Научная статья на тему 'Методологические подходы налогообложения: особенности и тенденции развития'

Методологические подходы налогообложения: особенности и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теории налогообложения / налоговая политика / мировой финансовоэкономический кризис / макроэкономические задачи / экономический рост / taxation theory / fiscal policy / world financial economic crisis / macroeconomic issues / economic growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Сергей, Иногамов Самигжон

В статье рассматриваются методологические подходы налогообложения, содержание основных налоговых теорий. Раскрыты их основные особенности и тенденции развития. В заключении обоснованы рекомендации по совершенствованию методологических основ налогообложения и их использованию в экономике Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO TAXATION: SPECIFICS AND DEVELOPMENT TRENDS

The article is dedicated to examine the methodological approaches of taxation, content of the main taxation theories. Main features and trends of taxation development disclosed. In conclusion recommendations to improve the methodological bases of taxation and their use in the economy of Uzbekistan justified.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы налогообложения: особенности и тенденции развития»

Воронин С.,

главный научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований, доктор экономических наук; Иногамов С.,

младший научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ВОРОНИН С., ИНОГАМОВ С. СОЛИЦЦА ТОРТИШ МАСАЛАЛАРИГА МЕТОДОЛОГИК ЁНДАШУВ: ХУСУСИЯТЛАРИ ВА ТАРАЦЦИЁТ ЖАРАЁНЛАРИ

Мак,ола асосий солик,к,а тортиш назариялари мох,иятлари, солик,к,а тортишнинг мето-дологик ёндашувларини урганишга баFишланган. Уларнинг узига хос хусусиятлари ва ри-вожланиш тенденциялари очиб берилган. Хулоса сифатида солик,к,а тортиш методологик асосларини такомиллаштириш ва уларни Узбекистан ик,тисодиётида куллаш буйича та-клифлар келтирилган.

Таянч иборалар: солик,к,а тортиш назарияси, солик, сиёсати, халк,аро молиявий-ик,тисодий инк,ироз, макроик,тисодий масалалар, ик,тисодий усиш.

ВОРОНИН С., ИНОГАМОВ С. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются методологические подходы налогообложения, содержание основных налоговых теорий. Раскрыты их основные особенности и тенденции развития. В заключении обоснованы рекомендации по совершенствованию методологических основ налогообложения и их использованию в экономике Узбекистана.

Ключевые слова: теории налогообложения, налоговая политика, мировой финансово-экономический кризис, макроэкономические задачи, экономический рост.

VORONIN S., INOGAMOV S. METHODOLOGICAL APPROACHES TO TAXATION: SPECIFICS AND DEVELOPMENT TRENDS

The article is dedicated to examine the methodological approaches of taxation, content of the main taxation theories. Main features and trends of taxation development disclosed. In conclusion recommendations to improve the methodological bases of taxation and their use in the economy of Uzbekistan justified.

Keywords: taxation theory, fiscal policy, world financial economic crisis, macroeconomic issues, economic growth.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

Проблемы, связанные с развитием экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса, усиления конкуренции, нестабильности мировых рынков, обуславливают необходимость повышения эффективности фискального механизма, одним из важнейших элементов которого является система налогообложения. На всем протяжении развития мировой экономики действие фискальных инструментов существенно изменялось в зависимости от роли государства и установленных им приоритетов.

Выступая на заседании Кабинета Министров, посвященного итогам развития страны в 2014 г. и важнейшим приоритетам экономической программы на 2015 г., Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отметил, что «Поддержание высоких темпов экономического роста будет обеспечиваться последовательной реализацией взвешенной, глубоко продуманной налоговой и денежно-кредитной политики, направленной на снижение налоговой нагрузки в экономике, повышение ее стимулирующей роли в деятельности хозяйствующих субъектов»1. Это подчеркивает важность и актуальность совершенствования методологических подходов налогообложения для экономики Республики Узбекистан.

