Научная статья на тему 'Формирование стратегии устойчивого развития города в регионе с преобладанием переработки углеводородного сырья (на примере Республики Татарстан)'

Формирование стратегии устойчивого развития города в регионе с преобладанием переработки углеводородного сырья (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА / ГОРОД КАК СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕСУРСОПОГЛАЩАЮЩАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE STRATEGY OF CITY SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENERGY SAVING TECHNOLOGY / CITY AS SOTSIO-EKOLOGO-ECONOMIC SYSTEM / STRATEGIC PLANNING / PETROCHEMICAL A COMPLEX / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / THE INNOVATIVE PRODUCTION TECHNOLOGIES WHICH ARE POWER SAVING UP TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрашева Л. Р., Идиатуллина А. М.

Рассмотрены теоретические и организационные основы формирования стратегии устойчивого развития муниципальных образований, показана международная активность в данном направлении. Предложен базовый набор установок и принципов при формировании стратегии устойчивого развития города в регионе с преобладанием переработки углеводородного сырья. Обоснована актуальность разработки муниципальной и региональной концепции устойчивого развития на примере Республики Татарстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибрашева Л. Р., Идиатуллина А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and organizational bases of formation of strategy of a sustainable development municipal are considered; the international activity in the given direction is shown. The base set of installations and principles at formation of strategy of a sustainable development of a city in region with prevalence, of processing of hydrocarbonic raw materiails. The urgency of working out of the municipal and regional concept of a sustainable development on the Republic Tatarstan example is proved.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии устойчивого развития города в регионе с преобладанием переработки углеводородного сырья (на примере Республики Татарстан)»

УДК 338.45:665

Л. Р. Ибрашева, А. М. Идиатуллина

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА В РЕГИОНЕ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Ключевые слова: стратегия устойчивого развития города, город как социо-эколого-экономическая система, стратегическое планирование, ресурсопоглащающая экономика, нефтегазохимический комплекс, научнотехнический потенциал, инновационные технологии производства, энергосберегающие технологии.

Рассмотрены теоретические и организационные основы формирования стратегии устойчивого развития муниципальных образований, показана международная активность в данном направлении. Предложен базовый набор установок и принципов при формировании стратегии устойчивого развития города в регионе с преобладанием переработки углеводородного сырья. Обоснована актуальность разработки муниципальной и региональной концепции устойчивого развития на примере Республики Татарстан.

Key words: the Strategy of City Sustainable Development, energy saving technology, city as sotsio-ekologo-economic system, strategic planning, petrochemical a complex, scientific and technical potential, the innovative production

technologies which are power saving up technologies.

Theoretical and organizational bases of formation of strategy of a sustainable development municipal are considered; the international activity in the given direction is shown. The base set of installations and principles at formation of strategy of a sustainable development of a city in region with prevalence, of processing of hydrocarbonic raw materiails. The urgency of working out of the municipal and regional concept of a sustainable development on the Republic Tatarstan example is proved.

Города как структурные элементы региональной системы, образующие сеть опорных мест развития и управляемости страны, являются «скрепами ее динамической устойчивости и целостности» [1]. Переход к устойчивому развитию современного российского общества допустим только тогда, когда будет обеспечено устойчивое функционирование всех его регионов и городов в целом.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) - процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идет об обеспечении качества жизни людей.

В настоящее время города, регионы и страны сталкиваются с риском необратимого разрушения природной среды. Зачастую процесс управления социально-экономической системой вступает в противоречие с её экологической составляющей. Последнее является причиной тех негативных тенденций, которые впоследствии сказываются на всем мировом сообществе. Действительно, процесс экстенсификации экономического роста не только противоречит законам природы, разрушая ее, но и подрывает ресурсную базу и, наконец, саму экономику. Следствием данного процесса становится глобальная экологическая катастрофа, ведущая к кризису системы человек - общество - природная среда и ставящая под угрозу существование всего человечества.

Осмысление данных негативных тенденций привело к поиску альтернативных траекторий общественного развития. Одной из особых парадигм, играющей в настоящее время значительную роль в решении проблем функционирования городов, стала глобальная общественно-экономическая концепция устойчивого развития, принятая ООН в 80-х годах прошлого века.

