Научная статья на тему 'РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НАЧАЛО НОВОЙ ИСТОРИИ'

РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НАЧАЛО НОВОЙ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
здравоохранение / расходы на здравоохранение / медицинская помощь / обязательное медицинское страхование / экономика экосистем / healthcare / healthcare costs / medical care / compulsory health insurance / ecosystem economics.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кодзоков Р.Л.

В статье рассматриваются реформы здравоохранения за последние пятьдесят лет, которые осуществлялись на различных принципах плановых, рыночных, государственных, комбинированных. Вместе с тем, итоги всех реформ не привели к главному – требуемой эффективности системы. В настоящее время сложились предпосылки нового исторического этапа реформирования здравоохранения, главной отличительной чертой которого станут новые цифровые технологии и экономические отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN HEALTHCARE REFORMS: A NEW HISTORY

The article discusses the health care reforms over the past fifty years, which were carried out on various principles planned, market, state, combined. At the same time, the results of all the reforms did not lead to the main thing – the required efficiency of the system. Currently, there are prerequisites for a new historical stage of healthcare reform, the main distinguishing feature of which will be new digital technologies and economic relations.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НАЧАЛО НОВОЙ ИСТОРИИ»

дослвдження тa меxaнiзми реaлiзaцiï : моногрaфiя. Кшв : НАДУ, 2006. 400 с.

5. Бaбець I. Г. Зaбезпечення енергетично1' без-пеки Укрш'ни в yмовax геополiтичниx трaнсфор-мaцiй. Aктyaльнi проблеми мiжнaродниx вщносин. Збiрник нayковиx прaць. 2017. Вип. 132. С. 125-i37.

6. Гончaр М. Енергетичнa iнтегрaцiя Укрaïни в £С: перспективи, проблеми, шляxи подолaння. Gвроaтлaнтикiнформ: нayково-aнaлiтичний бюле-тень Нaцiонaльного центрy з питaнь eвроaтлaнтич-но1' iнтегрaцiï Укрaïни. К. 2006. № 5. С. 52-54.

7. Вaсильeвa Т.А., Приймекно С.А. Еколого-економiчне оцiнювaння енергетичниx ресyрсiв y контексп зaбезпечення енергетично1' безпеки. Ак-тyaльнi проблеми економiки. 2014. № 10. С. 252-2б0.

S. Cердюченко О.В. Aдмiнiстрaтивно-прaвовi зaсaди зaбезпечення енергетично!' безпеки Укрaïни:

автореф. дис. канд. юр. наук: спец. 12.00.07. Ки!в, 2009. 24 с.

9. ENERGYNOW. URL: http://ener-gynow.ca/category/energynow-news-and-press-re-leases/rhc-upcoming-events/0/page/2/

10. Stockton P., Beck Ch., Schnurr A. Electric Infrastructure Protection. Handbook. Electric Infrastructure Security (EIS) Council. 2014, 2016. URL: https://www.eiscouncil.org/App_Data/Up-load/3dadf58f-745746bf92a455 1c6608d925.pdf

11. Денисевич К. Б., Ландау Ю. О., Нейман В. О., I. Я. Огал. Енергетика: юторш, сучаснiсть i май-бутне. Розвиток атомно! енергетики та об'еднаних енергосистем / наук. ред. Ю. О. Ландау, I. Я. Стал. Ки!в, 2013. 304 с.

12. Енергетична безпека Укра!ни: методологiя системного аналiзу та стратепчного планування: аналiт. доп. / за заг. ред. О.М. Суходола Ки!в: Н1СД, 2020. 178 c.

РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НАЧАЛО НОВОЙ ИСТОРИИ

Кодзоков Р.Л.

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга

RUSSIAN HEALTHCARE REFORMS: A NEW HISTORY

Kodzokov R.

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, senior lecturer of the department of management and marketing

Аннотация

В статье рассматриваются реформы здравоохранения за последние пятьдесят лет, которые осуществлялись на различных принципах - плановых, рыночных, государственных, комбинированных. Вместе с тем, итоги всех реформ не привели к главному - требуемой эффективности системы. В настоящее время сложились предпосылки нового исторического этапа реформирования здравоохранения, главной отличительной чертой которого станут новые цифровые технологии и экономические отношения.

Abstract

The article discusses the health care reforms over the past fifty years, which were carried out on various principles - planned, market, state, combined. At the same time, the results of all the reforms did not lead to the main thing - the required efficiency of the system. Currently, there are prerequisites for a new historical stage of healthcare reform, the main distinguishing feature of which will be new digital technologies and economic relations.

