Научная статья на тему 'Реформирование предприятий транспортного машиностроения Алтайского края в конце 1980-1990-х гг. На примере открытого акционерного общества холдинговой компании «Барнаултрансмаш»'

Реформирование предприятий транспортного машиностроения Алтайского края в конце 1980-1990-х гг. На примере открытого акционерного общества холдинговой компании «Барнаултрансмаш» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ОАО "БАРНАУЛТРАНСМАШ" / TRANSPORT ENGINEERING / ALTAI KRAI INDUSTRY / BARNAULTRANSMASH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брумм Константин Александрович

Рассматривается проблема приватизации государственного имущества в Российской Федерации в первой половине 1990-х гг., которая привела к изменению базовых принципов организации производства на примере предприятий транспортного машиностроения Алтайского края. Оптимизация производства на предприятии ОАО «Барнаултрансмаш» привела к сокращению численности сотрудников, отказу от финансирования объектов социально-культурного значения и выпуску продукции массового потребления в ущерб высокотехнологичному производству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брумм Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On reforms at transport engineering enterprises of Altai Krai in the late 1980s-1990s (evidence from Barnaultransmash, OJSC, a holding company)

The article deals with problematic aspects of functioning of Altai Krai transport engineering enterprises during the economic reforms of the 1990s. As a part of the study the author arrives at a conclusion that the joint-stock form of incorporation was created in Russia under the conditions of a generalized economic recession in all fields of industry. Privatization of public property facilitated the break-up of financial and economic connections between the factories of Altai Krai. The market structure underwent changes. The volume of state orders for regional transport engineering enterprises diminished dramatically during the first half of the 1990s, including orders for the defense-industrial sector. A conversion program for transport engineering enterprises was introduced by the government to prevent their bankruptcy. However, public funding for the program was not meant to be provided. A sharp increase of the inflation rate during the second half of the 1990s lead to corrections in government programs for social and economic development of Altai Krai. High emphasis was put on reformation of production processes in industrial sector enterprises. At the same time, lack of funds for such areas of expenditure in the local budget hindered the implementation of support programs. Barnaultransmash factory was in the list of largest transport engineering enterprises in the late 1980s and early 1990s. For the enterprise, successful manufacturing organization in the market economy environment depended heavily on government support programs. Poor design of mechanisms for the state and local level reformation of the industrial sector lead to a sharp decrease in the production rate. The Bar-naultransmash management had to resolve to abandonment of most social programs, reduction of staff size and optimization of manufacturing processes in order to preserve profitability. In the first half of the 1990s, the enterprise gradually decreased its production rate, but functioned without overdue debts. Most annual reports of the period studied by the author indicate its balance as positive. The economic recession of 1998 became a natural impetus for Transmash to start the production of consumer goods. The enterprise was able to have a positive balance at the end of 1999 against the background of the erosion of the purchasing power of the national currency. Moreover, the renewal of production facilities went at a slow rate, which caused a gradual decrease in profitability of transport engineering production. The management of Barnaultransmash holding company was able to organize transport engineering production in the market economy environment and prevent bankruptcy during the transitional period of economic reforms.

Текст научной работы на тему «Реформирование предприятий транспортного машиностроения Алтайского края в конце 1980-1990-х гг. На примере открытого акционерного общества холдинговой компании «Барнаултрансмаш»»

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 407. С. 49-54. Б01: 10.17223/15617793/407/8 УДК 94 (571.15)

К. А. Брумм

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ 1980-1990-х гг. НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ

«БАРНАУЛТРАНСМАШ»

Рассматривается проблема приватизации государственного имущества в Российской Федерации в первой половине 1990-х гг., которая привела к изменению базовых принципов организации производства на примере предприятий транспортного машиностроения Алтайского края. Оптимизация производства на предприятии ОАО «Барнаултрансмаш» привела к сокращению численности сотрудников, отказу от финансирования объектов социально-культурного значения и выпуску продукции массового потребления в ущерб высокотехнологичному производству.

Ключевые слова: транспортное машиностроение; промышленность Алтайского края; ОАО «Барнаултрансмаш».

Организация производства высокотехнологичной продукции, способной конкурировать на внутренних и внешних рынках, стала одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в 2000-2015 гг.

Транспортное машиностроение входит в перечень отраслей государственной экономики, для которых характерна высокая доля концентрации наукоемкого производства. Создание оптимальных условий для функционирования предприятий тяжелой промышленности составляло одну из первоочередных задач для министерств и ведомств, курирующих промышленный сектор на федеральном и региональном уровнях. Ограничение поставок импортных товаров промышленного сектора на внутригосударственный рынок и падение курса национальной валюты в первой половине 20102015 гг. привели к изменению принципов промышленной политики. Обобщение опыта организации производства промышленной продукции в условиях экономического кризиса 1990-х гг. является актуальной задачей для теоретического исследования.

