Научная статья на тему 'К вопросу о становлении «Капиталистических механизмов» в агропромышленном комплексе Алтайского края в 1990-2000-х гг. На примере ОАО «Алтайский трактор»'

К вопросу о становлении «Капиталистических механизмов» в агропромышленном комплексе Алтайского края в 1990-2000-х гг. На примере ОАО «Алтайский трактор» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД / ИСТОРИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ALTAI KRAI AGRO-INDUSTRIES / ALTAI TRACTOR PLANT / HISTORY OF REFORMING THE INDUSTRIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брумм Константин Александрович

Предпринята попытка рассмотреть особенности процесса становления рыночных механизмов в промышленном секторе Алтайского края на примере трансформации производственного объединения «Алтайский трактор» в общество с ограниченной ответственностью «Алттрак». Уделяется внимание деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной политики, направленной на поддержку градообразующих предприятий транспортного машиностроения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брумм Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of "capitalist mechanisms" in the Altai Krai agro-industry during the 1990s-2000s exemplified by the Altai Tractor OJSC

The article examines the efficacy of the model of reforming the Altai Krai city-forming enterprises specializing in the production of agricultural machinery in the 1990s-2010s. The research aims at the peculiarities of market mechanisms development in the Altai Krai industrial sector exemplified by the transformation of the Altai Tractor industrial association into the Alttrak limited liability company. Having analyzed the data of the archive documents, regional statistics materials, the central and local periodicals, the author characterizes different aspects of the history of reforming the Altai Krai agricultural engineering enterprises exemplified by the Rubtsovsk Tractor Plant during the 1990s-2010s. In the course of the study, the author arrives at a conclusion that the development of the market mechanisms in the Altai Krai industrial sector was accompanied by the overall decrease in the production rate. Delivering the services of heating Rubtsovsk dwellings and facilities was one of the main tasks of the plant. After its privatization, the Alt-trak OJSC maintained productive capacity, allowing it to gain profit during the period from 1992 to 1996. The consequences of the default of 1998 had a negative impact on the financial and operating activities of the company. Implementing some guidelines of the Altai Krai industrial policy on the production of tractors and agricultural equipment in the first half of the 2010s was not resourced on the regional level. The growth of the prices for components increased the prime cost of the tractor plant main products, and low profitability in 2004 lead to a decrease in machinery production and firing of manufacturing personnel. The special status of the city-forming enterprise hindered the attracting of investors. Preserving the unity of the Alttrak OJSC was one of the priorities of the company management and the local government bodies. After the decision of the Rubtsovsk administration to sell the controlling stock to the Novosibirsk company RATM, the anti-crisis management was introduced in the Alttrak OJSC, which resulted in further deterioration in financial performance and malfunction of the Alttrak TPS in January 2005. Selling the controlling stock of the Alttrak OJSC to the RATM holding company contributed to the so-called "optimization" of the production through the tractor plant bankruptcy proceedings and the creation of the main production assets of the Alttrak LLC on its basis. The receivership of the tractor plant during the second part of the 2010s resulted in mass layoffs, salary arrears, debts to electricity providers and creditors.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении «Капиталистических механизмов» в агропромышленном комплексе Алтайского края в 1990-2000-х гг. На примере ОАО «Алтайский трактор»»

Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. С. 115-120. DOI: 10.17223/15617793/419/15

УДК 94(571.150) “1990-20”

К. А. Брумм

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ «КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ»

В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1990-2000-х гг. НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОР»

Предпринята попытка рассмотреть особенности процесса становления рыночных механизмов в промышленном секторе Алтайского края на примере трансформации производственного объединения «Алтайский трактор» в общество с ограниченной ответственностью «Алттрак». Уделяется внимание деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной политики, направленной на поддержку градообразующих предприятий транспортного машиностроения в регионе.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; Алтайский тракторный завод; история реформирования промышленности.

В 1990-х гг. в истории российской экономики произошел процесс реставрации долевой формы собственности в промышленном секторе. За десятилетие государством были приняты нормативные основы капиталистических механизмов предпринимательской деятельности. Перед правительством и обществом Российской Федерации стояла задача по трансформации предприятий, созданных в условиях плановой модели, в акционерные компании, функционирующие на принципах рыночной экономики. Особое место в реформировании занимали градообразующие заводы, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственных машин и оборудования.

Вопрос реформирования предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-2010-х гг. слабо освещен в исторических исследованиях. Изучением проблемных аспектов финансовохозяйственной деятельности предприятий транспортного машиностроения в Алтайском крае в 1990-х гг. занимался экономист В.А. Бородин. В работе «Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края» автор высказал мнение о том, что в первой половине 1990-х гг. отчисления от промышленного сектора экономики в региональную бюджетную систему резко сократились [1].

