Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инноваций как фактор формирования инновационной экономики'

Налоговое стимулирование инноваций как фактор формирования инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин С. А., Рузметова М. С.

Важным звеном, влияющим на активность инновационных процессов, является система налогообложения юридических лиц в сочетании с предоставляемыми налоговыми льготами. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, выступая с докладом на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, подчеркивал, что «объективный анализ, логика и последовательность наших преобразований, оценка их соответствия самым современным рыночным нормам диктуют настоятельную потребность дальнейшего углубления, совершенствования и либерализации системы управления экономикой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инноваций как фактор формирования инновационной экономики»

Воронин С.А.

д.э.н., зав. отделом Института экономики АН РУз Рузметова М.С.

соискатель

Института экономики АН РУз

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Важным звеном, влияющим на активность инновационных процессов, является система налогообложения юридических лиц в сочетании с предоставляемыми налоговыми льготами. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, выступая с докладом на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, подчеркивал, что «объективный анализ, логика и последовательность наших преобразований, оценка их соответствия самым современным рыночным нормам диктуют настоятельную потребность дальнейшего углубления, совершенствования и либерализации системы управле-

ния экономикой».1

Этот тезис напрямую относится к действующей системе налогообложения. Государство, используя различные фискальные механизмы, имеет возможность воздействовать на деятельность хозяйствующих субъектов, нацеливая их на внедрение новых технологий, сокращение ресурсоемкости производства, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В мировой практике широко используются инструменты, стимулирующие вложение капитала в разработку инноваций и их внедрение. Среди них применяются льготы по налогу на прибыль, пропорциональные капиталовложениям в новое

1 Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. -Народное слово, 13 ноября 2010г.

оборудование и строительство, а также сумме расходов на НИОКР; отнесение расходов на приобретение некоторых видов оборудования, используемых в научных исследованиях, к текущим затратам; обложение прибыли (или выручки) малых инновационных предприятий по пониженным налоговым ставкам. Данные льготы предоставляются компаниям, которые направляют инвестиции на проведение НИОКР и внедрение новой техники и технологий. Эта скидка вычитается из суммы начисленного налога на прибыль компании. Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет 53% в Японии (для электронной техники и оборудования), 50% в Великобритании (для первого года эксплуатации техники, технологии, материалов и т.п.), 10-15% в Канаде (в зависимости от месторасположения компании

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

- освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии.

В Узбекистане за последние годы произошли существенные реформы в сфере налогообложения. Последовательное снижение налогового бремени к ВВП с 28,5% в 2000г. до 21,2% (без учета целевых внебюджетных фондов) в 2010г. способствовало достижению многих целей, поставленных в Антикризисной программе. Если оценивать все расходы Госбюджета с учетом целевых фондов, то уровень налогового бремени в 2010г. составил около 34,5%. В настоящее время из 177 государств, по которым обобщаются данные, в 91 уровень налогового бремени больше, чем в Узбекистане. Налоговое бремя в Дании, Швеции, Бельгии, Франции превышает уровень 40% к ВВП.1

В соответствии с обновленным в 2008г. Налоговым кодексом на территории Республики Узбекистан действуют налоги и другие обязательные платежи. К налогам относятся: налог на прибыль юридических лиц, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизный налог, налоги и специальные платежи для недропользователей, налог за пользование водными ресурсами, налог на имущество, земельный налог, налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

К обязательным платежам относятся: единый социальный платеж, страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд, сборы в Республиканский дорожный фонд, государственная пошлина, таможенные платежи и некоторые другие обязательные платежи.

Вышеперечисленные налоги и обязательные платежи являются общеустанов-

1 Наумов Ю. Налоговая система Узбекистана: сравнительный анализ. - Налоговые и таможенные вести, 15 апреля 2010г., с.6-7; www.mf.uz

ленными налогами. Наряду с ними, могут применяться налоги, уплачиваемые при упрощенном порядке налогообложения: единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности. Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом предусматривается, что в период реализации государственных общенациональных программ могут создаваться соответствующие фонды, в которые устанавливаются обязательные платежи в законодательном порядке.

Предприятие, функционирующее в Узбекистане по общей системе налогообложения, как правило, уплачивает около 10 различных налогов, отчислений и сборов (без учета налогов на недра, акцизов и других специфических платежей). Хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенные механизмы налогообложения, оплачивают, как правило, два вида налогов - единый налоговый платеж и единый социальный платеж. По оценкам специалистов упрощенную систему налогообложения используют около 95% от общего количества налогоплательщиков, являющихся юридическими лицами.

При ценообразовании одна часть налогов, сборов и обязательных платежей учитывается как наценка к цене (косвенные налоги), а другие - либо изымаются из прибыли хозяйствующего субъекта, либо включаются в «расходы периода» или входят в «производственную себестоимость».

Для плательщиков налога на прибыль предоставлено право уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных на: модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, приобретение нового технологического оборудования, погашение кредитов, выданных на указанные цели, возмещение стоимости объектов лизинга за вычетом начисленной амортизации в течение 3 лет (с 2010 г. - пяти лет)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

(их сумма не должна превышать 30% налогооблагаемой прибыли).

