УДК 332 ББК 65.-53
Шарипова Шифоат Мукимовна,
ассистент кафедры менеджмента ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Шарипова Шифоат Мукцмовна,
ассистенти кафедраи менецменти ДД^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Sharipova Shifoat Mukimovna,
assistant of the department of management under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: муниципальное образование-джамоат, местные ресурсы, теория ресурсов, классификация видов ресурсов, использование местных ресурсов, топливно-энергетические ресурсы
Рассмотрены теоретические проблемы определения местных ресурсов муниципального образования как основы развития региона. Выявлена сущность теории ресурсов и местных ресурсов муниципального образования. Сделана попытка обосновать основные предпосылки формирования и дальнейшего использования местных ресурсов муниципального образования. Особое внимание уделено региональной трактовке понятия «местные ресурсы». Эмпирически представлена классификация видов ресурсов и даны их характеристики, а также рассмотрены ресурсы джамоатов, на основе которых можно проанализировать их социально-экономическое развитие. Приводятся мнения учёных, занимающихся вопросами использования местных ресурсов региона. Обосновывается важность роли местных ресурсов в восстановлении и развитии муниципальных образований (джамоатов) Республики Таджикистан, в частности муниципальных образований (джамоатов) Согдийской области.
Калидвожахо: ташкилоти мунитсипалй-цамоат, захиращи мащллй, назарияи захира-хо, таснифи намудхои захирахо, истифодаи захиращи мащллии ташкилоти мунитсипалй, захиращи энергетикй-сузишворй
Дар мацола масоили назариявии захиращи мащллии ташкилащи мунитсипали, щмчун асоси таращиёти минтаца баррасй шудааст. Мощяти назарияи захиращ ва захиращи мащллии ташкилахои мунитсипали. кушода дода шудааст. Дищати махсус ба тафсири мафцуми «захиращи мащллй» дода шудааст.
К ВОПРОСУ О МЕСТНЫХ РЕСУРСАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА
РОЦЕЪ БА МАСЪАЛАИ ЗАХИРАХОИ МАХАЛЛИИ ТАШКИЛАХОИ МУНИСИПАЛИИ МИНТАКА
TO THE ISSUE OF LOCAL RESOURCES OF MUNICIPAL FORMATIONS OF THE REGION
Таснифи намуд%ои захира%о ва тавсифи ощо пешнщод гардидааст, %амчунин захира%ои цамоат^о, ки дар асоси ощо рушди ицтимоию щтисодии ин во%ид%ои маъмуриро та%циц кардан мумкин аст, мавриди барраси царор гирифтаанд.
Андешаи олимоне, ки масоили истфодаи захира%ои ма%аллии минтацаро тадциц мекунанд, оварда шудааст. А%амияти нацши захирауои мащллй дар барцарор намудани рушди институтуои цамъиятй ва цамоат^ои вилояти Сугд асоснок карда шудааст.
Key words: municipal formation called jamoat, local resources, theory of resources,
classification of resources types, utilization of local resources, fuel-power resources
The article dwells on the theoretical problems of determination in regard to local resources of municipal formation as a basis for region development. The author elicits the essence of the theory of resources and local resources of municipal formation. He makes an attempt to substantiate basic prerequisites of formation and further utilization of local resources of municipal formation. Special attention is paid to the regional treatment of the notion "local resources". The classification of the types of resources accompanied with the latters' characteristics is presented empirically; the resources of jamoats on whose basis their social-economic development can be analyzed being considered. The author adduces the opinions of the scientists dealing with the issues of utilization of local resources of the region. He substantiates the importance of the role of local resources in restoration and development of municipal formations (jamoats) in Tajikistan Republic, in particular, those ones of Sughd viloyat.
Сегодня полноценное экономическое развитие является одной из основных целей экономической политики Республики Таджикистан. При этом анализ динамики и направлений развития демонстрирует, что особое значение приобретает развитие на базе муниципалитетов. Ситуация складывается таким образом, что от того, как муниципальные образования смогут использовать собственные ресурсы, зависит и то, как будут развиваться регионы. Проблема соответствия и достаточности формируемых на местном уровне доходов, а также полномочий, возлагаемых на органы местного самоуправления, является сдерживающим фактором в определении местного самоуправления как самостоятельного уровня власти в Таджикистане. Основной целью создания и развития института местного самоуправления является необходимость максимального приближения органов власти к населению для компетентного и заинтересованного решения насущных проблем жителей муниципальных образований.