По рассмотрению комплексной реструктуризации предприятий промышленного сектора Алтайского края работала группа исследователей: В.А. Бородин, И. А. Голощапова, А. А. Жидких [2]. Результаты их научной деятельности показали, что в первой половине 1990-х гг. уровень качества действующих систем управления и организационных структур на значительной части предприятий машиностроительной отрасли оставался низким.

В монографии «Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса» экономист В.В. Мищенко рассмотрел теоретические и практические вопросы реализации экономической политики в депрессивном регионе Российской Федерации в переходный период. Автором проанализирована социально-экономическая ситуация в большинстве секторов экономики края и предложены основные направления вывода экономики субъекта Федерации из системного кризиса. Изучен процесс реализации отдельных государственных мероприятий по поддержке предприятий транспортного машиностроения в регионе [3].

Источниками исследования послужили материалы периодической печати, нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления, информационно-аналитические данные о финансовой деятельности предприятий транспортного машиностроения Алтайского края сайта «Законодательство & Инвестиции», материалы текущего архива Фонда имущества Алтайского края, впервые введенные в научный оборот.

Созданные в эпоху плановой экономической модели заводы агропромышленного комплекса Алтайского края обладали определенной спецификой производства. Некоторые из них имели статус градообразующих предприятий. На большинстве данных заводов помимо основного производственного процесса было организовано вспомогательное производство. Кроме того, на балансе производственных объедений числились объекты социально-культурного значения.

В 1992 г. одно из крупнейших предприятий сельхозмашиностроения Алтайского края - Производственное объединение «Алтайский тракторный завод» - было преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Алттрак» [4]. Накануне приватизации завод имел положительный баланс в 625,7 млн руб. За семь месяцев 1992 г. предприятие увеличило численность сотрудников на 229 чел., а фактическая прибыль к июлю 1992 г. составила 330,6 млн руб. Уставной капитал возрос на 200 млн руб. [5]

С 1995 по 1996 г. на тракторном заводе г. Рубцовска выросла выручка от реализации тракторов на 116,7 млрд руб., что позволило в 1997 г. увеличить объемы производства и прибыль на 5,7 млрд руб. Кроме того, фонды накопления средств на предприятии возросли на 16%, что дало возможность руководству профинансировать фонд социальной сферы на 4 млрд руб. С момента создания ОАО «Алттрак» на социальные нужды средства были выделены впервые [6].

Экономический кризис во второй половине 1990-х гг. привел к резкому снижению спроса на продукцию предприятия. В 1998 г. убыток от реализации основной продукции увеличился на 18 млн руб. по сравнению с 1997 г. Это привело к росту убытка за отчетный период (1998 г.) на 15 млн руб. по сравнению с предыдущим годом [Там же].

Экономические реформы 1990-х гг. привели к значительному сокращению количества единиц выпуска сельскохозяйственной техники на предприятиях

транспортного машиностроения Алтайского края. В результате недостатка современных машин и оборудования у краевых сельхозтоваропроизводителей на протяжении конца 1990-х - первой половины 2010-х гг. снижались объемы производства сельскохозяйственной продукции, затягивались сроки уборки, росли потери выращенного урожая [7].

В 2001 г. администрацией Алтайского края было принято постановление «Об освоении и производстве современных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для АПК на промышленных предприятиях края в 2001-2005 годах». Документ предусматривал «План освоения и производства современных тракторов и сельскохозяйственных машин для АПК края на 2001-2005 годы». Согласно плану, заводу «Алттрак» предстояло увеличить ежегодный выпуск тракторов моделей Т-250 и Т-404 с 35 единиц в 2001 г. до 600 в 2006 г. Для осуществления поставленных задач предприятию за 5 лет было предоставлено 145,5 млн руб. [8] за счет инвестиционных вложений из местного бюджета.

В бюджетной системе региона в 2001 г. потребность в расходах консолидированного бюджета на 2001 г. была определена в сумме 20,4 млн руб., в том числе расходы составили 15,4 млн руб., переходящая задолженность по финансированию за 2000 г. - 5 млн руб. Недостаток средств для покрытия потребности в расходах консолидированного бюджета достиг 9,4 млрд руб. [9]. Реализация плана по освоению производства новой сельскохозяйственной техники зависела от дотаций из федерального бюджета.

С 2000 по 2001 г. увеличился спрос на продукцию завода, что позволило увеличить объемы производства за 1 год на сумму 65 млрд руб. в ценах 2003 г. Выручка от реализации продукции увеличилась на 123 млн руб. При этом чистая прибыль за указанный период сократилась на 20 млн руб. Причиной стал высокий рост переменных затрат на 30%. Обновление основных производственных фондов не производилось [9]. С 1998 по 2000 г. среднесписочная численность работников сократилась на 11% [10].