В начале ХХ столетия (1907г.) в своем обращении к Конгрессу США Теодор Рузвельт заявил: «Неразумное, расточительное истребление природных ресурсов, истощение земли

вместо увеличения ее плодородия с помощью рационального хозяйствования приведет к полной ее деградации и не даст экономического процветания нашим детям, которым мы обязаны по праву родителей передать землю плодородной и обработанной» [2]. Данное предположение нашло свое оправдание уже в конце ХХ века, когда мы столкнулись с глобальными проблемами - эколого-экономическим кризисом.

К первым исследованиям теории устойчивого развития можно отнести работы Дж. Форрестера «Мировая динамика», Д. Медоуза «Пределы роста», «За пределами роста» [3] и пр. Указанные работы и их результаты получили широкое распространение и применение в практике экономического анализа и прогнозных тенденций в развитых странах мира.

В 1987 году на 42 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в докладе «Наше общее будущее», подготовленном Всемирной Комиссией по окружающей среде и развитию (World Commission on environment and development), концепция устойчивого развития получила общественное одобрение.

В июне 1992 г. в Рио де Жанейро (Рио-92) на конференции ЮНСЕД, в рамках которой распространялись идеи устойчивого развития, были определены приоритеты сохранения динамического равновесия исторически сложившейся глобальной социоприродной среды. Именно здесь принципы устойчивого развития были рекомендованы и приняты многими странами в качестве руководства к реализации собственных проектов и программ.

Спустя десятилетия, в начале XXI века (2002г.), в Йоханнесбурге на саммите ООН подводились итоги национальной стратегии устойчивого развития, где было отмечено усиление негативных направлений процесса глобализации на общественное развитие (масштабное распространение терроризма, ухудшение техногенных процессов, обострение экологической ситуации, ресурсопоглащающая экономика и пр.). Но все это сводилось лишь к гуманитаризации проблемы, отнюдь не носящей фундаментального обоснования.

В последние несколько лет термин «устойчивое развитие» (sustainaibl development) не только получил широкое распространение, но и сложилось неоднозначное отношение к данному феномену. В результате предложено несколько десятков определений «устойчивого развития». Так, Л. Гуриева рассматривает концепцию «устойчивого развития», в рамках которой в процессе экономического роста удовлетворяются нужды сегодняшнего поколения, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды [4]. Р.И. Шниппер интерпретирует данную дефиницию как устойчивость национальной экономики, ее безопасности [5]. Следующие авторы связывают устойчивость с экологической составляющей, а также акцентируют свое внимание на повышении качества, уровня жизни и расширением гражданских свобод [6].

Подобное неоднозначное толкование «устойчивого развития» городов позволило исследователям выявить широкий спектр его проблем, к числу которых можно отнести экономические, ресурсные, демографические, эколого-экономические, культурологические и пр. (См.Рис1.) Вместе с тем авторов объединяет достаточно целостная система представлений. В целом категория «устойчивое развитие» рассматривается с двух точек зрения - узкой и широкой. По мнению В.А. Лося и А.Д. Урсула, «в узком смысле внимание акцентируется преимущественно на его экологической составляющей...». В широком смысле «устойчивое развитие» трактуется как процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, основанный на радикальных изменениях ее исторически сложившихся ориентиров во всех, в сущности, параметрах бытия (экономических, социальных, экологических и прочих)» [7].

По существу, «устойчивое развитие» опирается на идею того, что качество, уровень жизни людей и само общество находятся под прямым влиянием трех основных факторов: экономических, социальных, и экологических. Именно осознание совокупности взаимосвязи этой триады позволит разработать интегрированное комплексное решение в разработке стратегий развития городов.

В действительности переход к устойчивому развитию может осуществляться лишь при условии того, что в этом будет принимать участие все человечество. При этом

трансформируются глобальные задачи в региональные цели устойчивого развития и далее в отдельные направления для каждого отдельного города, личности и частного бизнеса.

Рис. 1 - Основное содержание термина «Устойчивое развитие города»

Тем не менее, влияние идеи устойчивого развития на общественное мнение многих стран, в том числе и стран ЕС, бесспорно. Последние достаточно активно работают в этом направлении, имея опыт, ресурсную базу и соответствующие наукоемкие технологии в рамках стратегии экологического развития. Так, некоторые из них приняли соответствующие нормативные документы (Стратегии сообщества для обращения с отходами, законы об охране окружающей среды) и приступили к реальным действиям, к числу которых можно отнести вывод промышленного производства из крупных городов; запрет на использование материалов, для которых доказана вредность их воздействия на окружающую среду; пресечение нелегального захоронения отходов с помощью жесткой системы контроля и пр.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Концепция устойчивого общественного развития, основные положения которой были приняты во всем мире, предполагает объединение усилий международного сообщества, государства, гражданских структур и бизнеса в целях гармоничного развития человечества и внешней среды его обитания, а также гармонизацию взаимоотношений внутри общества. Иными словами, в ее основе - партнерство всех сил и групп общества во имя устойчивого роста экономического благосостояния без ущерба для окружающей среды и будущих поколений.