По мнению авторитетных экономистов-практиков, «основным рычагом фискальной политики государства является налоговая политика, представляющая собой комплекс мер в области изменения налоговых ставок, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических

1 Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 17 января 2015 г.

задач»2. Существенная роль налоговой политики в экономике заключается в том, что от ее инструментов во многом зависит качество и темпы экономического роста.

На различных этапах общественного развития использовались различные стратегии регулирования экономики, среди которых выделяются два крайних варианта (либеральный и командно-административный), а также находили широкое применение смешанные подходы, использующие в своем арсенале действие отдельных инструментов из данных стратегий. В первом случае аргументы специалистов сводятся к тому, что экономика основывается на полной самостоятельности хозяйствующих субъектов и господстве рыночных отношений. Во втором случае развитие экономики определяется единым центром, а производственные и другие субъекты лишены самостоятельности и подчиняются административно-командным решениям государственных структур. В зависимости от принятой стратегии и сложившейся формы управления государством изменялась роль и место различных используемых фискальных инструментов.

Анализ источников показывает, что в течение тысячелетий существования налогов они неизменно находились под пристальным вниманием государства и всех слоев общества. Это связано с тем, что на-

2 Моделирование влияния изменения налоговых ставок на макроэкономические индикаторы. Доклад, подготовленный группой экспертов под руководством Г.К.Саидовой. - Программа развития ООН. Ташкент. 2006. -С. 7.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

логи - это утвержденные на законодательном уровне вычеты из доходов физических и юридических лиц, основной источник доходов государства и эффективный инструмент перераспределения материальных благ. Помимо этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для воздействия государства на экономический рост, его темпы, динамику и структуру. Налоговая политика в состоянии ускорить какие-либо процессы, либо замедлить их динамику.

Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В развитии методологии взимания налогов обычно выделяют три крупных этапа.

На начальном этапе развития, от древнего мира до средних веков, государство еще не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Законодательный или представительный орган власти утверждал лишь общую сумму средств, которую желает получить государство, а сбор налогов поручался администрации города или общине. Сбор налогов обычно осуществлялся через так называемых откупщиков.

Постепенно налоги расширяли свои функции. Так, уже в Римской империи и Византии налоги выполняли не только фискальную функцию, но и приобретали роль дополнительного стимула для развития различных сфер деятельности. Налоги в этот период стали вноситься уже деньгами, а не «натурой» (зерном, животными, мехами и др.). Чтобы получить деньги, население было вынуждено производить излишки продукции для продажи. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

На следующем этапе (XVI - начало XIX вв.) развивается сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет на себя часть функций, связанных с налогообложением: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. В европейских странах в XVП-XVШ вв. стало формироваться административное государство, создававшее соответствующий аппарат и вводящее достаточно рациональную налоговую систему из прямых и косвенных налогов. В этом периоде началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф.Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен принести столько же и даже больше, чем все другие налоги...». Известный английский экономист Уильям Пети (16231687) обосновал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения, которые нашли свое отражение в последующих годах.

Знаменитый французский философ и экономист XVШ-XIX веков Д.Рикардо (17721823) отмечал, что «.великое зло налогового обложения заключается не столько в том, что оно падает на те или другие объекты, сколько в его действии, взятом в целом.»1. Его труды также были широко использованы последователями при развитии теории налогообложения, в частности, ее принципов и инструментов.

В дальнейшем практика налогообложения развивалась строго в соответствии с теорией. Так, назначенный в 1769 г. министром финансов Франции аббат Тэрре, отдавал предпочтение косвенным налогам. Он исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены. Скот должен

1 Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. М.: Издательство полит. литературы, 1955. С.130-131.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

облагаться очень незначительно, вино -немного больше, грубые ткани - очень мало, а предметы роскоши - очень высоко и так далее1. Так зарождались налоги на потребление с точки зрения формирования социальной политики.

В те же годы (последняя треть XVIII в.) уже создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ А.Смит (1723-1790). Именно он в опровержение известного высказывания Ф.Аквинского2 подчеркнул, что «налоги для того, кто их выплачивает -признак не рабства, а свободы». В 1776 г. вышла книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней известный экономист-классик вывел четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели и до нашего времени3:

1. Принцип справедливости - утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами, соразмерно их доходам.