Из вышесказанного выявляется основная цель данного исследования - дать теоретическое определение местным ресурсам муниципального образования как основе регионального развития.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся ресурсов муниципального образования;
- проанализировать основные концепции, касающиеся местных ресурсов муниципального образования.
В течение 26 лет, прошедших после обретения республикой независимости, Таджикистан активно развивается во всех направлениях хозяйственной деятельности и за достаточно короткий промежуток времени сумел выйти на мировой рынок как
независимое государство. Этому способствует вступление Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию (ВТО).
На сегодняшний день экономическая политика Таджикистана направлена на повышение социально-экономической эффективности регионов путем совершенствования методов и способов использования имеющихся ресурсов. Особое внимание этим проблемам уделяет Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. В частности им было отмечено, что «надо уделять огромное внимание вопросам эффективного использования имеющихся ресурсов путём привлечения инвестиций в экономику и развития человеческого потенциала и другим факторам» и что «наша страна имеет огромные ресурсы и возможности для создания предприятий по добыче полезных ископаемых и их переработке в конечную продукцию, т.е. для превращения из аграрно-промышленной в индустриально-аграрную» [1, с. 3].
Авторы книги «Отраслевая структура экономики региона» отмечают, что главная задача рыночной экономики (прежде всего малой экономики) заключается в направлении пристального внимания на её региональное развитие исходя из наличия ресурсного потенциала [2, с. 64].
В условиях становления и развития рыночной экономики местные ресурсы играют важную роль в развитии любой системы государственного управления, в том числе в восстановлении и развитии муниципальных образований (джамоатов) Республики Таджикистан, в частности муниципальных образований (джамоатов) Согдийской области.
В Таджикистане, как и в ряде других постсоветских государств, процесс перехода от административно-командной экономики к рыночной проходил довольно болезненно. При этом не в полной мере учитывалось наличие и умение использовать местные ресурсы муниципальных образований (джамоатов) как одного из факторов переходной экономики.
Согдийская область находится в благоприятном положении по обеспеченности многими видами ресурсов. Она имеет большой потенциал для формирования и использования местных ресурсов с целью развития всех отраслей народного хозяйства. Однако сегодня уделяется недостаточно внимания проблемам всестороннего развития муниципальных образований (джамоатов). На наш взгляд, рассмотрение местных ресурсов муниципальных образований (джамоатов), особенно Согдийской области, имеет большое значение для достижения стратегических целей и сбалансированности развития региона, так как его функционирование основывается на эффективном использовании региональных факторов и их влиянии на развитие местных ресурсов муниципального образования.
При анализе эффективности местных ресурсов муниципального образования прежде всего следует рассмотреть содержание самого понятия «ресурсы». Для муниципальных образований Согдийской области использование ресурсно-экономического потенциала является особенно значимым вопросом, определяющим основные направления и этапы развития самого муниципального образования и формирующим основу для сохранения целостности и стабильности образования как элемента производительных сил. Следует также подчеркнуть, что направления развития муниципальных экономических систем определяются ресурсным потенциалом указанных образований.
В научной литературе понятию «ресурс» посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных учёных-экономистов. Однако, с учетом точки зрения автора, понятие «ресурс» в каждой отдельной работе трактуется по-разному. Некоторые учёные
рассматривают понятие «ресурс» в широком смысле, к их числу можно отнести И.Н. Фокина. Он отмечает, что слово «ресурс» появилось в русском языке как экономическое понятие и в широком значении оно подразумевает запасы, возможности, денежные средства, источники доходов. В узком значении ресурсы - это все то, что используется для производства товаров и услуг. Традиционно понятие "ресурс" связывается с понятием «природные ресурсы». Вместе с тем имеется основание сомневаться в правильности подобного толкования. В защиту этой позиции учеными приводятся следующие аргументы: во-первых, слово произошло от французского "ressource" (древнефранцузское "resourdre") - подниматься снова, вставать еще раз. Его корневой смысл (re - снова, sourdre - возникать, вырасти, взойти) - «возобновление». Во-вторых, понятие «ресурс» сопряжено и корреспондируется с понятием «экономические факторы», к которым относят труд, землю, капитал, предпринимательские способности [3, с. 309].