Если говорить о России, то она долгое время была далека от этой проблемы. Это связано с периодом крушения Советского Союза, следствием чего был социальноэкономический и политический кризис в стране, который отодвинул данный вопрос в зону недосягаемости. Помешала и недостаточная информированность общественности о международном эксперименте. Действительно, российское общество, уставшее от бесконечных трудностей в экономической и социальных сферах, политической нестабильности, не в силах выделять экологические проблемы в ранг особо значимых. Однако на данное обстоятельство обращает свое внимание и руководство страны.

Феномен устойчивого развития не просто обсуждается российскими политиками и общественными деятелями, но и делаются попытки перехода к нему. Подтверждением тому является Указ Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 года утвердившего «Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию», где отмечается: «Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-92), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей» [8].

Спустя некоторое время, уже в XXI веке, Российская Федерация активизирует свое отношение и участие в реализации программ устойчивого развития. В стране разрабатываются и реализуются приоритетные национальные проекты, к числу которых можно отнести: национальный проект «Здоровье»; «Развитие АПК» принимается Экологическая,

Энергетическая доктрина, Экологический кодекс РФ, Стратегия национальной безопасности РФ; Долгосрочное развитие регионов России и пр.

Однако сегодня можно говорить только об отсутствии Концепции устойчивого развития в РФ как единой концептуальной основы управления страной в рамках принципов устойчивого развития.

Вместе с тем в настоящее время многие города России (особенно это касается городов -мегаполисов) перешли на стратегию устойчивого развития или стратегии своего развития. Первооткрывателем в этом направлении стал, как видно из таблицы 1, Санкт-Петербург, затем такие документы приняли Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Казань и пр.

Таблица 1 - Последовательность перехода крупных городов России к устойчивому развитию

Официальное название документа Численность Год принятия

Стратегический план Санкт-Петербурга 6.897.000 1997

Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска 1391,9 2004

Стратегический план развития г. Екатеринбурга 1315,1 2003

Концепция стратегического развития Омска до 2010года 1134,8 2002

Стратегия развития Казани до 2015 года 1116,0 2003

Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2010 года 1051,6 2004

Программа социально-экономического развития города Перми на среднесрочную перспективу (2004-2006 гг.) 990,2 2004

Самара 1139,0 2006

Нижний Новгород 1278,3

Как это ни прискорбно, но многие из приведенных выше документов имеют лишь документальное оформление проблем либо их реализация протекает очень медленно.

Еще в 1994 г. рядом европейских городов была принята «Хартия устойчивого развития европейских городов». В целом данный документ развивает идеи «Рио-92» в приложении к большим и малым городам. Программа раскрывает не только понятие и принципы устойчивого развития городов, их местную стратегию, но и определяет устойчивое развитие

230

как творческий процесс поиска баланса, происходящий на уровне города; позволяет направить городскую экономику на устойчивое развитие; на разумное планирование передвижения по городу и в целом позволяет выявить необходимые инструменты и механизмы управления городом в контексте устойчивого развития.

Как справедливо отмечает В. Лось, стратегия устойчивого развития предполагает выход на уровень нового типа развития общества, в процессе формирования которого радикально трансформируются важнейшие направления человеческой деятельности [9]. В экономике, должны быть преодолены стереотипы количественного подхода и распространена идеология качественного роста. В социальной сфере необходимо сочетание рыночных и государственных механизмов управления. Распространение инновационных научнотехнологических решений, присуще технологической сфере. В природоохранительной сфере должен преобладать принцип «коэволюции человека и природы». Характерной особенностью изменений в информационном поле деятельности является переход к технологиям «виртуализации».