2. Принцип определенности - требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности - предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии - заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. были заложены основы современного государства, про-

1 Барулин С.В. Теория и история налогообложения. М. 2006.

2 Ланин Б.Е. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. - М.: «Прогресс», 1992.

3 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М: «Соцэкгиз», 1962.

водящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Выдающийся экономист А.Смит впервые разработал теорию государственных финансов. Он определил ее как упорядоченное и систематическое изъятие части доходов хозяйствующих субъектов в пользу государства и обосновал, что рыночная система сама способна обеспечить полное использование ресурсов без вмешательства государства. При этом он подчеркивал важность формирования оптимального уровня налогообложения, отмечая, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей. На освобожденные от налогообложения средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от необходимости принуждения и расходов на сборы налогов.

Идеи А.Смита послужили основой для формирования популярной экономической школы, названной «классической теорией». Однако, в этой теории роль налоговой политики сводилась только к фискальной функции, а в достижении экономического роста является незначительной. В дальнейшем данная теория получила дальнейшее развитие в трудах представителей «неоклассической теории». В его модели государству отводится косвенная роль в регулировании экономических процессов. Государство является дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике, не учитывая важности бюджетно-налоговой политики, неоклассики полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

полную занятость и устойчивый рост национального богатства1.

Современный этап развития налогов характеризуется тем, что государство уже берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Складывающаяся на этом этапе система налогообложения стала включать в себя достаточно налаженный административный аппарат и характеризовалась расширением данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что повышало ее эффективность.

На этом этапе дальнейшее развитие получает школа неоклассической теории, в которой широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм. Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Решающую роль в этом сыграли разработки американского экономиста А. Лаффера, известные под названием «кривой Лаффера». В ходе неоконсервативных налоговых реформ в США, которые прошли под влиянием идей «экономики предложения» в 1980-1990гг., предельные ставки подоходных налогов были снижены до уровня 20-40 %, что оказало позитивное влияние на экономику2.

Другим важным аспектом данной теории является обязательное сокращение го-

1 Блауг М. Неоклассическая теория денег, процента и цен. / Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: «Дело», 1994.

2 Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. / Кол. авт.; под ред. А.Г.Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. 6-е

изд., испр. и доп. - М.: «КНОРУС», 2006.

сударственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Согласно данной теории, для стимулирования экономического роста необходимо всемерно поощрять не спрос, а предложение товаров и услуг. Для оценки «разумности» уровня налогообложения «post factum» используется критерий эластичности налоговой системы. Согласно мнению сторонников этой теории, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы нивелировать инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала и обеспечивать развитие производства, т.е. чтобы налоги были не тяжким бременем для налогоплательщиков, а стимулом для развития экономики.

Теория монетаризма, появившаяся в 1960-1970 годах, была обоснована американским экономистом, профессором Чикагского университета М.Фридманом (19122006), приверженцем идеи свободного рынка. Его теория предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием массы денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов. Отдельные представители этой теории утверждали, что только деньги имеют значение для экономики, а фискальная политика не имеет большой роли в регулировании экономики3.

Как показывает практика, использование «классической модели» и ее различных направлений не всегда сопровождалось долговременными положительными результатами развития экономики (Бразилия, Аргентина, Мексика, Россия, Кыргызстан и другие страны с переходной экономикой). Поэтому, с усложнением экономических

3 Фридман М. Основы монетаризма. - М.: ТЕИС, 2002.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

отношений, происходящих в обществе, а также действия объективных циклических процессов, в экономической науке возникла потребность в корректировке «классического учения», выделении роли государства, определении его влияния на экономику.

