УДК: 338.23
Султонов С.Н. старший преподаватель Университет экономики и педагогики
Узбекистан
РЕФОРМЫ ДЛЯ РАВЕНСТВА: УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Аннотация. Статья рассматривает различные направления совершенствования реформ, нацеленных на улучшение условий жизни населения и снижение уровня доходного расслоения в стране. В статье анализируются текущие проблемы, предлагаются конкретные меры и рекомендации по повышению социальной защищенности граждан и сокращению разрыва между богатыми и бедными слоями общества.
Ключевые слова: трансферты, прогрессивные налоговые ставки, частный сектор, распределение доходов.
Sultonov S.N. senior teacher University of Economics and Pedagogy
Uzbekistan
REFORMS FOR EQUALITY: IMPROVING QUALITY OF LIFE
Annotation. The article examines various areas for improving reforms aimed at improving the living conditions of the population and reducing the level of income stratification in the country. The article analyzes current problems, proposes specific measures and recommendations to improve the social security of citizens and reduce the gap between rich and poor sections of society.
Key words: transfers, progressive tax rates, private sector, income distribution.
Введение. Социальное расслоение населения характерно для любой рыночной экономики, и в условиях социально ориентированной рыночной экономики государство берет на себя задачи по снижению неравенства доходов и обеспечению социального равенства на нормативном уровне в целях повышения благосостояния населения. Решение вопросов распределения и перераспределения доходов касается не только нуждающихся, но и «богатых».
Социально-политическое не только обеспечивает комфортный уровень жизни малообеспеченных слоев населения, но, прежде всего, регулярно развивающееся общество вырабатывает практический и эффективный механизм поддержания устойчивого баланса между его
группами с разным уровнем потребления и, соответственно, разный уровень жизни.
Одной из основных целей социальной политики является обеспечение и поддержание сбалансированного состава групп населения с различным уровнем потребления и жизни. Также социальная политика:
- обеспечение «умеренного» уровня жизни каждого человека согласно отчету о перераспределении доходов;
- направление населения на реализацию мер социальной поддержки социально незащищенных групп населения, отдельных семей и отдельных лиц.
В Республике Узбекистан, используя данные переписи населения при анализе и мониторинге целей устойчивого развития, первой национальной целью является снижение уровня бедности населения во всех местах. «Темир Дафтар» ставит целью организовать регулярную работу с каждым человеком индивидуально. и систематически по финансовой помощи и семьям, нуждающимся в помощи, включая создание совершенно новой системы:
«Женская тетрадь» — опрос женщин и молодых людей, имеющих потребность и желание в социальной, экономической, юридической, психологической поддержке, знаниях и профессиональной подготовке.
Система труда «Махаллабай» обеспечивает финансовую поддержку реализации предпринимательской инициативы молодежи и женщин, обеспечивая занятость населения прибыльной работой.
Паспорт микрорайона - сводные таблицы, содержащие основные сведения о расположенных в микрорайоне домах, составе проживающего в них населения, объектах социальной сферы, имеющихся ресурсах, земельных участках, пустующих зданиях и сооружениях, объектах инфраструктуры, а также действующих предпринимателях.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 декабря 2017 года № 1011 «О совершенствовании методики определения количества лиц, нуждающихся в трудоустройстве, в том числе проведения исследований по вопросам занятости населения, а также формирования баланса трудовых ресурсов, занятости и занятости населения» эффективен. Для достижения стабильного и всеобъемлющего экономического роста, основанного на увеличении занятости и обеспечении мужчин и женщин достойной работой, мы можем видеть в качестве примера, что уровень безработицы в настоящее время составляет 10,5%, Молодежь 17,0%, Женщины 13,7%.
Наиболее альтернативным способом для каждой страны, проводящей социальные реформы, обеспечить социальное равновесие и уменьшить неравенство доходов населения и тем самым повысить благосостояние населения является повышение занятости населения. В нашей стране вопрос
обеспечения занятости населения решается за счет создания новых рабочих мест за счет развития предпринимательства.