Таким образом, стратегия устойчивого развития города - это формирование социо-эколого-экономической системы, которая обеспечивала бы удовлетворение материальных, энергетических, культурных потребностей населения, была бы сбалансированной по отношению к внутренним и внешним факторам воздействия, и наконец, сохранила бы свое динамическое равновесие для будущих поколений. И в то же время это некий стратегический документ по управлению целями и задачами города, способствующий увеличению позитивных составляющих его будущего развития, нейтрализующий при этом явные негативные противоречия и позволяющий экономно расходовать городское «богатство» (ресурсы) с достижением плановых показателей. Городские стратегии включают в себя определение миссии города, основные цели развития, ресурсы и пр. показатели. При всем этом можно выделить ряд моментов, которые требуют некоторой доработки и совершенствования.

Заметим, что при более детальном знакомстве со стратегическими планами крупных городов уже с момента определения стратегических целей можно говорить об их некотором сходстве. Например, главной стратегической целью развития города Казани является постоянное повышение качества жизни населения. А стратегическая цель развития города Екатеринбурга заключается в «обеспечении достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан». Основной целью разрабатываемого стратегического плана города Ростова-на-Дону является «обеспечение устойчивого сбалансированного развития городской социально-территориальной общности, роста качества и уровня жизни ростовчан на основе модернизации хозяйственной и поселенческой среды [11]. В целом, не смотря на родственность перечисленных стратегий, они направлены, прежде всего, на конечный положительный результат.

Так, по мнению О. Вендиной, «стратегии выявляют несколько общих подходов, превращающих эти отличающиеся по форме и аналитическому наполнению документы в концептуальных близнецов». При этом программная часть стратегий ориентирована на лечение патологий прошлого или последствий экономического спада, которые уже хорошо и давно осознанны властью и населением [10]. Речь идет о наболевших проблемах городов, которые и так должны решаться на должном уровне. Более того, стратегии развития города зачастую дублируют приоритеты государственной политики, изложенные в Президентском послании, позиционируют собственную стратегию развития общероссийской стратегии.

В целом программы стратегического развития городов мало напоминают программу реальных действий муниципального управления, особенно в кризисных условиях. Следует согласиться с мнением того же автора, что «за кадром» остаются многие ключевые проблемы, ставящие отнюдь не одни и те же задачи перед городами. [11] К их числу можно отнести переоценку привлекательности с точки зрения имиджевой политики, условий для роста и

поддержки мобильности населения, соотношение демографического и экономического развития, проблемы миграции населения и т.д.

Констатируя все выше перечисленное, можно выделить базовый набор установок и принципов при формировании стратегии устойчивого развития города:

- выявление основных характеристик муниципального образования, положительные и отрицательные стороны его развития, возможные угрозы, связанные с его внешней средой;

-определение конкурентоспособной позиции города в пространстве «рынка муниципалитетов» с целью формирования перспективы действий муниципального образования;

- опора на ценности и интересы населения города (людей, социальных групп, социальных общностей, организаций) с целью достижения гармонии и согласия между ними;

-учет состояния и будущих возможностей структуры управления городом, четкое следование выбранной стратегии;

-формирование стратегии с учетом экологического, ресурсного и экономического равновесия;

-создание эффективных технологий включения общественности в решение экологических проблем и стратегии устойчивого развития.

Немаловажную роль в этом процессе занимают принципы построения стратегии устойчивого развития города:

- человек занимает центральное место в формировании стратегии устойчивого развития и имеет право на здоровую и продуктивную жизнь в мире и согласии с законами природы;

-охрана окружающей среды - основная составляющая развития города; удовлетворение потребности в природно-экологической устойчивости не только для нынешних поколений, но и для будущих;

-сокращение разрыва в уровне и качестве жизни стран (искоренение нищеты и бедности);

-развитие науки, наукоемких технологий, способствующих выработке научнообоснованного стратегического плана развития города;

-четкое соблюдение системы технических норм в строительстве новых объектов; -использование новых энергосберегающих и альтернативных технологий при строительстве, реконструкции и модернизации зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры города; снижение отрицательного воздействия промышленного производства и использование энергии на здоровье населения;

-жилищная политика как социальный приоритет стратегии развития города (формирование инфраструктуры рынка жилья в качестве доступной системы реализации прав на жилище, обеспечение доступных цен на жилье, содействие благоустройству имеющегося жилищного фонда с помощью реконструкции и модернизации систем технического, инженерного оборудования города, качественного предоставлению услуг населению; совершенствование ипотечного кредитования и др.);

-экологизация общественного сознание, формирование экологической культуры населения с помощью системы образования, РЯ- технологий и средств массовой информации;

-совершенствование законодательной базы в рамках участия населения в разработке стратегии устойчивого развития;

-создание стимулирующих условий по эффективному и рациональному использованию природных ресурсов.

