Эволюция социального государства в России Гапоненко Л.Б.
Гапоненко Лидия Борисовна / Gaponenko Lidiya Borisovna - кандидат политических нау, старший научный сотрудник
научно-исследовательского отдела, ФГБОУ ВПО Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,
г. Екатеринбург
Аннотация: в статье рассматривается проблема эволюции национальной модели социального государства под влиянием процессов глобализации. Исследовательской задачей автора является анализ насущных вопросов общественной жизни, логики развития социума, в ходе естественно-исторического процесса, подошедшего к рубежу, за которым переход на новую ступень функционирования невозможен без решения государственными методами проблем реформирования существующей модели социального государства. Abstract: the article considers the problem of interaction between society and state under the influence of democratic processes in society and the establishment of rule oflaw in the global political process. The research task of the author is to analyze pressing issues ofpublic life, the logic of social development, which naturally came to the turn, followed by a transition to a new level of functioning is impossible without state solution methods of problems in the social sector.
Ключевые слова: права человека, медиационная роль государства, социальная политика, социально-экономические права, социальное государство, общественная солидарность, социальная справедливость. Keywords: human rights, social policy, socio-economic rights, the mediatory role of the state, social state, social solidarity, social justice.
Постиндустриальная эпоха несет в себе ряд рисков (информационных, геополитических, трансформационных), создавая угрозу социально-политической стабильности. В связи с этим пересматривается система отношений власти и общества, государства и человека, собственника и работника, что в свою очередь требует демократизации экономической и политической жизни. Особое значение в современных условиях приобретают черты государства, определяющие его отношения с обществом, социальными группами и отдельными гражданами. Уважение прав человека и национальных меньшинств, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правового, демократического государства. Однако эти характеристики государственного устройства не раскрывают в полной мере сущность современного цивилизованного государства. «Жизнь современного человеческого общества движется к социальной, а не только политической демократии, к социально-ориентированной рыночной экономике, регулируемой в определенной мере государством, к социально-политической, а не формально-юридической справедливости, к сочетанию индивидуальных прав человека с общественными потребностями и коллективными правами различных общностей людей» [20, с.5].
В теории международного конституционного права в последние десятилетия в качестве комплексной сущностной характеристики государства все больше утверждается понятие «социальное государство» (Sozialstaat), впервые закрепленное в Основном законе ФРГ [7, с.194]. Права человека в развитом цивилизованном государстве основываются на общечеловеческих ценностях, фундаментальных моральных принципах. Правовой статус личности определяется той мерой социальных гарантий и социальной защищенности, которая обеспечивается в государстве. Права гражданина, как правило, находят закрепление в тексте конституции или, в отдельных случаях, в специальных юридических документах, как например, в Великобритании - Билль о правах, во Франции - Конституция 1958 г. В отдельных зарубежных конституциях (Греция, Египет) провозглашается принцип социальной справедливости. О справедливости как высшей ценности говорится в Конституции Испании 1978 года, о справедливом обществе - в Конституции Португалии 1976 года [7, с.194].
Права человека в современном мире недостаточно закрепить конституционно, поскольку в этом случае они останутся на уровне декларации. В своих исследованиях ученые Я. Фагерберг и М. Шролек продемонстрировали устойчивую корреляцию между ростом ВВП и повышением уровня образования, поддержкой правительством инновационных разработок и открытостью правительства гражданам [22, с.127-132]. Доля совокупных государственных расходов, в том числе социальных, может достигать 40 % ВВП. Баланс состоит в максимальном росте производства частного сектора и разумном перераспределении государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня народа. Основной задачей государства является достижение в этом процессе максимального консенсуса. Не останавливаясь подробно на характеристиках либеральной, социал-демократической, или континентально-европейской моделей социального государства, отметим существенный признак: в любой из моделей социального государства гражданин обладает комплексными правами, которые относятся как к общим правам человека, так и к правам, позитивно закрепленным государством. Задачей социальной политики государства является своевременное выявление объективных требований интеграции общества, предвидеть возникновение социальных противоречий, гарантировать его стабильность - от этого в первую очередь зависят социальная и культурная ценность государства.
