непрерывную адаптацию потенциала экономических ресурсов отдельных регионов к целям и задачам последней, посредством гармонического изменения организационной структуры региональной экономики.

В работе сделана попытка приведения институциональных основ региональной экономики в соответствие с ресурсным потенциалом, в частности экономическими её составляющими.

Попытка осуществлялась посредством адаптации понятия «регион» к условиям хозяйствования в среде функционирования переходной экономики. Переходная экономика как специфическая форма производственных отношений, предъявляет особые требования к процессу ресурсного обеспечения функционирования народнохозяйственного комплекса, что отражается на уровне обеспечения накопленной экономии ресурсами. В работе затронуты вопросы не только формирования ресурсных составляющих, но и их эффективного использования в разных условиях - налогово-кредитной политике, формировании государственных заказов на продукцию предприятий.

Kh. Sh. Pulodova

The Region and Methods of Affection Exerted over Formation and Utilization of

Resources

Key words: region, paradigms of region, formation and utilization of regional economic resources, economy potential, assessment of regional resources

The institutional theory gaining enhancing dissemination presupposes incessant adaption of a potential of economic resources in separate regions to the latter's objectives and goals by virtue of harmonius change of an organizational structure in regard to regional economy.

The work should be looked upon as an endeavour of bringing the institutional foundations of regional economy in conformity with a resources potential, in particular, with its economy constituents.

The endeavour in question was carried into effect through an adaptation of the notion of “region” to the conditions beset with running an economy holding in the environment of the transitional economic period. Transitional economy as a specific form of the relations in the sphere of production lays special claims to the process of procurement related to resources aimed at the functioning of the entire national-economic structure that reflects in the standard of economy provided it is supplied with resources. The work touches upon not only the issues of formation concerned with resources constituents, but upon their effective utilization under diverse conditions either E.g. : tax-credit policy, formation of state orders for enterprise production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.