Научная статья на тему 'Реформирование системы государственного управления для решения задач модернизации общества'

Реформирование системы государственного управления для решения задач модернизации общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / АНТИТЕЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ЛИБЕРАЛЬНЫХ ИДЕЙ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ОБЩЕСТВЕННАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МЕДИАЦИОННАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / EVOLUTION OF PUBLIC ADMINISTRATION / STATE REGULATION / ANTITHESIS OF SOCIALIST AND LIBERAL IDEAS / HUMAN RIGHTS / CIVIL RIGHTS / SOCIAL SOLIDARITY / SOCIAL ISSUE / SOCIAL JUSTICE / MEDIATION ROLE OF THE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Симонова Н.А., Гапоненко Л.Б.

Статья посвящена изучению поиска путей эволюции форм и методов государственного управления в условиях кризиса современного национального государства как сложного процесса макросоциальной регуляции, в котором главной функцией государства является достижение сбалансированности разнонаправленных векторов потребностей и интересов, преобладающих у различных слоев населения. Достижение баланса интересов и реализация потребностей субъектов социального действия необходимы для обеспечения основного условия сохранения базовой системы общественных ценностей и отношений в конкретном социуме. В современную эпоху продолжает сохраняться необходимость взаимообогащения политических идей и течений социалистической, либеральной, консервативной ориентации при активной регулирующей роли в этом процессе механизмов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION FOR THE DECISION OF TASKS OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article is devoted to the study of the search for ways of evolution of forms and methods of public administration in the crisis of the modern national state as a complex process of macro-social regulation, in which the main function of the state is to achieve a balance of multidirectional vectors of needs and interests prevailing in different segments of the population. Achieving a balance of interests and needs of the subjects of social action is necessary to ensure the basic conditions the preservation of the basic system of social values and relations in a particular society. In the modern era, the need for mutual enrichment of political ideas and trends of socialist, liberal, conservative orientation with an active regulatory role in this process of public administration continues to persist.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы государственного управления для решения задач модернизации общества»

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Н.А. Симонова, лектор, e-mail: natali170595@yandex.ru, Военно-исторический музей фортификационных сооружений МО РФ Л.Б. Гапоненко, старший научный сотрудник, e-mail: Lidagaponenko@mail.ru , ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России

Статья посвящена изучению поиска путей эволюции форм и методов государственного управления в условиях кризиса современного национального государства как сложного процесса макросоциальной регуляции, в котором главной функцией государства является достижение сбалансированности разнонаправленных векторов потребностей и интересов, преобладающих у различных слоев населения. Достижение баланса интересов и реализация потребностей субъектов социального действия необходимы для обеспечения основного условия - сохранения базовой системы общественных ценностей и отношений в конкретном социуме. В современную эпоху продолжает сохраняться необходимость взаимообогащения политических идей и течений социалистической, либеральной, консервативной ориентации при активной регулирующей роли в этом процессе механизмов государственного управления.

эволюция государственного управления, государственная регуляция, антитеза социалистических и либеральных идей, права человека, гражданские права, общественная солидарность, социальный вопрос, социальная справедливость, медиационная роль государства

В ходе мирового исторического процесса в результате социальных кризисов и революций происходило постепенное внедрение и укоренение либеральных принципов и механизмов в сложную ткань социальных институтов, в том числе шло становление демократических принципов и механизмов либерального государства. Изменения государственной и социальной структуры неизбежно вызывали постепенное повышение уровня политической культуры граждан. При постепенном и поэтапном становлении системы элементов и атрибутов гражданского общества и правового государства в западноевропейских странах происходило формирование и утверждение традиции реформирования общества путем эволюционных преобразований с помощью механизмов государственного управления, принятия жизненно важных законов. Благодаря действию либеральных принципов снижается уровень критической конфликтности социума и такие формы социального протеста, как революция, государственный переворот, свержение власти, смена режима, встречаются в истории западноевропейских государств все реже. Важнейшей частью демократической системы традиционного западноевропейского общества является наличие развитых государственных институтов, использующихся для проведения планомерной государственной политики, регуляции сфер, в которых назревает недовольство народных масс, реформирования тех секторов общественной жизни, в которых назрела необходимость изменений, с целью предотвращения стихийных массовых беспорядков, бунтов, роста преступности, социальной напряженности.