Литературный обзор. Решением Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2017 года № PQ-3182 «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего социально-экономического развития регионов» в совершенствовании реформ по снижению расслоения населения по доходам определены все приоритетные направления, пять направления развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах более 20 законов, принятых в рамках практической реализации Стратегии действий по приоритетному направлению, обеспечение безусловной, своевременной и качественной реализации мер, предусмотренных более чем 20 законами, более 180 указами и более 450 постановлениями Президента Республики Узбекистан, принятыми в рамках практической реализации Стратегии действий. по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах считается важным условием достижения целей на современном этапе.
Постановление Президента Республики Узбекистан от 23.01.2023 о дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Торгово-промышленной палаты в соответствии с Постановлением № PQ-15
1) защита прав предпринимателей.
2) разработка программ по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.
3) поддержка предпринимательства.
4) образование предпринимателей и подготовка кадров.
5) взаимное сотрудничество с государственными органами.
6)определяется привлечение внешнеэкономической деятельности и инвестиций.
Венецкий И.Г. Математические методы в демографии. - М., 1971., Методы демографического моделирования широко используются при анализе и прогнозировании процессов воспроизводства. Они описывают изменение численности населения или изменение составляющих его развития. Демография включает модели постоянного и стабильного населения в виде демографических таблиц, а также численные модели демографических процессов для гипотетического поколения, Также широко используются стохастические модели (спроса) и Хокозо. Современный этап развития демографических знаний характеризуется бурным развитием методов и приемов математического моделирования. В частности, расширяются возможности использования этих знаний в практике социального управления, все эти методы основаны на общественном взгляде на определенный демографический феномен.
Поэтому в методологии демографии большое значение имеют методы анализа и изучения количественных измерений демографических явлений. Половозрастная пирамида использовалась для наглядного отображения
половозрастного состава населения. Для этого вертикальная ось разделена по возрасту, слева - мужчины по возрасту, справа - женщины по возрасту. За единицу измерения принято пять лет.
Взгляды на налоги исторически формировались под влиянием объективных и субъективных факторов. Изменение и совершенствование налоговой системы основывалось на том, что вид, размер и способы взимания налога были разными. Налоги являются одним из основных источников финансирования всех сфер государственной деятельности и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.
Некоторые экономисты трактовали налоги как средство распределения и перераспределения национального дохода: «Налоги представляют собой форму присвоения части национального дохода в процессе распределения и перераспределения». Н.И.Тургенев в своей книге «Опыт теории налогов» (1818) утверждает, что «Успехи просвещения сказывались и на совершенствовании налоговой системы в зависимости от степени их благотворного воздействия на обычаи народа», «... налоги
появились вместе с приобретением знаний и стали его символом.... О
распространении информации среди народа в зависимости от способа назначения, распределения и сбора налогов; о его богатстве можно думать в зависимости от суммы собранных налогов, которые являются двумя основными характеристиками, означающими знание и просвещение» из этих слов мы можем еще раз убедиться, что налоги считаются древними финансовыми институтами и возникли с появлением государства. Научный электронный журнал налоговых органов государственной власти "Экономика и инновационные технологии". № 2, март-апрель 2017 г. № 2, 2017 г. www.iqtisodiyot.uz 4 и послужили источником материальной поддержки для выполнения стоящих перед ними задач. С развитием государства его задачи и функции приобретали новые черты. Шотландский экономист Адам Смит (1723-1790) впервые изложил принципы налогообложения в своей книге «Причины и природа богатства народов» (1776).
