УДК 783 ББК 85.318.9 Х 30
С.И. Хватова
Доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета; E-mail: Hvatova_svetlana@mail. ru
РЕГЕНТСКОЕ ДЕЛО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ «МУЗЫКА»): К НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИИ
(Рецензирована)
Аннотация. Возрождение интереса к церковным искусствам в постсоветское время актуализировало обновление содержания образовательных программ, связанных с музыкой и содержащих модули дирижерско-хоровой и вокальной подготовки. В статье обосновывается необходимость сближения светской и духовной моделей хорового образования в России, анализируются пути введения регентско-певческого компонента в рамки музыкальноисполнительских дисциплин. Оснащение выпускников специфическими знаниями, умениями и навыками значительно расширит сферу профессиональной самореализации.
Ключевые слова: модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки,
богослужебное пение, регентское мастерство, церковно-певческая практика, обновление образовательных программ.
S.I. Khvatova
Doctor of Art Criticism, Associate Professor, Head of Musical and Performance Disciplines Department of Institute of Art, Adyghe State University; E-mail: Hvatova_svetlana@mail.ru
REGENT ACTIVITY IN STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL PROGRAM OF
TRAINING OF "PEDAGOGICAL EDUCATION” (MUSIC PROFILE): ON THE CONTEMPORARY HISTORY OF MUSIC EDUCATION IN RUSSIA
Abstract. Revival of interest to church arts in Post-Soviet time actualizes the need to update the contents of the educational programs on music containing modules of conductor's, choral and vocal training. Need of rapprochement of secular and spiritual models of choral education for Russia is substantiated. Ways of introduction of a regent-singing component in a framework of musical-performance disciplines are analyzed. Equisition of specific knowledge and skills will considerably broaden the sphere of graduates’ professional self-realization.
Keywords: modernization of conductor's and choral training of the music teacher, divine service singing, regent skill, church and singing practice, updating educational programs.
В январе 2013 года в присутствии руководителей ведущих конфессий Президент России выразил мнение о том, что именно возрождение религиозной деятельности конфессий, столетиями являющихся средоточием морально-нравственных ценностей, наряду с другими факторами удержало наше государство от распада в 1990-е годы ХХ века. Лавинообразное увеличение количества граждан, нуждающихся в духовном окормлении, повсеместное открытие храмов, мечетей, костелов, дастанов, синагог, домов молитвы сыграло культуросберегающую роль. На встрече с участниками Архиерейского собора 2012 года эта мысль обрела конкретные очертания: «Церковь во все времена и эпохи - всегда -была со своим народом. Делила с ним все беды и радости, поддерживала его и вдохновляла, скрепляла нравственный каркас общественной жизни и национальной государственности.
(...) Глубоко убежден, что нам необходимо всемерно развивать соработничество Церкви и государства на таких ключевых направлениях, как решение насущных социальных проблем, развитие межконфессионального и межнационального диалога, формирование в молодежной среде уважительного отношения к богатейшему историческому, культурному, духовному наследию народов России» [1]. В данном контексте актуальным представляется изучение религиоведения, религиозно-певческих практик при подготовке учителей музыки, особенно ориентированных на преподавание в сельской местности. Последнее чрезвычайно важно, ведь, за редким исключением, специалист в области художественного образования оказывается одним из немногих и вынужден работать как учителем музыки в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования детей, так и заниматься регентско-певческой практикой.
Профессия учителя музыки за последние двадцать лет претерпела интенсивную эволюцию. Сегодня администрация школы, делая заявку на трудоустройство выпускника, предъявляет к его подготовке дополнительные требования [2]. Помимо того, что будущий учитель должен быть подготовлен собственно к преподаванию дисциплины «Музыка», введенный стандарт полного дня [3] предполагает умение вести занятия в рамках системы дополнительного образования детей: кружках, студиях, а также филиалах детских школ искусств, активно «встраивающихся» в новую структуру. В результате наиболее востребованными оказываются те учителя музыки, которые владеют методиками преподавания дисциплин-специализаций.
Анализ заявок работодателей показал, что наиболее популярной образовательной услугой 2007-2011 годов являются (по убывающей): обучение эстрадному и народному вокалу, игра на гитаре, фортепиано, синтезаторе, адыгейской гармошке, музыкальнотеатральные студии, хоровые кружки различного направления (например, фольклорного / «Казачата», «Звонница», «Ащемэз» / и церковного / на базе ДШИ №6 и православной гимназии №20). В сельских населенных пунктах учитель музыки, как правило, единственный специалист данного профиля, разносторонняя подготовка которого порой - основное условие успешной профессиональной деятельности.
Нами выявлена еще одна особенность послевузовской деятельности выпускников отделения «Музыкальное образование». Анкетирование студентов Института искусств Адыгейского государственного университета данной специальности в мае 2011 года показало, что среди обучающихся на очном отделении регентский и певческий опыт имеют 33%, на заочном - 91%. Среди певчих и регентов профессиональных хоров региона с высшим образованием консерватории окончили около 15%, остальные имеют музыкальнопедагогическую подготовку. Актуальность получения специальных знаний, умений и навыков, связанных с церковным служением, очевидна.