В западноевропейских странах благодаря утвердившимся и зарекомендовавшим себя к концу XIX в. традициям парламентаризма и конституционализма продолжился процесс повышение уровня и качества политической культуры массовых слоев населения. В развитых индустриальных странах в результате произошедшей промышленной модернизации сформировались структуры гражданского общества в экономической,

УДК 321.01

политической, духовной и других сферах общественного организма. Поэтому стремление широких народных масс продолжать борьбу за основные либеральные ценности, такие как права человека и гражданина, становятся более предсказуемыми, контролируемыми и тем самым регулируемыми. В результате повышения уровня политической культуры и сложной структурированности общества благодаря государственной регуляции в западных социумах снижается доля маргинальных деклассированных элементов. Можно установить следующую закономерность: повышение уровня политической культуры общества, устойчивость демократических традиций дают возможность бороться и добиваться обеспечения основных права человека и гражданина мирными цивилизованными средствами и методами, что, в свою очередь, позволяет предотвращать вероятность возникновения социальных кризисов, конфликтов [1-4]. С учетом взаимосвязанности, взаимозависимости мирового исторического процесса возникает необходимость изучать и анализировать конкретный исторический материал, накопленный развитыми западноевропейскими странами, в том числе опыт развития становления институтов парламентаризма, существующую практику борьбы за базовые права человека и гражданина, опыт использования механизмов законотворчества и формирования культуры уважения законов, получения сигналов обратной связи для учета мнения небольших социальных групп, какими бы малочисленными они не были, а также механизмов, которыми достигается выполнение гражданами тех обязанностей, которые диктует общественная польза. О.В. Омеличкин подчеркивает, что «гражданская культура является культурой политического согласия и сотрудничества. Благодаря развитым механизмам согласований и партнерства она способствует разрешению социально-политических конфликтов и снятию напряженности. Любые расхождения имеют в ней ограниченный характер и предрасположены к сопоставлению и объединению в рамках демократического процесса. В то же время разнообразие подходов является необходимым условием всестороннего рассмотрение проблем и вовлечения в политический процесс всех слоев населения. При этом гражданская культура обеспечивает политическое единство и приверженность их общим ценностям и нормам» [5, с. 165].

В условиях наступления постиндустриализма и глобализации все существующие главные идеологии современности, например либеральная и консервативная, подвергаются ревизии и конструктивной критике. Крах социалистической системы и распад лагеря социалистических стран объективно повлек и кризис социалистических идей. Российский ученый А.С. Панарин в начале XXI в. в своих работах «Глобальное политическое прогнозирование», «Искушение глобализмом» активно изучал место и роль России в глобализирующемся мире. «Реальный проект нового освобождения буржуазного класса из того «социального пленения», в котором он оказался в результате успехов демократического рабочего движения на Западе и мировых революционных сдвигов ХХ века, давших опыт социализма, определился в рамках постмодернизма» [6; с. 16].

Масштабное распространение постиндустриального производства и процессы глобализации знаменуют окончание индустриальной потребительской цивилизации, в силу чего утрачивается ведущее значение производительного труда, производства, пролетариата как главной производительной силы. Это связано с трансформацией социальной структуры, сокращением в эпоху автоматизации и информатизации доли непосредственно физического труда, что влечет за собой увеличение количества не занятых в промышленном производстве людей, перераспределение основной массы новых рабочих мест в сферу услуг, досуга, рост полной или частичной безработицы. Эпоха постиндустриализма и глобализации характеризуется современными учеными, придерживающимися взглядов социалистической теории, как «цивилизация досуга» (А. Лефевр), «цивилизация свободного времени» (А. Горц), «общество потребления» (Ж. Бодрийяр). В условиях постиндустриальной эпохи требует переосмысления проблема взаимоотношения частных собственников и наемных рабочих, соотношения труда и капитала. Категория «социальный вопрос», которая призвана характеризовать взаимоотношения работника по найму и работодателя, труда и капитала, оформившаяся в конце XIX в., отсылает нас к истории становления индустриального

общества, когда возникает проблема решения «рабочего вопроса». Период промышленных и технологических революций, характеризующийся экономическим ростом и социальными завоеваниями, выдвинул на политическую арену в качестве главной движущей силы общественных преобразований такой субъект активных политических действий, как пролетариат, что ознаменовало начало пролетарской эпохи. В понятие «социальный вопрос» входит проблема существования принципов общественной солидарности и концепции социальных прав. В индустриальную эпоху «социальный вопрос» заключался в непримиримом антагонизме пролетариата и частнособственнического капитала, что ставило главной задачей общественных преобразований освобождение трудящегося класса от эксплуатации со стороны капиталистов. В настоящее время можно отметить проблему тотального отчуждения системы социального обеспечения, которая уже не основывается на принципах общественной солидарности, а входит в сферу государственного регулирования, и тем самым становится все более бюрократизированной и формализованной. Процессы глобализации, изменение демографической ситуации, нарастающее противоречие между интересами плательщиков взносов и той массой народа, которая приобретает право получать пособие, к их числу можно отнести эмигрантов и беженцев, - все это дискредитирует и подрывает основы концепции солидарности. Следовательно, современная трансформация социального вопроса превращает его решение в чрезвычайно сложную задачу, которую в обозримом будущем решить кардинально и окончательно не представляется возможным.

