Научная статья на тему 'Дирижирование и регентование параллельное или встречное движение?'

Дирижирование и регентование параллельное или встречное движение? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1809
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖЕР / РЕГЕНТ / МАНУАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОЛОВЩИК / СОЛИСТ / КЛИРОС / ХОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хватова Светлана Ивановна

Статья посвящена выявлению причин кризиса клиросного исполнительства в начале XXI столетия, обусловленного противоречием между профессиональной подготовкой дирижеров хора выпускников светских вузов и их деятельностью в сфере управления камерными хоровыми коллективами, сопровождающими богослужение Русской Православной Церкви. Выявлены три типа управления клиросным хором: академический тип, «мануальное интонирование», пение с головщиком или солистом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дирижирование и регентование параллельное или встречное движение?»

УДК 783 : 78.071.2

ББК 85.31

Х 30

Хватова С.И.

Дирижирование и регентование - параллельное или встречное движение?

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена выявлению причин кризиса клиросного исполнительства в начале XXI столетия, обусловленного противоречием между профессиональной подготовкой дирижеров хора - выпускников светских вузов и их деятельностью в сфере управления камерными хоровыми коллективами, сопровождающими богослужение Русской Православной Церкви. Выявлены три типа управления клиросным хором: академический тип, «мануальное интонирование», пение с головщиком или солистом.

Ключевые слова:

Дирижер, регент, мануальное управление, головщик, солист, клирос, хор.

Khvatova S.I.

Conducting and regenting: parallel or counter movement?

Abstract:

The paper reveals the reasons of crisis of choir performance in early 21st century caused by the contradiction between the professional training of chorus conductors - graduates of secular higher schools and their activity in sphere of conducting the chamber choral collectives accompanying divine service of Russian Orthodox Church. Three types of conducting the choir are revealed: the academic type, “manual intoning” and singing with the head or with the soloist.

Key words:

The conductor, regent, manual conducting, head, soloist, a choir, chorus.

«Корреспонденту «Независимой Г азеты» стало известно, что некоторое время назад министр образования и науки Андрей Фурсенко обратился с предложением к руководителям консерваторий об открытии отделения для подготовки регентов, (...). Те подумали и пока решили повременить. Богу - Богово, кесарю - кесарево. В данном случае мнения руководителей двух главных музыкальных вузов России мало отличаются друг от друга: есть церковное образование, есть светское»[1].

Парадоксальная ситуация сложилась сегодня в вопросе управления церковным хором. С одной стороны, никем не оспаривается родство специализации «руководитель академического хора», получаемой выпускниками факультетов хорового дирижирования музыкальных ссузов и вузов, и «регент», присваиваемой выпускникам регентских отделений и школ духовных семинарий. С другой стороны, признается оппозиция светского и духовного образования в плане трактовки родственных специальностей, обсуждается на интернет-сайтах, посвященных регентскому делу [2]. Е.С. Кустовский -регент московского храма во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, руководитель Московских православных регентских курсов - неоднократно подчеркивал, что: «.одним из самых устойчивых предрассудков современного клироса является то, что обиходное пение не нуждается в квалифицированном дирижировании (управлении руками). Чаще всего он основан на элементарном неумении дирижировать, но, как и всякий предрассудок, подкладывает под это неумение научную базу. «Наши напевы древние, простые, мы итальянщины не поем, поэтому и дирижирований ваших нам не надо», — скажет или подумает иная матушка, проводя обиходную, гласовую службу» [3].

О кризисе регентского дела говорилось на первом всероссийском регентском съезде, который проходил с 17 по 21 июня 1908 года, где были обозначены проблемы

клироса, свойственные началу ХХ столетия, оставшиеся актуальными и сегодня, а именно:

• Недостаточность профессиональных знаний, умений и навыков, касающихся певческой и дирижерской самореализации. Провозглашение «надобности ученья» регентов, назревших проблем преобразования преподавания пения в школе.

• Отсутствие какой-либо официальной позиции Священного Синода относительно исполняемых на клиросе песнопений, кроме запретительных деклараций.

