Научная статья на тему 'Реформы регионального здравоохранения и удовлетворенность населения медицинской помощью: есть ли взаимосвязь?'

Реформы регионального здравоохранения и удовлетворенность населения медицинской помощью: есть ли взаимосвязь? Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
200
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы —

Интервью с Е.П. Какориной, заместителем директора Департамента мониторинга и оценки эффективности органов власти Министерства регионального развития Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы регионального здравоохранения и удовлетворенность населения медицинской помощью: есть ли взаимосвязь?»

Актуальное интервью

РЕФОРМЫ

РЕГИОНАЛЬНОГО

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

НАСЕЛЕНИЯ

МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩЬЮ:

ЕСТЬ ЛИ ВЗАИМОСВЯЗЬ?

|Как оценивает Министерство регионального развития Российской Федерации эффективность региональных систем здравоохранения, какие критерии и показатели следует использовать в качестве реперных, как их формализовать? Эти вопросы шеф-редактор «М3» Наталия Куракова задала Екатерине Петровне Какориной, доктору медицинских наук, профессору, заместителю директора Департамента мониторинга и оценки эффективности органов власти Министерства регионального развития Российской Федерации.

Корр.: Вы имеете многолетний опыт работы в Минздравсоцразвития России, Вы принимали активное участие в реализации ПНП «Здоровье», в настоящее время Вы занимаетесь оценкой эффективности деятельности государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в Минрегионе... Все это позволяет Вам сформировать особо ценное экспертное видение процессов эволюции или стагнации в системе отечественного здравоохранения. Ваше мнение особенно важно услышать сегодня, когда создаются региональные программы модернизации здравоохранения, когда регионы обосновывают необходимые объемы инвестиций из созданного стабилизационного фонда. Как производится оценка эффективности региональных систем здравоохранения? Е.Какорина: Эта оценка проводится по трем направлениям.

Первое направление — оценка показателей, характеризующих результативность деятельности региональных систем здравоохранения. Второе направление — проведение реформ в отрасли, в 2009 году в этом плане практически ничего не изменилось. Так, полностью перешли на преимущественно одноканальное финансирование только 8 регионов, в 2008 году — 5 регионов.

В 28 субъектах Российской Федерации ни одно из лечебно-профилактических учреждений не перешло на новую отраслевую систему оплаты труда. В 24 регионах не используются стандарты оказания медицинской помощи.

Фондодержание реализовано только в 11 субъектах Российской Федерации. На финансирование по результатам деятельности по законченному случаю полностью

№11 Менеджер

гою

здравоохранения

Актуальное интервью

перешли лишь в 13 регионах. И что особенно нас удивляет, так это то, что в 16 субъектах Российской Федерации вообще не используются никакие информационные технологии в практике здравоохранения. Вот такие результаты мы имеем за 2009 год.

Следующее направление — эффективность расходования бюджетных средств или выявление неэффективных расходов. По нашему мнению, денег в системе здравоохранения достаточно. Их доля в общих расходах консолидированных бюджетах составляет более 19%, тогда как в образовании лишь 12%. А вот как они расходуются — это уже другой вопрос.

Неэффективные расходы велики в сфере управления скорой помощью, от всех неэффективных расходов они составляют 4%. В 27 регионах отмечен рост неэффективных расходов этого вида медицинской помощи, в 34 регионах — они отсутствуют, а в 22 — наблюдается тенденция к снижению. В регионах, где отмечено снижение или нет неэффективных расходов, при амбулаторно-поликлинических учреждениях организуются службы неотложной помощи, вводятся врачебные и фельдшерские консультации по телефону, меняется режим работы поликлиник, контролируется работа участковых врачей в плане ведения больных, состоящих на диспансерном учете, создаются системы патронажной помощи и эффективного наблюдения за больными с хронической патологией, упорядочен контроль использования машин скорой медицинской помощи и пр.

То, что касается оптимизации расходов на оказание стационарной медицинской помощи, то здесь важно отметить, что неэффективные расходы на данный вид медицинской помощи по сравнению с 2008 годом снизились с 21 до 15% в 2009 году. И лишь в 11 субъектах Российской Федерации они находятся на прежнем уровне.

Максимальный объем неэффективных расходов приходится на управление кадровыми ресурсами. Это происходит на фоне снижения численности населения, которая с 1990 года уменьшилась на 4%, а численность работающих в здравоохранении увеличилась на 26%. При расчете неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами мы не учитываем расходы на средний медицинский персонал, в отношении которого имеется определенный дефицит, и нам нужно еще много сделать для того, чтобы мы вышли на рекомендуемое ВОЗ соотношение врач-медсестра (1 к 4). Если говорить о врачах, то в 25 субъектах Российской Федерации обеспеченность врачами высокая, особенно в городах Москве, СПб (при этом не учитываются врачи, работающие в негосударственных учреждениях здравоохранения, ведомственных и федеральных). Однако при этом врачей, занятых в первичном звене здравоохранения, недостаточно. В 2009 году мы впервые рассматривали отдельно различные категории работающих в системе здравоохранения. Никогда ранее не обращали внимание на прочий персонал, которого не должно быть больше 40% от численности врачей и среднего медицинского персонала. У нас есть только 2 субъекта Российской Федерации, в которых прочего персонала менее 40%: Москва и Ингушетия. Прочий персонал съедает все. Регионы в ряде случаев из-за избыточной численности данной категории работников не могут перейти на новую систему оплаты труда потому, что невозможно создать стимулирующего фонда. Этой проблемой нужно заниматься. Аутсорсинг — один из выходов из подобной ситуации, но не все регионы, конечно, могут использовать данный механизм, в отдельных случаях предоставление различных для учреждения услуг может быть дороже существующих. Нужно все тщательно просчитывать. Но некоторые регионы

енеджер №11

здравоохранения ЗОЮ

Актуальное интервью

в этом направлении много сделали. Это Москва, Чувашия, Пермский край, Тюменская, Калининградская, Томская области, Республика Бурятия, которые могут поделиться опытом в этом направлении.

