ЭКО. - 2012. - №2
Е.М. ШИРЯЕВА
В статье рассматриваются проблемы финансирования досрочных пенсий, назначаемых за работу во вредных условиях труда, в регионах Севера и за выслугу лет, в условиях роста численности лиц пенсионного возраста в России.
Ключевые слова: уровень пенсионного обеспечения, досрочные пенсии, период дожития, пенсионная реформа
Реформирование системы досрочных пенсий
Е.М. ШИРЯЕВА, Государственный университет управления, Москва. E-mail: [email protected]
Досрочные пенсии и расходы ПФР
В 2011 г. дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ составил 1,6% ВВП, а к 2050 г. возрастет до 2,1%. Потребность в дополнительном тарифе на ликвидацию дефицита бюджета ПФР в 2011 г. будет равна 8,3% от фонда оплаты труда и, при сохранении действующего законодательства, к 2050 г. составит уже 10% от ФОТ.
Основными причинами дефицита бюджета ПФР стали изъятие из пенсионного бюджета средств, направляемых на капитализацию финансовых ресурсов накопительной части трудовой пенсии, недостаток тарифа страховых взносов на выполнение обязательств, а также высокий удельный вес расходов на выплату пенсий получателям досрочных (льготных) пенсий.
Особенно велика оказалась доля финансовых ресурсов на досрочные пенсии лицам, не достигшим общеустановленного пенсионного возраста. При этом, несмотря на более раннее назначение пенсий (на 5-10 лет), при исчислении их размера применяется такой же период дожития, как и для лиц, выходящих на пенсию в 55/60 лет.
По данным на 31.12.2010 г., досрочные пенсии в Российской Федерации имеют 29,4% от общей численности получателей трудовой пенсии. При этом наибольшую долю в общей их численности (34,5%) занимают получатели трудовой пенсии по Списку № 2, на втором месте (27,5%) - лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На третьем месте (20,7%) получатели трудовой
пенсии в соответствии со Списком № 1, и остальные 17,3% получают пенсию по выслуге лет - это учителя, врачи и др.
В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории получателей составляют 42,5%. При этом более 73% получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, и 75% из них - на тех же рабочих местах (из числа пенсионеров-угольщиков - более 66%).
Расходы на выплату досрочных трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2010 г. составили 2,5% ВВП. При переводе абсолютной величины расходов на финансирование досрочных пенсий в потребность в тарифе получается следующая картина: список № 1 - 0,7%, список № 2 - 1%, выслуга лет -0,5%, Крайний Север - 1,1%.
Нарушение финансовой стабильности пенсионной системы во многом связано с ростом коэффициента демографической нагрузки на работающее население. По прогнозам, уже к 2030 г. на каждого наемного работника будет приходиться один пенсионер.
Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении в настоящее время составляет для мужчин - 63,4 года, для женщин - 74,1. К 2050 г. прогнозируется увеличение этих показателей до 73 и 81,5 лет.
Увеличение продолжительности жизни в стране и как результат - увеличение периода выплат трудовых пенсий не могут не отразиться на состоянии бюджета Пенсионного фонда РФ. Необходимы экономические меры, противодействующие необоснованно большому дефициту бюджета. Однако на сегодняшний день единственной, хотя и недостаточно эффективной мерой, направленной на стимулирование работников к более позднему выходу на пенсию, остается небольшое увеличение фиксированного базового размера трудовой пенсии. Так, с 1 января 2015 г. он будет увеличиваться на 6% за каждый полный год страхового стажа (превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин - на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые; а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения необходимого возраста)1.
1 Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Одной из мер по снижению расходов на выплату трудовой пенсии работающим пенсионерам могла бы выступить отмена самой возможности ее получения в период трудовой деятельности. Однако высокий уровень теневой занятости в Российской Федерации не позволит жестко отслеживать выполнение данной меры.