Социалистические течения индустриальной эпохи в их различных модификациях имели целью улучшить материальное и социальное положение рабочего класса и привести его к власти в форме государства диктатуры пролетариата. Цели и задачи современной постиндустриальной эпохи должны охватывать более масштабные горизонты и не замыкаться в национальных рамках. Социально-экономические права граждан призваны обеспечить в условиях сокращения доли непосредственно физического труда в производственной сфере достойный уровень жизни каждому члену общества, сохранность окружающей среды для современных и последующих поколений, выравнивание условий и уровня жизни развитых и развивающихся стран. На основании вышеизложенного можно дать следующее определение: новый социальный вопрос - это проблема обеспечения достойного уровня жизни и условий для воспроизводства и раскрытия творческого потенциала человека в современном социальном государстве.

В западноевропейских странах приверженцы социалистической идеологии видят свою задачу в создании большего количества рабочих мест, снижении уровня безработицы, сокращении рабочего времени за счет использования достижений научно-технического прогресса и внедрения информационных технологий на основе активного участия в общественном производстве и стремлении человека брать на себя ответственность за обеспечение и сохранение достойного уровня жизни себе и своей семье. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния, П. Розанваллон отмечает, что «стимулирование человека к активному труду снижает давление на социальное трансфертное (перераспределительное) государство» [7, с. 13-14]. Принцип солидарности в условиях глобализации предполагает сотрудничество в этой сфере институтов государства и гражданского общества. Это означает, что люди и дальше будут вносить собственный значительный вклад в сферу налогообложения и финансов, но социальная политика государства гарантирует защиту ряда социальных сфер от произвола и стихии рынка, увеличивая социальную ответственность капитала.

Для современной стадии развития и функционирования форм и методов политического управления характерен перенос акцентов с государственного регулирования в сторону активизации институтов гражданского общества, стимулирующих резервы гражданской инициативы, их партнерских отношений с государственными структурами. Политические действия, принятие политических решений и ответственность за реализацию политических решений теперь принимаются как традиционными субъектами политической деятельности, так и появившимися сравнительно недавно субъектами политической

реальности, но уже ставшими влиятельными и способными воздействовать на выбор вектора общественного развития. К ним относятся представители бизнеса и предпринимательства, гражданских служб, массовых общественных организаций и общественных движений. Государственные структуры в постиндустриальном информационном обществе выступают в большей степени посредниками и медиаторами, делегирующими некоторые виды общественно полезной деятельности общественным организациям и координационным структурам, частным предпринимателям, волонтерам, инициативным группам, гражданским службам, при сохранении регулирующих, контролирующих полномочий в постоянно изменяющемся объеме. Медиационная роль современного государства состоит в том, что государство передает часть полномочий, обязанностей и ответственности по их внутренней организации, регуляции различным социальным службам, организациям гражданского общества, оставляя за собой функции по поддержке, регуляции, содействию и координации, зачастую воздействуя посредством специализированных медиационных управленческих учреждений [8]. К таким учреждениям в первую очередь относятся Национальное управление по трудовым отношениям или Федеральная служба посредничества и примирения в США, функцией которых также является служить каналами обратной связи, фиксирующими и передающими импульсы и движения, которые совершают общественные группы и сообщества [8]. Анализируя и обобщая экономические, демографические и иные показатели состояния общественного организма, становится возможным оценить и очертить весь спектр альтернатив в сфере общественных отношений в постиндустриальном информационном обществе, касающихся производства общественных благ, перераспределения ресурсов, использования фондов общественного потребления. Это необходимое условие для разработки рациональной модели эффективной социальной политики, включающей планирование, создание баланса государственной доли и доли финансового промышленного капитала в социально значимых проектах, что, собственно, и является специфической сущностной чертой политического управления. Источник активной социальной политики государства - доступ к перераспределению ресурсов, имеющихся в бюджете, поэтому набор и перечень «социальных программ» напрямую зависят от уровня экономического развития, состояния ресурсов и возможностей национальной экономики той или иной страны. Таким образом, государственное управление мы определяем как сложный процесс макросоциальной регуляции, в котором ведущей функцией государства является поиск путей достижения баланса разнонаправленных сил, потребностей и интересов, существующих у различных слоев населения, удовлетворения и реализации интересов и потребностей субъектов социального действия для обеспечения основного условия -сохранения базовой системы общественных отношений в данном социуме. Современный капитализм характеризуется наличием активной экономической, социальной государственной политики, органично сочетающей принципы свободы рыночной конкуренции и административного регулирования. Экономический фундамент современного постиндустриального общества предполагает сочетание различных форм организации экономической деятельности, «смешанной экономики», основанной на принципах рыночной экономики, предпринимательства, частной собственности и в то же время дополненной средствами и методами действенного административно-государственного регулирования тех сфер, которые не способны управляться и саморегулироваться в рамках частного сектора. Эскалация государственных обязательств и вмешательства государства в экономическую сферу была спровоцирована влиянием опыта стран социалистического «лагеря», развитием системы институтов гражданского общества и выходом на широкую политическую арену массовых общественных организация и движений. Традиционный буржуазный индивидуализм был дополнен и сбалансирован принципами, присущими социалистической идеологии о ценности каждой человеческой личности, ценности солидаристского мировоззрения. Вследствие этих социальных факторов государство вынуждено было принять на себя обязанность заботы о нетрудоспособных, малообеспеченных группах населения посредством функционирования государственной системы социальной защиты.