• Дефицит нотной литературы, особенно изменяемых песнопений дня.

• Упорядочение положения (статуса) регента и учителя пения в школе (административное): во многих регионах России служение было «на общественных началах» - регент, даже учительствующий, не получал заработную плату. Увеличение оплаты регентам и учителям пения, права на пенсии, увеличение числа уроков. Изменить отношение к предмету, как равноправному, а к труду - как к учительскому.

• Констатировался факт ненормального положения церковного пения в духовных учебных заведениях.

Сегодня сходными проблемами озадачены «обе заинтересованные стороны» -преподаватели регентских семинарий и хоровых отделений государственных профессиональных учебных заведений. Происходит осмысление происходящих на клиросе процессов, с одной стороны, и осознается практическая необходимость сращивания светской системы подготовки дирижеров-хоровиков и регентского образования, с другой. Так, директор музыкально-педагогического колледжа г. Краснодара Т. Манько полагает, что, «...оценивая современное состояние церковного пения, необходимо отметить недостаточную музыкальную подготовку у выпускников регентских классов, духовных училищ и семинарий, а также отсутствие знаний в области литургики, догматики, истории церковного пения и других церковных наук у выпускников музыкальных училищ и консерваторий. Соединить положительные качества двух образовательных систем и выпускать всесторонне грамотных специалистов - одна из главных задач совершенствования школы хорового исполнительства в ближайшем будущем» [4].

Первые шаги в данном направлении уже делаются. Так, например в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова на музыковедческом факультете открыто отделение древнерусской музыки, выпускники-музыковеды получают навыки «руководства ансамблем древнерусской музыки» - так корректно обозначены регентские навыки. В Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова в рамках системы дополнительного образования предлагается программа годичной профессиональной переподготовки по программе «Регентское дело». Программа включает лекции, семинары и практические занятия по следующим направлениям: литургика, церковнославянский язык, священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис, история церковного пения, теория церковного пения, церковное пение, чтение хоровых партитур, работа с церковным хором (хороуправление), постановка голоса. Планируется обучать студентов дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ и вузов, выпускников и учащихся музыкальных учебных заведений, педагогов, практикующих певчих и регентов, а также всех желающих, заинтересованных в совершенствовании духовно-музыкального образования. Обучение ведут профессора Ростовской государственной консерватории, преподаватели Духовного училища Ростовской-на-Дону епархии, а также специалисты-практики.

По мнению Д. Волковой, на протяжении трех с половиной столетий (с момента возникновения «партеса») и в сегодняшней богослужебной практике происходит фактически ортогональное сосуществование «правого» и «левого» хоров - ситуация, характерная как для начала ХХ в., так и для современности. Их отличия, каждое из которых имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны, очевидны. Так, правый хор обычно управляется регентом с основательным музыкальным образованием;

он состоит из «профессионалов-наемников», в большинстве своем людей нецерковных и, как следствие, совершенно неадекватно ведущих себя во время богослужения. Репертуар таких хоров на 90% состоит из всевозможных композиторских сочинений, при этом нередко более подходящих для исполнения в филармонии или концертном зале.

Руководитель левого хора часто не имеет ни музыкального, ни регентского образования. «Этот хор состоит в основном из старушек, «разбавленных» людьми, которые имеют хоть какую-то способность к пению. В большинстве случаев, отличительной особенностью такого хора является то, что все участники - прихожане данного храма и приверженцы крайнего консерватизма, твердо стоящие в сложившейся традиции приходской службы. Их певческий репертуар состоит как из осмогласия и обихода постсинодального периода, так и из композиторских сочинений, обычно адаптированных под собственные нужды и способности»[5].

