Научная статья на тему 'Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации'

Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND MUNICIPAL FACILITIES / ПОСТАВЩИК УСЛУГ / SERVICE PROVIDER / ЗАКАЗЧИК / CUSTOMER / РЕФОРМА / МУНИЦИПАЛИТЕТ. / REFORMS / MUNICIPAL COUNCIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каращук Александр Викторович

В статье рассматриваются вопросы государственного регулировании ЖКХ в Российской Федерации и, в частности, реализации реформ в Приморском крае на примере закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) города Фокино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issues of state regulation of the housing and municipal facilities in the Russian Federation and in particular reforms in the Far East region (the closed administrative territory the town of Fokino).

Текст научной работы на тему «Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»

А. В. Каращук

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы государственного регулировании ЖКХ в Российской Федерации и, в частности, реализации реформ в Приморском крае на примере закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) города Фоки-но.

Ключевые слова и словосочетания: жилищно-коммунальное хозяйство, поставщик услуг, заказчик, реформа, муниципалитет.

Формально реформа ЖКХ началась в 1997 г. после Указа Президента РФ, одобрившего Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. В рамках данного документа были намечены основные пути реформирования ЖКХ, детализированные более конкретными мероприятиями. Так, демонополизация и развитие конкурентной среды в системе обслуживания жилищной сферы должны сопровождаться привлечением организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой.

Следующим немаловажным аспектом Концепции является совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, реализация которого осуществляется, во-первых, с помощью формирования структур (службы заказчика, управляющих организаций, товариществ собственников жилья и др.), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг; во-вторых, через предоставление собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею; в-третьих, на основе принципа разделения функций заказчика и подрядчика.

Другое приоритетное направление Концепции заключается в обеспечении государственного регулирования и контроля. Реализация вышеперечисленных направлений невозможна без реформирования системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства (оплата жилья и коммунальных услуг должна быть выстроена на принципах увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня); развития возможности получения собственниками жилья доходов от использования придомовой территории для оплаты жилья и коммунальных услуг; повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета воды, газа и других энергоресурсов в целях снижения затрат на коммунальные услуги, а также заключения договоров между управляющей организацией (службой заказчика) и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги на конкурсной основе.

Каращук А. В. Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства в РФ 97

Все названные выше преобразования должны проходить с учетом обеспечения социальной защиты населения. Однако реализация реформы затянулась из-за ряда причин: изношенности основных фондов, недофинансирования жилищно-коммунального комплекса, неспособности населения оплачивать коммунальные платежи из-за резкого повышения тарифов на услуги ЖКХ, организационной несостоятельности вновь созданных управляющих компаний и ТСЖ.

В 2010 г. остро обозначилась проблема неправомерно завышенных тарифов на услуги тепло-, электро- и водоснабжения. В марте 2010 г. Президентом России был принят законодательный акт об усилении контроля за тарифами на услуги ЖКХ. В ходе проверки было выявлено, что органы местного самоуправления Дальнего Востока, в частности Приморского края, не всегда исполняют возложенные на них законодательством полномочия по регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, в результате чего допускается их завышение.

По оценкам экспертов, одной из главных причин сложившейся ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве России, в частности в ЗАТО, является недостаточное финансирование данной сферы. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20% объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, которая охватывает практически все отрасли экономики России и превращается в источник угроз для социально-экономического развития страны.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры в ЗАТО города Фокино характеризуется, во-первых, высоким уровнем износа, во-вторых, высокой аварийностью, в-третьих, низким коэффициентом полезного действия мощностей и, наконец, большими потерями энергоносителей. Так, 40% теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9% водопроводных сетей изношены менее чем на 50%, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25% суточного потребления. Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

В государственном округе ЗАТО города Фокино схема управления жилищным фондом несколько отличается от традиционных. Управляющая компания, которую выбирают жильцы многоквартирного дома из числа УК ООО «Вертикаль», УК ООО «Фокинская управляющая компания-1», УК ООО «Тихоокеанская управляющая компания-1», УК ООО «БИК», УК ООО «Фокин-ское предприятие реконструкции ЖКХ», либо образованное жильцами многоквартирного дома ТСЖ (которых в ЗАТО города Фокино тоже немало: ТСЖ «Уют», ТСЖ «Кедр», ТСЖ «Победа», ТСЖ «Уютный дом», ТСЖ «Браво», ТСЖ «Наш дом») заключают договор на оказание услуг со службой заказчика

в лице МУП «Муниципальное жилье». Предметом договора являются поручения, передаваемые заказчиками, управляющими компаниями, ТСЖ, а также поставщиками услуг в лице МУП «Теплоэнерго» и ООО «Водоканал». МУП «Муниципальное жилье» ведет аналитический учет операций по расчетам за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, осуществляет работу с потребителями и представляет интересы заказчика в суде.

Также в договоре указываются обязанности сторон, цели услуг и порядок расчетов, порядок приемки услуг, ответственность сторон, реквизиты, адреса объектов и др. Договор (контракт) является важной составляющей, регулирующей взаимоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Он регламентирует процесс поставки услуги: оговаривает объемы, цену, качество, обозначает ответственность и обязательства сторон, что дает основания выдвигать претензии в случае нарушения условий.

В настоящее время ситуация такова, что договоры либо вообще отсутствуют (хотя этого требует Гражданский кодекс), либо их качество оставляет желать лучшего. В первом случае создаются условия для жилищно-коммунальных предприятий поставлять некачественные услуги, а службам заказчика - осуществлять несвоевременное и неполное финансирование, в том числе по объективным причинам, когда население либо вносит плату частично и с задержками, либо не платит вообще. Если же договоры присутствуют, то они могут носить достаточно формальный характер, поскольку в них не определены обязательства сторон, не оговорены условия финансирования, нечетко толкуются термины и определения. В этом случае использовать договоры на практике становится сложно, и их присутствие мало что меняет. Взаимоотношения между службами заказчика, населением и жилищно-коммунальными предприятиями продолжают строиться на административных началах.

На сегодняшний день уместно сказать о неразвитости социально-экономической инфраструктуры в ЗАТО города Фокино, а также о наличии множества брошенных квартир в многоквартирных домах, что тормозит переход к более эффективному управлению жилищным фондом. Для улучшения ситуации в этой сфере необходимо, в частности, повысить привлекательность ТСЖ, активнее создавать конкурентную среду в секторах жилищно-коммунального хозяйства, не являющихся естественно-монопольными, интенсивнее развивать институт управляющих компаний посредством создания адекватных институциональных условий.

Список литературы

1. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (одобрена Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425).

2. Малышков В. И. О комплексном обслуживании населения Москвы по месту жительства в 2009-2010 гг. // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 1 (25).

3. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.