Научная статья на тему 'Внедрение принципа «Солидарной ответственности» как фактора модернизации казахстанского здравоохранения'

Внедрение принципа «Солидарной ответственности» как фактора модернизации казахстанского здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
341
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Солидарная ответственность / политика здравоохранения / медицинские технологии / международные стандарты в области здравоохранения / международные нормы и правила в сфере здравоохранения / инфраструктура здравоохранения. / joint and several liability / health policy / medical technology / international standards in the field of health / international rules and regulations in the health sector / health infrastructure.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А Б. Хаджиева, Е М. Меирбекова, Л Т. Алшембаева

В статье рассматриваются проблемы модернизации казахстанского здравоохранения, которые обусловлены целым рядом факторов, главными среди которых являются реформа отношений между республиканским и местными органами управления здравоохранением, а также социальная и бюджетная реформа, требующая внедрения принципа «Солидарной ответственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А Б. Хаджиева, Е М. Меирбекова, Л Т. Алшембаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF“JOINT AND SEVERAL LIABILITY” PRINCIPLE, AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF THE KAZAKHSTANI HEALTHCARE SERVICE

The article considers the modernization problems of the Kazakhstani Healthcare Service, which stipulated bya large variety offactors,what counts mostare reform of relationship between republican and local Healthcare regulatory bodies, as well as social and budget reforms, requiring application of the principle “Joint and several liability”.

Текст научной работы на тему «Внедрение принципа «Солидарной ответственности» как фактора модернизации казахстанского здравоохранения»

УДК 616.564.2

А.Б.ХАДЖИЕВА, Е.М. МЕИРБЕКОВА, Л.Т. АЛШЕМБАЕВА

КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова Кафедра менеджмента и маркетинга в здравоохранении и фармации

ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПА «СОЛИДАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ» КАК ФАКТОРА МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В статье рассматриваются проблемы модернизации казахстанского здравоохранения, которые обусловлены целым рядом факторов, главными среди которых являются реформа отношений между республиканским и местными органами управления здравоохранением, а также социальная и бюджетная реформа, требующая внедрения принципа «Солидарной ответственности».

Ключевые слова: Солидарная ответственность; политика здравоохранения; медицинские технологии; международные стандарты в области здравоохранения; международные нормы и правила в сфере здравоохранения; инфраструктура здравоохранения.

Современное здравоохранение можно рассматривать как социальную систему, прошедшую путь длительного саморазвития, представляющую широкую систему частных и государственных предприятий (частная практика, поликлиники, больницы, диспансеры, санитарно-эпидемические центры, аптеки и другие). Они оказывают весь комплекс услуг, связанных с лечением: профилактику заболевания, самолечение и послеоперационное обслуживание. В контексте данного исследования система здравоохранения нами представляется как целостная

совокупность идей, правил и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же сама организация (учреждение) как открытая эволюционирующая система. Развитие, как непрерывный процесс системных преобразований, содержит два основных взаимосвязанных уровня. На первом уровне формируется определенная совокупность идей, правил и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих организацию (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы развития процесса системных преобразований

Уровень Этапы создания систем Инструменты преобразования

1 уровень Формирование совокупных идей, правил, концепции, правовые нормы, механизмы Выработка ограничений, механизмов ее создания

2 уровень Формирование или реформирование организации Механизм самоорганизации

Это уровень системного развития, на котором формируются видение, базовые идеи, концепция, правовые нормы организации, а также вырабатываются ограничения, механизм ее создания или трансформации. На втором уровне формируется или реформируется сама организация (учреждение) в рамках принятых ограничений. Это этап создания организации или ее развития.