Актуарные расчеты показывают, что до 2050 г., несмотря на относительный рост общей численности населения, прогнозируется неуклонное снижение числа лиц трудоспособного возраста. В настоящее время доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности постоянного населения составляет 61,8%, к 2050 г. она сократится до 45,8% против 59,3% в 2000 г. (рис. 1).
61,8
2010 2020 2030 2040 2050
□ В возрасте моложе трудоспособного
В трудоспособном возрасте цВ возрасте старше трудоспособного
Рис. 1. Прогноз возрастной структуры населения Российской Федерации в 2010-2050 гг., %
В течение всего прогнозного периода нагрузка пенсионной системы на занятое в экономике население будет возрастать. Если в 2009 г. на 1000 наемных работников приходилось 753 получателя трудовой пенсии, то к 2050 г. - уже 1210 (по прогнозам, численность детей, которая придется на 1000 наемных работников, - 438 и 763 соответственно).
Причины неудачного реформирования досрочных
пенсий
Попытки решить проблему досрочных пенсий предпринимаются с 1995 г., когда в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации2 впервые
2 См.: Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации концепции» от 7.08.1995 г. № 790.
было определено понятие «Профессиональная пенсионная система». Однако данная система не введена по сей день.
Кроме того, экспертные оценки показывают, что дефицит распределительной составляющей пенсионной системы даже при условии принятия этих законов в ближайшие 10-15 лет не уменьшится. Это связано, во-первых, с тем, что никакого возмещения (или взимания дополнительного тарифа) на финансирование выплаты пенсий для выработавших более половины специального стажа лиц, остающихся в ПФР, не предусмотрено (рис. 2).
ГПГПГПГПГПГЛ
2011 2012 2013 ^2014 1-201.5 20201
-2000 -4000 -6000 -8000 -10000
2030
□ Действующая система
□ Ликвидация досрочных пенсий
2040
2050
Рис. 2. Изменение дефицита бюджета ПФР при исключении досрочных пенсий из системы обязательного пенсионного страхования в 2011-2050 гг., млрд руб.
Во-вторых, предлагаемые тарифы страхового взноса даже при высоком уровне доходности от инвестирования не смогут обеспечить размер профессиональной пенсии на уровне среднего размера трудовой пенсии.
В-третьих, предусматривается крайне низкий размер компенсации за выработанный профессиональный стаж до внедрения профессиональной пенсионной системы, резко и необоснованно снижающий пенсионные права застрахованных.
В докладе Минздравсоцразвития России было предложено в качестве основного предварительного условия реформирования системы досрочных пенсий реализовать программу перевода института досрочно назначаемых пенсий по условиям труда из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с применением дифференцированного тарифа
0
страховых взносов в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Чтобы минимизировать рост фискальной нагрузки на фонд оплаты труда организаций, было предложено ввести эффективную систему управления работодателем возникающими в отношении его работников уровнями профессиональных рисков. Предусматривались своевременная аттестация рабочих мест по условиям труда, введение компенсационных выплат к заработной плате работника взамен повышенных отчислений в Фонд социального страхования РФ, а также мероприятия по улучшению производственный среды в организациях и ликвидация рабочих мест с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, наличие которых влечет для работодателя необходимость социальных платежей.
Однако реализация данного положения требует комплекса подготовительных мер, к которым наша страна, к сожалению, пока не готова.
К тому же с критикой позиции Минздрава выступил Российский союз промышленников и предпринимателей, обосновав это тем, что рост дополнительной налоговой нагрузки на бизнес в организациях с относительно высокой концентрацией работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии (например, в добывающих отраслях), может быть настолько высок, что станет причиной закрытия многих предприятий.
* * *
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что наша страна пока не готова к реформированию досрочных пенсий. Предприятия, использующие труд лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, не в состоянии отказаться от части прибыли в пользу увеличения уровня пенсионного обеспечения их работников. Сами же работники не хотят лишаться части заработка, направляя его на финансирование своей профессиональной пенсии. Для успешного внедрения профессиональных пенсионных систем в первую очередь необходимо подготовить общественность к неизбежности данной меры и только после этого предельно осторожно начинать реформирование.