Хажиев Бахтиёр Душабаевич,
заведующий кафедрой «Фундаментальная экономика» Ташкентского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент
РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК: 336.025
ХАЖИЕВ Б.Д. РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье описываются проблемы, препятствующие повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также эффективной реализации налоговых реформ. Рассматриваются возможности совершенствования распределительных отношений посредством реформирования налоговой системы, создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов.
Ключевые слова: распределительные отношения, налог, налоговая система, доходы госбюджета, налогоплательщик, налоговая нагрузка, прямые налоги, косвенные налоги.
ХАЖИЕВ Б.Д. СОЛИК, ТИЗИМИНИ ИСЛОУ ЭТИШ ТАКСИМОТ МУНОСАБАТЛАРИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ ОМИЛИ СИФАТИДА
Мак,олада тадбиркорлик ва инвестицион фаолликни ошишига, сотлом рак,обат мухитини шакллан-тиришга, хамда самарали солик ислохотларини амалга оширишга тускинлик килувчи муаммолар ёритилган. Солик тизимини ислох этиш, тадбиркорлар ва инвесторлар учун кулай шарт-шароитларни яратиш оркали таксимот муносабатларини такомиллаштириш имкониятлари куриб чикилган.
Таянч иборалар: таксимот муносабатлари, солик, солик тизими, давлат бюджети даромадлари, солик туловчи, солик юки, туFри соликлар, эгри соликлар.
XAJIEV B.D. REFORMING THE TAX SYSTEM AS A FACTOR IN IMPROVING DISTRIBUTION RELATIONS
The article describes the problems that impede the increase in business and investment activity, the formation of a healthy competitive environment, as well as the effective implementation of tax reforms. The possibilities of improving distribution relations by reforming the tax system, creating favorable conditions for entrepreneurs and investors are considered.
Key words: distribution relations, tax, tax system, state budget revenues, taxpayer, tax burden, direct taxes, indirect taxes.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)
Введение. Распределительные отношения играют ключевую роль в системе производственных отношений общества. В условиях рыночной экономики распределение произведенного национального продукта осуществляется по двум направлениям: непосредственно хозяйствующими субъектами посредством купли продажи; через систему государственного бюджета для целей общественных нужд. В бюджет страны средства поступают по налоговым и не налоговым платежам. Подавляющую часть из которых составляют налоги.
В связи с этим налоговая система как неотъемлемая часть распределительных отношений проявляется в качестве важнейшего механизма в достижении приоритетных направлений социального и экономического развития страны.
Налоговые реформы в республике были призваны решить проблемы системного характера, накопившиеся в период второй декады XXI века. Среди них наиболее существенными являлись значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения, чрезмерно высокая ставка налогообложения Фонда оплаты труда и другие. Все это сокращало налоговый потенциал, необходимый для устойчивого формирования средств Госбюджета и внебюджетных целевых фондов.
В результате наличия недостатков в налогообложении, а также в иных сферах регулирования, к 2019 году примерно 45-46% (к ВВП) экономической деятельности осуществлялись в «теневой» экономике и более 60% занятых в экономике населения не оплачивали налоги на доход и страховые взносы1. В связи с высоким уровнем налогообложения Фонда оплаты труда работодатели нередко начисляли занятым работникам только необлагаемый налогом размер заработной платы, а остальную часть дохода выдавали в «конверте». Данная ситуация нарастала, что требовало принятия кардинальных мер по реформированию всей налоговой системы.
Актуальность темы исследования. В настоящее время существуют следующие недостатки
1 Muminov N.G. Problems of decentralization of budget funds in the revenue part of the local budget. Проблемы и пути трансформации национальных экономик: новые вызовы инвестиционно-инновационного прорыва. Тезисы докладов республиканской научно-практической электронной конференции. - Ташкент: 2019. С. 83-96.
и проблемы, препятствующие повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также эффективной реализации налоговых реформ:
устаревшие принципы организации налогового администрирования не обеспечивают оказания комплексных услуг налогоплательщикам, добровольного исполнения ими налоговых обязательств;
на высоком уровне остаются административные расходы (затраты времени и средств) при исполнении налоговых обязательств;
отсутствуют конкретные критерии и механизмы предоставления льгот в сфере налогов;
не совершенны механизмы общественного контроля, направленные на сокращение уровня «теневой экономики», стимулирующие процессы легализации предпринимательской деятельности;
отсутствуют единый стандарт и программные продукты, обеспечивающие обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами;
слабое межведомственное информационное взаимодействие, снижающее качество налогового учета, препятствующее расширению налоговой базы и обеспечению стабильных налоговых поступлений;
имеются системные недостатки в области подготовки высококвалифицированных кадров и оценки деятельности работников налоговых органов;
Данные недостатки и проблемы препятствуют ускоренному развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового администрирования, а также собираемости на должном уровне налогов и обязательных платежей.