При исчислении налога на имущество юридических лиц предусмотрено уменьшение налогооблагаемой базы на стоимость вновь введенного в эксплуатацию нового технологического оборудования сроком на 5 лет (приобретенного, как за счет собственных средств, так и кредита). От уплаты налога на имущество юридических лиц полностью освобождаются вновь созданные предприятия в течение двух лет с момента их государственной регистрации (за исключением предприятий, созданных на базе ликвидированных).

Новый этап развития методов государственной поддержки инновационной деятельности связан с выходом 15 июля 2008 года постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство». Для обеспечения внедрения прикладных научных разработок и инноваций создаются фонды модернизации и новых технологий.

Учебные и научно-исследовательские учреждения и организации, проектно-конструкторские организации освобождаются до 1 января 2013 года от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, НДС и обязательных платежей в государственные целевые фонды (за исключением единого социального платежа) в части выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с хозяйствующими субъектами. Кроме того, освобождается от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) оборудование, ввозимое для переоснащения и дооснащения научно-исследовательских учреждений и организаций в рамках проводимой модернизации по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

С 2011года снижена базовая ставка единого налогового платежа, соответственно, с 7% до 6%, что осуществляется в целях поддержки и стимулирования ускоренного развития субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Увеличена ставка единого земельного налога с 5 до 6%, проиндексированы другие ресурсные платежи, а также введен новый налог на полностью изношенное оборудование (в размере 0,25% от первоначальной, восстановительной стоимости). Предусматривается, что повышение данных налогов будет способствовать более эффективному использованию ресурсов. Ставки других налогов и обязательных отчислений существенно не изменились.

С 1 января 2011 года прибыль предприятий, полученная юридическими лицами от реализации полностью амортизированных основных средств, освобождается от налога на прибыль. Для субъектов малого бизнеса, уплачивающих единый налоговый платеж, при его исчислении налогооблагаемая база уменьшается на доходы от реализации (ликвидации) полностью амортизированных основных средств.

Таким образом, в Узбекистане постепенно создаются фискальные рычаги, стимулирующие переход экономики на инновационный путь развития. Предоставленные льготы в некоторой степени способствуют активизации инновационной деятельности в отдельных сферах деятельности. В тоже время, экономика, по-прежнему, имеет большие неиспользованные возможности для широкого внедрения инноваций, в особенности - в реальном секторе экономики.

Система налогообложения юридических лиц, по-прежнему, имеет недостаточно стимулирующий характер, так как большая часть доходов Госбюджета формируется за счет действия «чисто» фискальных платежей: НДС, акцизы, обязательные отчисления во внебюджетные фонды и другие обязательные платежи.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Налогооблагаемой базой данных обязательных платежей является товарооборот или выручка от реализации продукции. По данным платежам, как правило, хозяйствующие субъекты не имеют налоговых льгот. В связи с этим, льготы по налогу на прибыль, на имущество юридических лиц не будут существенно отражаться на размере чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Система налогов и обязательных отчислений должна создавать условия для существенного увеличения бюджетных средств на основе расширения базы налогообложения, увеличения числа на-

логоплательщиков, создания равных конкурентных условий, расширения деятельности хозяйствующих субъектов в инновационной сфере экономики. В связи с этим следует уточнить действующую в настоящее время классификацию налогов и обязательных платежей юридических лиц с учетом их конкретных функций и задач, решаемых на этапе формирования инновационно-направленной экономики, ввести эффективные механизмы их исчисления и в этих условиях предоставить налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, занимающихся инновационной деятельностью.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Республики Узбекистан // ПрессТИЖ, Спецвыпуск, апрель, 2008.

2. Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Народное слово, 13 ноября 2010 г.

3. Каримов И.А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год. - Народное слово, 22 января 2011 г.

4. О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2011 год. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП - 1449 от 24 декабря 2010г. - Норма, №51-52, 28 декабря 2010 г.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» № ПП-916 от 15 июля 2008г.

6. «О внесении изменений и дополнений в постановление «Об утверждении Положения о порядке применения льгот хозяйствующими субъектами, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства». Постановление Министерства Финансов, Министерства Экономики, Государственного Налогового Комитета и Государственного Таможенного Комитета (Зарегистрировано Министерством Юстиции от 15 февраля 2010г. № 1688-2). - Налоговые и таможенные вести, 22 февраля 2010 г.

7. Методологические основы инвестиционного обеспечения инновационного развития национальной экономики (промежуточный отчет отдела «Инвестиционно-инновационные проблемы» Института экономики АН РУз за январь-декабрь 2009г.), с.65-70

8. Наумов Ю. Налоговая система Узбекистана: сравнительный анализ. - Налоговые и таможенные вести, 15 апреля 2010г., с.6-7

9. Индекс экономических свобод 2010 (Index of Economic Freedom)/www.heritage. org/index/ Download. Aspx

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.