Даже при внешнем сравнении видов музыкальной деятельности на правом и левом клиросах можно найти существенные отличия. Рассуждая на тему сходства и различия понятий «дирижирование» и «регентование», Е. Кустовский дает им следующие определения:

дирижирование - всестороннее развитие мануальной техники для выполнения конкретных, необходимых задач. «Все хоровые дирижеры знают, что в руке должна быть абсолютно вся необходимая информация: о дыхании, звуке, особенностях партитуры (темпе, ритме, характере, тексте), дикции, интонации, нюансах и т.д. Рука «контролирует» строй и ансамбль и чутко реагирует на их нарушение; показывает всё необходимое любой партии хора и т.п»;

регентование - это максимальное использование дирижерской техники для качественного исполнения необходимого репертуара в конкретных условиях. «И тут, конечно, «начальник хора» должен учитывать не только особенности исполняемых песнопений, но и образование и способности конкретных певчих, и все той же рукой (невербально) помогать им понять и исполнить не только нотные, но и гласовые песнопения, зачастую, к сожалению, не всегда пройденные на спевках» [6].

Исходя из вышесказанного, Е.В. Кустовский делает вывод о том, что к регентованию нужно подходить серьёзно и профессионально, не ссылаясь на отдельные примеры регентов-самородков, никогда и нигде не изучавших дирижирование. Балуева

Н.В. - преподаватель регентования, заведующая регентским отделением Комстромской духовной семинарии -полагает, что одной из актуальных проблем церковно-певческой практики сегодня является проблема регентования. «Соблазн подмены регентования дирижерской техникой очень велик, так как система дирижирования, как и методика его преподавания, в настоящее время весьма детально разработаны» [7]. Автор анализирует существенные различия регентского жеста и дирижерского, особенности регентской терминологии, которая в практике сегодня употребляется редко.

Московский государственный Свято-Тихоновский богословский университет разделяет дирижирование и регентование как два различных вида деятельности настолько, что подготовкой будущих специалистов регентской специализации по данным двум направлениям занимаются две отдельные кафедры:

1. Кафедра хорового дирижирования. Заведующий кафедрой - Любарский Владимир Константинович. Основными задачами кафедры, опубликованными на сайте МГСТБУ, являются исследование традиций русской и зарубежной хоровой музыки и решение проблем подготовки руководителя хора универсального профиля (руководитель церковного и светского академического хора).

2. Кафедра регентования. Заведующая кафедрой - Королева Татьяна Ивановна. Преподаватели кафедры занимаются изучением традиций русского церковно-певческого искусства, проблемами исполнительской интерпретации церковных песнопений, церковного пения в контексте Богослужения [8: 45-46].

Сходная организация преподавания дисциплин, связанных с управлением хором, наблюдается также в Московской регентско-певческой семинарии.

Апофеозом непонимания того, что дирижирование и управление хором - это понятия-синонимы, по мнению Е.В. Кустовского, и явилось появление двух разных предметов — «дирижирование» и «регентование». Автор восклицает: «На одном, значит, учат махать по трехдольной схеме, а на другом — чему? По гласам петь? А гласами, значит, управлять не надо?» [7] Автор ссылается на Н. Ковина, выпускника Синодального училища, автора учебника «Управление церковным хором» (1915 г.), который отводит значительное место дирижированию гласовым обиходом

Подобно тому, как разнится сегодня трактовка квалификационных характеристик дирижеров академического хора и регентов, наблюдается многообразие типов управления хорами на клиросе. На наш взгляд, их можно охарактеризовать следующим образом:

1. Академический тип. Синтезирует в себе лучшие достижения русской школы хорового дирижирования. Такой регент обладает хорошим дирижерским аппаратом, отшлифованной годами техникой, осознанным применением всего технического арсенала: рука идет за мыслью. Тем не менее, в данном случае музыка предопределяет мануальные и мнемические действия дирижера.

2. «Мануальное интонирование». Чаще всего применяется в левом хоре, как правило, постоянно задействована одна рука. Здесь можно усмотреть признаки релятивной системы сольфеджирования - знаки, подаваемые регентами, сходны с ручными обозначениями ступеней.