Работа по насыщению образовательной программы дисциплинами, позволяющими углубленно изучать церковное пение, начата нами в Институте искусств Адыгейского государственного университета в 2007 году. Реализация направления, связанного с церковнопевческой практикой, сопряжена с модернизацией Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601 «Музыкальное образование» (специалитет) и 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Музыкальное образование» - бакалавриат) в пределах, предусмотренных вариативной частью стандарта [4]. В частности, в институте Искусств Адыгейского государственного университета образовательная программа специальности 050601 «Музыкальное образование» реализуется со специализациями «Инструментальное исполнительство», «Сольное пение (по видам: академическое, народное, эстрадное)» и «Хоровое дирижирование».
В рамках последней обучаются как практикующие регенты и певчие Адыгеи и Краснодарского края, так и только осваивающие данную профессию молодые люди. Студенты имеют возможность углубленного изучения русской духовной музыки, а конкретнее - регентского репертуара. В учебном плане Института искусств осуществляется интеграция образовательных программ светских и духовных музыкальных учебных
заведений, в связи с чем вводятся дисциплины, в рамках которых студенты имеют возможность ознакомиться со спецификой богослужебного пения Русской Православной Церкви. Это Религия и искусство (2 зачетные единицы), Хоровое сольфеджио (2), Русская духовная музыка: история и современность (4), Методика работы со специализированным (церковным - С. Х.) хоровым коллективом (2), Практика работы со специализированным хоровым коллективом (2), Музыкально-исполнительский практикум (основы регентования -8 з.е.).
Обучение ведется профессорско-преподавательским составом Института искусств Адыгейского государственного университета, в числе которых - специалисты, имеющие регентский и певческий стаж от 6 до 23 лет, консультирующиеся с духовенством Майкопской и Адыгейской епархии. Для составления рабочих программ вышеуказанных дисциплин был изучен опыт преподавания регентской школы Московской духовной академии (г. Сергиев Посад), регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии, Вятского духовного училища, а также рабочие программы специальных дисциплин электронного ресурса Московской регентско-певческой семинарии. В рамках центра творчества студентов ведутся занятия в студии «Регентское дело», где изучаются литургика, церковнославянский язык, устав, катехизис, библейская история, гласовое пение, основы регентования. До апреля 2011 года занятия вел прот. Виталий (Куликов) - выпускник Краснодарского университета культуры и искусств, регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии. В настоящее время он продолжает обучение в Московской духовной академии.
К сожалению, богословский компонент подготовки будущих руководителей церковного хора - наиболее уязвимая часть обучения регентов и певчих в условиях светского учебного заведения. При наличии желания студентов и доброй воли администрации часто препятствием становится малокомплектность групп (при норме - 25 человек) и затратность обучения в студии. Осознавая неполноту нашей образовательной программы в плане реализации богословского ее компонента, можно было бы попытаться его усилить при условии, что обучаемых будет больше.
Выход из создавшейся ситуации видится в активизации межвузовских связей и получении части образовательных услуг на договорной основе. Так, на базе Межотраслевого центра повышения квалификации при Ростовской государственной консерватории (академии) имени С. В. Рахманинова и Ростовской православной гимназии были организованы курсы в рамках фестиваля-конкурса «Певчие третьего тысячелетия» в г. Ростове-на-Дону под патронатом Ростовской митрополии. С 30 апреля по 14 мая 2011 года интенсивное обучение прошли регенты Ю. Вертий, М. Макаренко, Е. Панова, С. Хватова, певчая Д. Кузнецова. Концентрированно, методом «погружения» были вычитаны дисциплины богословского компонента. Ежедневно проводились мастер-классы регента Старочеркасского мужского монастыря, профессора консерватории С. А. Тараканова. Учебные дни завершались наблюдением методов работы с детскими, самодеятельными и профессиональными церковными хорами. По окончании курсантам были выданы Свидетельства государственного образца об окончании курсов «Регентское дело».
Тем не менее следует признать, что данные меры пока не привели к ожидаемому результату. По-прежнему ощутима недостаточная богословская подготовка у регентов и певчих - выпускников светских музыкальных ВУЗов и слабая дирижерско-хоровая - у окончивших духовные учебные заведения. Опыт систематической подготовки к церковнопевческому служению в рамках Института искусств Адыгейского государственного университета еще только предстоит оценить: первый выпуск состоится в 2013 году. Однако уже очевидны недостатки их индивидуальной подготовки: не на всех курсах регентов большинство, и в данном случае выбор дисциплины по выбору может состояться не в пользу дисциплины (которых и так недостаточно), в рамках которой изучается богослужебное пение.
Небольшое число желающих обучаться по данной образовательной программе связано и с падением престижа профессии «учитель музыки» в последние два десятилетия, но это -лишь одна из причин. Несмотря на то что на юге России - ни в Ростовской, ни в
Екатеринодарской, ни в Ставропольской духовных семинариях - нет регентских отделений, духовенством часто не рассматривается возможность получения полноценного регентско-певческого образования в стенах светского учебного заведения.