К основным факторам устойчивого развития отнесем:

1.Экологический фактор;

2. Экономический фактор;

3. Социальный фактор;

4.Содействие широкой информированности граждан, экологизации общественного сознания (эффективная работа данного фактора будет зависеть от первых трех).

В этой связи важно разработать не просто документальное сопровождение к концепции развития городов, а выделить ряд критериев, при наличии которых можно говорить об эффективности их развития. И это должен быть действующий механизм, систематизирующий долгосрочное развитие муниципальных образований (т.е. обязательный набор инструментов, который органы местного самоуправления должны реализовывать). Существенной является и проблема стимулирования муниципалитетов с целью выдвижения гипотез собственного развития, поиска инвестиций, которые можно было бы привлечь на территорию. Речь идет о комплексных инвестиционных планах развития.

Еще одним немаловажным фактором является активное привлечение широких слоев населения через органы местного самоуправления по вопросам устойчивого развития и мобилизации в целях такого развития (консультирование с гражданами, промышленниками, предпринимателями, основной задачей которого является сбор необходимой информации и достижение консенсуса по поводу стратегии устойчивого развития).

Особую значимость в разработке подобной концепции придают заявления высшего руководства страной о необходимости перехода «сырьевой экономики» к «перерабатывающей и производящей» экономике. Существенная роль в этом процессе отводится предприятиям нефтегазохимического комплекса. По словам Премьер-министра РФ В.В.Путина, «...у отечественной нефтехимии есть важнейшее конкурентное преимущество - российская нефтехимия обладает уникальной сырьевой базой.».

Республика Татарстан исторически является одним из передовых регионов с доминирующим нефтегазохимическим промышленным комплексом. В настоящее время нефтегазохимический комплекс РТ включает в себя: ОАО «Татнефть», ОАО

«Нижнекамснефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Химический завод им. Л.Я.Каропова», ООО «Эластокам», ООО «Нефис», ОАО «Нижнекамстехуглерод», ЗАО «Кварт», ОАО «Хитон», ОАО «Нефтехимсэвилена», ОАО «Холдинговая компания Тасма», ОАО «Татхимфармпрепараты», ООО «Менделеевсказол», ОАО «Ниинефтепромхим», а также ведется строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов («ТАНЕКО»).[12]

Одним из крупнейших производственных комплексов является производственный комплекс ОАО «Нижнекамскнефтехим», включающий в себя десять заводов основного производства; пять центров (в т.ч. научно-технологический, проектно-конструкторский), а также управления железнодорожного транспорта и магистральных этиленопроводов и вспомогательные цеха. В их числе - завод по производству дивинила и углеводородного сырья (ДБ и УВС), завод по производству бутилового каучука (БК), завод по производству синтетических каучуков (СК), завод по производству изопрена-мономера (ИМ), завод по производству этилена, завод по производству окиси этилена (ОЭ), завод по производству стирола и полиэфирных смол (СПС), завод по производству олигомеров, завод по производству полистиролов (ПС), завод по производству полиолефинов, научнотехнологический центр, проектно-конструкторский центр.[12]

Роль координационно-экспертного центра, работающего в широком диапазоне направлений деятельности нефтегазохимического комплекса, выполняет ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». Холдинг не занимается производством промышленной продукции. Основной его целью является способствование наиболее полному использованию интеллектуального, материального, природоресурсного, производственного и научнотехнического потенциала нефтехимического комплекса Республики Татарстан и получение на основе этого прибыли. Повышение эффективности деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса РТ за счет комплексного использования углеводородного и минерального сырья. Разработка и реализация мер по эффективному использованию научнотехнического потенциала для развития нефтегазохимической промышленности и связанных с ним отраслей Республики Татарстан. В связи с этим, холдинг поддерживает тесные связи с

различными научными организациями и институтами, как российскими, так и зарубежными (Новосибирский институт катализа, Институт нефтехимического синтеза им. Топчиева, ВНИИ по переработке нефти, Институт химической физики, КГТУ; среди зарубежных можно отметить - Ferrara Un., STC Basell, STC BASF и др.)

В трастовом управлении у холдинговой компании находится государственная доля пакетов акций приватизированных предприятий-учредителей, что составляет от 36 до 76% уставного капитала этих предприятий.