Жесты также содержат информацию о высотном направлении движения и характере звукоизвлечения (на элементарном уровне - жестко, читком, утрируя текст или мягче, распевнее, мелодичнее). Е.В. Кустовский к такому типу дирижирования относит также и «ритмическое». Связан этот тип управления хором, как правило, с проблемой пропевания прозаических текстов, не укладывающихся ни в какую сетку переменных и сложных размеров. Открывая раздел «Дирижирование несимметричными размерами и обычным распевом», Н. Ковин полагает, что наиболее трудным для регента является дирижирование простым пением с его речитативами и прихотливо меняющимся несимметричным размером, особенно при повсеместно укоренившемся небрежном отношении к нему. «Исполнение простого пения не должно быть слишком растянутым. Нельзя петь его монотонно, ровно, «отрубить» и тем лишить словесный ритм его естественной гибкости. Не годится и излишняя скорость, обращающая текст в какую-то бессмысленную неразбериху. Исполнение обычного распева, а следовательно, и дирижирование им должно быть настолько свободно, чтобы выпевание текста было бы так же естественно, как и обычная разговорная речь. От этого обычные песнопения выиграют в ясности, выразительности и понятности. Ввиду преобладания в них текста (выделено нами С.Х.) над напевом при дирижировании приходится, не забывая о напеве, руководствоваться, главным образом, текстом и, следовательно, указывать свободно сложные размеры последнего. Принятый обычно способ - указывать каждый слог текста движением руки вниз, - очевидно, совершенно непригоден. При исполнении, например, речитатива с надлежащей скоростью (средняя скорость обычной человеческой речи) перед глазами хора будет быстро и невразумительно мелькать рука регента, и хор, очевидно, не в состоянии будет уловить эти движения и согласовать с ними свое исполнение. При излишне медленном пении исчезает вся красота, живость и яркость человеческой речи...»[8]. Таким образом, данный тип управления хоровым коллективом предопределен словом и «рука идет за текстом», за интонацией речи.

3. Пение «с головщиком» или «с солистом». Вся сигнальная система — что, как и когда петь - переходит в голос запевалы (естественно, самый громкий во всем хоре). По образному выражению Е.В. Кустовского, «:...руки ей (ему) действительно не нужны» [9]. При этом остальные участники хора могут вступить не одновременно с головщиком, а «подстраиваться» к его тону, несколько уменьшить звук в местах, где не уверены,

вслушиваться в исполнение корифея. Такое пение «с солистом» (здесь независимо друг от друга пришли к похожим выводам И. Вознесенский, Д. Волкова, Е. Кустовский) и явлется сильнейшей альтернативой пению с регентом в большинстве российских храмов. Периодически головщик напоминает о своем статусе движением руки, напоминающем ауфтакт или снятие, но, в основном, пользуется ею в моменты, действительно требующие управления - замедления, ускорения, негативные ситуации «расхождения» по вертикали, когда, по образному выражению клириков, начинает «болтать текст». В данном случае качество песнопений такого клироса определяется исключительно личными качествами поющего головщика, его манерой пения, интонацией, слухом и это - весьма негативный фактор в плане сохранения ортодоксальной традиции, поскольку даже гипотетически нельзя предположить, какое многообразие вариантов канонических песнопений предлагается слуху прихожан во всем Православном мире ежедневно. Мы наблюдаем также, что такое управление хором нередко сопряжено с фольклоризированной манерой исполнения песнопения, в том числе и потому, что здесь оно типологически более подходяще. И, несмотря на то, что в церковном хоре проявление отдельного певца как творческой индивидуальности исключается (кроме тех случаев, когда сольное звучание заложено в партитуре), певчие левого хора часто «соревнуются» в мастерстве вокала на клиросе, что никак не способствует улучшению качества согласного хорового звучания, приводит к разбалансировке хорового строя.

В практике регентского служения существует также сольная традиция исполнения духовных песнопений, свойственная небольшим сельским храмам, часовням, вседневным службам ( в будние дни) тех храмов, где есть хоровой коллектив, но служат певчие только по выходным дням. Сольное сослужение не предполагает дополнительного регентского управления, здесь наблюдается двуединство «регент-солист», где интеллектуальный компонент (подготовка текстов песнопений и молитв в соответствии с Типиконом) сочетается с исполнительским. Безусловно, здесь качество богослужебной музыки зависит всецело от личности поющего, это подтверждает существование бесчисленного множества индивидуальных исполнительских стилей на клиросе.