А.М. Прохорова предлагает понимать под ресурсами «источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях» [4, с. 341]. Здесь автор предлагает рассматривать ресурс как источник удовлетворения потребностей во всех благах, которые реализуются при экономических отношениях. Однако данная трактовка, на наш взгляд, недостаточна для определения ресурсов муниципального образования.
Вместе с тем, по мнению профессора Н.А. Сафронова, «ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ». Термин «ресурсы» произошёл от французского слова, обозначающего вспомогательные средства, денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов [5, с. 116].
Одна из особенностей ресурсов такова, что на каждом историческом этапе под воздействием многочисленных факторов они формируются и деформируются. В связи с этим следует уделить огромное внимание определению понятия «ресурсы», в частности «ресурсы муниципальных образований», предложенному, помимо указанных выше авторов, и другими учеными.
Согласно видению учёных В.П. Федько, А.У. Альбекова, А.И. Комарова, ресурсы муниципальных образований представляют собой совокупность природно-климатических, инфраструктурных, трудовых ресурсов, необходимых для функционирования муниципальной экономики [ 6, с.135].
По трактовке А.А. Назарова, ресурсы являются экономической силой и главным фактором развития предпринимательства в условиях рыночной экономики и носят ограниченный характер [7, с.54].
Х.Ш. Пулодова предлагает понимать ресурсы как совокупность компонентов на материальных носителях, которые необходимы для организации производства и жизнедеятельности сообщества людей, проживающих на этой территории. В более конкретном плане, по ее мнению, ресурсы - это земля, капитал, труд и другие товары-носители стандартного качества и полезности, а также компоненты производства, обеспечивающие социально-экономическое развитие территории [8, с.7].
При изучении ресурсов большое значение имеет рассмотрение их видов. В научной экономической литературе авторы по-разному подходят к классификации видов ресурсов (табл. 1).
Таблица 1. Классификация видов ресурсов и их характеристик, определенных
эмпирически
Классификация видов ресурсов муниципального образования Ученый, источник информации
Природные, трудовые, технологические, капитальные, экономическая интеграция Макконелл Л., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т 1.- М.: Республика, 1992.
Земля, капитал, труд, инвестиционные ресурсы, малое предпринимательство, капитал Грязнова М.А. Модификация экономики региона на основе оценки консолидации локальных ресурсов региона (на примере Кемеровской области)/ Грязнова Мария Александровна: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05.-Кемерово, 2012.- С. 13.
Население, природные богатства, материальное производство, научно-технический и образовательный потенциал и пр. Багомедов М.А. Влияние ресурсного потенциала на социальную сферу региона // Региональные проблемы преобразования экономики.- 2011.- №4.- С.248-254.- С.24.
Природные, человеческие, производственные, финансовые, предпринимательские Ковалев В.А. Содержание, сущность и состав ресурсного потенциала муниципального образования / В.А. Ковалев./ Источник: http://www.rusnauka.eom/SND/Economics/13kovalev%20v.a .doc.htm
Природные, производственные, человеческие, финансовые, инвестиционные Беломестнов В. Г., Шаралдаев Б. Б., Эрдынеева Н. Э. Управление развитием муниципальных образований на основе субрегиональной ресурсной интеграции: монография.— СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета управления и экономики, 2012. — 134 с.
Природные, производственные, трудовые, инновационные, инвестиционные, информационные, предпринимательские, внешнеэкономические Черепкова Т. Н. Оценка экономических ресурсов развития муниципального образования: : автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Черепкова Татьяна Николаевна. - Новосибирск, 2009.- С. 16.
Физический капитал, человеческий капитал, социальный капитал, рынки, финансовые ресурсы, управление Филиппова Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело, 2000. - 264 с.
Экономические (материальные, трудовые, финансовые) и природные (неисчерпаемые и Эрдынаева Н.И. Ресурсный потенциал развития муниципальных образований // Проблемы современной экономики.- N 4 (40).- 2011. УДК 330.15; ББК. Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017.ISSN
исчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые) 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 -электронная (онлайновая) версия. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3893
Трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства (капитал, материальные ресурсы и др.) и природные ресурсы Балашова С.П. Стратегическое управление ресурсным потенциалом муниципального образования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -№ 10 / том 72 / 2010. УДК: 338.
Природные (естественные) ресурсы; социально-демографические (человеческие) ресурсы; хозяйственно-экономические ресурсы; организационно-правовые ресурсы: институциональные ресурсы; предпринимательские способности; адаптационные ресурсы; временные ресурсы Пастухова Е.А. Управление системой ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования: автореферат / Пастухова Елена Александровна: 08.00.05 - Пермь, 2007.