В свою очередь, Д. Рикардо, развивший в определенной степени теорию налогов, созданную А. Смитом, объяснил природу налогов тем, что «Налоги представляют собой часть земельных продуктов и труда страны, подпадающих под власть власти». правительства, и в конечном итоге они выплачиваются за счет капитала или за счет доходов страны». Другое приемлемое определение дает С.Г. Пепеляев: «Налог является единственной формой отчуждения имущества физических и юридических лиц в целях обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти, определяемой законом на основе обязательства, исключительно объективного, невозвратного, предусмотренного государством. принуждение и не имеющее характера наказания или пособничества». По мнению профессора Д.Г. Черника, «налоги отражают обязательные сборы,
взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по законодательно установленным ставкам». Ш. Гатаулин на вопрос «...что такое налоги, зачем они нужны» отвечает следующим образом: «Налоги являются основным источником государственных расходов, средством регулирования экономики и стабилизации доходов. «Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета и важным инструментом управления экономикой». Следует отметить, что, по мнению профессора О.Олимжонова, если налоги определить следующим образом, то сущность налогов будет раскрыта более широко и адекватно. "Налоги -это платежи, которые в принудительном порядке взимаются с физических и юридических лиц по усмотрению государства в целях удовлетворения потребности государства и общества в денежных средствах в размере и в сроки, определенные законом". Научный электронный журнал «Экономика и инновационные технологии». №2, март-апрель 2017 г. Если обратить внимание на мысли о налогах, то они в основном рассматриваются как средство наполнения государственной казны, формирования и развития экономические мысли, они оцениваются на основе их финансового аспекта.
Теории западных экономистов основаны на концепции английского экономиста Дж. М. Кейнса. Согласно концепции, налоги, помимо своей фискальной функции, имеют функции регулирования экономики, стимулирования и управления доходами, эти функции налога возникают из необходимости использования его как средства регулирования экономики и обеспечения устойчивого экономического развития. рост.
Представитель неокейнсианского направления Л. Харротт, Н. Калдор, А. По мнению Хансена и П. Самуэльсона, налоги имеют функцию регулирования экономики. Они считают, что эту функцию можно выполнить, изменяя налоговые ставки и предоставляя различные льготы. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налоги стары как мир, причиной их возникновения было то, что местный полководец взимал плату с купцов и путешественников, когда они проходили через реку или гору на его территории». 1. Налоги и сборы являются обязательными, при которых государство забирает часть доходов налогоплательщика в качестве обязательного отчисления в бюджет. Данное обязательство реализуется на основании положений Налогового кодекса, утвержденного Олий Мажлисом. Итак, знак обязательства юридически гарантируется государством. 2. Налоги поступают в казну государственного бюджета. Но другие виды выплат в сбережения не отражают налоговых отношений. Научный электронный журнал «Экономика и инновационные технологии». №2, март-апрель 2017 г. №2, 2017 г. www.iqtisodiyot.uz 3. Налоги фиксированы и находятся в постоянном движении. Исторически сложилось так, что существуют налоги, которые остаются неизменными на протяжении веков. Чем глубже ее научная основа, тем прочнее и неизменнее она действует на протяжении многих лет.
4. Сумма налога, уплаченная государству, не возвращается плательщику полностью, то есть является неравным денежным платежом. Налоги являются основным финансовым источником, из которого собирается часть созданного обществом продукта для формирования. Доходы государственного бюджета в течение длительного периода времени. Также налоги являются одним из основных финансовых ресурсов, необходимых для реализации всех общегосударственных мероприятий государства и являются основным средством экономического развития страны и реализации указанных реформ.
В условиях модернизации экономики в Налоговом кодексе определены налоги, взимаемые в определенных размерах, регулярные, невозвратные и неизбирательные, обязательные денежные платежи, направляемые в бюджет. Итак, налоги - это деньги, поступающие в бюджет и обязательные отношения, определенные законом. Обязательство по уплате налогов предусмотрено правовыми и нормативными законами, утверждаемыми Олий Мажлисом.
Следовательно, налогоплательщики не имеют права не платить налоги, скрывать объект налогообложения, занижать сумму налога. Мы знаем, что конкурентная рыночная система направляет ресурсы на производство товаров и услуг, которые нужны обществу больше других, и именно на эту деятельность негативно влияет механизм косвенного налогообложения.
Методология исследования. При написании данной статьи были использованы данные переписи населения Республики Узбекистан, анализа и мониторинга целей устойчивого развития, текущие показатели торгово -промышленной палаты, агентства по статистике, ставки налогов, а также ученых, проводивших научные исследования в эти области широко использовались в пособиях.