Проведенная идентификация системы здравоохранения на основе системного подхода позволила выделить ряд признаков, которые предлагается разделить на базовые (характерные для всех организаций) и специфические (отражающие особенности системы здравоохранения). Специфические признаки (факторы) представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Среда здравоохранения и факторы, определяющие ее изменения

№ Уровень Органы, курирующие сектор здравоохранения Факторы, определяющие ее изменения

1 Мировой ВОЗ и ее отделения, ЕОЗ и ее отделения -политика здравоохранения; -медицинские технологии; -международные стандарты в области здравоохранения -международные нормы и правила в сфере здравоохранения

2 Государственный Министерство/ ведомство -экономическая и социальная политика в области здравоохранения; -международное сотрудничество; -инфраструктура здравоохранения -образования и наука

3 Местный Областные или территориальные органы здравоохранения - демографическая ситуация; -уровень жизни населения; - менталитет народа; -уровень заболеваемости и пр.

Проведенный анализ показывает, что в становлении и наблюдаются определенные закономерности, которые

реформировании всех мировых систем здравоохранения нельзя не учитывать при реформировании

отечественного здравоохранения.

Первое. Добиться эффективности реформирования в отдельно взятойотрасли, какой является здравоохранение, нельзя. На реформирование отрасли оказывает влияние широкий диапазон экономических, социально-политических, управленческих факторов, а также демографических и технологических условий. Второе. Механизм согласования частных и общественных интересов предполагает конвергенцию государственных и рыночных институтов. И, преимущественно, в государственной и в частной системах здравоохранения используются механизмы рыночного характера. К ним относятся свободный выбор пациента, договоры, открытые торги, стимулы, основанные на принципах конкуренции.

Третье. Наблюдается своеобразный «эффект маятника». В тех странах, где роль государства в секторе здравоохранения была ведущей, преобладает тенденция децентрализации. Баланс интересов в системе достигается за счет делегирования некоторых государственных функций региональным и муниципальным органам власти.

Четвертое. Реформы здравоохранения могут быть направлены как на стимулирование спроса, так и на регулирование предложения медицинских услуг. Международный опыт показывает, что создать конкурентные условия со стороны спроса практически невозможно.

В тех странах, где роль государства в секторе здравоохранения была ведущей, преобладает тенденция децентрализации. Баланс интересов в системе достигается за счет делегирования некоторых государственных функций региональным и муниципальным органам власти.

В странах с децентрализованной организацией здравоохранения наблюдается усиление

государственного контроля в данной сфере. При этом следует заметить, что крайних состояний ни одна система не достигает. Напротив, прослеживается стремление достигнуть некоторого рационального механизма, позволяющего обеспечить эффективность системы здравоохранения.

Среда модернизации казахстанского здравоохранения обусловлена целым рядом факторов, главными среди которых являются реформа отношений между республиканским и местными органами управления здравоохранением, а такжесоциальная и бюджетная реформа.

Результаты всех этих преобразований, безусловно, сформировали институт полномочий и ответственности органов государственного управления системой здравоохранения и местного самоуправления в области охраны здоровья населения и определили структуру источников финансировании отрасли местными исполнительными органами.

Однако,существуют следующие проблемы,

сопровождающие проведение реформ в здравоохранении:

1- Декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их

несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами при росте соплатежей населения, что приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи для значительной части населения.

2- Несовершенство процесса управления и финансирования.

Тем не менее, в результате реализации принятых программ происходит ряд позитивных сдвигов. Однако, как показывают исследования, приведенные в специальной литературе, несмотря на

предпринимаемые государством меры, встречаются концептуальные ошибки и перекосы в развитии здравоохранения.

В этой связи, в ПОСЛАНИИ президента республики Казахстан - лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН-2050» отмечено, что «Здоровье нации - основа нашего успешного будущего» В рамках долгосрочной модернизации национальной системы здравоохранения необходимо на всей территории страны внедрить единые стандарты качества медицинских услуг, а также усовершенствовать и унифицировать материально - техническое оснащение медицинских учреждений.

В связи с этим, в области здравоохранения требуются серьезные и системные изменениями в здравоохранении.