Постановка научной проблемы.
Узбекистан занимает 78-е место в рейтинге налогообложения Всемирного банка «Ведение бизнеса». Данный факт сигнализирует о том, что налоговая система республики нуждается в дальнейшем реформировании.
Актуальными проблемами реформирования налоговой системы на сегодняшний день в Узбекистане занимаются такие ученые как Расу-лев А.Ф.2, Воронин С.А.3, Пардаева З.А., Норма-
2 Расулев А.Ф., Воронин С.А. Новая архитектура построения налоговой системы Республики Узбекистан // Экономика и финансы (Узбекистан), №3, 2020. С.51-62
3 Воронин С. Новая архитектура налоговой системы// Экономическое обозрение, №8 (248) 2020
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)
Таблица 1. Индикаторы эффективности системы налогообложения1
Страна/ регион Налого обложение Налого обложение рейтинг Платежи (кол-во в год) Время (часы в год) Общая ставка налогов и взносов (% от прибыли) Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов
Кыргызстан 56.55 151 51 225 29 37.38
Таджикистан 62.27 132 6 224 65.2 40.4
Беларусь 70.81 96 7 184 52.9 50
Армения 72.49 87 14 313 18.5 49.08
Узбекистан 74.78 78 10 181 38.3 48.39
Европа и Центральная Азия 75.78 70 16.5 218.4 33.1 65.2
Российская Федерация 79.29 52 7
това Г.Х., Абдуллаева Ш.Э.2 и др. Изучением налоговой системы и совершенствованием ее составляющих занимаются Бондарев М.А., Станковский М.В.3, Быкова Н.Н., Лядов А.А.4, Баланкин Р.В.5 и др.
Результаты осуществляемых научных исследований, а также сложившиеся тенденции в налоговой системе страны, стимулировали принятие новой «Концепция реформирования налоговой системы Республики Узбекистан», в которой отмечается. Что стабильность налогового законодательства не обеспечивается, сформировалась сложная система расчета налогов и
1 Концепция реформирования налоговой системы Республики Узбекистан. Основные предпосылки и цели налоговых реформ. https://nrm.uz/ contentf?doc=537838_koncepciya_reformirovaniya_ nalogovoy_sistemy_respubliki_uzbekistan_(ntv_n_14_ ot_3_aprelya_2018_g_)&products=12_umnaya_ podshivka
2 Пардаева З.А., Норматова Г.Х., Абдуллаева Ш.Э. Совершенствование налоговой политики в республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 411 -413. — URL: https://moluch.ru/ archive/148/41888/ (дата обращения: 15.05.2022).
3 Бондарев М.А., Станковский М.В. Освобождение от НДС: от теории к практике // Налоги И Налогообложение, №1, 2022. С. 28-37
4 Быкова Н.Н., Лядов А.А. Налоговая система, её принципы и функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2017/01/76535 (дата обращения: 07.05.2022).
5 Баланкин Р.В. Доходность и риск налоговой системы Российский Федерации факторы, их определяющие. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. по специальности 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит. Москва, 2020.