Кроме того, вследствие изменения климата и глобальных экологических проблем к области социальной ответственности государства была отнесена поддержка определенных секторов экономики, в частности, сельского хозяйства.

В настоящее время по мере повышения доли высокотехнологичных отраслей экономики изменяются исторически сложившиеся рыночные, социальные отношения наемного труда и капитала. Переход к постиндустриальному и информационному обществу обусловил появление повышенных требований к квалификации работника, «качеству» рабочей силы - а это, в свою очередь, требует развития индивидуальных качеств, творческого и интеллектуального потенциала личности. В условиях высокотехнологического производства возрастают требования к квалификации наемного работника, способности к развитию и повышению квалификации, возможности быть инициативным и самостоятельным исполнителем. Возникает необходимость создания предпосылок для наиболее полной реализации знаний и способностей работников, раскрытия и использования их творческого и интеллектуального потенциала [8].

Таким образом, задачи государственного управления в процессе модернизации современного общества обширны и многообразны. В разных сферах деятельности они решаются с помощью специфических методов, присущих данной области жизнедеятельности общественной структуры. В условиях глобализации задачи государственного управления усложняются, но в то же время отстранение государства от проблем модернизации общества представляется нецелесообразным, поскольку структуры и институты гражданского общества показали свою несостоятельность в части реагирования на глобальные вызовы современности и неспособность в полной мере регулировать и контролировать решение насущных проблем реформирования общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. проф. И.И. Кальной, доц. И.Н. Лопушанский. 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - 296 с.

2. Гражданское общество: Мировой опыт и проблемы России // Институт мировой экономики и международных отношений. РАН. - Москва: Эдиториал УРСС, 1998. - 311 с.

3. Гражданское общество России: перспективы XXI века: монография. - Санкт-Петербург: Изд-во НИИХ СпбГУ, 2000. - 264 с.

4. Судьбы гражданского общества в России: опыт концептуального осмысления: коллективная монография / науч. ред. докт. полит. наук, проф. О.Ф. Русакова // Институт философии и права УрО РАН. - Т. 2. Современные аспекты концептуального осмысления проблем гражданского общества. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2004. - 288 с.

5. Омеличкин, О.В. Теория политики (краткое содержание курса): учебное пособие / О.В. Омеличкин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 183 с.

6. Панарин, А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств / А.С. Панарин // Вопросы философии. - 2003. - № 6. - С. 16-23.

7. Розанваллон, П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / П. Розанваллон; Пер. с фр. К.Ю. Барановского, Л.А. Немовой. -Москва: Ad Marginem, 1997. - 188 с. (Б-ка Московской школы политических исследований; 4) .

8. Гапоненко, Л.Б. Современные проблемы взаимодействия социального государства и гражданского общества: автореф. дис.... канд. полит. наук /Гапоненко Л.Б. -Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, 2004. - 28 с.

MODERNIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION FOR THE DECISION OF TASKS OF

DEVELOPMENT OF SOCIETY

N.A. Simonova, Military Historical Museum of the Fortifications of the Ministry of defence of the

Russian Federation, lecturer, e-mail: natali170595@yandex.ru L.B. Gaponenko, research Department UISFS of EMERCOM of Russia, senior researcher, e-mail:

Lidagaponenko@mail.ru

The article is devoted to the study of the search for ways of evolution of forms and methods of public administration in the crisis of the modern national state as a complex process of macrosocial regulation, in which the main function of the state is to achieve a balance of multidirectional vectors of needs and interests prevailing in different segments of the population. Achieving a balance of interests and needs of the subjects of social action is necessary to ensure the basic conditions - the preservation of the basic system of social values and relations in a particular society. In the modern era, the need for mutual enrichment of political ideas and trends of socialist, liberal, conservative orientation with an active regulatory role in this process of public administration continues to persist.

evolution of public administration, state regulation, antithesis of socialist and liberal ideas, human rights, civil rights, social solidarity, social issue, social justice, mediation role of the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.