Изучению проблемных аспектов аграрного машиностроения Алтайского края посвящены работы

A.Я. Троцковского [1] и Н.А. Чертова [2]. В своих трудах они уделяли внимание деятельности органов местного самоуправления Алтайского края по формированию региональной промышленной политики в сфере транспортного машиностроения в 1990-х гг.

Экономисты В.А. Бородин [3], Н.И. Дятчин [4],

B.В. Мищенко [5] и др. изучали особенности становления рыночных отношений в машиностроительной отрасли Алтайского края 1990-х гг.

Машиностроение являлось одной из ведущих отраслей в Алтайском крае на протяжении 1950-1980-х гг. На его долю приходилось более 40% товарной продукции промышленности [6. С. 99]. Специалисты называли «Барнаултрансмаш» «флагманом» алтайской промышленности. Завод выпускал до 17 тысяч двигателей и дизель-генераторов самого различного назначения, более 800 видов продукции удовлетворяли требованиям самых различных потребителей [7. С. 3]. Спецификой предприятия была его ориентация на потребности оборонно-промышленного комплекса государства. Помимо производства основной продукции, завод обеспечивал функционирование объектов социально-культурного значения.

Реформы первой половины 1990-х гг., направленные на становление в экономике России институтов частной собственности, требовали изменения самих принципов функционирования предприятий. Государство планировало провести конверсию предприятий, обеспечивавших потребности ВПК.

Комплекс мер по реформированию экономической модели государства требовал детальной проработки на этапе планирования. Для успешного осуществления преобразований в машиностроительном секторе были необходимы инновации и крупнейшие инвестиции в развитие науки, эффективная государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях, организация институтов государственной поддержки на межгосударственном уровне [4. С. 221].

Первым этапом экономической реформы, направленной на переход от планово-распределительной к рыночной экономической модели, стала приватизация. Все самые крупные предприятия Алтайского края были преобразованы, согласно Указу Президента № 721 «Об обязательном акционировании крупных предприятий», в акционерные общества открытого типа. Открытое акционерное общество Холдинговая компания «Барнаултрансмаш» была зарегистрирована Администрацией Октябрьского района г. Барнаула 30.12.1992 г. [8]. Форма холдинга позволяла владеть долями акционерного капитала дочерних компаний.

В первой половине 1990-х гг. наблюдалось снижение темпов производства продукции в большинстве промышленных отраслей региона.

В 1993 г. снижение объемов производства и реализации товаров и услуг отраслей машиностроения и металлообработки в Алтайском крае составило 23,3% [9].

В 1994 г. валовой внутренний продукт, по сравнению с 1991 г., снизился на 39%, а продукция промышленности - на 44% [10].

Темпы спада в промышленности достигли максимальных значений в первой половине 1994 г. В машиностроении они составили 38%. В крайне трудном положении находилось большинство предприятий оборонного комплекса. Нарастала угроза потери ценных элементов накопленного научно-технического потенциала. Утяжелялась структура производства, усиливалась сырьевая направленность экономики [10]. Замедление общего спада на данном этапе обеспечивалось

за счет увеличения удельного веса сырьевого сектора, во многом ориентированного на внешний рынок.

Экономика Российской Федерации находилась в условиях глубокого инвестиционного кризиса. Только в 1994 г. капитальные вложения сократились на 26% по сравнению с предыдущим годом, в их объеме росла доля вложений в объекты социальной сферы, тогда как производственные инвестиции снижались опережающими темпами [10].

С 1990 г. в России началось резкое сокращение государственных заказов оборонного сектора. Это негативным образом отразилось на функционировании предприятий транспортного машиностроения Алтайского края. «Барнаултрансмаш» в период с 1990-1995 гг. был вынужден снизить производство основной продукции -двигателей - в 5 раз (с 15 до 3 тыс.) [7. С. 4].

Согласно данным Алтайского краевого управления статистики, показатель прибыли завода «Барнаултрансмаш» в 1994 г. был «минус» 638 508 тыс. руб. Себестоимость продукции оказалась выше цены, предлагаемой за нее на рынке [11. С. 5]. Показатель рентабельности был отрицательным.

Оценивая результаты региональной экономической политики в первой половине 1990-х гг., представители Администрации Алтайского края отмечали, что для функционирования потребительского рынка края большое значение имела четкая направленность конверсии предприятий промышленного сектора на увеличение производства товаров народного потребления, особенно изделий сложной бытовой техники, которые ранее на предприятиях региона не выпускались.

Конверсия осложнялась отсутствием средств на переориентацию производства. Вследствие этого многие оборонные предприятия Алтайского края были вынуждены в течение 1991-1992 гг. сократить численность сотрудников, занятых на производстве, на 20-30%, а в 1993 г. - на 12,6% [12]. Кроме того, многократное сокращение оборонного заказа, доля которого до 80-х гг. в бюджете страны, по неофициальным данным, составляла 70-75%, резко понизило общий и государственный спрос на науку в России [4. С. 226].