С 2000 по 2003 г. предприятие увеличило выпуск новой продукции в 37 раз. В 2002 г. руководством было принято решение о снижении объёмов выпуска техники в 2003 г. на 50%. При этом завод впервые со второй половины 1990-х гг. увеличил объемы выпуска новой продукции до 40% от общих годовых показателей [9].

Частично увеличение спроса на продукцию ОАО «Алттрак» было обеспечено благодаря экспорту тракторов в Узбекистан. С 2000 по 2003 г. узбекским потребителям продано 1 400 тракторов Т-4А, причем на 2003 г. пришлось более 50% экспорта [11].

С 2002 г. компания начала испытывать проблемы с реализацией основной продукции. Показатель рентабельности продаж составил «минус» 16,2, а непокрытый убыток отчетного года - 153,9 млн руб. К 2004 г. убыток от обычной деятельности стал равен 273 млн руб. Объём производства продукции с 2003 по 2004 г. сократился в 1,7 раз. Рентабельность продаж снизилась с «минус» 16,7% 2003 г. до «минус» 27,5% 2004 г. [12].

Основной проблемой завода стал низкий уровень спроса на внутреннем рынке. По словам генерального

директора В. Свиридова, к 2004 г. производственные мощности не использовались в полном объеме. Предприятие могло выпускать 150 тракторов ежемесячно. Заказ администрации Алтайского края через «Росаг-ролизинг» составил 50 тракторов Т-402-01 и 6 Т-404. Покупателям из Узбекистана ОАО «Алттрак» должно было поставить к осени 2004 г. 200 единиц техники. Результатом ухудшения финансового состояния предприятия стало сокращение численности основных производственных рабочих с 2002 по 2004 г. на 324 человека [13].

Специалисты Управления Алтайского края по промышленности и энергетике отмечали, что основной причиной общего ухудшения финансового состояния на заводе «Алттрак» в первой половине 2010-х гг. стал неверный выбор производственной стратегии. Руководство компании, имея широкую гамму модификаций тракторов, не приняло должных мер по запуску востребованной продукции в производство. К тому же сложное финансовое положение отечественных сельхозтоваропроизводителей заставило их надолго отказаться от покупки какой-либо новой техники, в том числе и производства «Алттрака» [14].

ОАО «Алттрак» имело особый статус для г. Рубцовска. На балансе компании состояла ТЭЦ «Алт-трак», обеспечивавшая отопление большей части населения города.

К сентябрю 2004 г. завод был должен ОАО «Алтайэнерго» за поставку электроэнергии более 20 млн руб. Выделенные администрацией г. Рубцовска целевые средства в размере 22 млн руб. не привели к уменьшению долга. Данный вопрос рассматривался 17 сентября 2004 г. в администрации Алтайского края на заседании штаба по подготовке к зиме. В результате руководство завода приняло обязательство ликвидировать задолженность за использованные ресурсы в ежемесячном режиме. Особое внимание уделялось отопительному сезону 2005 г. в г. Рубцовске [15]. В 2004 г. группа компаний «РАТМ Холдинг» г. Новосибирск (крупный диверсифицированный промышленный холдинг) выкупила 38% акций ОАО «Алт-трак» [16]. Одним из направлений деятельности холдинговой компании «РАТМ» были поставки угля на территории Западной и Восточной Сибири. Приобретение контрольного пакета новосибирским холдингом способствовало расширению его рынков сбыта ОАО «РАТМ». Для стабилизации производственной деятельности новосибирским инвесторам было необходимо сформировать комплекс мероприятий по созданию производства конкурентной продукции, что требовало значительных расходов.

Трехстороннее соглашение между «РАТМ Холдинг», ОАО «Алттрак» и администрацией г. Рубцовска о введении на заводе антикризисного управления было подписано 10 ноября 2004 г. По словам А. Дефлера (мэра г. Рубцовска, работавшего в данной должности с 2004 по 2008 г.), руководство «РАТМ» планировало инвестировать в завод более 1 млрд руб. [17].

Смена собственника на ОАО «Алттрак» негативно отразилась на некоторых направлениях деятельности компании. В частности, подготовка топлива к отопительным сезонам 2004-2005 гг. для ТЭЦ «Алттрак»

прошла с нарушением нормативов хранения. В результате 27 января 2005 г. температура в квартирах горожан, отапливающихся от ТЭЦ тракторного завода, снизилась до 12°С. Временно прекратили работу школы и детские сады, расположенные в южной части города. Причиной сложившейся ситуации стала авария на ТЭЦ. Котел был «зашлакован» некачественным углем [18].