Инвестиционная деятельность ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» - крупные

стратегические проекты, связанные с разведкой и разработкой новых месторождений углеводородного сырья, созданием новых и модернизацией действующих химических производств осуществляются, главным образом, за счет привлечения средств иностранных инвесторов.

В частности, советом директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» была рассмотрена и одобрена «Программа развития нефтегазохимического комплекса на 2010-2014 годы», являющаяся логическим продолжением предыдущей программы, которая успешно была завершена в 2008 году. Результатом реализации предыдущей пятилетней программы стало то, что втрое увеличилось количество предприятий отрасли, рост заработной платы составил 27,2%, а в 2008 году в нефтегазохимический комплекс республики было инвестировано 64,7 млрд. рублей - максимальный объем за период реализации программы.

Программа развития нефтегазохимического комплекса на 2010-2014 годы включает 50 проектов по строительству, модернизации или наращиванию мощностей крупных татарстанских предприятий. Стоимость программы оценивается в 800 млрд. рублей. Из них 615 млрд. рублей отводится на производственно-технические инвестиции. 34 млрд. рублей -на экологию, энергосбережение, промышленную безопасность, кадры и социальную сферу. Порядка 58% средств планируется привлечь со стороны в основном в виде кредитов. Еще больший вектор развития получают нефтепереработка и химия с нефтехимией.

Реализация намеченных планов предполагает применение энергосберегающих и инновационных проектов. Однако здесь есть целый ряд проблем. С одной стороны, Президент РФ Д.Медведев практически в ультимативном порядке требует промышленникам повышать инновационную активность. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, многие компании отказываются от технологических инноваций или существенно сокращают расходы на них. Согласно опросу, проведенному среди 500 компаний обрабатывающих отраслей промышленности, более половины предприятий выборки снизило инновационную активность в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Усилилась концентрация инновационной активности в кризисный период лишь в сегментах крупных компаний.[13]

Кроме того, по словам генерального директора холдинга Р.Яруллина, «третья

программа подсказывает, что нужно делать ставки на инновации, но в ней недостаточно освещены вопросы науки. Чтобы наука развивалась, нужна хорошая база: лаборатории, установки, оснащение... На предприятиях - да, все это есть и поддерживается на должном уровне. А вот учебная база институтов - в лучшем случае на уровне 80-х годов. Без вклада в науку инновации у нас будут, как ни смешно звучит, устаревшими. О будущем в таких условиях думать сложно»[14].

В целом развитие промышленного потенциала страны, региона, в том числе в области нефтегазохимического комплекса, - это залог экономической и социальной стабильности, а также позиции на международной арене. И в настоящее время можно говорить об определенных положительных тенденциях в аспекте Концепции устойчивого развития региона, в данном случае Республики Татарстан[15]. Во-первых, об усилении внимания государства к вопросу устойчивого экономического развития страны путем «укрупнения нефтегазохимических производств и реализацию масштабных проектов» в том числе при активном содействии со стороны федеральных и региональных властей. Во-вторых, об обоснованном требовании со стороны власти относительно разработки и использования

промышленными предприятиями энергосберегающих и инновационных технологии. В-третьих, можно говорить о становлении социального партнерства между государственными органами, бизнесом и гражданскими структурами (научно-исследовательскими центрами, учебными заведениями) в области разработки инвестиционно-привлекательных проектов, в том числе с примеением инновационных технологий, обсуждения вопросов подготовки кадров и совершенствования научно-исследовательской базы. В-четвертых, можно говорить о формировании культуры социально-ответственного бизнеса, в частности, предприятий НГХК Республики Татарстан.

Вполне естественно, что прогрессивное развитие промышленного НГХ комплекса Республики Татарстан, с точки зрения влияния на экологию, - это дополнительные риски как в масштабах РТ и РФ, так и в общемировом масштабе. Наращивание производственных мощностей и реализация новых инвестиционных проектов в нефтегазохимическом комплексе для таких регионов как Республика Татарстан может превысить все допустимые уровни риска в плане обеспечения экологического благополучия, проживающего на территории республики населения. Региональными предприятиями необходимо наращивать и совершенствовать реализуемые направления экологической политики. В данном случае с позиции концепции устойчивого развития предприятия должны стремиться не только к формальному соответствию систем управления окружающей средой требованиям международных стандартов, но и к принципиально иной идеологии восприятия последствий сырьевой добычи и переработки, осуществления хозяйственной деятельности для будущих поколений.