Итогом государственной промышленной политики первой половины 1990-х гг. для ОАО «Барнаултранс-маш» стали рост задолженности бюджета компании, которая к 1995 г. составила 3 млрд руб., а также массовое увольнение персонала. Численность сотрудников завода с 1990 по 1995 г. уменьшилась на 13 тыс. человек [7. С. 4].

Трудовые коллективы предприятий машиностроительной отрасли Алтайского края, оценивая сложившуюся ситуацию в 1994 г., отмечали рост скрытой безработицы, свертывание социальных программ, нарушение конституционных прав человека [13].

Общая экономическая ситуация в государстве осложнялась увеличением темпов инфляции национальной валюты: к концу 1994 г. ее уровень составил 14-16% в месяц вместо намечавшихся 5-7%, а в январе 1995 г. он увеличился до 17,8%.

В течение 1993-1994 гг. бюджетный дефицит, не опускаясь ниже 8-10% валового внутреннего продукта, финансировался главным образом за счет кредитов

Центрального банка Российской Федерации, т.е. за счет эмиссии [14].

С 1992 по 1995 г. Алтайский край находился в условиях инвестиционного голода и нарастания социальной напряженности [15]. Снижение деловой и инвестиционной активности экономики предопределило нарастание масштабов бедности населения края. После резкого падения в 1992 г. уровень жизни основной массы жителей края продолжал оставаться на крайне низком уровне. Реальные денежные доходы населения к уровню 1991 г. оценивались в пределах 20-22%, заработная плата одного работника - 18-19%. Отмечалось усиление дифференциации населения по доходам и материальной обеспеченности. В этих условиях товарное насыщение потребительского рынка обеспечивается лишь крайне низким платежеспособным спросом населения [Там же]. Объем промышленной продукции вырос с 212,2 млрд руб. в 1992 г. до

9 670 млрд руб. в 1995 г. Данная ситуация негативным образом сказывалась на процессе конверсии предприятий транспортного машиностроения Алтайского края.

Резкое падение курса рубля по отношению к доллару 11 октября 1994 г. более чем на 27% [16] привело к изменению базовых принципов промышленной политики в машиностроительной отрасли на государственном уровне.

В 1996 г. Администрацией Алтайского края была принята программа «О социально-экономическом состоянии Алтайского края в I квартале 1996 года». В рамках мероприятий по стабилизации экономики региона определялся комплекс приоритетных направлений в преодолении кризисного состояния. В него вошли государственная поддержка машиностроения, в том числе сельскохозяйственного, и инфраструктурных отраслей; конверсия оборонных производств; ориентация производств на потребности мирового рынка, развитие экспортных отраслей промышленности; стабилизация агропромышленного комплекса, позволяющая сохранить производство и развить переработку сельскохозяйственного сырья, в определенной мере обеспечить сырьем легкую промышленность; развитие рыночной инфраструктуры и др. [15].

В частности, Отделу промышленности Администрации края и АО «Барнаултрансмаш» была поставлена задача организовать производство двигателей для БМД и автобусов. Для ее реализации требовалось

10 700 млн руб., из которых 8 700 млн руб. должен был обеспечить бюджет Российской Федерации, 2 000 млн руб. - иные источники финансирования [Там же]. Таким образом, из бюджета Алтайского края на данную программу средства не выделялись.

В 1996 г. активы ОАО «Барнаултрансмаш» уменьшились на 25,112 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом, в том числе уменьшение основных средств произошло на 30,922 млрд руб. Долгосрочные финансовые вложения предприятия возросли с 279 до 796 млн руб. В январе 1997 г. дебиторская задолжность составила 25,504 млрд руб. (прирост за год 22,466 млрд руб.). На предприятии отсутствовала просроченная кредиторская задолженность, выручка от

реализации продукции, товаров, работ, услуг уменьшилась на 41,896 млрд руб., или 17%. Себестоимость реализации продукции, товаров, работ, услуг уменьшилась на 29% [16]. В целом на заводе было отмечено ухудшение основных финансовых показателей.

Основные меры Правительства РФ для стабилизации экономической ситуации сводились к контролю за распределением средств между бюджетами регионов [17].

В 1996 г. в Алтайском крае продолжался спад промышленного производства. За I квартал он составил 15,1%. В тяжелом положении находились компании оборонного комплекса. Финансовое состояние большинства предприятий и организаций края продолжало осложняться неурегулированностью взаиморасчетов в экономике. Крайняя разбалансированность рынков сбыта готовой продукции и сырьевых ресурсов способствовала росту взаимных неплатежей. Развивавшийся платежный кризис не позволял решить проблему своевременной выдачи рабочим и служащим заработной платы [15].