Проблемы с функционированием ТЭЦ «Алттрак» привели к кадровым перестановкам в руководстве компании. Генеральный директор Е. Свиридов подал в отставку. 31 января состоялось заседание совета директоров ОАО «Алттрак», на котором представители компании «РАТМ» подали заявление с требованием провести внеочередное собрание акционеров предприятия для выбора нового руководителя завода [19]. В результате долгих обсуждений кандидатур на должность генерального директора был назначен Вячеслав Колосов, представлявший интересы «РАТМ» [20].

Ко второму полугодию 2005 г. на заводе «Алтайский трактор» было произведено продукции на сумму 216,3 млн руб. Убыток от продаж основной продукции составил 147,8 млн руб., а рентабельность продаж - «минус» 55%. Затраты отчетного периода по всем видам деятельности достигли 1,2 млрд руб. [12]. К октябрю 2005 г. кредиторская задолженность увеличилась до 1,5 млрд руб. Акционерное общество находилось в сложном финансовом положении. В октябре 2005 г. гендиректор Вячеслав Колосов обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о банкротстве предприятия [22].

14 ноября 2005 г. Арбитражный суд края признал ОАО «Аллтрак» банкротом и ввел на нем конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Должностные обязанности конкурсного управляющего были возложены на Т. Казакину [24]. Внешним управляющим был назначен региональный представитель Межрегиональной саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих В. Лютов [21].

В период конкурсного управления имущественный комплекс предприятия, выставленный на торги, оставался в аренде у ОАО «Алттрак» (оно образовано как самостоятельное юридическое лицо в мае 2006 г., когда на ООО «Алттрак» ввели внешнее управление). На торги был выставлен весь имущественный комплекс предприятия. Руководство холдинговой компаний «РАТМ» не выразило желания продать свой пакет ценных бумаг рубцовского тракторного завода. В рамках оптимизации производства на базе ОАО «Алттрак» были созданы два самостоятельных предприятия: ООО «Рубцовская ТЭЦ» и ОАО «Рубцовский тракторный завод» [23. С. 1].

С 2006-2007 гг. на ОАО «Алттрак» функции руководителя предприятия выполнял Г. Таруленков, перед которым была поставлена задача по созданию нового оптимального производственного контура на площади порядка 30 тыс. м2 на базе предприятия-банкрота (площадью 316 тыс. м2 с мощностью 30 тыс. единиц техники в год) с перспективой возобновления современного и конкурентоспособного производства мощностью 1,5-2 тыс. тракторов в год. В 2006 г. на акционерном обществе было произведено порядка

600 единиц техники - сельхозтракторов и трелевочной техники для лесопереработки, основная часть направлена в республики Средней Азии. Кредиторская задолженность компании выросла до 2 млрд руб. [24]. В конце марта 2007 г. производственная деятельность на ОАО «Алттрак» была приостановлена вследствие тяжелого финансового состояния [25].

Ухудшение общих показателей финансовой деятельности, рост задолженности по налогам и ошибки в управлении Г. Таруленкова стали причиной отказа в дальнейшем сотрудничестве с ним. В 2007 г. в системе управления акционерного общества произошли изменения. Должность директора была упразднена, а ее функции стал выполнять управляющий совет, состоявший из 6 представителей руководящего состава во главе с председателем правления С. Скулкиным. Вновь был введен пост главного инженера [24].

Свой выбор кандидатуры С. Скулкина внешний управляющий В. Лютов аргументировал высокими результатами его работы на посту председателя правления.

Специалисты в сфере тяжелой промышленности Алтайского края неоднозначно оценивают работу Г. Таруленкова на посту руководителя ОАО «Алттрак». Экономист В. Мищенко отмечал, что выйти из кризиса в первой половине 2010-х гг. предприятию не позволил ряд объективных факторов. Для эффективного производства тракторов заводу были необходимы дешевая электроэнергия и низкие железнодорожные тарифы [Там же].

Директор Института проблем развития промышленности Алтайского края В. Бородин не разделял мнение о неэффективности деятельности команды Г. Таруленкова, который, по словам экономиста, начал реализацию программы реструктуризации предприятия, подготовленную еще в 1998 г., в соответствии с современными требованиями [24].

Назначенный руководителем ОАО «Алттрак» в 2007 г. С. Скулкин своими основными задачами считал наращивание объемов производства, привлечение инвестиций, а также выполнение уже заключенных контрактов. Приоритетными проектами стали реализация контрактов на поставку техники в Узбекистан и Туркменистан, программа по краевому лизингу сельхозтехники, а также совместная программа с ОАО «Уралтрак». В мае 2007 г. завод выпустил 25 единиц техники, в июне, по словам С. Скулкина, был намечен рубеж в 60 единиц, по итогам года общая цифра должна была составить не менее 600 (примерно столько же было выпущено в 2006 г.) [24].