В конце 30-х годов прошлого столетия в мировой научной мысли появляется кейн-сианская теория занятости, как направление «институционализма», доминирующее в макроэкономической теории и политике в течение 1950-1960 годов. Основной тезис представителей данной теории заключается в том, что рыночная система не конкурентна, подвержена макроэкономической нестабильности и требует принятия фискальных мер регулирования со стороны государства. Дж.Кейнс, основатель этой теории, был сторонником прогрессии в налогообложении, поскольку считал, что такая налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений1. В разные годы к этой школе принадлежали П.Самуэльсон, Ф.Модильяни, Р.Солоу и другие известные экономисты.

Эволюция методологических подходов налогово-бюджетной политики показывает, что управление расходами и налогообложение уже нельзя считать изолированными явлениями. Они должны целиком вписываться в систему макроэкономического регулирования экономики и быть способным в полной мере учитывать динамику процесса и его часто меняющиеся потребности. Позитивным моментом является то, что новые методы предполагают серьезные аналитические усилия2. Научное обоснование стратегии налогово-бюджетной политики, перспективное планирование

1 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. /Пер. с англ. проф. Н.Н.Любимова; под ред. д.э.н., проф. Л.П.Куракова.- М.: Гелиос АРВ, 2002.

2 Tarschys, Daniel. From Expansion to Restraint: Recent Developments in Budgeting. Public Budgeting and Finance. Vol.6 (Autumn 1986). P.26.

расходов государственного бюджета, разработка прогноза и сценариев его формирования, постепенно входит в арсенал финансовых органов.

В то же время, анализ существующих теорий и методов налогообложения и управления расходами свидетельствует о наличии ряда проблем. Так, по мнению известного экономиста А.Премчанда, «в отличии от коммерческого сектора государственные организации оказались неспособны прийти к общему согласию как в рамках правительства, так и вне их и выработать стратегию реализации программ. Сплошь и рядом о ресурсных потолках не сообщается или они изменяются без особых объяснений; не успев опробовать старые методы, нередко вводятся новые. Подобная непоследовательность вряд ли сможет вселить уверенность в администраторов или в кого бы то ни было еще. А управление сокращением бюджетных расходов требует полной поддержки и участия ведомств, занимающихся практической деятельностью на местах.»3. Налогово-бюджетная (фискальная) политика должна быть направлена на достижение макроэкономических целей соответствующей страны, включая обеспечение занятости, роста производства, стабильности цен и равновесия платежного баланса. При этом бюджет является основным инструментом определения параметров и проведения фискальной политики4.

Можно согласиться с мнением экономиста в том, что «когда контроль в своем развитии переходит с позиции невмешательства к командной системе, затем к постоянному вмешательству и увенчивается централизацией некоторых функций (например, платежей), управление сокращением расходов становится как бы уделом немногих». В этих условиях становится

3 Премчанд А. Управление государственными расходами. МВФ. Вашингтон, 1994. -С. 88-89.

4 Премчанд А. Управление государственными расходами. МВФ. Вашингтон, 1994. -С. 268.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

сложным достигнуть повышения эффективности налогово-бюджетной политики и оптимизации расходов государственного бюджета. Данное утверждение подтверждается опытом проведения налогово-бюджетной политики многих стран на рубеже ХХ-ХХ1 столетия, а также за годы последующего развития мировой экономики.

После приобретения независимости, начиная с 1992г., в Узбекистане формируется собственная модель налогообложения, которая периодически трансформируется в зависимости от установленных приоритетов развития национальной экономики.

В своем развитии методологические подходы налогообложения, используемые в соответствии с принятыми налоговыми теориями, существенно трансформировались. Представляет интерес исследование особенностей налоговых теорий по крупным направлениям развития методологии (табл.1).

На основе данных теорий в мировой экономике сформировались различные концептуальные модели налоговой системы, среди которых выделяются:

Англосаксонская модель, которая ориентирована на обложение деятельности прямыми налогами, причем основное налоговое бремя несут налогоплательщики - физические лица. Доля косвенных налогов (НДС, налога с продаж, акцизов) незначительна. За англосаксонской правовой системой прочно закрепилось понятие «некодифицированной», в отличие от государств с континентальной правовой системой, где эта проблема разрешилась принятием налоговых кодексов. Тесное переплетение всех форм права, максимальная детализация содержащихся в них правовых норм и принципов налогообложения обусловило особенность этой модели. Требованиям данной модели придерживается большая часть стран, среди которых Великобритания, Ирландия, Австралия.