Государственная политика поддержки предприятий машиностроительной отрасли Алтайского края во второй половине 1990-х гг. сводилась к организации технического перевооружения предприятий края (г. Барнаул, Рубцовск) с целью перехода на производство тракторов, двигателей и пахотных и трелевочных тракторов, двигателей, оборотных плугов и почвозащитных орудий [18].

Для реализации данных мероприятий Министерством финансов Российской Федерации было предложено Администрации Алтайского края внести свои предложения в перечень программ государственных внешних заимствований [Там же].

Кризисные тенденции первой половины 1990-х гг. привели к пересмотру органами местного самоуправления программ социально-экономического развития Алтайского края. В апреле 1998 г. Алтайским краевым Законодательным Собранием был утвержден «План социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года».

Стратегической задачей плана стали структурная перестройка экономики и выход ее из кризиса. Соответственно этому определялись и основные цели, которые должны были быть достигнуты в 2000-2005 гг.:

- достижение к 2000 г. экономического роста не ниже двух процентов в год на основе низкого уровня инфляции, снижения цены кредитных ресурсов, обеспечения высоких темпов роста инвестиций, необходимых для динамичного развития экономики и структурных преобразований;

- рост реальных доходов и потребления населения, значительное снижение к 2000 г. доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума;

- достижение уровня собственных доходов в бюджете края до 60-65%;

- осуществление институциональных преобразований, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивающих справедливую конкуренцию, регулирование естественных монополий, укрепление законности и правопорядка;

- проведение реформы предприятий с целью существенного повышения эффективности управления в рыночных условиях;

- обеспечение уровня накопления в экономике до 20% ВВП и создания условий для трансформации сбережений в инвестиции. Создание благоприятного климата для внешних инвестиций и доведение их притока к 2000 г. до 200-230 млн долл. в год;

- обеспечение защиты интересов алтайских товаропроизводителей и повышение их конкурентоспособности и др. [Там же].

В рамках мероприятий по поддержке промышленного сектора органы местного самоуправления планировали:

- переориентацию машиностроения в условиях рыночной экономики на удовлетворение потребительского спроса в конкурентоспособных видах машин и оборудования, свертывание устаревших производственных мощностей;

- расширение экспортного сектора машиностроения;

- решение проблем, имеющих социальную значимость, включая проблему повышения экологической безопасности;

- содействие развитию инфраструктуры экономики края [19].

Развитие предприятий оборонного комплекса в планируемый период было связано с уровнем государственного оборонного заказа и реализацией программы «Конверсия», которую планировали осуществлять по следующим направлениям:

- производство машин и оборудования для топливно-энергетического комплекса:

- дизелей и краново-бурильных машин;

- семейства гусеничных машин высокой проходимости с годовым выпуском 570 штук;

- производство машин и оборудования для отраслей агропромышленного комплекса:

- производство предметов бытовой техники: газовых нагревательных приборов, электропил, электроинструментов и др. [Там же].

В общей сложности для осуществления программы конверсии было необходимо не менее 500 млн руб. в ценах 1998 г. Основными источниками этих средств должны были стать федеральный, краевой бюджеты и собственные средства предприятий [20].

В 1997 г. на ОАО «Барнаултрансмаш» в рамках производственной кооперации был производен ряд комплектующих изделий для Волжского автомобильного завода и АО «Рыбинские моторы». Конверсия предприятия, начавшаяся в 1990-1991 гг., отразилась на структуре выпускаемой продукции и организации производственного процесса в целом. Доля оборонного заказа сократилась с 75 до 10%, что привело к высвобождению производственных мощностей. Часть этих мощностей предполагалось использовать на начальном этапе производства новых моделей дизелей и, в частности, дизелей модификации ВАЗ и БМД. Предприятием были разработаны инвестиционные проекты по освоению серийного выпуска указанных дизелей.

В 1997 г. предприятие ставило перед собой задачу по достижению более высоких показателей по производству, реализации продукции, прибыли и рентабель-

ности. Однако в силу в основном внешних факторов реализовать поставленные задачи не удалось. В первую очередь сказалась недостаточность оборотных средств из-за отсутствия необходимого финансирования на приобретение комплектующих, материалов и других ресурсов. Кроме этого, существенное влияние на экономические показатели АО оказало опережение темпов роста цен на комплектующие и материалы, используемые в производстве. Если завод в 1997 г. повысил цены на свою продукцию лишь один раз - в ноябре на 1215%, то удорожание отдельных комплектующих составило 25-30%, материалов - 20-25%. В результате этого предприятие недополучило прибыли на сумму около 3 000 млн руб. [21].

К 1997 г. наиболее острой проблемой для ОАО «Барнаултрасмаш» стал износ активной части основных производственных фондов. Он достиг 81,3%.