В. Лютов не исключал иное развитие событий для рубцовского тракторного завода. За полтора года внешнего управления бюджетная задолженность предприятия увеличилась на 200 млн руб. Собрание кредиторов ОАО «Алтайский тракторный завод» приняло решение ходатайствовать перед Арбитражным судом о введении на предприятии, долги которого превысили 1,6 млрд руб., конкурсного управления. Внешний управляющий отметил, что после введения конкурсного производства ОАО «Алттрак» будет выставлено на торги [21].

Согласно решению Арбитражного суда Алтайского края от 19 ноября 2007 г., открытое акционерное

общество «Алтайский трактор» признано несостоятельным [26].

13 декабря 2007 г. на ОАО «Алттрак» была частично ограничена подача электроэнергии, поскольку задолженность тракторного завода ОАО «Алтайэнер-госбыт» превысила сумму 10 млн руб. Данная мера не принесла энергетикам положительного результата, и 24 декабря 2007 г. на рубцовском предприятии был введен режим полного ограничения энергопотребления [25].

7 мая 2008 г. собранием кредиторов ОАО «Алттрак» были утверждены предложения конкурсного управляющего ОАО «Алттрак» о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника. Конкурсным управляющим ОАО «Алттрак» для продажи имущества из конкурсной массы должника были сформированы восемь лотов. С первых торгов 25 июня 2008 г. из восьми лотов был продан только один - «Имущество для производства основного вида продукции» с начальной ценой 200,7 млн руб. Повторные торги по лотам № 2-8, намеченные на 18 августа 2008 г., были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие. Социально значимые объекты ОАО «Алттрак» (лот № 6) были переданы в собственность муниципального образования «Город Рубцовск» [26].

Покупателем основного имущества для производства тракторов ОАО «Алттрак» стало ООО «Бетон 45» (группы компаний «РАТМ»), предложившее за этот лот 202 млн руб. [27].

К 2008 г. на рубцовский «Алттрак» приходилось 94,2% задолженности по заработной плате в крае. По словам исполнительного директора ОАО «Алттрак»

С. Морозова, задолженность составляла 116 млн руб. [28. С. 13]. Банкротство тракторного завода привело к массовому сокращению персонала предприятия. К июлю 2008 г. был подготовлен приказ об увольнении 900 человек [29]. Центр занятости населения г. Рубцовска планировал трудоустройство безработных с ОАО «Алттрак» на другие предприятия, исходя из наличия вакансий центра. В средствах массовой информации города была размещена информация о возможностях трудоустройства с помощью центра занятости населения, об услугах, предлагаемых психологом и профконсультантом. Кроме того, в центре занятости проводились предувольнительные консультации для сотрудников завода [30]. По сообщению конкурсного управляющего ОАО «Алттрак» и администрации города Рубцовска, в 2008 г. с предприятия было уволено 2 041 человек [27].

В 2008 г. на базе имущества тракторного завода компания «РАТМ» сформировала новую производ-

ственную структуру - ООО «Алттрак». На общество с ограниченной ответственностью было принято 1 219 человек, в том числе 1 210 из числа уволенных ОАО «Алттрак». Руководителем завода был назначен Г. Таруленков. В августе 2008 г. группой компаний «РАТМ» было перечислено на новое предприятие 95 млн руб. для запуска тракторного производства [31].

Банкротство ОАО «Алттрак» позволило холдингу «РАТМ» к 2009 г. сформировать юридическое лицо, за финансовую деятельность которого не предусмотрена имущественная ответственность личным имуществом учредителей, значительно сократить количество владельцев ценных бумаг. Новой компании не принадлежали объекты социально-культурного значения, и она не была правопреемником ОАО «Алттрак».

Таким образом, процесс становления механизмов капиталистической экономики в сельскохозяйственном машиностроении Алтайского края имел ряд особенностей. Крупные заводы приватизировались единым комплексом, в который входило основное производство, вспомогательное производство и объекты социально-культурного значения. Слабая проработка механизмов реформирования на этапе разгосударствления стала одной из причин отсутствия в собственности органов местного самоуправления голосующих акций тракторного завода г. Рубцовска, что затрудняло контроль над функционированием объектов, обеспечивающих жизнедеятельность горожан.

