УДК 355.42.424
А. А. Зайцев
Военная академия Республики Беларусь
РЕФОРМИРОВАНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА США В XXI ВЕКЕ
В статье очерчены основные реформы американского разведывательного сообщества (РС), осуществленные в начале нынешнего века; рассмотрены современные приоритеты деятельности американской разведки, обозначенные в документах администрации Барака Обамы; сделаны выводы о преемственности установок работы секретных ведомств США в начале XXI в. при некотором смещении акцентов в соответствии с политикой демократической администрации. Вместе с тем нельзя не видеть очевидных успехов американской разведки в предотвращении насильственных посягательств на все сферы жизнедеятельности государства и экономики (за исключением, пожалуй, киберпространства, где успехи постоянно компенсируются сбоями и провалами).
Ключевые слова: разведка, контрразведка, разведывательное сообщество, приоритеты, стратегия, угроза.
A. A. Zaitsev
Military Academy of the Republic of Belarus
REFORMING THE U.S. INTELLIGENCE COMMUNITY IN THE TWENTY-FIRST CENTURY
The article outlines the main reform the U.S. intelligence community (IC), implemented in the beginning of this century; considers the current priorities of the American intelligence indicated in the documents of the administration of Barack Obama; the conclusions about the succession of units of work the secret agencies of the United States in the early twenty-first century, with some shift in accordance with the policy of the democratic administration. However, it is impossible to see the obvious successes of American intelligence in preventing violent attacks on all spheres of the state and the economy (with the exception, perhaps, of cyberspace, where success is constantly offset by the faults and failures).
Key words: intelligence, counterintelligence, intelligence community, priorities, strategy, risk.
Введение. В годы холодной войны основными целями разведывательных структур США были обеспечение информацией и выполнение задач, направленных на разрушение социалистического лагеря и СССР. После успешного выполнения этих задач военно-политическое руководство США пыталось выстроить сообщество разведки и контрразведки под появившиеся новые задачи. Однако главным стимулом коренной перестройки разведсообщества стали события 11 сентября 2001 г., которые заставили администрацию США коренным образом пересмотреть работу американских спецслужб как несправившихся со своими задачами.
Основная часть. Сразу же после теракта было создано Управление (затем Министерство) внутренней безопасности (МВБ) с огромными по охвату полномочиями, в 2002 г. была проведена реформа контрразведывательных служб [1].
В марте 2002 г. было объявлено о создании Совета по внутренней безопасности (СВБ) при президенте США. Его постоянными членами стали президент, вице-президент, помощник президента по внутренней безопасности (глава
МВБ), министры обороны, финансов, транспорта, внутренних дел, здравоохранения, ди-ректоры ЦРУ, ФБР и Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям. Главной задачей Совета являлась координация действий ведомств и организаций, решающих вопросы внутренней безопасности.
Значительным событием и кульминацией эпохи реформ в разведывательном сообществе США стал закон 2004 г. «О реформе разведки и противодействии терроризму». В рамках закона был упразднен пост директора центральной разведки, который почти 60 лет занимали директора ЦРУ, и было учреждено Управление директора национальной разведки США во главе с директором национальной разведки, которому поручалось общее руководство и координирование деятельности всех разведывательных агентств США [2].
В 2005 г. был создан Объединенный совет по разведке при президенте. В него вошли директор Национальной разведки, госсекретарь, министры финансов, обороны, энергетики и внутренней безопасности. Совет во многом дублировал функции Совета Национальной
безопасности (СНБ) и СВБ. Также в 2005 г. были опубликованы два важнейших документа администрации - «Стратегия национальной контрразведки» и «Стратегия национальной разведки», ставшие доктринальным подкреплением законодательства о реформах в разведсо-обществе, которые функционировали в новой структуре разведки США. По замыслу творцов реформ, разведсообщество США должно было стать единым организмом в системе национальной безопасности, действующим по единому плану, по единым программам (NIP, охватывающая так называемые «гражданские» ведомства разведсообщества, и MIP - программа деятельности военной разведки и контрразведки). Особо надо подчеркнуть нацеленность реформ на непрерывную координацию усилий всех членов разведсообщества, подчиненного единым, утвержденным на высшем уровне целям и задачам. Словом, в течение пяти лет было создано огромное количество не только практических подразделений в сфере безопасности, но и множество явно избыточных советов и комитетов, функции которых до сих пор недостаточно ясны.
Следует отметить, что в эпоху Дж. Буша была очевидна милитаризация разведки и контрразведки. Речь идет о постоянно возраставшем политическом весе министра обороны Д. Рамс-фелда, фактически сделавшего все, чтобы ведомства разведсообщества если не подчинялись, то во многом зависели от Пентагона.