В процессе аудиторской проверки данных бухгалтерского баланса ОАО «Барнаултрансмаш», проведенной АОЗТ «Инауднт-Алтайская компания», специалисты пришли к выводу о том, что динамика изменения структуры баланса положительная, но в ближайшие 6 месяцев предприятие не смогло бы восстановить платежеспособность, хотя и на нем наблюдалась тенденция к улучшению финансового состояния [20].

Экономический кризис 1998 г. стал главной причиной падения производства в машиностроительной отрасли Алтайского края. Заметно сократились объемы производства, ухудшилось финансовое положение большинства предприятий, усилился кризис неплатежей. Инфляция к концу 1998 г. составила 171% (к декабрю 1997 г.) [21].

В связи с сокращением оборонного заказа на ОАО «Барнаултрансмаш» в 1998 г. на освободившихся площадях было организовано производство продукции народно-хозяйственного назначения: мягкой мебели (диваны, кровати, кресла), электроинструмента, хозинвентаря, мебельной фурнитуры [22].

На предприятии было проведено перепрофилирование производства. В качестве приоритетных направлений развития производства были выбраны выпуск семейства дизельных двигателей малой размерности (на базе дизелей ВАЗ), разработка ДГУ малой мощности (12, 16, 30 и 60 кВт.), совершенствование серийной продукции и адаптация ее в конверсионных изделиях, разработка перспективного семейства многоцелевых дизелей типа БМД, разработка модификаций энерготехнических агрегатов газодизельного процесса, разработка новых видов товаров народного потребления.

В связи с резким изменением курса доллара металлургические компании отрасли повысили свои цены пропорционально курсу доллара. Прежде всего, цена цветного металла выросла в среднем в 3 раза, в том числе алюминий и силумин - 2,8 раза. Этот же фактор повлиял и на рост цен по комплектующим изделиям, что негативно сказалось на финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Барнаултрансмаш» [Там же].

При разработке плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 гг. и на период до 2005 г. не были учтены риски увеличения инфляции, что ставило под сомнение возможность его

реализации в указанные сроки. Некоторые предприятия транспортного машиностроения благодаря переориентации производства смогли минимизировать последствия дефолта и выйти с положительным балансом, однако это было исключением из общей тенденции по отрасли.

Оценивая экономические преобразования в машиностроительной отрасли в 1990-х гг., специалисты Администрации Алтайского края пришли к выводу о том, что реформы сопровождались разрывом вертикальных и горизонтальных экономических связей, снижением объемов производства, простоями, приостановкой предприятий и, как следствие, снижением эффективности использования трудового потенциала [23]. На предприятиях машиностроительной отрасли это приводило к резкому сокращению численности сотрудников.

Экономист В. А. Бородин считал, что спонтанность и неподготовленность экономических реформ, отсутствие ясно сформированных целей и стратегии их достижения, игнорирование объективных проблем переходного периода, поспешное проведение ряда серьезных институционных изменений (разгосударствление собственности, либерализация внешнеэкономической деятельности), чрезвычайно жесткая монетарная политика привели к обвальному спаду промышленного производства в России в период 1992-1998 гг., вызвали его систематический кризис [4. С. 221].

Предприятия транспортного машиностроения Алтайского края занимали одни из ведущих позиций в экономике региона в конце 1980 - начале 1990-х гг. Успех организации производства в условиях рыночной экономики для компаний отрасли во многом зависел от государственной политики. Слабая проработка механизмов реформирования промышленного сектора на федеральном и региональных уровнях привела к резкому снижению темпов производства для большинства заводов края. Для сохранения рентабельности производства управление ОАО «Барна-ултрансмаш» было вынуждено отказаться от большинства социальных программ, сократить численность сотрудников и провести оптимизацию производства.

В первой половине 1990-х гг. перед руководством завода стала задача организовать систему сбыта продукции в условиях свободной конкуренции и резкого сокращения заказов со стороны военно-промышленного комплекса. Предприятие функционировало в условиях постоянного снижения темпов производства, но при этом без просроченных задолженностей. В большинстве годовых отчетов за исследуемый период его баланс оставался положительным.

Дефолт 1998 г. стал одной из причин увеличения объемов выпуска товаров народного потребления на ОАО «Барнаултрансмаш», что, в свою очередь, позволило заводу в условиях экономического кризиса завершить 1999 календарный год с положительным балансом. Руководство холдинговой компании смогло выполнить задачу по организации производства продукции транспортного машиностроения в условиях рыночной модели экономики и не допустить банкротства предприятия в переходный период реформирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приватизация в Алтайском крае: состояние и социально-экономические последствия. Барнаул, 1997. 210 с.

2. Чертов Н.А. Социально-экономическая политика в Алтайском крае в кризисный период: итоги и уроки. Новосибирск : РАН, 2002. 200 с.

