А. В. Каращук
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы государственного регулировании ЖКХ в Российской Федерации и, в частности, реализации реформ в Приморском крае на примере закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) города Фоки-но.
Ключевые слова и словосочетания: жилищно-коммунальное хозяйство, поставщик услуг, заказчик, реформа, муниципалитет.
Формально реформа ЖКХ началась в 1997 г. после Указа Президента РФ, одобрившего Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. В рамках данного документа были намечены основные пути реформирования ЖКХ, детализированные более конкретными мероприятиями. Так, демонополизация и развитие конкурентной среды в системе обслуживания жилищной сферы должны сопровождаться привлечением организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой.
Следующим немаловажным аспектом Концепции является совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, реализация которого осуществляется, во-первых, с помощью формирования структур (службы заказчика, управляющих организаций, товариществ собственников жилья и др.), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг; во-вторых, через предоставление собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею; в-третьих, на основе принципа разделения функций заказчика и подрядчика.
Другое приоритетное направление Концепции заключается в обеспечении государственного регулирования и контроля. Реализация вышеперечисленных направлений невозможна без реформирования системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства (оплата жилья и коммунальных услуг должна быть выстроена на принципах увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня); развития возможности получения собственниками жилья доходов от использования придомовой территории для оплаты жилья и коммунальных услуг; повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета воды, газа и других энергоресурсов в целях снижения затрат на коммунальные услуги, а также заключения договоров между управляющей организацией (службой заказчика) и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги на конкурсной основе.
Каращук А. В. Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства в РФ 97
Все названные выше преобразования должны проходить с учетом обеспечения социальной защиты населения. Однако реализация реформы затянулась из-за ряда причин: изношенности основных фондов, недофинансирования жилищно-коммунального комплекса, неспособности населения оплачивать коммунальные платежи из-за резкого повышения тарифов на услуги ЖКХ, организационной несостоятельности вновь созданных управляющих компаний и ТСЖ.
В 2010 г. остро обозначилась проблема неправомерно завышенных тарифов на услуги тепло-, электро- и водоснабжения. В марте 2010 г. Президентом России был принят законодательный акт об усилении контроля за тарифами на услуги ЖКХ. В ходе проверки было выявлено, что органы местного самоуправления Дальнего Востока, в частности Приморского края, не всегда исполняют возложенные на них законодательством полномочия по регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, в результате чего допускается их завышение.
По оценкам экспертов, одной из главных причин сложившейся ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве России, в частности в ЗАТО, является недостаточное финансирование данной сферы. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20% объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, которая охватывает практически все отрасли экономики России и превращается в источник угроз для социально-экономического развития страны.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры в ЗАТО города Фокино характеризуется, во-первых, высоким уровнем износа, во-вторых, высокой аварийностью, в-третьих, низким коэффициентом полезного действия мощностей и, наконец, большими потерями энергоносителей. Так, 40% теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9% водопроводных сетей изношены менее чем на 50%, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25% суточного потребления. Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
В государственном округе ЗАТО города Фокино схема управления жилищным фондом несколько отличается от традиционных. Управляющая компания, которую выбирают жильцы многоквартирного дома из числа УК ООО «Вертикаль», УК ООО «Фокинская управляющая компания-1», УК ООО «Тихоокеанская управляющая компания-1», УК ООО «БИК», УК ООО «Фокин-ское предприятие реконструкции ЖКХ», либо образованное жильцами многоквартирного дома ТСЖ (которых в ЗАТО города Фокино тоже немало: ТСЖ «Уют», ТСЖ «Кедр», ТСЖ «Победа», ТСЖ «Уютный дом», ТСЖ «Браво», ТСЖ «Наш дом») заключают договор на оказание услуг со службой заказчика
в лице МУП «Муниципальное жилье». Предметом договора являются поручения, передаваемые заказчиками, управляющими компаниями, ТСЖ, а также поставщиками услуг в лице МУП «Теплоэнерго» и ООО «Водоканал». МУП «Муниципальное жилье» ведет аналитический учет операций по расчетам за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, осуществляет работу с потребителями и представляет интересы заказчика в суде.
Также в договоре указываются обязанности сторон, цели услуг и порядок расчетов, порядок приемки услуг, ответственность сторон, реквизиты, адреса объектов и др. Договор (контракт) является важной составляющей, регулирующей взаимоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Он регламентирует процесс поставки услуги: оговаривает объемы, цену, качество, обозначает ответственность и обязательства сторон, что дает основания выдвигать претензии в случае нарушения условий.
В настоящее время ситуация такова, что договоры либо вообще отсутствуют (хотя этого требует Гражданский кодекс), либо их качество оставляет желать лучшего. В первом случае создаются условия для жилищно-коммунальных предприятий поставлять некачественные услуги, а службам заказчика - осуществлять несвоевременное и неполное финансирование, в том числе по объективным причинам, когда население либо вносит плату частично и с задержками, либо не платит вообще. Если же договоры присутствуют, то они могут носить достаточно формальный характер, поскольку в них не определены обязательства сторон, не оговорены условия финансирования, нечетко толкуются термины и определения. В этом случае использовать договоры на практике становится сложно, и их присутствие мало что меняет. Взаимоотношения между службами заказчика, населением и жилищно-коммунальными предприятиями продолжают строиться на административных началах.
На сегодняшний день уместно сказать о неразвитости социально-экономической инфраструктуры в ЗАТО города Фокино, а также о наличии множества брошенных квартир в многоквартирных домах, что тормозит переход к более эффективному управлению жилищным фондом. Для улучшения ситуации в этой сфере необходимо, в частности, повысить привлекательность ТСЖ, активнее создавать конкурентную среду в секторах жилищно-коммунального хозяйства, не являющихся естественно-монопольными, интенсивнее развивать институт управляющих компаний посредством создания адекватных институциональных условий.
Список литературы
1. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (одобрена Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425).
2. Малышков В. И. О комплексном обслуживании населения Москвы по месту жительства в 2009-2010 гг. // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 1 (25).
3. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».