Однако сегодня, в рамках реализации Концепции миссионерской деятельности РПЦ [5], осознается необходимость деятельности по воцерковлению в рамках школы. Священно-и церковнослужители теперь поступают в светские вузы с целью получения педагогического образования. В настоящее время на заочном отделении Института искусств обучаются четыре студентки, окончившие регентские отделения семинарий. Ряд священнослужителей получают высшее образование на историческом и юридическом факультетах с дополнительной педагогической специализацией.
Необходимость получения дипломов государственного образца, позволяющего духовенству преподавать в светских учебных заведениях, вызвало к жизни патриарший Указ №1 в 2011 г., учреждающий Российский православный университет, который поглотил Институт святого Иоанна Богослова и Московскую регентско-певческую семинарию. В университете - как и в других учебных заведениях страны - введена двухуровневая (бакалавриат - магистратура) система обучения, представлен широкий спектр специальностей, открыта аспирантура и докторантура. Важным является и то, что это -федеральное бюджетное учреждение. В перечне специальностей университета содержатся как традиционные вероучительные, так и светские. Среди последних - живопись, журналистика, история, религиоведение, филология, экономика, юриспруденция. Вышеописанные действия вызваны стремлением приблизить духовное образование к светской модели.
Востребованность специалистов, владеющих преподаванием «смежных» дисциплин («Основы православной культуры», «Церковное пение»), достаточно высока [Об этом подробнее - 6]. В сельских населенных пунктах учитель музыки, как правило, ведет все «сопутствующие» предметы, становится одновременно преподавателем дополнительного образования (музыкальной школы, студии, кружка) и регентом, привлекая к клиросному послушанию наиболее способных к церковному пению детей и профессиональных музыкантов.
Обучение регентов и певчих среди студентов Института искусств значительно оздоровило морально-нравственную атмосферу. Обновление репертуара хорового класса, ансамблей и класса хорового дирижирования, введение исполнительского практикума по регентованию способствовало приобщению к церковному пению студентов других специализаций. Также повысился интерес профессорско-преподавательского состава к изучению канонических песнопений Русской Православной церкви в рамках курсов повышения квалификации.
В результате нами наблюдается появление в регионе особой общности православноориентированных музыкантов, художников, значительно расширивших рамки художественно-эстетических средств церковных искусств. Например, ряд преподавателей отделения «Изобразительное искусство» имеют благословение на реставрацию иконописи и церковной живописи и уже принимали участие в работах по росписи шести храмов Майкопской и Адыгейской епархии. За последние годы воспитано поколение музыкантов, так или иначе соприкасавшихся с православной церковной культурой в качестве певчих православных храмов, а также имеющих опыт исполнения богослужебных песнопений в концертных программах.
Обновление вариативной части учебного плана в соответствии с потребностями современной школы еще предстоит осмыслить, несомненно одно: профессия учителя музыки сегодня требует владения все большим количеством профессиональных компетенций. Своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования работодателя - значит сохранять конкурсную ситуацию на вступительных экзаменах и быть востребованными на рынке образовательных услуг.
1. Архиерейский собор 2013. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/tag_9361/
2. Меретукова З.К. Проблемное обучение как средство реализации единства дидактики и диалектики // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. № 1 (20). С. 156 162.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ № 373 от 22.12.2009. URL: http://mon.gov.ru/dok/.
4. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050601 «Музыкальное образование»: утв. 31 января 2005 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Музыка»): утв. приказом Министерства образования Российской Федерации 22 декабря 2009 года № 788.
5. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной церкви // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/ document/100049.
6. Isaeva T.E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence - Based approach to its Structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. Междунар. науч.-практ. интерконф. Ростов н/Д, 2003.
References:
1. Hierarchal cathedral 2013. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/tag_9361/
2. Meretukova Z.K. Problem teaching as means of realization of the unity of didactics and dialectics // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU publishing house, 2006. No. 1 (20). P. 156 162.
3. On the approval and introduction of the federal state educational standard of the primary general education: order No. 373 of 22.12.2009. URL: http://mon.gov.ru/dok/.
4. The state educational standard of higher vocational education: the state requirements to the minimum of contents and level of training graduates in speciality 050601 "Music education": approved on January 31, 2005 / the Ministry of Education and Science of the Russian Federation; The Federal state educational standard of higher education in the direction of "Pedagogical education" (Music profile): approved by the order of the Ministry of Education of the Russian Federation on December 22, 2009. No. 788.
5. The conception of missionary activity of the Russian Orthodox Church // Access mode: http://www.patriarchia.ru/db/document/100049.
6. Isaeva T.E. On the nature of Pedagogical Culture: Competence - Based approach to its Structure// The teacher of higher school in the XXI century: proceedings of the international scient. and pract. interconference. Rostov-on-Don, 2003.