3. Бородин В. А. Промышленность Алтая: на рубеже веков. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2007. 233 с.

4. Дятчин Н.И. Промышленность Алтая: история развития, проблемы и перспективы. Барнаул : Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2008.

367 с.

5. Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та,

2006. 423 с.

6. Региональная политика в агропромышленных регионах: теоретические и прикладные аспекты. Барнаул, 2003.

7. Станет ли «Трансмаш» макаронной фабрикой // Орден труда (Барнаул). 2001. № 47 (23 нояб.).

8. Устав ОАО «Барнаултрансмаш» редакция 2014 г. Раскрытие информации // Барнаултрансмаш. Барнаул. 2016. URL:

http://www.barnaultransmash.ru/about/disclosure/btm_docs.html, свободный (дата обращения: 27.01.2016).

9. Распоряжение Администрации Алтайского края от 5 октября 1994 г. № 861-р // База законов. 2016. URL:

http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3716036, свободный (дата обращения: 27.01.2016).

10. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 «О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах"» Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

11. Промышленность: Основные показатели деятельности предприятий - монополистов за январь - июнь 1994 г. Барнаул, 1994.

12. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 24 июня 1994 г. № 40 «О требованиях трудовых коллективов отраслей промышленности, строительства и агропромышленного комплекса края» Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

13. Программа Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы и ход ее выполнения. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 «О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 19951997 годах"». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

14. Постановление Администрации Алтайского края от 27 мая 1996 г. № 300 «О социально-экономическом состоянии Алтайского края в I квартале 1996 года». Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

15. «Черный вторник» 11 октября 1994 года. Справка // РИА НОВОСТИ. М., 2016. URL: http://ria.ru/crisis_spravki/20091011/188187613.html, свободный (дата обращения: 27.01.2016).

16. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 1996 год. Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 1996 г. // Законодательство и инвестиции. 2016. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/ 2165FA1899240D59C3256D3D0038F275/discl_acnt.html, свободный (дата обращения: 29.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Динамика производства Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 «"О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах"». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

18. Постановление Правительства РФ от 21 октября 1996 г. № 1256 «О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края». Приложение. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

19. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 апреля 1998 г. № 116 «Об утверждении Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

20. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 1997 год. Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 1997 г. // Законодательство и инвестиции. 2016. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/ 566F6EB4D16AB401C3256D3D0038EF7E/discl_acnt.html, свободный (дата обращения: 02.02.2016).

21. Постановление Администрации Алтайского края № 354 от 17 мая 1999 г. «О внесении изменений в План социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года (утратило силу на основании постановления Администрации Алтайского края № 385 от 16.09.2008)» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2014. URL: http://docs.cntd.ru/document/940702896, свободный (дата обращения: 9.05.2014).

22. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 1999 год. Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 1999 г. // Законодательство и инвестиции. 2016. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/ 766C81D071FB4764C3256D3D0038EF8C/discl_acnt.html, свободный (дата обращения: 27.01.2015).

23. Распоряжение Администрации Алтайского края от 5 октября 1994 г. № 861-р. // База законов. 2016. URL: http://bazazakonov.ru/doc/ ?ID=3716036, свободный (дата обращения: 27.01.2015).

Статья представлена научной редакцией «История» 14 марта 2016 г.

ON REFORMS AT TRANSPORT ENGINEERING ENTERPRISES OF ALTAI KRAI IN THE LATE 1980S-1990S (EVIDENCE FROM BARNAULTRANSMASH, OJSC, A HOLDING COMPANY)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, 407, 49-54. DOI: 10.17223/15617793/407/8

Brumm Konstantin A. Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: kas-1294@yandex.ru Keywords: transport engineering; Altai Krai industry; Barnaultransmash.

The article deals with problematic aspects of functioning of Altai Krai transport engineering enterprises during the economic reforms of the 1990s. As a part of the study the author arrives at a conclusion that the joint-stock form of incorporation was created in Russia under the conditions of a generalized economic recession in all fields of industry. Privatization of public property facilitated the break-up of financial and economic connections between the factories of Altai Krai. The market structure underwent changes. The volume of state orders for regional transport engineering enterprises diminished dramatically during the first half of the 1990s, including orders for the defense-industrial sector. A conversion program for transport engineering enterprises was introduced by the government to prevent their bankruptcy. However, public funding for the program was not meant to be provided. A sharp increase of the inflation rate during the second half of the 1990s lead to corrections in government programs for social and economic development of Altai Krai. High emphasis was put on reformation of production processes in industrial sector enterprises. At the same time, lack of funds for such areas of expenditure in the local budget hindered the implementation of support programs. Barnaultransmash factory was in the list of largest transport engineering enterprises in the late 1980s and early 1990s. For the enterprise, successful manufacturing organization in the market economy environment depended heavily on government support programs. Poor design of mechanisms for the state and local level reformation of the industrial sector lead to a sharp decrease in the production rate. The Bar-