Таким образом, сегодня устойчивое развитие городов и ее регионов - цель пока недостижимая. Формирование стратегии устойчивого развития требует разработки не только эффективных инвестиционных проектов, но разработки и внедрения инновационных технологий производства, способных снизить энергопотребление (ресурсопотребление) за счет повышения эффективности их использования. Кроме того, необходимо совершенствование механизмов социального партнерства органов власти, бизнес-структур, научного сообщества и рядовых граждан, а также повышения уровня саморегулирования деятельности промышленных предприятий в плане социальной ответственности за результаты их хозяйственно-экономической деятельности. Все это, несомненно, должно быть комплексно отражено в стратегических планах развития городов с учетом глобального экономического кризиса.

Литература

1. Репина, Ю.А. Социально-управленческие аспекты устойчивого развития монопрофильного города: автореферат диссертации на соиск. уч. степени к.с.н.: 22.00 08 / Репина Юлия Александровна. -Казань, 2009. - С.3;

2. Губайдуллина, Т.Н. Устойчивое развитие эколого-экономической системы: вопросы теории и методологии / Т.Н. Губайдуллина. - Казань: Изд-во КГУ, 2000 - С.83.

3. Форестер, Дж. Мировая динамика / Дж. Форестер. М.: АСТ; Спб.: ТЕРРА РАКТА8Т1КЛ, 2003.381с.; Медоуз, Д.Х. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее: учеб. пособие / Д.Х. Медоуз; под ред. Г.А. Ягодина. М.: Прогресс, 1994.- 302с.

4. Гуриева, Л. Стратегия устойчивого развития региона / Л. Гуриева // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №2. - С.46.

5. Шниппер, Р.И. Регион Диагностика и прогнозирование / Р.И. Шниппер. Новосибирск, 1996. - С.78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Игнатова, Т.В. Возможности и пределы устойчивого развития Юга России: экономический аспект // Устойчивое развитие юга России: состояние, проблемы, перспективы: сб.докл. и ст. - Ростов/ Дону: Изд-во СКАГС, 2003-С.127; Лось, В.А. Устойчивое развитие: учебное пособие / В.А, Лось, А.Д. Урсул. - М.: Аграр. 2000. - С.21-22.

7. Лось, В.А. Устойчивое развитие: учебное пособие / В.А. Лось, А.Д. Урсул. - М.: Аграр. 2000. - С.21-22.

8. Аброков, А. С. Повышение эффективности использования автотранспорта в сфере регионального

АПК (На материалах Кабардино-Балкарской Республики): Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: /

Аброков Алим Султанович. - Нальчик, 2GG4. - 1l2c., б 1: G4-B/44BB Режим доступа:

http://www.planetadisser.com/see/dis_3G943.html

9. Лось, В. Нужна ли нам национальная стратегия устойчивого развития? / В. Лось // Государственное управление. - 2G1G, №1 - C6G.

1G. Стратегия развития г. Казани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // kazan.org.ru; Стратегия развития г. Казани, 2GG3 - С. 2B-3G; Стратегический план Екатеринбурга, 2GG3. - С. 13; Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на- Дону, 2GG4. - С. 21.

11. Вендина, О. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений / О. Вендина // Муниципальная власть. 2GGB. - №3 - С.41-45.

12.Официальный сайт ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// www.tnhi.ru

13.Симачев, Ю. Конец света откладывается / Ю. Симачев, Б. Кузнецов // Эксперт. - №49-5G (бВб). - 2131 декабря 2GG9.- C.58-61.

14. Совет директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» обсудил новую программу развития нефтегазохимического комплекса РТ до 2G14 года [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// www.nknh.ru

15. Тузиков, А. Р. Перспективы инновационного развития сквозь призму оценок населения (на примере

Республики Татарстан) / А.Р. Тузиков // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2G1G. - №4. - С.261-211;

Шинкевич, М.В. Моделирование и управление устойчивым развитием сферы комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья / М.В. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2G11. - №1 -С.199 - 2G9.

© Л. Р. Ибрашева - канд. социол. наук, доц. каф. управления и кадровой политики КГТУ, заместитель директора ВШУ КГТУ по ДПО, [email protected]; А. М. Идиатуллина - канд. социол. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КГТУ, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.