Евроконтинентальная модель, характеризующаяся высокой долей отчислений на социальное страхование, которые с наибольшей вероятностью можно отнести к налоговым платежам. Это объясняется социально-ориентированной политикой, проводимой западноевропейскими странами. Например, в Германии поступления от отчислений на социальное страхование превышают 45%, причем этот показатель практически не менялся с 1988 года. Значительна также доля косвенных налогов (в частности, НДС), которые в несколько раз превышают поступления прямых налогов и составляют не менее 22% общих доходов бюджетов. Данная система используется в Нидерландах, Франции, Швеции, Норвегии.

Латиноамериканская модель, предусматривающая сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги лучше защищают бюджет от негативных последствий инфляции, поэтому они и составляют основу налоговой системы. Так ряд латиноамериканских стран ориентирован на преобладание косвенного налогообложения, с целью защиты бюджета от воздействия инфляции. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем прямые налоги. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и усложненной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в более передовых. Таким образом, доля косвенных налогов в таких странах как Боливия, Чили и Перу составляет 42%, 46% и 49% соответственно.

Смешанная модель налоговой системы, которая сочетает в той или иной мере черты описанных выше моделей. Применение этой модели обусловлено диверсифицика-цией налоговых источников и обеспечением стабильности налоговых поступлений в государственный бюджет страны. Исходя из общепринятых критериев, к их числу принято относить налоговую систему Италии, где

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

Таблица 1. Основные теории налогообложения и их характеристика1

Наименование Содержание и особенности теорий

Теория обмена Через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения агрессора, поддержанию порядка и т.д. В данном случае налогообложение имеет возмездный характер.

Атомистическая теория Налоги являются ценой, за которую покупается общественный мир.

Теория наслаждения Налоги есть цена, уплаченная гражданином за получаемые им от общества наслаждения.

Теория налога как страховой премии Налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государства на случай наступления какого-либо риска.

Теория жертвы Граждане при уплате государству налога приносят жертву. Люди терпят большие лишения, уплачивая большие суммы налогов.

Классическая теория Налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства.

Кейнсианская теория Налоги являются основным рычагом регулирования экономики.

Монетаристская теория Регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение. Налоги не являются регулятором экономики.

при значительном удельном весе косвенных налогов высока доля прямых налогов (около 36%). Аналогичная ситуация наблюдается в Аргентине, Австрии и Испании.

Зарубежный опыт последних десятилетий показывает, что современная налоговая политика во многих развитых и развивающихся странах направлена в сторону снижения налогового бремени, широкому использованию упрощенных схем налогообложения для малого предпринимательства, повышению конкурентоспособности отечественной продукции по уровню цены и качеству. Существенное влияние на развитие теории и практики налогообложения оказывает продолжающийся в настоящее время мировой финансово-экономический кризис, что находит свое отражение в действующих инструментах налоговой политики.

Обобщая анализ налоговых теорий необходимо отметить, что наиболее перспек-

1 Источник: Таблица составлена авторами.

тивным является использование методологических подходов, предусматривающих сбалансированное, минимальное, но эффективное воздействие налоговой системы на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, стимулирование роста конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг.

В Республике Узбекистан за годы независимости сформирована собственная модель налогообложения, учитывающая особенности отраслевой структуры экономики, установленных приоритетов ее развития. Однако, это не означает, что отдельные инструменты зарубежных моделей не могут быть использованы в национальной экономике. На наш взгляд, евроконтинен-тальная модель налогообложения в целом соответствует принципам и приоритетам социально-экономического развития Республики Узбекистан. В то же время, данная модель предусматривает чрезмерно высокий уровень социальной защиты на-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

селения, что может привести к росту иждивенческих настроений, высоким издержкам для бизнеса и снижением его прибыльности.