Смена президентов в США с Буша на Оба-му и, соответственно, администрации в Белом доме обозначила смену приоритетов в вопросах национальной безопасности. В новой администрации просматривается стремление избавиться от избыточных органов в сфере национальной безопасности и, прежде всего, упразднить СВБ и передать его функции всецело СНБ США. Постепенно идет ослабление роли военных в правоохранительной, разведывательной и внутриполитической деятельности.
Новые приоритеты разведывательного сообщества изложены в «Стратегии национальной разведки США», опубликованной в сентябре 2009 г. Документ выдержан в намного более умеренных тонах по сравнению со «Стратегией» 2005 г. В нем уже не говорится о продвижении любыми способами свободы и демократии. Сложная и иерархическая система целей и задач, изложенная в этом документе, в целом отражает традиционные установки на поддержание и укрепление американской безопасности посредством своевременного оповещения о всевозможных угрозах Соединенным Штатам и их союзникам и на осуществление мероприятий, направленных на ликвидацию
этих угроз. Отдельный раздел «Стратегии национальной разведки» посвящен государствам, потенциально способным нанести ущерб интересам США. Первые два места занимают Иран и КНДР, чьи ядерные программы вызывают серьезное беспокойство американских властей, третье и четвертое место - Китай и Россия. В тексте «Стратегии» сказано: «Не исключено, что Россия продолжит искать способы утверждения своей мощи и влияния способами, противоречащими интересам США».
«Стратегия разведки - 2009» достаточно точно совпадает с аналитическим докладом Национального разведывательного совета (НРС) -«Глобальное управление: критическое стечение обстоятельств» (сентябрь 2010 г.), на основании которых определены исходные позиции для выдвижения приоритетов деятельности американской разведки:
- глобальные вызовы потребуют глобальных решений, и только модель, основанная на мультилатерализме, сможет дать результаты. При этом мультилатерализм подразумевает вовлечение в первую очередь американских и европейских структур;
- опасаясь посягательств на свое могущество, американские разведывательные органы тщательно сканируют горизонт в поисках держав с мировым потенциалом. ЕС кажется наиболее логичным союзником;
- такова: глобализация ведет к консолидации мира на условиях более развитой его части. В настоящее время США вынуждены признать наряду с Западом развитие других «экономических цивилизаций», а соответственно, и усложнение глобальных процессов, контроль над которыми отныне не принадлежит ни Западу, ни кому-либо еще;
- «глобальным управлением» понимается не «мировое правительство», а задействование широкого спектра мировых институтов в решении глобальных проблем.
Исходя из принятых руководящих документов практическими приоритетами деятельности разведсообщества США в настоящее время считаются: противодействие экстремизму: выявление, отслеживание и ликвидация экстремистских группировок, которые планируют нанести материальный ущерб или иным образом навредить государству, народу или интересам США и их союзникам;
нераспространение оружия массового поражения и средств его доставки государствами или негосударственными субъектами;
стратегическая разведка и предупреждение об угрозах: эффективное реагирование на угрозы и использование открывающихся возможностей для надлежащего обеспечения на-
циональной безопасности. Среди проблем и тенденций, которые будут определять состояние безопасности США в будущем, отмечаются: экономическая нестабильность, подрыв государства, снижение темпов демократизации, появление мощных региональных сил, изменения в области демографии и социальной сфере, климатические изменения, доступ к космосу, эпидемии, распространение опасных технологий;
интеграция контрразведки в систему разведывательного сообщества: глобализация рынка и открытость современных информационных каналов облегчают задачи противников США - террористов, международной преступности, кибервзломщиков, агентов иностранных разведок и др. При этом контрразведка США должна сосредоточиться: на определении лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации и использующих служебное положение для нанесения вреда интересам США; проникновении в разведывательные органы противников в целях выяснения их намерений, возможностей и конкретных действий; осуществлении контрразведки в киберпростран-стве для защиты объектов жизнеобеспечения; защите поставок от внедрения иностранных разведывательных служб.
Разведывательное сообщество (РС) США в настоящее время состоит из 16 структур [3-7]. Их место и задачи определены Исполнительным приказом президента США от 4 декабря 1981 г. № 12333 «Разведывательная деятельность Соединенных Штатов» [4].