других обязательных платежей, в том числе по упрощенной системе налогообложения, при этом большим количеством подзаконных актов установлены исключения и особые правила расчета налогов, увеличивающие налоговую нагрузку и транзакционные издержки бизнеса; образовалась значительная разница в уровне налоговой нагрузки между индивидуальными предпринимателями, субъектами малого и крупного бизнеса (в среднем 3-4 раза), при этом, если доля субъектов малого бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет более 50 процентов, то в структуре налоговых поступлений на их долю приходится чуть более 7 процентов; высокая ставка и система взимания налога на добавленную стоимость (НДС) отвлекает оборотные средства налогоплательщиков, приводит к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции, препятствует развитию кооперации между крупным и малым бизнесом; наличие различных платежей в целевые государственные фонды, по сути являющихся оборотными налогами, приводит к росту налогового бремени; действующая система налогообложения имущества юридических лиц сдерживает инвестиции в производственные капитальные сооружения и инфраструктуру, а также приводит к увеличению затрат капиталоемких отраслей; высокие ставки налога на доходы физических лиц и единого социального платежа приводят к занижению фонда оплаты труда и, в конечном итоге, выплате заработной платы в «конвертах» (налог на доходы физических лиц уплачивает только треть от числа граждан в трудоспособном возрасте); сложилась широкая
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)
Таблица 2. Динамика налоговой нагрузки1
Годы ВВП, миллиарды сум Доходы консолидированного бюджета, миллиарды сум Налоговая нагрузка, %
2017 302 536,8 73 634,1 24,3
2018 406 648,5 107 035, ы0 26,3
2019 510 117,2 136 512,0 26,8
2020 580 203,2 153 530,0 26,5
2021 688 936,0 173 376,2 25,2
практика поддержки хозяйствующих субъектов за счет налоговых льгот, в том числе индивидуального характера, отсрочки или списания налоговой задолженности, что существенно ограничивает здоровую конкуренцию, при этом отсутствует действенная система мониторинга и контроля за эффективностью предоставляемых льгот2.
После принятия этой налоговой концепции прошел достаточный период. Представляет несомненный научный интерес в какой мере были решены поставленные концепцией задачи и обозначение основных направлений совершенствования распределительных отношений, через совершенствование налоговой политики.
Целью исследования является раскрытия возможностей совершенствования распределительных отношений посредством реформирования налоговой системы, создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов.
Методы исследования. В исследовании использовались диалектическое, логическое мышление, научная абстракция, анализ и синтез, комплексный, сравнительный анализ, группировка, эконометрические и прогнозные методы научного познания.
Основные результаты. Основными направлениями реформирования системы налогообложения являются3:
• уменьшения уровня налоговой нагрузки на экономику;
• нейтрализация разной величины налогового бремени между хозяйствующими субъектами;
1 Ниязметов И., Амонов Р., Воронин С. Налоговая реформа в предварительных результатах // Экономическое обозрение, №5 (257) 2021. https://review. uz/post/nalogovaya-reforma-v-predvaritelnx-rezultatax
2 Концепция реформирования налоговой системы Республики Узбекистан. https://lex.uz/uz/ docs/3802374
3 Там же.
• установления справедливого распределения налоговой нагрузки между плательщиками по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;
• унификация и объединение различных видов налогов с целью уменьшения их количества;
• упрощение налоговой отчетности и сокращение количества видов отчетов;
• широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в налоговую систему, с целью удешевления и упрощения системы контроля над налогоплательщиками.
В результате проведенной реформы, в целом, налоговая нагрузка на экономику возросла с 24,3% в 2017 году до 25,2% в 2021 г. (табл. 2).
С 2018 года был взят курс на поэтапную отмену налоговых льгот и преференций, что способствовало формированию одинаковых конкурентных условий для всех хозяйствующих субъектов. С введением с 2020 года Налогового кодекса в новой редакции большинство налоговых льгот было отменено. Однако в условиях широкого распространения коронавирусной пандемии и принятия вынужденных ограничений вновь были введены отдельные льготы и субсидии для наиболее сильно пострадавших секторов экономики.
Принятые меры сказались на формировании средств Государственного бюджета. Так, за период 2017-2020 гг. поступления в Госбюджет, в целом, возросли с 49 681,0 миллиардов сум. до 132 938,1 миллиардов сум, или в 2,7 раза. При этом поступления по прямым налогам увеличились в 3,9 раза, косвенным - в 1,8 раза, ресурсным налогам и налогу на имущество - в 3,1 раза. Существенное отставание темпов роста поступлений по косвенным налогам связано с сокращением ставки НДС, широким использованием механизма возврата НДС налогоплательщикам, оптимиза-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)
Рис.1. Структура доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан^)1.
цией акцизного налога и таможенных пошлин, а также действием других факторов (рис. 1).
Если рассмотреть глубже последствия налоговых реформ, то можно увидеть, что в структуре бюджетных доходов доля прямых налогов за тот же период возросла на 10,8%, ресурсных налогов - на 2,2%, а косвенных налогов, наоборот, сократилась на 16,7% (рис. 2).
Если говорить о реализации целей по нейтрализации диспропорций налогового бремени между хозяйствующими субъектами, следует отметить, что произошло в определенной мере уменьшение различий в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения за счет отмены отдельных налогов, снижение ставок налогов, уменьшение налоговой базы, отменой отдельных льгот.