В СССР был накоплен богатый опыт государственного социального регулирования. Советское государство не провозглашалось как социальное, но социальная ориентация, забота о гражданах сразу была объявлена одной из главнейших задач этого государства. Впервые положение о социальном государстве впервые получило закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года (ч. 1 ст. 7). Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность России идее и ценностям социального государства, однако они требуют эффективной защиты со стороны государства. Тенденция увеличения бюджетных расходов на социальную сферу, образование и культуру, широкое применение программных механизмов в реализации социальной политики, обеспечение эффективного уровня занятости трудоспособного населения свидетельствуют о создании российской модели социального государства, которая основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства. Несмотря на это, основными болевыми проблемами социальной сферы страны по-прежнему остаются низкий уровень личных доходов граждан, массовое переселение людей из аграрных регионов в индустриально развитые города и регионы России, неэффективность мелкого и среднего частного бизнеса, низкая вовлеченность его в решение социальных вопросов. Внешнеэкономическая ситуация, ранее служившая базой для роста бюджетных доходов, в корне меняется. Снизились темпы роста мировой экономики, снижаются цены на нефть и другие ресурсы, обострилась политическая нестабильность. Устойчивость федерального бюджета в последние годы снизилась за счет роста доли нефтегазовых доходов, с одной стороны, и увеличения «длящихся» социальных обязательств - с другой [2]. Последствия экономического кризиса 2008-2010 г.г. нашли проявление в акциях оппозиции в марте 2013 года. В большей степени «марши протеста» были вызваны недовольством в решении вопросов социальной защищенности и пенсионной обеспеченности, уровнем криминализации в обществе и коррумпированности чиновничества. В России, по данным Федеральной службы госстатистики, доля населения, проживающего за чертой бедности, возросла за последний год на 2,3 млн. [17]. Следовательно, значение государственной социальной поддержки слабо защищенных лиц будет только возрастать. В таких условиях главенствующую роль для предотвращения нарушения прав и свобод граждан должны играть регулирующие функции государства. Отсюда - важность поиска все более эффективных мер регулирования, повышение роли государства на внешнеполитической арене. Государство должно стимулировать свободное предпринимательство, но ограничивать возможности бесконтрольной наживы, способствовать формированию социальной ответственности бизнеса, так как обладание собственностью влечет возникновение дополнительных обязанностей перед обществом и государством. В целях дальнейшего совершенствования социальной политики разрабатываются соответствующие стратегии и программы, как на государственном уровне, так и органами местного самоуправления. Этим целям служат Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [15], Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [12]. Выступление на расширенном заседании Государственного совета В.В. Путина 8 февраля 2014 г. «О стратегии развития России до 2020 года» подтвердило важность и неуклонность проведения государственными методами последовательных социальных преобразований в России [13].
Правовой статус личности базируется на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина и недопустимости их ограничения. В то же время неограниченный рост социальных расходов тормозит развитие экономики. Так, кризис кейнсианской социально ориентированной экономики всеобщего благосостояния в соединении с идущим процессом экономической глобализации потребовали от британской Лейбористской партии, возглавляемой Тони Блэром, пересмотреть экономическую политику, снижать уровень расходов на содержание социальной сферы. Основываясь на определении «эволюционного цикла» развития общественной системы, предложенного В. И. Пантиным [14, с.22-23] можно объяснить эволюцию механизмов социальной политики, являющуюся наиболее показательным примером циклического политического развития в мировом масштабе. Социальная политика современного государства несет в себе внутреннее противоречие: с одной стороны, она должна удовлетворять запросы предпринимателей, способствуя тем самым развитию частного производства и рынка. С другой - эта политика должна обеспечивать социальные нужды наемных работников. В условиях экономического кризиса или политической нестабильности при обострении противоречия между необходимостью достижения экономической эффективности и повышением уровня социальных расходов возникает объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Разрешить это противоречие можно только в долгосрочном плане на основе взаимодействия общества и государства посредством общественного согласия и принятия политических программ, регулирующих не только экономические, но и социальные отношения. По мнению Ю. Хабермаса, цель социального государства состоит в социально-государственной универсализации гражданских прав, в ходе достижения которой «население должно получить шанс на развитие в условиях защищенности, социальной справедливости и растущего благосостояния, получить благодаря тому, что статус зависимости наемного труда нормализуется, будучи дополненным правами участника политического и социального процесса» [18, с.44 - 45].