Государственные программы по увеличению товарооборота между станами - участницами СНГ способствовали расширению рынков сбыта продукции ОАО «Алттрак» в конце 1990-х - первой половине 2010-х гг. Производственная необходимость модернизации линейки тракторов стала одной из причин продажи контрольного пакета ценных бумаг холдинговой компании «РАМТ». Частые смены руководителей предприятия и неэффективное антикризисное управление привели ОАО «Алттрак» к продаже имущества на аукционе. Процедура банкротства позволила группе компаний «РАТМ» через ООО «Бетон 45» приобрести основные производственные фонды тракторного завода и создать на его базе ООО «Алттрак». Новое предприятие не несло ответственность по задолженностям предыдущих собственников и не имело на своем балансе объектов социального значения. В результате реформирования крупнейшего производственного объединения сельскохозяйственного машиностроения в бюджетной системе г. Рубцовска были вынуждены увеличить расходы на содержание неосновных производственных фондов завода, в городе вырос уровень безработицы и социальной напряженности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин В.А. Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края // aomai.secna.ru. 2016. URL:

http://aomai.secna.ru/Books/Files/1999-02/HTML/19/pap_19.html (дата обращения: 9.06.2016).

2. Бородин В.А., Голощапова И.А., Жидких А.А. Методическое обеспечение процесса комплексной реструктуризации и реформирования

промышленных предприятий с целью достижения ими конкурентоспособного уровня // Наука Алтайскому краю, 2006-2007 гг. : сб. науч. ст. по результатам НИР, выполненных за счёт средств краевого бюджета. Барнаул, 2007. Вып. 1. C. 66-72.

3. Мищенко В.В. Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса. Барнаул, 2007.

423 с.

4. Устав АООТ «Алттрак» // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37. АО «Алтайский трактор».

5. Основные характеристики объекта // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).

6. Бухгалтерская отчетность за 1998 год. Алтайский трактор (Алттрак), ОАО // Законодательство и инвестиции. 2004. URL:

http://www.lin.ru/db/emitent/BEC3D11C6BB4A2B5C3256D3D00257DE1/discl_acnt.html (дата обращения: 14.06.2016).

7. Постановление Администрации Алтайского края от 10 сентября 2001 г. № 569 «Об освоении и производстве современных тракторов,

сельскохозяйственных машин и оборудования для АПК на промышленных предприятиях края в 2001-2005 годах». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

8. 9-Я сессия Краевого Совета народных депутатов. Основные параметры краевого бюджета 2001 г. // Информационное агентство

AMIC.RU: сайт. 2011. URL: http://www.amic.ru/ksnd/?id=1670 (дата обращения: 20.05.2011).

9. Анализ финансово-хозяйственной деятельности «ОАО» «Алтайский трактор» за 2003 г. и прогноз на 2004 // Текущий архив Фонда иму-

щества. Папка № 37. АО «Алтайский трактор». 2004 (без нумерации страниц).

10. Бухгалтерская отчетность за 2000 год // Законодательство и инвестиции. 1.01.2001. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/

5EF122889E66900BC3256D3D002579B2/discl_acnt.html (дата обращения: 22.08.2016).

11. Постановление Администрации Алтайского края от 10 февраля 2004 г. № 93 «О работе по развитию экономических и дружественных связей Алтайского края с зарубежными странами в 2003 году и плане международных мероприятий в 2004 году». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

12. Анализ финансово-хозяйственной деятельности «ОАО» «Алтайский трактор» за 2004 г. и прогноз на 2005 г. // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37. АО «Алтайский трактор». 2005 (без нумерации страниц).

13. Алтайские тракторы для Узбекистана // Эксперт онлайн. 19.07.2004. URL: http://expert.ru/siberia/2004/20/20si-ipovest4_68248/ (дата обращения: 4.08.2016).

14. Проблемы «Алттрака» и пути их решения. Как они видятся из администрации края. Интервью Виталия Ряполова // politsib.ru.

10.04.2007. URL: http://politsib.ru/news/15648 (дата обращения: 3.08.2016).

15. Вопрос расчета ОАО «Алттрак» с энергетиками рассматривался 17 сентября на заседании штаба по подготовке к зиме в администрации края // Официальный сайт Алтайского края. 20.09.2014. URL: http://www.altairegion22.ru/region_news/41417.html (дата обращения: 10.08.2010).

16. РАТМ обвинил команду алтайского губернатора в невыполнении договоренностей по «Алттраку» // amic. 15.12.2009. URL: http://www.amic.ru/news/116354/ (дата обращения: 10.08.2015).

17. РАТМу доверили «Алтайский трактор» // Комерсант.ру. 23.11.2004. URL: http://www.kommersant.ru/doc/526890 (дата обращения:

11.08.2016).

18. Рубцовск на грани разморожения. Более 70 тысяч горожан остались в холодных квартирах // altapress.ru. 27.01.2005. URL:

http://altapress.ru/story/rubtsovsk-na-grani-razmorozheniya-bolee-tisyach-gorozhan-ostalis-v-holodnih-kvartirah-7507 (дата обращения:

10.08.2010).

19. Акционеры «Алттрака» заменят гендиректора вне очереди // Тайга.инфо. 8.02.2005. URL: http://tayga.info/news/2005/02/08/~51096 (дата обращения: 10.08.2010).

