Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2009 года в сфере здравоохранения и здоровья населения'

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2009 года в сфере здравоохранения и здоровья населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

По материалам доклада Минрегионразвития России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2009 года в сфере здравоохранения и здоровья населения»

От редакции:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 322 Министерством регионального развития РФ был проведен анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим сферам: экономический рост, доходы населения, здравоохранение, образование, жилищное строительство, дорожное хозяйство, обеспечение безопасности граждан. Применение данного инструментария, разработанного в рамках системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, стало особенно актуальным в условиях экономического кризиса, когда резко изменилась социально-экономическая ситуация и проблема оптимизации расходов вышла на первый план.

Результаты оценки 2009 года свидетельствуют о наличии значительного объема неэффективно используемых финансовых ресурсов на фоне низкого темпа проведения реформ на всех уровнях и практически во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении.

Основная задача региональных властей в данной ситуации требует безотлагательного изменения основных принципов их деятельности — повышения результативности действий и эффективности использования ресурсов.

Предлагаем ознакомиться с данными «Доклада об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2009 года», касающимися сферы здравоохранения.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИТОГАМ 2009 ГОДА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

В 2009 году основные медико-демографические показатели имели положительную тенденцию: снизилась смертность населения, выросла рождаемость, увеличилась средняя продолжительность жизни.

Однако отставание России от европейских стран по ожидаемой продолжительности жизни при рождении весьма значительно: 13-18 лет для мужчин и 6-10 лет для женщин. Главными проблемами были и остаются высокая смертность от внешних причин и высокая смертность от болезней системы кровообращения.

енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

Фокус проблемы

5.1

4.8

4.5

4.2

3.9

3.6

Численность населения, млн. чел.

Численность работников отрасли «Здравоохранение», млн. чел.

Рис. 1. Динамика численности населения Российской Федерации и численности работников отрасли «Здравоохранения»

Ситуация в отрасли при росте расходов (на 2,4%) и увеличении доли расходов (с 18,9 до 19,2%) на здравоохранение в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на фоне проводимых структурных преобразований (сокращении коечного фонда, дальнейшего развития стационарозамещающих видов медицинской помощи и неотложной медицинской помощи) меняется незначительно. Уровень госпитализации населения по-прежнему остается высоким (21,7 на 100 человек населения, 2007 год — 21,8), так же, как и длительность пребывания на койке (снижение менее 2%) и объем оказанной скорой медицинской помощи (снижение на 0,2%). Только в Республике Башкортостан и г. Москве сложилась оптимальная структура оказания медицинской помощи.

Продолжение роста численности работающих в сфере здравоохранения, особенно прочего персонала (включая медицинский персонал) — на 3%, является основной причиной кадрового дисбаланса в отрасли. В Российской Федерации общая численность врачей учреждений (всех форм собственности), по данным Росстата, составляет более 711,3 тыс. (50 на 10 тыс. населения), число средних медицинских работников — 1,5 млн. человек и их соотношение остается прежним. Причем уве-

личение численности работающих в учреждениях здравоохранения происходит в условиях сокращения численности населения (рис. 1).

В европейских странах обеспеченность врачами равна 29-33 на 10 тыс. населения, при этом в первичном звене здравоохранения занято 40% от всех врачей, тогда как в России при высокой обеспеченности врачами доля участковых врачей — 13% (рис. 2).

В связи с нерациональной кадровой структурой объем неэффективных расходов в 2009 году составил 84,8 млрд. рублей (рост на 20%), в том числе врачей — 17.4 млрд. рублей, прочего персонала — 67,4 млрд. рублей.

Эффективность действующей системы здравоохранения на региональном уровне остается недостаточной, объем неэффективных расходов продолжает расти (с 56,1 до 91,7 млрд. рублей за период с 2007 по 2009 годы), внедрение современных методов управления в сфере здравоохранения идет медленными темпами и не приводит к оптимизации бюджетных расходов, а удовлетворенность населения качеством медицинской помощи остается низкой и составляет 35% (в 2008 году — 33%).

Доля неэффективных расходов от общего объема бюджета субъекта РФ на здравоохранение составляет 7,6% (2007 год — 5,3%). Основная причина неэффективных рас-

№Ю Менеджер

гою

здравоохранения

Рис. 2. Число жителей на одного врача, человек

о

с

и;

Я)

о.

о

V

ч

т

ч

о.

а>

ч

о.

VD

О

Q.

0

1

О

ч

о

X

о

©

<

3

и

=г =г Ф о. m >.

Рис. 3. Число круглосуточных коек на 10 тыс. человек населения

ходов — избыточная численность персонала (особенно прочего), на которую приходится 81% от всех неэффективных расходов (2007 г. — 66%). На неэффективное управление объемами стационарной медицинской помощи приходится 15% (2007 г. — 29%), скорой медицинской помощи — 3,6% (2007 г. — 4,7%).

Выявленные неэффективные расходы в здравоохранении могли бы быть направлены на 20%-ное повышение заработной платы.

В результате оптимизации сети коечный фонд сократился на 3%, работа койки увеличилась на 1%, длительность госпитализации

снизилась почти на 2% при сохранении доступности стационарной медицинской помощи (уровень госпитализации остался прежним — 21,7 на 100 человек).

Рис. 3 позволяет сопоставить число круглосуточных коек в различных странах мира. Очевидно, что российский показатель в 2,5-3 раза превосходит аналогичные показатели в странах ЕС, США и Канады.