Кризис государства всеобщего благосостояния в конце 1970-х годов в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе вызвал закономерную критику теории и практики социального государства со стороны либеральных политиков. Критике подвергается, во-первых, рост социального иждивенчества. «Государство возводит заботу о своих гражданах в ранг национального культа, обещая безопасность, надежность и защиту
в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Эти факторы с неизбежностью провоцируют лень, нежелание повышать квалификацию, образование» [19, с.27]. Во-вторых, огромные затраты на публично-властную социальную деятельность непомерным бременем ложатся на плечи налогоплательщиков, приводит к бегству капиталов и стагнации экономики [16, с.98 ]. Следующим направлением критики является тот факт, что социальное государство снижает рост расходов на чистые общественные блага, такие как содержание армии, тем самым подрывают способность государства защищать свой суверенитет [21, с.23]. Также исследователи отмечают, что высокий уровень социальных обязательств влечет формирование многочисленного слоя бюрократов, связанных с социальными программами, последнее ведет к потере авторитета государства [21, с.28].
В русле такой критики представляется закономерным заявление короля Нидерландов. Виллем Александр в середине сентября объявил о завершении эпохи государства всеобщего благосостояния. На его обломках монарх предложил построить «общество активного участия» (participation society), предполагающее, главным образом, сокращение социальных расходов государства и повышение ответственности за собственное благосостояние самих голландцев [8].
В этой связи следует сказать, что системным качеством развитого социального государства, признающего равноправие индивидов, является его динамичность, способность реагировать на проблемы, возникающие в обществе, таким образом, идет постоянный и непрерывный процесс модернизации той или иной модели социального государства. Процессы глобализации вызывают тенденцию сближения различных типов социальных государств, унификации социального государства в условиях современности [16, с.101]. Происходят изменения в институциональной системе социального государства. Все более активно используется политика социальных инвестиций, что снижает уровень социального иждивенчества [см. 19; 21]. Наиболее продуктивной оказывается социальная политика, когда задействованы и публично-властные структуры и институты гражданского общества. Государство стремится максимально разгрузить бюджет от бремени социальных расходов, максимально передать социальные функции институтам гражданского общества (корпорациям, фирмам, сообществам и т.д.) [там же]. Таким образом, деятельность по социальной защите населения в значительной степени предохраняется от бюрократизма, становится более экономной и эффективной, если не является целиком прерогативой центра, а распространяется на органы местного самоуправления, правозащитные общественные организации и личную инициативу. В связи с этим становятся очевидными проблемы российского гражданского общества: зависимость от внешних источников финансирования; неадекватное распространение информации и коммуникационных технологий; низкий уровень социального капитала, этническая и религиозная разрозненность, мешающая людям на местном уровне формировать эффективно действующие ассоциации с представителями разных этнических групп или конфессий; недостаточные гарантии конституционных прав, неразвитость системы демократического гражданского образования, проблемы формирования и эффективного функционирование институтов по правам человека в российских регионах (отечественный «омбудсмен») [5, с.88]. Задача формирования и развития гражданского общества в России так же отводится государству. В деятельности социального государства находит свое выражение забота не только об отдельном индивиде, но и об общих, коллективных интересах граждан страны. В этой области у государства в российских условиях в обозримой перспективе нет достойной альтернативы. Все это делает социальный принцип государственности по-прежнему актуальным для России. Глобальный международный проект социального регулирования осуществляется в процессе создания Европейского Союза. Децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. В интервью информационному агентству «РИА Новости» 14 июня 2013 года Президент России В.В. Путин сказал: «...Социальная защита -одна из важнейших функций государства. И возможный отказ от нее поставит под угрозу само существование института государства как такового. И кризис в ряде европейских стран наглядно это продемонстрировал. Ключевое слово здесь - неэффективность. Не социальная политика, а жизнь не по средствам, потеря контроля за общим состоянием экономики, структурные перекосы - вот что приводит к тем последствиям, с которыми Европа столкнулась сегодня. К тому же во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать гораздо выгоднее, чем работать. Оно угрожает не только экономике, но и нравственным основам общества. Для России такой подход неприемлем. Социально ориентированное государство - это не прихоть, а необходимость. Что касается Европы, ... ведущие европейские страны проводят структурные реформы, чтобы повысить конкурентоспособность своих экономик, борются с безработицей. А свои обязательства прописали в Стратегии социально-экономического развития ЕС до 2020 года. Так что хоронить европейскую социальную модель пока рано» [4].