Ключевые слова: здравоохранение, расходы на здравоохранение, медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, экономика экосистем.

Keywords: healthcare, healthcare costs, medical care, compulsory health insurance, ecosystem economics.

Современную историю реформ российского здравоохранения целесообразно рассматривать с советских времен, когда в 1970-1980 годах был поставлен вопрос о недостаточном уровне его развития (до этого времени происходило ее становление). Наиболее примечательным был вывод об отставании медицинских учреждений от потенциальных возможностей медицины того времени. Строго указывалось на необходимость расширения сети медучреждений, технического перевооружения, внедрения передовых методов диагностики и лечения. Ставился вопрос об особой роли медицинской промышленности и, самое главное, о

преодолении так называемого остаточного принципа выделения финансовых ресурсов для здравоохранения. [7, 173-174]

Осуществлять столь масштабное совершенствование советской медицины предполагалось на планомерной основе распределения ограниченных производственных и финансовых ресурсов. Однако единый народно-хозяйственный комплекс к концу восьмидесятых годов полностью утратил свою эффективность, и всем указанным планам не суждено было сбыться.

Наступление девяностых годов в прошлом столетии ознаменовалось рыночной трансформацией

советской экономики вообще и здравоохранения в частности. Первоочередными задачами в рассматриваемой области были определены меры по децентрализации системы. Для этого предусматривалось становление страхового финансирования посредством создания системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и децентрализация управления. Для этого предусматривалось фраг-ментировать общую систему оказания медицинской помощи и соответствующие финансовые потоки. Кроме того, прилагались усилия к теоретическим разработкам и практическим мерам по поиску дополнительных материальных и финансовых ресурсов для развития.

Результаты проведенных реформ оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, здравоохранение перестало представлять собой исключительно бюджетную отрасль, в ней появились негосударственные средства, составляющие примерно треть от совокупных расходов. В то же время имело место сокращение государственных расходов и расходов из взносов работавшего населения на ОМС практически на сорок процентов. То есть, ресурсное обеспечение отрасли в целом не увеличилось, а только реструктурировалось за счет появления частной составляющей. Хотя в стратегическом варианте предполагалось именно увеличение, а не замещение, выделяемых ресурсов за счет негосударственных источников. Все это закономерно сопровождалось ростом уровня смертности населения и сокращением ожидаемой продолжительности жизни. [6]

Общей исторической оценкой реформ девяностых было признание демонтажа социалистической системы здравоохранения и замена общественных принципов ее функционирования на преимущественно рыночные основания. Также начала складываться и новая система управления на базе трехуровневого финансирования - государственная, муниципальная и частная. [2] По сути дела, реформы были глубокими, но недостаточно эффективными, поскольку финансирования сохранилось на уровне прежнего остаточного принципа.

Поэтому следующее десятилетие развития российского здравоохранения исторически попало в контекст соответствующих вызовов низкой эффективности. Упор был сделан на реализацию разработанной и принятой правительством программы "Повышение структурной эффективности здравоохранения" на 2004-2010 годы. Кроме того, определенную роль сыграл приоритетный национальный проект "Здоровье", который с 2006 года интегрировал многие мероприятия на разных уровнях. [5]

В организационной структуре отрасли появилась повсеместная общая врачебная практика, особенно отразившаяся на состоянии первичной медицинской помощи. Другим направлением стало повышение степени автономности больниц и поликлиник, которые составляют основу сети медицинских учреждений. К сожалению, эти мероприятия в совокупности были использованы для сокращения числа самих медицинских учреждений и

занятого в них медицинского персонала, эффективность чего вызвала больше нареканий, чем поддержки среди медицинского сообщества и населения. Но в целом система здравоохранения была существенно перегруппирована. [1]

Низкая эффективность реформ нулевых годов потребовала их продолжения в более содержательном на практическом уровне варианте. В этом направлении следует отметить принятый в 2010 году федеральный закон № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Он предусматривал реформирование системы страхования не только за счет расширения прав и повышения ответственности участников, но и путем новых принципов взаимодействия федеральной и местной составляющих в виде деятельности подразделений федерального и территориальных фондов ОМС. Эти подразделения также превратились отчасти и в контролирующие по своим правам организации за деятельностью медицинских учреждений.

Одновременно осуществлялась реализация программы "Развитие здравоохранения", которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 за № 1950-р. В целом она входила в Перечень государственных программ Российской Федерации по направлению "Новое качество жизни". Предусматривалось в чем-то знакомое от советских реформ дальнейшее укрепление материальной и технической базы медицинских учреждений, активное внедрение в практическую деятельность новейших способов лечения и информационных систем. Но вместе с тем надо отметить и новые моменты в части введения стандартов оказания медицинской помощи. В совокупности эти меры рассматривались в качестве основы повышения качества медицинской помощи населению.