В нашей стране конституционно закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья. Однако, сегодня сложилась такая ситуация, что за здоровье человека отвечает только система здравоохранения, в плохом здоровье все винят только работников здравоохранения и всю систему. На самом деле Всемирной организацией здравоохранения доказано, что от системы здравоохранения здоровье человека зависит только на 10%, а в 50% - от образа жизни, в 20% -от наследственности и в 20% - от окружающей среды. В связи с этим, мы считаем, что внедрение принципа «солидарной ответственности» государства,

работодателя и самого человека за его здоровье, в рыночных условиях, является рациональным решением сохранения здоровья населения.

Отход от системы здравоохранения, ориентированной на лечение заболеваний и внедрение интегрированного медицинского обслуживания, предполагает

многостороннюю деятельность и усиливает роль солидарной ответственности, направленной на решение комплекса проблем, связанных со здоровьем человека или причинением вреда.

В связи с этим, подробнее остановимся на существующей законодательной практике определения солидарной ответственности при причинении вреда жизни и здоровью во время оказании медицинской помощи, которая, к сожалению, остаётся достаточно распространённым явлением. Последние годы выявили не только распространённость, если не сказать -массовость такого явления, но и готовность пострадавших и их родственников к законной борьбе за компенсацию причинённого вреда, судебных органов - к удовлетворению подобного рода требований при наличии законных оснований. По разным оценкам, за последние несколько лет число исков о компенсации вреда жизни и здоровью, причинённого при оказании медицинской помощи, возросло, по литературным данным, в 13 раз.

Ответственность за причинение вреда при оказании медицинской помощи регулируется нормами гражданского права; и при уголовно-правовой ответственности за причинение вреда имущественная ответственность за совершение преступления возникает

в рамках гражданского иска в уголовном процессе и вред возмещается по правилам гражданско-процессуального законодательства.

Согласно действующему законодательству, вред, причинённый жизни и здоровью гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом (лицами), причинившими вред.

В ряде случаев вред жизни и здоровью возникает вследствие действий (бездействия) двух и более субъектов, обязанных нести солидарную ответственность. В этом случае речь идёт о совместном причинении вреда. Нужно отметить, что до половины исковых требований о компенсации вреда, причинённого жизни и здоровью при оказании медицинской помощи, предъявляется к двум и более ответчикам одновременно.

Законодательство устанавливает, что лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

Солидарная ответственность причинителей вреда - это вид внедоговорной (то есть не вытекающей из договорного обязательства) ответственности двух и более лиц при совместном причинении ими вреда. При солидарной ответственности пациент (взыскатель) вправе привлечь к ответственности любого из участников, как в полном объёме, так и в любой её части. Поэтому доказывания большей или меньшей степени "участия" конкретного медицинского учреждения в совместном причинении вреда жизни и здоровью недостаточно. Необходимо доказать полное отсутствие в действии (бездействии) медицинского учреждения как соответчика по иску такого рода состава гражданского правонарушения.

Следующей особенностью солидарной

ответственности является право потребителя, если он не получил полного удовлетворения от одного из солидарных должников, требовать недополученное от любого из остальных солидарных должников. К сожалению, взыскание сумм, выплаченных одним из солидарных должников по солидарному обязательству, в порядке регресса с других солидарных должников, не включено законодательством в перечень требований, по которым выдаётся судебный приказ, что существенно облегчило бы взыскание таким медицинским учреждением денежных сумм со своих соответчиков. По нашему мнению, это является упущением казахстанского законодательства.

Интересный нюанс имеется в том случае, когда вред жизни и здоровью пациента причинён источником

повышенной опасности при оказании пациенту медицинской помощи. Это может произойти тогда, когда сам источник повышенной опасности или его воздействие непосредственно применяются для достижения лечебного эффекта. Многие аппараты, устройства и приборы, используемые при оказании медицинской помощи, могут быть отнесены к источникам повышенной опасности (барокамера, аппарат искусственной вентиляции лёгких, некоторое стоматологическое оборудование, аппараты для проведения физиотерапии, электронные приборы для инвазивного мониторинга и т.).