Государственные институты не могут оставаться неизменными, так как современное политическое государство является динамичной публично-властной формой социального организма, создающей определенную степень порядка, организации, управляемости, безопасности. П. И. Новгородцев рассматривал социальное реформирование как «новую стадию развития правового государства», стремление выйти за пределы формального юридического равенства, расширить его путем выравнивания социальных условий жизни [10, с.340].
В долгосрочной перспективе успешная модернизация страны достижима при условии перехода на новые технологические, информационные технологии, использования в производстве новейших научных
разработок, использования нетрадиционных ресурсов и источников энергии, но в основе всех преобразований лежат интересы личности, общечеловеческие ценности и принципы социальной справедливости. Решение комплексной задачи формирования развитых институтов гражданского общества и механизмов повышения социальной ответственности бизнеса, при условии реформирования системы государственной социальной защиты может стать центральным направлением утверждения в России социальной государственности и ее благотворного влияния в долгосрочной перспективе на успешную модернизацию страны. Одним из важнейших условий активизации социально-регулятивных функций государства является творческое использование собственного и зарубежного опыта формирования гражданского общества и социального государства. Сохранение постоянной социальной напряженности в мире, а также процессы глобализации представляют сильную угрозу для любой национальной модели социального государства. Но эти факты подталкивают к необходимости признать, что современное российское государство, находящееся в сложной экономической, демографической ситуации, может существовать лишь как социальное правовое государство, соединяющее характеристики социально-ориентированной и либеральной моделей, в котором существует необходимый уровень распределения социальных благ для сохранения стабильного баланса общественно-политических сил. Процесс общественного реформирования представляет сложное комплексное явление, но в этом процессе именно государству и праву в силу исторического назначения и заложенных возможностей отводится исключительно важная роль.
Литература
1. Ахиезер А.С. Россия. Критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России): [В 2 т]. т. II:
Теория и методология. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. -595с.
2. Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016
годах» [Электронный ресурс]. URL http://base.garant.ru/70394910/ (дата обращения 23.11.2014).
3. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/udhr/ (дата обращения: 16.11.2014).
4. Интервью Президента России В.В. Путина информационному агентству «РИА Новости» 14 июня 2013 года,
[Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/news/18338 (дата обращения: 16.11.2014).
5. Каневский И.А. Проблема соблюдения прав и свобод человека в условиях демократического транзита / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 11 (49): в 2-х ч. Ч. II. C. 84-88.
6. Касьянов П.В. Об уязвимости государственных режимов «социальной справедливости» (СССР, Куба, Беларусь). Материалы научного семинара. Вып. 8 (46). - М.: Научный эксперт, 2012. - 136 с.
7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 3 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Издательство БЕК, 1997. - 764 с.
8. Король Нидерландов объявил о завершении эпохи «всеобщего благосостояния» [Электронный ресурс]. URL:http://lenta.ru/articles/2013/09/19/netherlands (дата обращения: 16.11.2014)
9. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. с. 5-14.
10. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Сочинения / П.И. Новгородцев.- М.: Раритет, 1995. - 448с.
11. Общая теория прав человека / РАН. Институт государства и права. Ред. Е. А. Лукашева. - М.: Изд-во Норма, 1996. - 520с.
12. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70170950/. (дата обращения: 16.11.2014).
13. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление на расширенном заседании Государственного совета В.В. Путина 8 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text. (дата обращения: 16.11.2014).
14. Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: Цивилизационная динамика и процессы модернизации. М., 2004. - 246с.
15. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70278636/. (дата обращения: 16.11.2014).
16. Родионова О.В. Неопатерналистское государство как оптимальная модель современного социального государства // ОНС. 2013. № 4. С.95-102.
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/(дата обращения: 16.11.2014).
18. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 66-81.
19. Церкасевич Л.В. Современные тенденции социальной политики в странах ЕС.- СПб., 2003. - 194с.
20. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и 21
21. Яновский К.Э., Затковецкий И. Парадоксы государства налогоплательщика // ОНС. 2013. № 3. C. 18-29.
22. Fagerberg J., SrholecM. Capabilities, Competitiveness, Nations: Presentations of Participants of the International Conference «Dynamic Capabilities and the Sustainable Competitiveness of Firms and Nations».- St. Petersburg, 2013. 4: S. 127-132.