Из данных, приведенных в таблице 1, следует, что в научной литературе нет единого мнения при определении понятия «виды ресурсов». Каждый из процитированных авторов предлагает разные виды ресурсов, но при этом необходимо подчеркнуть, что предложенные исследователями виды ресурсов отражают общее видение с точки зрения экономики. Однако при этом практически невозможно определить совокупность видов, которые бы наиболее полно и четко характеризовали сущность и содержание всех элементов экономики и экономических процессов.
Исходя из этого, наша задача в рамках данного исследования состоит в том, чтобы, несмотря на многочисленные варианты видов ресурсов, выделить и определить содержание тех из них, которые наиболее часто подвергаются описанию и анализу. В первую очередь представляют интерес те классификации ресурсов, которые выделяют их значение и влияние на муниципальные образования и имеют четкие разграничения по территории. В соответствии с данным условием и на основе приведенных выше классификаций выделим республиканские, региональные и местные ресурсы.
По мнению Ж.Д. Дармилова, к местным ресурсам муниципального образования относятся исходно привязанные к территории материальные и нематериальные факторы производства товаров и общественных благ и/или включенные в их состав «извне» через систему трансакций (бюджетно -налоговые и другие каналы) институционально и пространственно связанные ресурсы, участвующие в региональном воспроизводственном процессе (как относительно самостоятельной части макроэкономического цикла) [9, с.45].
И. В. Александрина предлагает свой вариант классификации ресурсов с той позиции, что муниципальное образование является субъектом институционального блока хозяйственного механизма, обеспечивающего рациональное использование местных
полезных ископаемых в аспекте стратегического развития региона. Такой подход позволит целенаправленно повышать экономическую безопасность, устойчивость и конкурентоспособность участников местного природно-ресурсного рынка [10, с.20].
М.А. Багомедов предлагает под ресурсами региона понимать систему взаимосвязанных элементов, дополняющих и замещающих друг друга. С ресурсной позиции к таким ресурсам можно отнести население, природные богатства, материальное производство, научно-технический и образовательный потенциал и др. [11, с.24].
Ю.В. Филиппова и Т.Т. Авдеева, классифицируя ресурсы по общим признакам, приходят к выводу, что ресурсы муниципального образования - это совокупность элементов (материальных и нематериальных), сочетание которых обеспечивает экономическое развитие муниципального образования [12, с.126].
Однако существуют и другие определения, более адаптированные к реальным условиям. Например, В. А. Ковалёв рассматривает ресурсный потенциал муниципального образования как возможности совокупного объёма имеющихся ресурсов (природных, человеческих, производственных, финансовых, предпринимательских), используемых для максимального удовлетворения потребностей местного населения, исходя из степени их доступности на данном этапе развития общества, отнесённых к муниципальной форме собственности, формирующихся под воздействием информационного, управленческого, экономического и научно-технического факторов развития [13].
Ведущий эксперт Центра социальных инноваций Е. Б. Веприкова считает, что местные ресурсы выполняют важную функцию для муниципальных образований и что для решения своих задач муниципальные образования могут использовать внутренние и внешние ресурсы. К внутренним ресурсам муниципального образования относятся возможности, существующие в самом муниципальном образовании: межмуниципальное сотрудничество, инвестиции, благотворительные средства, государственная поддержка. К внешним ресурсам относятся возможности, существующие вне муниципального образования, которые могут быть привлечены им для решения своих задач: ресурсы населения, правовой ресурс, экономический ресурс и организационный ресурс [14].
Е. А. Пастухова под ресурсами территории (муниципального образования) понимает комплекс материальных и нематериальных средств, источников, возможностей ее функционирования и развития. Эти ресурсы рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как ресурсы природной, социально-демографической, хозяйственно-экономической и институциональной подсистем конкретной территории. Во-вторых, как ресурсы, предназначенные для экономического, правового и административного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Ресурсы территории включают в себя ресурсы населения, экономических агентов, органов муниципального управления и органов местного самоуправления и существуют в различных формах и видах [15, с.180].
Опираясь на вышеизложенное, мы считаем, что местные ресурсы муниципального образования необходимо рассматривать как взаимосвязанные элементы экономических отношений, выделяя среди них, прежде всего, такие факторы производства, как земля, капитал, труд и предпринимательские способности, а также другие виды местных ресурсов муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции согласно Конституции и законодательству Республики Таджикистан.