Выявленные нами типы управления хоровыми коллективами на клиросе теснейшим образом связаны с различными стилями современных богослужебных песнопений: кафедральным, приходским, монастырским, фольклоризированным, которые предопределяются составом певчих, образованием регента, вкусовыми пристрастиями настоятеля, наличием нотной библиотеки и другими факторами, делающими картину богослужебной музыки в России XXI столетия эклектичной. Многообразие типов управления хоровыми клиросными коллективами простирается от академического -наиболее совершенного в светской музыке - к типу «ограниченной функциональности», когда для управления избирается какой-либо наиболее существенный компонент музыкальной фактуры (мануальное и ритмическое), к почти полному его отсутствию при пении «с головщиком» и сольного сослужения.

Примечания:

1. Заславский Г. Символ веры: кого будут выпускать Московская и Петербургская консерватории // Независимая газета. - 2007. - 28 авг.

2. Вот некоторые из них: www.taday.ru,www.hristianstvo.ru,www.seminaria.ru, www.horist.ru,www.stadevy.ru.

3. Кустовский Е.С. Дирижерская техника на клиросе: пособие для начинающих

регентов // Кустовский Евгений Сергеевич. Православие и современность: Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Православие и современность: электронная библиотека. Ц^:

www.lib.eparhia-saratov.ru

4. Манько Т. Становление современного хормейстера: к проблеме эволюции школы хорового исполнительства // Профессиональная подготовка педагога-музыканта:

vежвуз. c6. cт. / oтв. ред.-сост. В.Г. Мозгот; Адыгейский государственный университет. Институт искусств. Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. .

5. Волкова Д. Предание, которое мы поем. URL: www.evening-canto.ru

6. Данные сайта Московского Государственного Свято-Тихоновского богословского университета // Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. URL: http://pstgu.ru/

7. Балуева Н.В. Литургическое слово в регентском жесте // Костромская духовная семинария. URL: www.ksds_reg.ru.

8. Ковин Н. Управление церковным хором. М., 2000. С. 45-46.

9. Кустовский Е.В. Ритмический тип дирижирования //

References:

1. Zaslavsky G.. A creed: who will be graduates of the Moscow and Petersburg Conservatories // Independent newspaper. - 2007. - 28 August.

2. Some of them are: www.taday.ru<http://www.taday.ru>, www.hristianstvo.ru,

www.seminaria.ru,www.horist.ru,www.stadevy.ru.

3. Kustovsky E.S. Conductor’s technique on a choir: the manual for beginners-regents // Kustovsky Eugeny Sergeevich. Orthodoxy and the present: Information-analytical portal of the Saratov Eparhia of Russian Orthodox Church. Orthodoxy and the present: electronic library. URL: www.lib.eparhia-saratov.ru

4. Man’ko T. Setting up the modern chorus master: on the evolution of school of choral performance // Professional train ing of the teacher - musician: Collection of papers / Ed. V.G. Mozgot; Adyghe State University. Institute of Arts. Maikop. 2006. URL: www.arts.adygnet.ru

5. Православие и современность: электронная библиотека. URL: www.lib.eparhia-saratov.ru.

5. Volkova D. The legend which we sing. URL: www.evening-canto.ru < http: // www.evening-canto.ru >

6. Data of a site of Moscow State Piously - Tikhonovsky Theological University // Orthodox Piously - Tikhonovsky Humanities University <http://pstgu.ru/>. URL: < http: // pstgu.ru / >

7. Balueva N.V. Liturgical word in regent gesture // Kostroma Theological Seminary. URL: www.ksds_reg.ru<http://www.ksds_reg.ru>.

8. Kovin N. Conducting the church choir. M., 2000. P. 45-46.

9. Kustovsky E.V. Rhythmic type of conducting // Orthodoxy and the present: electronic library. URL: www.lib.eparhia-saratov.ru < http: // www.lib.eparhia-saratov.ru >.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.