naultransmash management had to resolve to abandonment of most social programs, reduction of staff size and optimization of manufacturing processes in order to preserve profitability. In the first half of the 1990s, the enterprise gradually decreased its production rate, but functioned without overdue debts. Most annual reports of the period studied by the author indicate its balance as positive. The economic recession of 1998 became a natural impetus for Transmash to start the production of consumer goods. The enterprise was able to have a positive balance at the end of 1999 against the background of the erosion of the purchasing power of the national currency. Moreover, the renewal of production facilities went at a slow rate, which caused a gradual decrease in profitability of transport engineering production. The management of Barnaultransmash holding company was able to organize transport engineering production in the market economy environment and prevent bankruptcy during the transitional period of economic reforms.

REFERENCES

1. Trotskovskiy, А.Ya. (1997) Privatizatsiya vAltaiskom krae: sostoyanie i sotsial'no-ekonomicheskieposledstviya [Privatization in Altai Krai: status

and social and economic consequences]. Barnaul: Altai State University.

2. Chertov, N^. ( 2002) Sotsial'no-ekonomicheskaya politika v Altaiskom krae v krizisnyi period: itogi i uroki [Social and economic policies of Altai

Krai during the period of crisis: results and lessons learnt]. Novosibirsk: Russian Academy of Sciences.

3. Borodin, V^. (2007) Promyshlennost'Altaya: na rubezhe vekov [Altai Krai industry between two ages]. Barnaul: Altai State Technical University.

4. Dyatchin, N.I. (2008) Promyshlennost' Altaya: istoriya razvitiya, problemy i perspektivy [Altai industry: development history, problems and

possibilities]. Barnaul: Altai State Technical University.

5. Mishchenko, V.V. (2006) Depressivnyy Altay: analiz sotsial'no-ekonomicheskoy situatsii v krae i napravleniya vykhoda iz krizisa [Depressive

Altai: Analysis of social and economic situation and ways of exiting the crisis]. Barnaul: Altai State University.

6. Trotskovskiy, A.Ya. (2003) Regional 'naya politika v agropromyshlennykh regionakh: teoreticheskie i prikladnye aspekty [Regional policy in agro-

industrial regions: theoretical and applicative aspects]. Barnaul: Altai State University.

7. Orden truda. (2001) Stanet li "Transmash" makaronnoy fabrikoy [Will Transmash become a pasta factory]. Orden truda. 47. p. 3.

8. Barnaultransmash. (2016) Ustav OAO "Barnaultransmash" redaktsiya 2014 g. Raskrytie informatsii [Charter of Barnaultransmash, OJSC. Edition

of 2014. Information disclosure]. [Online]. Available from: http://www.barnaultransmash.ru/about/disclosure/btm_docs.html. (Accessed:

27 January 2016).

9. Bazazakonov.ru. (2016) Rasporyazhenie Administratsii Altayskogo kraya ot 5 oktyabrya 1994 g. № 861-r [Administrative order of Altai Krai No.

861-r of 05.10.1994]. [Online]. Available from: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3716036. (Accessed: 27 January 2016).

10. Garant.ru. (1995) Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 aprelya 1995 g. N 439 "O Programme Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii "Reformy i razvitie rossiyskoy ekonomiki v 1995—1997 godakh"" [Russian Government Regulation No. 439 of 28.04.1995 On the Program of the Government of the Russian Federation "Reform and development of the Russian economy in 1995-1997"].

11. Altai Department of Statistics. (1994) Promyshlennost': Osnovnye pokazateli dejatel'nosti predprijatij—monopolistov za janvar'-ijun' 1994 g [Industry: key performance indicators of enterprises-monopolists in January-June 1994]. Barnaul: Altai Department of Statistics.

12. Garant.ru. (1994) Postanovlenie Altayskogo kraevogo Zakonodatel'nogo Sobraniya ot 24 iyunya 1994 g. № 40 "O trebovaniyakh trudovykh kollektivov otrasley promyshlennosti, stroitel 'stva i agropromyshlennogo kompleksa kraya " [Decree of the Altai Krai Legislative Assembly No. 40 of 24.06.1994 "On the requirements of labor collectives of industrial sector, construction and agro-industrial complex of the region"].

13. Garant.ru. (1995) Programma Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii na 1993—1995 gody i khod ee vypolneniya. Postanovlenie Pravitel 'stva RF ot

28 aprelya 1995 g. № 439 "O Programme Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii "Reformy i razvitie rossiyskoy ekonomiki v 1995—1997 godakh" " [Russian Federation Government Program for 1993-1995 and the progress of its implementation. Russian Government Regulation No. 439 of 28.04.1995 On the program of the Russian Federation "Government reforms and development of Russian economy in 1995-1997"].