Обобщая обзор и теоретический анализ основных концепций определения местных ресурсов муниципального образования, можно сделать вывод, что в мировой практике находят применение различные понятия, относящиеся к местным ресурсам муниципального образования. Разнообразие понятий и подходов прежде всего связано с различным уровнем развития социально-экономических процессов и позволяет выбрать наиболее подходящий и адекватный подход к конкретным условиям региональной экономики. Для социально-экономического развития джамоатов особый интерес представляет рассмотрение следующих местных ресурсов (Рис.1).
Местные ресурсы
Природные ресурсы:
(зехля и вода)
Материальные ресурсы:
• предприятия,
• производство на приусадебных участках
Трудовые ресурсы
(формирование и использование)
Финансовые ресурсы:
• местный бюджет.
• бюджет семей,
• средства для предоставлены я кредитов и ДР-
Топливно-
энергетические
ресурсы:
• электро-энергия,
• солнечная: ветровая:
• уголь:
• дрова:
• биотопливо.
биогаз
Рис 1.Классификация местных ресурсов
Сегодня в джамоатах живут относительно бедные слои населения, которым выгодно найти способы наиболее эффективного использования топливно-энергетических, человеческих, водных и земельных ресурсов.
В муниципальных образованиях - джамоатах - земельные ресурсы прежде были разделены на крупные владения - колхозные и относительно мелкие - дехканские. Такой подход, на наш взгляд, позволял эффективно использовать земельные, водные и трудовые ресурсы. Следует отметить, что существующие ресурсы являются главными локомотивами, движущей силой формирования и развития малых дехканских и фермерских хозяйств, а также эффективного использования приусадебных участков.
Топливно-энергетические ресурсы также являются основным источником формирования и развития местных ресурсов муниципального образования. Энергетическая безопасность муниципального образования подразумевает со-стояние защищенности джамоата (и махаллинских комитетов), его граждан и экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными
топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также защищенности от нарушений стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения. Именно в этой сфере проблема стоит наиболее остро, так как на сегодняшний день доступ к использованию электроэнергии в джамоатах Согдийской области составляет около 50%, а к альтернативным источникам энергии (ветровая, солнечная) доступ почти отсутствует, в результате чего они мало применяются. Основными источниками энергии на данный период в муниципальных образованиях - джамоатах являются уголь, дрова, биотопливо (в ограниченном виде) и биогаз.
В связи с этим на данном этапе нам представляется наиболее важным выделить из всех видов местных ресурсов именно энергетические с целью обеспечения энергетической безопасности джамоатов.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан // Согдийская правда. 26.04.2014. - №34. - С.2-6.
2. Назаров А.А., Дадобоев Б.А. Отраслевая структура экономики региона /А.А. Назаров, Б.А. Дадобоев - Худжанд: Меъроч. - 2014. - 264 с.
3. Фокин Н. И. Экономика: В начале было Слово [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dictionary- economics.ru/word.
4. Большой энциклопедический словарь. В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т.2. - 341 с.
5. Экономика предприятия: учеб. пособие / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юрист, 1998. - 584 с.
6. Федько В.П. Инфраструктура муниципального образования. Логистический аспект. / В.П. Федько., А.У., Альбеков, А.И. Комарова.— Ростов н/Д, 1999. — С. 135-136.
7. Назаров А.А. Теоретические основы бизнеса / А.А. Назаров// Вестник ТГУПБП. Серия гуманитарных наук. 2014. - №3 (55). - С.54-63.
8. Пулодова Х. Ш. Пути повышения эффективности механизма реализации экономических ресурсов региона. (На уровне органов местного самоуправления): автореферат дисс... канд. экон. наук / 08.00.05 . Худжанд, 2012.- С. 22.
9. Дармилова Ж.Д. Локальные ресурсы как феномен глобальной экономики/Ж.Д. Дармилова // Стратегии и проблемы региональной экономики: Научный вестник. Вып. VIII. - Ростов н/Д: Терра Принт, 2007.- С. 45.
10.Александрина И.В. Развитие муниципального хозяйства на основе рационального использования местной природно-ресурсной базы: автореф. дис. канд. экон. наук:08.00.05/ И.В. Александрина. — Волгоград, 2007.-20 с.