Центральное разведывательное управление является главным органом стратегической разведки США, на который возложены следующие задачи:
- добывание и обработка разведывательной и контрразведывательной информации о деятельности иностранных государств;
- разработка и реализация программы сбора политической, экономической, научной, технической, военной и другой информации, необходимой для обеспечения безопасности США;
- осуществление и координация контрразведывательной деятельности за пределами США;
- проведение специальных операций, одобренных президентом;
- обеспечение безопасности спецопераций, сохранности объектов и сооружений безопасности от внедрения иностранных разведслужб;
усиление информационной безопасности: конфигурация национальной цифровой инфраструктуры, базирующаяся в основном на сети Интернет, недостаточно защищена. Указывается, что главным инструментом в
этой работе должна быть контрразведка страны, действующая в единстве с разведкой. Задачи: использовать разработки в области информационной безопасности, сотрудничать со смежными разведывательными службами, с представителями промышленности и научными кругами;
поддержание текущих операций: разведка по-прежнему будет играть ключевую роль в выполнении серии текущих задач: подавлении Талибана в Афганистане, стабилизации ситуации в Ираке, борьбе с наркокартелями, обеспечении свободной и законной миграции населения и товаров, а также в противодействии новым вызовам по мере их возникновения.
В число приоритетов разведывательного сообщества США впервые включены вопросы налаживания эффективного сотрудничества с крупным бизнесом в сфере обеспечения национальной безопасности.
Таким образом, представляется вполне справедливым тезис о набирающей обороты сознательной частичной передаче государством одной из своих традиционных функций - обеспечения безопасности - частному капиталу посредством аутсорсинга и взаимодействия с частными компаниями в сфере войны и разведки безопасности сотрудников и режима секретности главных управлений ЦРУ.
Организационно-штатная структура ЦРУ включает: главные управления - информации, науки и техники, административное, а также национальную службу тайных операций, отделы, занимающиеся обеспечением разведывательного процесса: по связям с конгрессом, генерального юрисконсульта, генерального инспектора, по связям с общественностью, протокольный, планирования и программ и проч.
Под руководством директора национальной разведки разведывательное сообщество функционирует как единая организация, обеспечивающая органы политического и военного руководства достоверной разведывательной информацией, касающейся национальных стратегических интересов государства в политической, военной и экономической сферах.
Заключение. Созданная система спецслужб США, включающая разведку, контрразведку, силы спецназначения и проч., какой бы монолитной она ни выглядела, ни в одной стране мира никогда не была «единой организацией». Поэтому в современных условиях главной задачей РС США является превращение большого количества его подразделений, выполняющих порой одинаковые, порой различные задачи, в единую организацию, способную противостоять беспрецедентному числу вызовов современности.
Руководящие документы разведывательного сообщества органично интегрируют аналитические и прогностические наработки НРС США последних лет в повседневную практику. Указанные документы стали отражением эпохи пересмотра руководством США роли и места страны в современном мире, но при этом нис-
колько не дезавуировали нацеленность Соединенных Штатов на мировое лидерство и поддержание своего экономического, технологического, политического и военного превосходства с использованием в качестве важнейшего инструмента уникальных и интегрированных возможностей
Литература
1. Семин Н. Л. Разведывательное сообщество США в начале XXI века: реформы и приоритеты / [Электронный ресурс]: http:www. rusus.ru/?act=read&id=266 (дата обращения:14.01.2015).
2. Разведывательное сообщество (Intelligence Community) США. http://j-times.ru/specsluzhby / razvedyvatelnoe-soobshhestvo-intelligence-community-ssha.html (дата обращения:14.01.2015).
3. Разведывательное сообщество США. Информация ГРУ ГШ, июнь 2012 г. 5 с.
4. Исполнительный приказ президента США № 12333 от 4 декабря 1981 г. «Разведывательная деятельность США». Executive Order 12333 // United States Intelligence Activities: http://www.tscm.com/ EO 12333.html. (дата обращения: 14.01.2015).
References
1. Semin N. L. Razvedyvatelnoe community of the USA in the XXI-st century beginning: reforms and priorities [An electronic resource]: http:www. rusus.ru/? act=read&id=266 (date of treatment: 14.01.2015).
2. Prospecting community (Intelligence Comunity) the USA http://j-times.ru/specsluzhby/ razvedyva-telnoe-soobshhestvo-intelligence-community-ssha.html: (date of treatment: 14.01.2015).
3. Prospecting community of the USA. Prospecting information ГРУ ГШ, June, 2012. 5 p.
4. The executive order of the US president № 12333 from December, 4th, 1981 "Prospecting activity of the United States". Executive Order 12333. United States Intelligence Activities, http://www.tscm.com/ EO 12333.html. (date of treatment: 14.01.2015).
Информация об авторе
Зайцев Александр Александрович - кандидат военных наук, доцент, профессор кафедры военной стратегии. Военная академия Республики Беларусь (220056, Минск, ул. 50-лет Победы, 12, Республика Беларусь).
Information about the author
Zaitsev Alexander Alexandrovich - Ph. D. of military sciences, assictant professor, professor of the Department of military strategy. Military Academy of Republic of Belarus (12, 50 years of Victory, 220056, Minsk, Republic of Belarus).
Поступила 16.03.2015