14. Garant.ru. (1995) Postanovlenie Administratsii Altayskogo kraya ot 27 maya 1996 g. № 300 "O sotsial'no-ekonomicheskom sostoyanii Altayskogo kraya v I kvartale 1996 goda " [Decree of the Administration of Altai Krai No. 300 of 27.05.1996 "On the social and economic state of Altai Krai in the first quarter of 1996"].

15. RIA NOVOSTI. (2014) "Chernyi vtornik" 11 oktyabrya 1994 goda. Spravka [Black Tuesday of October 11th, 1994. Information]. [Online]. Available from: http://ria.ru/crisis_spravki/20091011/188187613.html. (Accessed: 27 January 2016).

16. Zakonodatel'stvo i investitsii. (2016) Poyasnitel'naya zapiska k bukhgalterskoy otchetnosti za 1996 god. Poyasnitel'naya zapiska k bukhgalterskomu balansu i otchetu o finansovykh rezul'tatakh za 1996 g. [Explanatory notes to financial accounting for 1996. Explanatory notes to financial balance sheets and accounts for 1996]. Zakonodatel'stvo i investitsii. [Online]. Available from: http://www.lin.ru/db/emitent/2165FA1899240D59C3256D3D0038F275/discl_acnVol.html. (Accessed: 29 January 2016).

17. Garant.ru. (1995) Postanovlenie Pravitel 'stva RF ot 28 aprelya 1995 g. № 439 " "O Programme Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii "Reformy i razvitie rossiyskoy ekonomiki v 1995—1997 godakh " " [Russian Government Regulation No. 439 of 28.04.1995 On the program of the Russian Federation "Government reforms and development of Russian economy in 1995-1997"].

18. Garant.ru. (1995) Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 oktyabrya 1996 g. № 1256 "O merakh gosudarstvennoy podderzhki v preodolenii depressivnykhyavleniy v ekonomike Altayskogo kraya". Prilozhenie [Russian Government Regulation No. 1256 of 21.10.1996 "On measures of state support for overcoming depressive phenomena in the economy of Altai Krai". Supplement].

19. Garant.ru. (1995) Postanovlenie Altayskogo kraevogo Zakonodatel'nogo Sobraniya ot 1 aprelya 1998 g. № 116 "Ob utverzhdenii Plana sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Altayskogo kraya na 1998—2000 gody i na period do 2005 goda" [Decree of the Altai Krai Legislative Assembly No. 116 of 01.04.1998 "On approval of the social and economic development of Altai Krai for the period from 1998 until 2000 and for the period till 2005"].

20. Zakonodatel'stvo i investitsii. (2016) Poyasnitel'naya zapiska k bukhgalterskoy otchetnosti za 1997 god. Poyasnitel'naya zapiska k bukhgalterskomu balansu i otchetu o finansovykh rezul'tatakh za 1997g. [Explanatory notes to financial accounting for 1997. Explanatory notes to financial balance sheets and accounts for 1997]. Zakonodatel'stvo i investitsii. [Online]. Available from: http://www.lin.ru/db/emitent/566F6EB4D16AB401C3256D3D0038EF7E/discl_acnt.html. (Accessed: 02 February 2016).

21. Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii. (2014) Postanovlenie Administratsii Altayskogo kraya № 354 ot 17 maya 1999 g.

"O vnesenii izmeneniy v Plan sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Altayskogo kraya na 1998-2000 gody i na period do 2005 goda (utratilo silu na osnovanii postanovleniya Administratsii Altayskogo kraya № 385 ot 16.09.2008)" [Decree of the Altai Krai Administration No. 354 of 17.05.1999 "On Amendments to the plan of social and economic development of Altai Krai for the period from 1998 until 2000 and for the period till 2005 (became invalid on the basis of the decree of the Altai Krai Administration No. 385 of 16.09.2008)"]. Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii. [Online]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/940702896. (Accessed: 09 May 2014).

22. Zakonodatel'stvo i investitsii. (2016) Poyasnitel'naya zapiska k bukhgalterskoi otchetnosti za 1999 god. Poyasnitel'naya zapiska k bukhgalterskomu balansu i otchetu o finansovykh rezul 'tatakh za 1999 g. [Explanatory notes to financial accounting for 1999. Explanatory notes to financial balance sheets and accounts for 1999]. Zakonodatel'stvo i investitsii. [Online]. Available from: http://www.lin.ru/db/emitent/766C81D071FB4764C3256D3D0038EF8C/discl_acnt.html. (Accessed: 04 February 2016).

23. Bazazakonov.ru. (2016) Rasporyazhenie Administratsii Altayskogo kraya ot 5 oktyabrya 1994 g. № 861-r [Administrative order of Altai Krai No. 861-r of 05.10.1994]. [Online]. Available from: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3716036. (Accessed: 27 January 2016).

Received: 14 March 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.