Анализ и обсуждение результатов. В результате проведенной в 2023 году работы, по наблюдениям за 16 тысячами домохозяйств, проведенным Агентством по статистике, уровень бедности в нашей стране снизился до 11,0% к концу 2023 года.
В нашей стране бедность снизилась на 3,1 процента по сравнению с прошлым годом, а уровень бедности по итогам 2022 года составит 14 процентов. Снижение уровня бедности зафиксировано во всех регионах, включая Сырдарьинскую (с 19,5% до 13,8%), Андижанскую (с 17,4% до 11,9%) и Каракалпакстанскую (с 19,9% до 13,7%) области.
Минимальные изменения выявлены в городе Ташкенте (с 8,5% до 7,9%), Бухарской (с 11,9% до 11,8%), Кашкадарьинской (с 12,7% до 11,5%) областях.
Для справки: в 2023 году обеспечено 4,1 млн человек, в том числе 2,3 млн на постоянной и сезонной работе, 112,8 тыс. на оплачиваемых общественных работах, 1,6 млн на самозанятости;
С помощью помощников мэра 241,3 тысячам горожан были выделены земли в аренду;
- в рамках программы «20 тысяч предпринимателей и 500 тысяч квалифицированных специалистов» Подписание договоров о сотрудничестве с 6745 субъектами хозяйствования для обеспечения благосостояния 455 тысяч жителей;
- также 10 трлн на 472 тыс. семейных бизнес-проектов. льготных кредитов и 356 миллиардов сумов для 73 тысяч безработных граждан. Распределение средств субсидии;
- В результате реализации 51 тыс. микропроектов на основе добрососедства создано 206 тыс. новых рабочих мест;
- 181 тысяча безработных граждан обучены профессиям и созданы 183,8 тысячи новых хозяйствующих субъектов;
- исходя из уровня инфляции, значение MIX (минимальных потребительских расходов), рассчитанное на 2024 год, составило 621 тыс.сум:
- за счет создания «Индивидуальных программ» для малоимущих семей в 2023 году из 208 тысяч семей выведены из бедности 873 тысячи членов семей, а в 2024 году планируется вывести из бедности 150 тысяч семей (и 700 тысяч членов их семей) бедность.
В условиях рыночной экономики определенная часть трудовых ресурсов занята в неформальном секторе. В определенном смысле обеспечение занятости в неформальном секторе не защищает социальные права работников. В результате сотрудники не охвачены системой социальной защиты. (пенсия, право на льготы, больничные и декретные отпуска). Дальнейшее сокращение неформальной занятости и легализация существующей занятости является важным фактором, особенно среди начинающих предприятий.
Существующие проблемы на рынке труда, в том числе: опережающее развитие трудоемких отраслей и предприятий, особенно в сельской местности, в условиях роста территориальной и межотраслевой мобильности рабочей силы, создание правовых основ для увеличения занятости за счет Легальный и социально защищенный электронный экспорт трудовых ресурсов является важным фактором повышения благосостояния населения.
Кроме того, целесообразно создание широкомасштабных условий для производства других видов аналогичной продукции с учетом дополнительных доходов действующих хозяйствующих субъектов на основе их опыта. Необходимо расширить количество новых рабочих мест путем предоставления льготных кредитов работникам, имеющим регулярный стаж работы 3-5 лет и обладающие достаточной квалификацией и опытом начала новой предпринимательской деятельности с использованием своей квалификации.
В зависимости от демографического положения населения, в зависимости от вида продукции, выращиваемой в хозяйствах населения в населенных пунктах, целесообразно строить предприятия и фирмы в районах, близких к населению, для увеличения доходов населения за счет переработка и упаковка продукции, выращенной населением.
Масштабное развитие сферы услуг в регионах с высокой безработицей населения требует создания мелких филиалов крупных профессиональных предприятий по производству продукции в регионах с высокой безработицей.