Однако, в казахстанском законодательстве не определена солидарная ответственностьпри причинении вреда жизни и здоровью пациента источником повышенной опасности или вследствие воздействия его вредоносных свойств. В правовой конструкции солидарной ответственности не определены совместное причинение вреда несколькими лицами, одним из которых является медицинское учреждение, а другими - иные лица, причём таким лицами могут быть как иные юридические лица, в том числе осуществляющие медицинскую деятельность, так и физические лица. Поэтому, одним из принципов государственной политики в области здравоохранения является солидарная ответственность государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья. С этой целью основной акцент в Государственной программе развития здравоохранения сделан на популяризацию здорового образа жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье.

Первыми это делают социально ответственные предприятия, которые выходят на международный рынок. На таких предприятиях обеспечивается страхование работников от несчастных случаев при исполнении ими служебных трудовых обязанностей. "Постепенно все казахстанские предприятия должны использовать страхование, а также в числе мер по сохранению здоровья и трудоспособности своих работников постоянно проводить профилактические медицинские осмотры путем скрининговых обследований и выявлять поведенческие факторы риска", - считают работники здравоохранения. Таким образом, устойчивое развитие любого предприятия возможно лишь при создании условий для сохранения здоровья работников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. От 17 января 2014 г.

2 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года.

3 Аканов А.А., Камалиев М.А. Система здравоохранения Республики Казахстан: современное состояние, проблемы, перспективы. - Алматы: 2003. - С.57.

4 Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, Н. Никулиной. - М.: Высшая школа, 2009. - С.94.

5 Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010. - С.18.

6 Казахстан и мировой опыт рыночной трансформации. - Алматы: 2009. - С.49.

A^. ХAДЖИЕBA, E.M. MЕИРБЕKОBA, Л.Т AЛШЕMБAЕBA

С.Ж. Асфендияров атындагы Крз¥МУ Денсаулыц сацтау мен фармациядагы менеджмент жэне маркетинг» кафедрасы

«blHTblMAKTACTblK ЖAУAПKЕРШIЛIK» KAF^qACblH Е^ВУ KA3AKCTAHqblK ДЕHСAУЛЫK CAKTAXqbl

MОДEРHИЗAЦИЯЛAУ ФAKTОРЫ РЕТШДЕ

TY^^ Осы ма^алада К^аза^стандагы денсаульщ са^тауды жетiлдiруде кездесетЫ мэселелер ягни, кептеген факторлармен, соньщ iшiндегi негiзгi факторлардыц бiрi денсаулыщ са^таудагы «Ынтыма^тастыщ жауапкершЫктЬ) талап ететiн кагидаларды мемлекеттiк жэне жергЫкт бас^ару органдары арасындагы ^арым-^атынасты реформалау, сондай-а^ элеуметтiк жэне бюджетпк реформаларга кецт белу мэселелерi ^арастырылган.

TYйiндi сездер: ынтыма^тасты^ жауапкершiлiк, денсаулыщ са^тау саясаты, медициналыщ технологиялар, денсаулыщ са^тау саласындагы халыщаралыщ стандарттар, денсаулыщ са^тау саласындагы халыщаралыщ нормалар мен ережелер, денсаулыщ са^тау дагы инфра^урылым.

A.B.HADJIEVA, E.M MEIRBEKOVA, L.T.ALSHEMBAYEVA

Asfendiyarov KazNMU Management and marketing in health care and pharmacy department

IMPLEMENTATION OF"JOINT AND SEVERAL LIABILITY" PRINCIPLE, AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF THE KAZAKHSTANI

HEALTHCARE SERVICE

Resume: The article considers the modernization problems of the Kazakhstani Healthcare Service, which stipulated bya large variety offactors,what counts mostare reform of relationship between republican and local Healthcare regulatory bodies, as well as social and budget reforms, requiring application of the principle "Joint and several liability".

Keywords: joint and several liability; health policy; medical technology; international standards in the field of health; international rules and regulations in the health sector; health infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.