В связи с этим следует и в дальнейшем использовать современные, эффективные инструменты данной модели. В основе мер, направленных на совершенствование национальной системы налогообложения, должны быть установленные приоритеты социально-экономического развития страны. Как известно, важнейшей задачей развития экономики Узбекистана на ближайшие годы является осуществление масштабной диверсификации производства в целях продвижения отечественной продукции на внешние рынки, создание новых высокотехнологичных производств. В этих целях предусматривается обеспечить опережающую и адресную поддержку тех отраслей, которые могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики. Важнейшим приоритетом является также устранение всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития частной собственности и частного предпринимательства, реализация которого предполагает выравнивание условий конкуренции для предприятий всех форм собственности (в том числе - по уровню налогообложения). Важными задачами экономического развития является также углубление локализации производства и расширение межотраслевой промышленной кооперации, создание развитой инфраструктуры, достижение неуклонного роста благосостояния, уровня и качества жизни населения.

На наш взгляд, важным аспектом и резервом для развития национальной налоговой системы является корректировка видов и ставок налоговых платежей с точки зрения ценообразования и роста кон-

курентоспособности продукции с высокой добавленной стоимостью и степенью обработки, что важно для развития межотраслевой промышленной кооперации. В уже краткосрочной перспективе следует устранить диспропорции в уровне налогообложения между крупным и малым бизнесом, что ограничивает хозяйственные связи данных организационных форм деятельности.

Необходимо также повысить роль ресурсных налоговых платежей в формировании госбюджета, уменьшить уровень налогообложения оплаты труда, усилить связь налоговой нагрузки от имущественного состояния физического лица (больше имеешь имущества и потребляешь ресурсов -больше плати государству налоговых платежей). Следует также постепенно переносить часть налоговой нагрузки с отраслей, производящих промежуточную продукцию, на отрасли, выпускающие конечную потребительскую продукцию, а также на ее потребителей (за исключением потребительских товаров и услуг, являющихся жизненно важными и базовыми). Под воздействием налоговых платежей и социальных отчислений сырьевая продукция должна становиться дорогой по уровню цены, а промежуточная продукция должна выпускаться при минимальном уровне налогообложения. Владение дорогим имуществом, чрезмерное потребление товаров не первой необходимости, употребление вредных и опасных товаров, нанесение вреда природе и человеку должно быть также дорогим. При учете вышеприведенных критериев национальная модель налогообложения повысит свою привлекательность в мировом масштабе с точки зрения стимулирования ресурсосбережения, достижения экологической устойчивости, повышения доходности и занятости в обрабатывающих и перерабатывающих отраслях экономики.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 17 января 2015 г.

2. Моделирование влияния изменения налоговых ставок на макроэкономические индикаторы. Доклад, подготовленный группой экспертов под руководством Г.К.Саидовой. - Программа развития ООН, Ташкент. 2006.

3. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. - М.: Издательство полит. литературы, 1955.

4. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. - М., 2006.

5. Ланин Б.Е. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. - М.: «Прогресс», 1992.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М: «Соцэк-гиз», 1962.

7. Блауг М. Неоклассическая теория денег, процента и цен. / Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: «Дело», 1994.

8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. / Кол. авт.; под ред. А.Г.Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. 6-е изд., испр. и доп. — М.: «КНОРУС», 2006.

9. Фридман М. Основы монетаризма. — М.: ТЕИС, 2002.

10. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. / Пер. с англ. проф. Н.Н.Любимова; под ред. д.э.н., проф. Л.П.Куракова. - М.: Гелиос АРВ, 2002.

11. Tarschys, Daniel, «From Expansion to Restraint: Recent Developments in Budgeting». Public Budgeting and Finance. Vol.6 (Autumn 1986).

12. Премчанд А. Управление государственными расходами. МВФ. Вашингтон, 1994.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.