Далее в оценке регионов — это анализ данных социологических исследований. Сразу оговорюсь, что социологические исследования Минрегион самостоятельно не проводит. Проводит их Федеральная служба охраны на выборочной совокупности 65 тыс. населения. И надо сказать, что удовлетворенность населения медицинской помощью в России крайне низка — всего 35% (в 2007 году — 33%), для примера в сфере образования доля лиц, удовлетворенных качеством образования, составляет 64%.

Многие руководители органов управления здравоохранением недовольны этими результатами, в связи с этим уместно привести результаты европейского социологического исследования по 25 странам, которые были опубликованы в 2008 году, и где доля удовлетворенных медицинским обслуживанием в России составляет всего 17%, тогда как в Бельгии, Финляндии, Швейцарии, Франции это 70-80%.

Корр.: Минрегионразвития России не первый раз призывает регионы шире использовать аутсорсинг в здравоохранении. Но я захожу в Google, ввожу в поисковое поле слова «здравоохранение» и «аутсорсинг» ... и получаю ссылку на две публикации в нашем журнале. И больше ничего: ни расчетов экономической целесообразности для ЛПУ, ни «историй успехов», ни предложений компаний, ориентированных на этот сегмент, ни сопоставления цен на их услуги с затратами самих ЛПУ. Поэтому можно ли привести какие-то конкретные расчеты, модели, примеры, которые целесообразно было бы рекомендовать для тиражирования?

Е.К.: Действительно, мы тоже интересовались, насколько широка практика внедрения этого механизма в сфере здравоохранения как у нас в стране, так и за рубежом. И получили практически такие же результаты. Перед Минрегионом не стоит задачи призывать использовать тот или иной механизм управления персоналом, а вскрыть проблему, требующую своего решения. И ряд регионов показал, насколько эффективно у них используется механизм аутсорсинга. Выше уже были перечислены регионы, где этот механизм используется достаточно широко, соответственно они и могут поделиться своим опытом. Министерством здравоохранения Республики Татарстан утверждены методические рекомендации по применению аутсорсинга в государственных учреждениях здравоохранения. На аутсорсинг передаются охранные услуги, коммунально-хозяйственные, стирка белья, транспортные услуги, техническое обслуживание медицинской техники, организация и ведение бухгалтерского учета, а также лабораторные исследования, услуги гемодиализа и др.

Корр.: Вы используете такой показатель, как удовлетворенность населения. Насколько такая «эмоциональная» категория отражает реальную результативность здравоохранения, ведь известен тот факт, что в Италии, национальная система которой признана ВОЗ одной из самых эффективных в мире, население дает ей весьма сдержанные оценки?

Е.К.: В данном случае показатель — удовлетворенность населения медицинской помощью — комплексный показатель, включающий в себя удовлетворенность работой участкового врача и врачей-специалистов поликлиники, удовлетворенность качеством скорой и стационарной медицинской помощи.

№11 Менеджер

гою

здравоохранения

Актуальное интервью

На протяжении последних трех лет самая низкая удовлетворенность медицинской помощью определялась в Калининградской области. В этом регионе очень активно проводятся реформы здравоохранения, конечной целью которых являются повышение доступности и качества медицинской помощи, оптимизация расходов на здравоохранение. Однако в данном случае проводимые реформы отразились на уровне оказания медицинской помощи, хорошо это или плохо — это и оценило население.

Корр.: Программы модернизации региональных систем здравоохранения также создаются с использованием определенных показателей, предложенных Минзравсоцразвитием. Коррелируют ли эти показатели с критериями эффективности, разработанными Минрегионом, нет ли в них противоречий?

Е.К.: Перечень показателей, включенный в оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе с Минздравсоц-развития России. Критерии эффективности единые: снижение смертности населения, укрепление здоровья, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, а также повышение престижности роли медицинских работников.

Корр: Есть ли у Вас уверенность в том, что регионы, получившие, по Вашим оценкам, наилучшие рейтинги, действительно лидеры в сфере здравоохранения? Или они лидеры по экономному использованию средств?

Е.К.: При чем тут экономное использование средств. Мы говорим об эффективном управлении отраслью. Главное — это результат и динамика всех показателей. Кто этого добивается, тот и является лидером.

Здравоохранение в цифрах

2011 году сохраняются обязательства государства в области лекарственного обеспечения. На закупки дорогостоящих препаратов по 7 высокозатратным нозологиям будет выделено 49,3 млрд. руб., что на 7,8 млрд. больше, чем в 2010 г.; в 2012-2013 гг. — 54,2 млрд. руб. ежегодно. На лекарственное обеспечение льготников в субъектах РФ запланировано 13,6 млрд. руб., что на 690 млн. больше, чем в 2010 г.; в 2012-2013 гг. — 14 млрд. руб. ежегодно.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования по доходам сформирован на 2011 г. в сумме 336 млрд. руб., на плановый период 2012-2013 гг. доходы составят, соответственно, 369,2 и 403,5 млрд. руб.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету фонда, пойдут на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также дополнительную диспансеризацию работающих граждан.

Предусмотрено выделение 460 млрд. руб. на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2011-2012 гг. Эти средства будут получены за счет увеличения тарифа страховых взносов на ОМС с 1,1 до 3,1% и составят в 2011 г. 216 млрд. руб. и 244 млрд. руб. в 2012 г.

Источник: http://www.medvestnik.ru

енеджер №11

здравоохранения ЗОЮ

Г~ \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.