20. Ежеквартальный отчет Открытого акционерного общества «Алтайский трактор» (Алттрак), ОАО // Законодательство и инвестиции. 26.05.2004. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/2C23E22C473224AEC325708B003EEE15/discl_doc.html (дата обращения: 15,08.2016).

21. «Алттрак» готовят на продажу // Комерсант.т. 14.08.2007. URL: http://www.kommersant.ru/doc/795059 (дата обращения: 11.08.2016).

22. РАТМ намеревается вновь купить в ходе банкротства имущество недомученного им «Алттрака» // Бинфакс. 16.11.2007. URL: http://www.bankfax.ru/news/48057/97299/ (дата обращения: 11.08.2016).

23. Белов Ю. «Алттрак» выставили на торги // Континент Сибирь. 2007. № 45. 16-23 ноября. С. 1.

24. ОАО «Алттрак» где завершается процедура банкротства, возглавил аффилированный к собственникам предприятия Сергей Скулкин // Бинфакс. 13.06.2007. URL: http://www.bankfax.ru/news/44048/97098/97170/no_comment (дата обращения: 11.08.2016).

25. Гибель «Алттрака» как пример промышленной политики администрации Алтайского края // Политсибт. 25.12.2007. URL: http://politsib.ru/news/21546 (дата обращения: 12.08.2016).

26. Определение от 23 июня 2011 г. по делу № А03-14680/2005 // Судебные и нормативные акты РФ. 23.06.2011. URL:

http://sudact.ru/arbitral/doc/HUdCtHwF11Wh/ (дата обращения: 16.10.2016).

27. С ОАО «Алттрак» уволено 2 041 человек, на ООО «Алттрак» принято - 1 219 // Тайга. Инфо. 21.08.2008. URL:

http://tayga.info/news/2008/08/21/~81693 (дата обращения: 16.10.2016).

28. Васько О. «Алттрак» готовится к торгам // ПолитСибРу. 2008. № 5. 29 мая. С. 13.

29. Уволены первые 900 работников «Алттрака» // amic. 17.07.2008. URL: http://www.amic.ru/news/89474/ (дата обращения: 17.08.2016).

30. Высвобождающимся работникам ОАО «Алттрак» оказывается государственная поддержка // Официальный сайт Алтайского края. Барнаул, 16.07.2008. URL: http://www.altairegion22.ru/region_news/44442.html (дата обращения: 17.08.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья представлена научной редакцией «История» 11 апреля 2017 г.

ON THE DEVELOPMENT OF “CAPITALIST MECHANISMS” IN THE ALTAI KRAI AGRO-INDUSTRY DURING THE 1990S-2000S EXEMPLIFIED BY THE ALTAI TRACTOR OJSC

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 419, 115-120.

DOI: 10.17223/15617793/419/15

Konstantin A. Brumm, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: Altai Krai agro-industries; Altai tractor plant; history of reforming the industrial sector.

The article examines the efficacy of the model of reforming the Altai Krai city-forming enterprises specializing in the production of agricultural machinery in the 1990s-2010s. The research aims at the peculiarities of market mechanisms development in the Altai Krai industrial sector exemplified by the transformation of the Altai Tractor industrial association into the Alttrak limited liability company. Having analyzed the data of the archive documents, regional statistics materials, the central and local periodicals, the author characterizes different aspects of the history of reforming the Altai Krai agricultural engineering enterprises exemplified by the Rubtsovsk Tractor Plant during the 1990s-2010s. In the course of the study, the author arrives at a conclusion that the development of the market mechanisms in the Altai Krai industrial sector was accompanied by the overall decrease in the production rate. Delivering the services of heating Rubtsovsk dwellings and facilities was one of the main tasks of the plant. After its privatization, the Alt-trak OJSC maintained productive capacity, allowing it to gain profit during the period from 1992 to 1996. The consequences of the default of 1998 had a negative impact on the financial and operating activities of the company. Implementing some guidelines of the Altai Krai industrial policy on the production of tractors and agricultural equipment in the first half of the 2010s was not resourced on the regional level. The growth of the prices for components increased the prime cost of the tractor plant main products, and low profitability in 2004 lead to a decrease in machinery production and firing of manufacturing personnel. The special status of the cityforming enterprise hindered the attracting of investors. Preserving the unity of the Alttrak OJSC was one of the priorities of the company management and the local government bodies. After the decision of the Rubtsovsk administration to sell the controlling stock to the Novosibirsk company RATM, the anti-crisis management was introduced in the Alttrak OJSC, which resulted in further deterioration in financial performance and malfunction of the Alttrak TPS in January 2005. Selling the controlling stock of the Alttrak OJSC

to the RATM holding company contributed to the so-called “optimization” of the production through the tractor plant bankruptcy proceedings and the creation of the main production assets of the Alttrak LLC on its basis. The receivership of the tractor plant during the second part of the 2010s resulted in mass layoffs, salary arrears, debts to electricity providers and creditors.