Так налоговая нагрузка:
- на малые предприятия с оборотом более 1 миллиардов сум увеличилась;
- на средние и крупные предприятия налоговая нагрузка сократилась;
- на малые предприятия с оборотом до 1 миллиардов сум практически не изменилась.
Рост поступлений по прямым налогам и ресурсным платежам связан с тем, что после введения нового критерия для выбора режима налогообложения возросло количество налогоплательщиков, уплачивающих данные виды налогов.
Там же.
Кроме того, после отмены ряда налогов и сборов с выручки у крупных предприятий возросли объемы прибыли, а значит, расширилась налогооблагаемая база вышеперечисленных налогов.
Выводы.
Совершенствование распределительных отношений в стране, в том числе через реформирование налоговой политики и формирование принципиально новой налоговой системы Республики Узбекистан, должно бы обеспечить: ускоренное развития экономики, повышение стимулирующей роли налогов и их содействие в развитии отечественного производства.
Реализация принятой налоговой концепции, направленна на дальнейшее совершенствование налоговой политики в стране. Вместе с тем, она ещё не решила принципиальные вопросы приведения налогообложения в соответствие с современным требованиями. А именно, она не стимулирует расширение и модернизацию производства и тем самым не стимулирует дальнейшее развитие экономики. Принятые меры ещё не обеспечивают максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
В связи с этим представляется необходимым дальнейшие научные исследования, с целью оптимизации налогового бремени на экономическое развитие страны и текущих нужд формирования доходной части государственного бюджета, в том числе:
• выпуска экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;
ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)
• устранение неравномерной налоговой нагрузки между различными категориями субъектов предпринимательства и барьеров, препятствующих увеличению численности работников и повышению официальной занятости населения;
• формирование здоровой конкурентной среды и повышение эффективности использования предоставляемых государством мер поддержки, в том числе категорический отказ от практики предоставления индивидуальных налоговых льгот;
• дальнейшую реализацию принципа справедливости налогообложения;
• формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, стабильного развития бизнеса, модернизацию и диверсификацию экономики страны;
• недопущение роста уровня налоговых изъятий, увеличение благосостояния граждан, улучшение финансового состояния субъектов предпринимательства;
• дальнейшее усиление мер по рационализации экономического развития, защите прав и законных интересов граждан, субъектов предпринимательства и инвесторов.
Список литературы:
1. Воронин С. Новая архитектура налоговой системы // Экономическое обозрение, № 8 (248), 2020.
2. Расулев А.Ф., Воронин С.А. Новая архитектура построения налоговой системы Республики Узбекистан // Экономика и финансы (Узбекистан), № 3, 2020. С. 51-62.
3. Пардаева З.А., Норматова Г.Х., Абдуллаева Ш.Э. Совершенствование налоговой политики в республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 411 -413. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41888/ (дата обращения: 15.05.2022).
4. Быкова Н.Н., Лядов А.А. Налоговая система, её принципы и функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web. snauka.ru/issues/2017/01/76535 (дата обращения: 07.05.2022).
5. Muminov N.G. Problems of decentralization of budget funds in the revenue part of the local budget. Проблемы и пути трансформации национальных экономик: новые вызовы инвестиционно-инновационного прорыва. Тезисы докладов республиканской научно-практической электронной конференции. - Ташкент: 2019. С. 83-96.
6. Бондарев М.А., Станковский М.В. Освобождение от НДС: от теории к практике // Налоги И Налогообложение, №1, 2022. С. 28-37
7. Концепция реформирования налоговой системы Республики Узбекистан. Основные предпосылки и цели налоговых реформ. https://nrm.uz/contentf?doc=537838_ koncepciya_reformirovaniya_nalogovoy_sistemy_respubliki_uzbekistan_(ntv_n_14_ot_3_ aprelya_2018_g_)&products=12_umnaya_podshivka
8. Концепция реформирования налоговой системы Республики Узбекистан. https://www. norma.uz/proekty_npa/nalogi_budut_prostymi_i_odinakovymi_dlya_vseh
9. Ниязметов И., Амонов Р., Воронин С. Налоговая реформа в предварительных результатах // Экономическое обозрение, №5 (257) 2021. https://review.uz/post/nalogovaya-reforma-v- p redva rite l nx- rezu ltatax
10. Баланкин Р.В. Доходность и риск налоговой системы Российский Федерации факторы, их определяющие. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. по специальности 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит. Москва, 2020.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 4(152)