В целях снижения уровня расслоения населения по доходам в нашей стране установлены прогрессивные ставки налогообложения доходов физических лиц. При прогрессивных налоговых ставках по мере увеличения дохода, то есть налоговой базы, растут и ставки. Прогрессивная ставка налога бывает простой и сложной, в простой форме ставка налога увеличивается для всех частей дохода, а в сложной форме доход налогоплательщика делится на части, и к каждой части применяется соответствующая ставка налога этого.
Выводы и предложения. В нашей стране налоги на доходы физических лиц взимаются посредством сложных прогрессивных налоговых ставок, что приводит к снижению налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения и увеличению их располагаемых доходов. Лица с высокими доходами облагаются подоходным налогом по более высоким ставкам только на увеличенную часть своего дохода. Таким образом можно сократить разницу между доходами высокодоходных и низкодоходных слоев населения, не ограничивая при этом рост доходов населения.
Реформы во всех сферах, направленные на улучшение условий жизни населения и снижение уровня доходного расслоения в нашей стране, сегодня приносят свои плоды, и сегодня уровень доходного расслоения населения доведен до нормативного уровня. Учитывая сложившуюся ситуацию с доходным расслоением населения, в целях дальнейшего снижения уровня неравенства доходов, увеличения денежных доходов населения и обеспечения социальной защиты особое внимание следует уделить следующему:
- постоянно повышать занятость населения;
- создать рабочие места за счет дальнейшего развития предпринимательства и принять меры по вовлечению населения в предпринимательство;
- усилить социальную защиту занятых в них работников путем легализации деятельности субъектов неформального сектора:
- расширение возможностей резидентов использовать собственное имущество и движимые имения в предпринимательской деятельности и получать доходы;
- обеспечить социальные трансферты слоям населения, нуждающимся в социальной защите, и проиндексировать их размер;
- проведение разумной налоговой политики в отношении доходного имущества населения в целях недопущения выплаты доходов и имущества по усмотрению отдельных групп населения.
Использованные источники:
1. Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 8 августдаги «Худудларнинг жадал ижтимоий-иктисодий ривожланишини таъминлашга доир устувор чора-тадбирлар тугрисида»ги П^-3182-сон карори.
2. Узбекистон Республикаси Президентининг 23.01.2023 йилдаги Савдо-саноат палатаси фаолиятини янада такомиллаштириш буйича кушимча чора-тадбирлар тугрисида карори П^-15-сон карорига мувофик
3. Венецкий И.Г. Математические методы в демографии. М., 1971.
4. Колесникова М.И. Социально-экономическая статистика. - М.: 000 Новое знание, 2002.
5. Ниязметов И. Солик юкини оптималлаштириш: назария, услубият ва амалиёт. Монография. - Тошкент: Молия, 2016. - 192 б.
6. Темур тузуклари. Т.: Чулпон, 1991 й. 98 б.
7. Улмасов А., Шарифхужаев М. Иктисодиёт назарияси. Т.: "Мехнат", 1995 й. 377-б.
8. Тургенев Н.И. Солик назарияси тажрибаси. - Санктпетербург - 1818 й.
9. Рикардо Д. Сочинения Т. I. Начало политической экономики и налогового обложения. Пер. с англ. - М.: Госполитиздат, с 360.
10. Пепеляев С.Г. Основый налогового права. М.: 1995, с 496.
11. Политическая экономия. Тольковый словарь. М.: Политиздат, 1990. с 330.
12. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике//Финансы. - 1992. - №3 с 161.
13. Гатаулин Ш. Соликлар ва соликка тортиш. Т.: 1996 й.
14. Жураев А., Мейлиев О., Сафаров F. Солик назарияси. Укув кулланма. -Т.: Тошкент Молия институти, 2004. - 166 б.
15. Паркинсон С. Закон и доходы. - М.: ПКК. Интерконтакт, 1992 - с 100.
16. http: //treasury.gov/about/budgetperformance/FY14Factsheet.pdf
17. http://minfin.gov.kz/irj/
18. http://bundesfinanzminister ium.de/Web/EN/Issues/
19. http://mf.uz сайтлари маълумотлари