11. Багомедов М.А. Влияние ресурсного потенциала на социальную сферу региона // Региональные проблемы преобразования экономики.- 2011.- №4.- С.248-254.- С.24.
12. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства: учебное пособие/ Ю.В. Филиппов., Т.Т. Авдеева. - 2-изд., перераб.и доп.-М.: Логос, 2011.-276. -С.121-127.
13.Ковалев В.А. Содержание, сущность и состав ресурсного потенциала муниципального образования / В.А. Ковалев/ Источник: http://www.rusnauka.eom/SND/Economics/13kovalev%20v.a.doc.htm
14. Правовые основы местного самоуправления и правовые рамки деятельности органов местного самоуправления / Веприкова Е.Б, директор и ведущий эксперт
Дальневосточного центра социальных инноваций. - Хабаровск. http://www.myshared.ru/slide/641457/(dama обращения: 06.03.2017)
15. Пастухова Е.А. Управление финансовыми ресурсами муниципального образования: формирование и исполнение расходов бюджета городского округа «город Пермь» // Актуальные вопросы развития национальной экономики. - Пермь. - 2012. - № 3.- С. 174-189.
Reference Literature:
1. Tajikistan Republic President's Message to Majlisi Oli of Tajikistan Republic // Sogdiyskaya Pravda (The Truth of Sughd), 26.04.2014. #34. -PP. 2-6
2. Nazarov A.A., Dadoboyev B.A. Branch Structure of Region Economy//A.A. Nazarov, B.A.Dadoboyev.-Khujand; Ascension. - 2014.-264pp.
3. Fokin N.I. Economics: At the Inception there Was a Word (Electronic resource) - Regime of availability: http:// dictionary-economics.ru/word.
4. Big Encyclopaedic Dictionary. In 2 volumes // Editor-in-chief - A.M.Prokhorov. - M." Soviet Encyclopaedia. 1991. - V.2.-341pp.
5. Enterprise Economy: manual // Under the editorship of Professor N.A.Safronov.-M.: Jurist, 1998.-584pp.
6. Fedko V.P. Infrastructure of Municipal Formation. Logistic Aspect // V.P.Fedko, A. U.Albekov, A.I.Komarova -Rostov-on-the-Don, 1999.-pp 135-136
7. Nazarov A.A. Theoretical Grounds of Business // A.A. Nazarov // Bulletion of TSU LBP. Series of Humanitarian Sciences. 2014 - #3 (55). - PP.54-63.
8. Pulodova Kh.Sh The Ways of Elevation of the Effectiveness in Regard to the Mechanism of Realization of Economy Resources of the Region (on the Level of Local Self-Management Bodies): synopsis of candidate dissertation in economy//08.00.05. Khujand, 2012.-P.22.
9. Darmilova Zh.D. Local Resources as a Phenomenon of Global Economy // Zh.D. Darmilova// Strategies and Problems of Regional Economy: Scientific Bulletin. Issue VIII. - Rostov-on-the-Don: Terra Print, 2007. -p.45.
10. Alexandrina I. V.Development ofMunicipal Economy on the Ground ofRational Utilization of the Local Natural Resources Base: synopsis of candidate dissertation in economy: 08.00.05// I.V.Alexandrina.-Volgograd, 2007. -20 pp.
11. Bagomedov M.A. The Sway of Resources Potential over Social Sphere of the Region // Regional Problems of Economy Transformation. - 2011, #4. - pp. 24, 248-254
12. Filippov Yu. V. The Grounds of Local Economy Development: educational manual // Yu. V.Filippov, T.T.Avdeyeva. - the Td edition, revised and enlarged. - M.: Logos, 2011.-pp.121-127,276
13. Kovalyov V.A. Contents,Essence and Composition of Resource Potential of Municipal Formation // V.A.Kovalyov// Original http://www.rusnauka.com/SND/Economics/13kovalev%20v.a.doc.htm
14.Legal Grounds of Local Self-Management and Legal Frames of Self-Management Bodies Activity //Veprikova Ye.B., directoress and leading expert of Far Eastern centre of social innovations. Khabarovsk. Htpp://www.myshared.ru/slide/641457/Date of request: 06.03.2017.
15.Pastukhova Ye.A. Management with Financial Resources of Municipal Formation: Framing and Realization of Budget Expenditures Referring to the Urban Circuit "Perm-City"// Actual Issues of National Economy Development- Perm.-2012, -#3.-PP 174-189.