Объем неэффективных расходов в 2009 году в связи с нерациональным использованием коечного фонда снизился на 16,4% (14,1 млрд. рублей)

енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

Фокус проблемы

А

Рис. 4. Число выполненных вызовов скорой медицинской помощи, на 1000 человек населения

Рис. 5. Доля учреждений здравоохранения, переведенных на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат

В 2009 году скорую медицинскую помощь получили более 48 млн. чел. (на 6% меньше по сравнению с 2008 годом) (рис. 4). При этом 2,7 млн. вызовов — необоснованные (6% от всех вызовов). При первичной медикосанитарной и скорой медицинской помощи можно было бы «предотвратить» около 10 млн. вызовов медицинской помощи, которые были сделаны к хроническим больным. В результате объем неэффективных расходов в связи с использованием скорой медицинской помощи увеличился на 12,5% (3,3 млрд. рублей).

Внедрение современных методов управления в сфере здравоохранения

Перевод преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС свыше 80% учреждений осуществили всего 8 регионов (Калининградская, Тюменская, Томская, Ростовская, Пензенская области, Республика Татарстан, Пермский край, Чукотский автономный округ) (в 2007 году — 8, в 2008 году — 5) (рис. 5).

На новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, пере-

№Ю Менеджер

гою ‘

Фокус проблемы

Рис. 6. Доля учреждений здравоохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского

страхования

г. Москва — 12%

Прочие — 67%

Новосибирская область — 2%

_г. Санкт-Петербург — 5%

Ханты-Мансийский АО — 4% Свердловская область — 3%

Московская область — 3% Республика Удмуртия — 2%

Оренбургская область — 2%

Рис. 7. Доля неэффективных расходов регионов в общем объеме неэффективных

расходов в сфере здравоохранения

ведены более чем 80% учреждений в 38 субъектах Российской Федерации (в 2007 году — 6, в 2008 году — 12). В 28 регионах процесс перехода на новую систему оплаты труда не начат (рис. 6).

Переход на стандарты оказания медицинской помощи осуществлен в 13 регионах (в 2007 году — 6, в 2008 году — 12). В 24 регионах процесс внедрения не начат.

Финансирование по результатам деятельности на основании подушевого норматива на прикрепленное население — только в

11 регионах во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Финансирование по результатам деятельности по законченному случаю внедрено во всех больничных учреждениях — только в 13 субъектах Российской Федерации.

Единые информационные технологии для учета объемов и стоимости оказанной медицинской помощи используются только в 22 регионах в более чем 80% учреждений. В 16 регионах информационные технологии в практике не применяются.

енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

Фокус проблемы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 8. Доля неэффективных расходов в сфере здравоохранения

Рис. 9. Доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом,

в % от всего населения

Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере здравоохранения

Рост доли неэффективных расходов отмечен в 60 регионах. Наибольшая доля неэффективных расходов зафиксирована в Республике Тыва — 22,3% (рис. 7).

Объем неэффективных расходов в сфере здравоохранения формируется в основном за счет избыточной численности персонала, особенно прочего персонала (2009 г. — 62% от всех неэффективных расходов, 2007 г. —

52,2%), обусловленной поступлением на соответствующие должности лиц, оказавшихся в условиях финансово-экономического кризиса без работы (рис. 8).

В тех регионах, где активно используется механизм передачи на аутсорсинг немедицинских функций, отмечается снижение численности прочего персонала и соответственно неэффективных расходов (Вологодская, Калининградская, Томская, Свердловская области, Пермский, Красноярский края, Республика Чувашия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО и др.).

№Ю Менеджер

гою

здравоохранения

Низкая доля неэффективных расходов в регионах Северо-Кавказского федерального округа (республики Ингушетия, Дагестан, Чеченская) не отражает отсутствие проблем в системе здравоохранения, а свидетельствует об отсутствии учреждений здравоохранения и дефиците медицинских кадров.

Физическая культура и спорт

В России только 17% населения систематически занимаются физической культурой и спортом, что в 2-4 раза меньше, чем в ведущих странах мира (данные 2009 года Рабочей группы Комиссии Международного олимпийского комитета «спорт для всех») (рис. 9).

Прежде всего это связано с низкой обеспеченностью спортивными сооружениями. Уровень обеспеченности спортивными залами составляет 38% от норматива, плоскостными спортивными сооружениями 56%, плавательными бассейнами лишь 8%. В результате только 29% населения удовлетворены условиями для занятий физической культурой и спортом.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на физическую культуру и спорт в 2009 г. снизились почти на 3% и составили 115,4 млрд. рублей, на одного человека колеблются от 81 рубля в Орловской области до 4,3 тыс. рублей в Тюменской области (среднее значение — 708 рублей).

Наилучшие показатели оснащения спортивными сооружениями имеют Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Пензенская, Белгородская, Омская области, Республика Мордовия, в которых уровень удовлетворенности населения условиями для занятий физической культурой и спортом составляет 35-52%.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

В целях повышения эффективности деятельности системы здравоохранения необходимо:

• сбалансировать объемы оказания амбулаторной, скорой и стационарной медицинской помощи;

• оптимизировать кадровый состав работников учреждений здравоохранения;

• ускорить переход на одноканальное финансирование медицинских организаций;

• активнее использовать механизм аутсорсинга;

• ускорить внедрение системы оплаты труда, ориентированной на результаты деятельности;

• обеспечить повсеместное применение стандартов оказания медицинской помощи;

• обеспечить расширение самостоятельности бюджетных учреждений и создать условия для расширения организационно-правовых форм организаций здравоохранения;

• развивать государственно-частное партнерство;

• повсеместно обеспечить внедрение единых информационных технологий для учета объемов и стоимости оказанной медицинской помощи.

Реализация указанных рекомендаций позволит сократить неэффективные расходы, повысить качество и объемы предоставляемых услуг, высвободить внутренние резервы для повышения заработной платы работников и модернизации инфраструктуры, расширить возможности учреждений здравоохранения по оказанию дополнительных услуг.

енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.