Следующий этап реформ в российском здравоохранении, как принято считать, берет начало с 2013 года, в ходе которого в качестве приоритета стало объединение многих поликлинических учреждений в крупные медицинские организации. При этом государственным медицинским организациям было дано законодательное право оказания платных услуг населению, что должно было усилить рыночную составляющую развития. В целях сохранения и развития социальных гарантий были разработаны и внедрены в практику нормативы по объемам медицинской помощи в расчете на одного жителя. Они легли в основу территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на базе совершенствования системы ОМС и расширения дополнительного бюджетного финансирования.

Главным историческим результатом стало формирование в нашей стране наиболее распространенной в мире страховой модели здравоохранения, в которой преимущественным финансированием является государственное. Большое значение имеет и становление частной медицины. Однако мнения ученых и специалистов об эффективности

проведенного реформирования сейчас диаметрально противоположны, особенно в контексте наступивших вызовов глобальной пандемии.

При этом, на наш взгляд, наступает новый исторический этап развития здравоохранения, главной отличительной чертой которого станут новые цифровые технологии и экономические отношения. Прежде всего, большим потенциалом обладают так называемые экосистемы, в появлении которых специалисты видят признаки новой экономики - экономики экосистем [3]

Исторически значимым свойством экосистем является технологическая возможность превращения населения страны в главных распорядителей бюджетных средств посредством открытия целевых счетов граждан. Таким образом, бюджетные средства, будучи сконцентрированными на целевых счетах граждан, могут быть использованы в соответствии с реальными потребительскими предпочтениями, что станет важной предпосылкой оптимизации процессов финансирования. Отчасти подобные предложения уже были сформулированы применительно к реформам высшего образования.

[4]

Новый исторический этап реформирования российского здравоохранения будет отличаться разработкой и формированием экосистемы сферы здравоохранения, что открывает возможности интеграции всех финансовых потоков посредством прямого выбора совокупного количества и структуры медицинских услуг гражданами страны. По сути дела, речь идет о новых принципах оптимизации использования ВВП на нужды здравоохранения в соответствии с прямыми предпочтениями населения.

Список литературы

1. Жижин Н.С. Реформы системы здравоохранения РФ: острые проблемы / Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Воронеж. -2017.- С. 184-189.

2. Жулин С.П. К вопросу об эволюции российской государственной политики в сфере здравоохранения в 1990-е гг. // Историческая и социально-образовательная мысль.- 2011.- № 4.- С. 14-16.

3. Клейнер Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. -2019.- № 1 (59).- С. 40-45.

4. Татуев А.А. Трансформация приоритетов модернизации высшей школы при переходе к обществу знаний // Экономический анализ: теория и практика.- 2012.- № 8 (263).- С. 27-34.

5. Шейман И.М., Шишкин С.В. Российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи: докл. Государственного университета - Высшей школы экономики: к X Междунар. науч. конф. ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7-9 апреля 2009 г.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.- 66 с.

6. Шишкин С. Российская система здравоохранения: трудный путь реформ / НИУ "Высшая школа экономики".- 2015.- URL: https://chp.hse.ru/data/2015/03/11/1094671098/15.01. 2015.pdf. (дата обращения 20.04.2021).

7. Экономический строй социализма: В 3-х т. Т. 2. Социалистическое расширенное воспроизводство: закономерности, интенсификация, эффективность / Редкол.: Е.И. Капустин (рук. Авт. кол.) и др. -М.: Экономика, 1984.- 624 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ РОСТА В ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Козюбро Т.И.

Кубанский государственный технологический университет, доцент

THE USE OF GROWTH STRATEGIES IN THE WINE INDUSTRY OF THE KRASNODAR

TERRITORY

Kozyubro T.

Kuban State Technological University, Associate Professor

Аннотация

В данной статье стратегии развития промышленного бизнеса рассматриваются как два вида взаимоисключающих друг друга стратегий: стратегии роста и стратегии производительности. Охарактеризованы и приведены практические примеры использования стратегии материальной, нематериальной, биржевой капитализации, капитализации, а также описаны основные принципы стратегий диверсификации товаров, рынков, бизнеса.

Abstract

In this article, industrial business development strategies are considered as two types of mutually exclusive strategies: growth strategies and productivity strategies. Practical examples of the use of the strategy of material, intangible, exchange capitalization, capitalization are characterized and given, as well as the basic principles of strategies for the diversification of goods, markets, and business are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.