Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМИ ПОРТАМИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМИ ПОРТАМИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОРСКИЕ ПОРТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КТМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерыгина А.Р.

Статья посвящена исследованию реформирования системы государственного управления морскими портами после распада СССР. Объектом исследования является государственное управление морскими портами, а предметом - история реформирования системы морских портов. Целью исследования является краткий анализ изменений государственного управления морских портов, оценка причин и результатов реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМИ ПОРТАМИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР»

Вестник магистратуры. 2016. № 11-2(62).

ISSN 2223-4047

УДК 340

А.Р. Ерыгина

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМИ ПОРТАМИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

Статья посвящена исследованию реформирования системы государственного управления морскими портами после распада СССР. Объектом исследования является государственное управление морскими портами, а предметом - история реформирования системы морских портов. Целью исследования является краткий анализ изменений государственного управления морских портов, оценка причин и результатов реформирования.

Ключевые слова: морские порты; государственное управление; КТМ.

После распада СССР и приватизации морских торговых портов возник вопрос о создании государственного органа в порту, который наряду с осуществлением функций по обеспечению безопасности мореплавания оказывал бы и услуги по лоцманской проводке судов. В этих целях Совет министров — Правительство РФ постановлением от 17.12.93 №1293 принял предложение Министерства транспорта РФ и Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом об учреждении администрации морских портов, в состав которых входила и лоцманская служба. На администрацию морских портов были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров РФ по торговому мореплаванию.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.1993 г. № 1299 «Об организации управления морскими портами» для выполнения государственных функций по обеспечению безопасности мореплавания, порядка в морском порту, осуществления государственного портового контроля и управления государственным имуществом, не подлежащим приватизации, в морских портах были созданы государственные учреждения - Морские администрации портов (МАП).

На МАПы были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания на акватории порта, надзору за технической эксплуатацией, ремонтом и реконструкцией гидротехнических сооружений (включая новое строительство), контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию и законодательством РФ о торговом мореплавании. Источником финансировании этой деятельности были определены портовые сборы и арендная плата за находящиеся в федеральной собственности имущество морских портов, сдаваемое стивидорным компаниям.

В процессе становления рыночной экономики МАПы сыграли большую роль по обеспечению государственных интересов в портах, однако МАПов вскрыл ряд противоречий с действующим законодательством и несоответствии, связанных с их функционировании в условиях внедрения новых технологий, возрастающих объемов перевалки экспортно-импортный грузов, предусматривающих более высокие требования к безопасности и экологичности. К ним относятся и

Части Первой ГК РФ возникло противоречие части Первой ГК РФ между организационно -правовой формой администрации порта — государственным учреждением и выполняемыми администрацией функциями, в том числе по управлению государственным имуществом. ГК РФ (ст. 120) признает учреждением лишь такую организацию, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. С принятием КТМ РФ 1999 г. появилась еще одно противоречие: функции по оказанию лоцманских услуг и функции по государственному надзору за торговым мореплаванием, в том числе за организацией лоцманской проводки судов, оказались сосредоточены в рамках одного учреждения администрации морского порта.

Также включение в штат МАПов должности капитана порта, который в соответствии с кодексом торгового мореплавания (КТМ) подчиняется Министерству транспорта и наделен оперативно-властными полномочиями по обеспечению мореплавания и порядка в порту, что противоречит Бюджетному кодексу РФ

Это и отсутствие механизма централизации финансовых средств в рамках отрасли для приоритетного использования и развития портовых объектов находящихся в федеральной собственности;

© Ерыгина А.Р., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 11-2(62)

Так и необходимость организации в морских портах эффективного взаимодействия государственных органов и коммерческих структур, в частности совершенствование пропускного режима через государственную границу, и усиление в этой связи роли Минтранса, ответственного за обеспечение эффективности функционировании транспортного комплекса.

В целях устранения указанных противоречий и в интересах совершенствования системы государственного управления и эффективного использования федерального имущества в морских торговых и специализированных портах, обеспечения экономических интересов государства в области торгового мореплавания, Правительство РФ постановлением от 25.09.2002 № 705 установило, что административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими торговыми и специализированными портами осуществляют администрации морских портов, являющиеся федеральными государственными учреждениями. Одновременно, указанным постановлением было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт». Таким образом, были разделены властные полномочия, осуществляемые администрациями морских портов и полномочия по оказанию услуг, в число которых входила и лоцманская проводка судов.

Согласно п. 3.7. источником формирования имущества Росморпорта является: имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения Министерством имущественных отношений Российской Федерации; доходы предприятия от его деятельности, в том числе, портовые сборы и другие сборы, определенные Министерством транспорта России;заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций; амортизационные отчисления; целевое бюджетное финансирование; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 4.1 «Росморпорт» строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов. Для выполнения уставных целей «Росморпорт» имеет право в порядке, установленном законодательством РФ создавать филиалы, открывать представительства. «Росморпорт» имеет на бассейнах свои филиалы, наименование которых, как правило, совпадает с наименованием соответствующих морских портов. В состав филиалов входят лоцманские службы, осуществляющие проводку морских судов. «Росморпорт» отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. «Росморпорт» не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не несут ответственности по обязательствам «Росморпорта», за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Реформирование системы управления морскими портами позволило сконцентрировать усилия по ускоренному строительству современной портовой инфраструктуры, для выполнения задач стоящих перед внешней и внутренней торговлей России, эффективно использовать поступления от портовых сборов для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морских портах и ограничить монополистических тенденций в деятельности портов.

Библиографический список

1.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

2.Об организации управления морскими портами: постановление Правительства РФ от 17.12.1993 № 1299 (ред. от 21.06.2014) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 20.12.1993, № 51, ст. 5004,

3.Денисенко И. Морские порты новейшая история // «РЖД-Партнерпорт». - С. 30-31.

4.Негодов Н.Д. Надежные гарантии // Морские порты. - 2006. - №1. - С. 12-13.

5.Персианов В.А. Укреплять научные основы развития транспортной системы России // Бюллетень транспортной информации. - 2005. - 2005. - С. 7-10.

ЕРЫГИНА АНЕТТА РУСЛАНОВНА - магистрант по специальности «Юриспруденция», Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.