REFERENCES

1. Borodin, V.A. (1999) Strategicheskie napravleniya reformirovaniya promyshlennogo kompleksa Altayskogo kraya [Strategic directions of reform-

ing the industrial complex of Altai Krai]. [Online] Available from: http://aomai.secna.ru/Books/Files/1999-02/HTML/19/pap_19.html. (Accessed: 09.06.2016).

2. Borodin, V.A., Goloshchapova, I.A. & Zhidkikh, A.A. (2007) Metodicheskoe obespechenie protsessa kompleksnoy restrukturizatsii i reformi-

rovaniya promyshlennykh predpriyatiy s tsel’yu dostizheniya imi konkurentosposobnogo urovnya [Methodological support of the complex restructuring and reforming of industrial enterprises in order to achieve a competitive level]. In: Shchetinin, M.P. et al. (eds) Nauka Altayskomu krayu, 2006—2007gg. [Science to Altai Krai, 2006-2007]. Vol. 1. Barnaul: AltSTU.

3. Mishchenko, V.V. (2007) Depressivnyy Altay: analiz sotsial’no-ekonomicheskoy situatsii v krae i napravleniya vykhoda iz krizisa [Depressive

Altai: an analysis of the socio-economic situation in the region and the direction of the way out of the crisis]. Barnaul: Altai State University.

4. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. Altai Tractor JSC. UstavAOOT “Alttrak”[Alttrak Charter].

5. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. Altai Tractor JSC. Osnovnye kharakteristiki ob ”ekta [Main characteristics of the object].

6. Zakonodatel’stvo i investitsii. (2004) Bukhgalterskaya otchetnost’ za 1998 god. Altayskiy traktor (Alttrak), OAO [Accounting statements for 1998.

Altai Tractor (Alttrak), OJSC]. Zakonodatel’stvo i investitsii. [Online] Available from: http://www.lin.ru/db/emitent/BEC3D11C6BB4 A2B5C3256D3D00257DE1/discl_acnt.html. (Accessed: 14.06.2016).

7. Garant. (2001) Resolution of the Administration of Altai Krai of September 10, 2001 No. 569 “On the development and production of modern trac-

tors, agricultural machinery and equipment for agroindustrial complex in industrial enterprises of the region in 2001—2005”. The document was not published. (In Russian).

8. AMIC.RU. (2011) 9-ya sessiya Kraevogo Soveta narodnykh deputatov. Osnovnye parametry kraevogo byudzheta 2001g. [9th session of the Re-

gional Council of People’s Deputies. The main parameters of the regional budget of 2001]. [Online] Available from: http://www.amic.ru/ksnd/?id=1670. (Accessed: 20.05.2011).

9. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. Altai Tractor JSC. Analiz finansovo-khozyaystvennoy deyatel’nosti OAO “Altayskiy traktor” za

2003 g. iprognoz na 2004 [Analysis of financial and economic activities of Altai Tractor JSC for 2003 and forecast for 2004].

10. Zakonodatel’stvo i investitsii. (2001) Bukhgalterskaya otchetnost’ za 2000 god [Accounting statements for 2000]. Zakonodatel’stvo i investitsii. January 1. [Online] Available from: http://www.lin.ru/db/emitent/ 5EF122889E66900BC3256D3D002579B2/discl_acnt.html. (Accessed: 22.08.2016).

11. Garant.ru (2004) Resolution of the Administration of Altai Krai of February 10, 2004, No. 93 “On work to develop economic and friendly ties between Altai Krai and foreign countries in 2003 and the plan of international events in 2004”. The document was not published. (In Russian).

12. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. Altai Tractor JSC. Analiz finansovo-khozyaystvennoy deyatel’nosti OAO “Altayskiy traktor” za

2004 g. i prognoz na 2005 [Analysis of financial and economic activities of Altai Tractor JSC for 2004 and forecast for 2005].

13. Ekspert onlayn. (2004) Altayskie traktory dlya Uzbekistana [Altai tractors for Uzbekistan]. Ekspert onlayn. 19.07.2004. [Online] Available from: http://expert.ru/siberia/2004/20/20si-ipovest4_68248/. (Accessed: 4.08.2016).

14. Politsib.ru. (2007) Problemy “Alttraka” iputi ikh resheniya. Kak oni vidyatsya iz administratsii kraya. Interv’yu Vitaliya Ryapolova [Problems of Alttrak and ways to solve them. As they are seen by the administration of the region. Interview with Vitaly Ryapolov]. April 10, 2007. [Online] Available from: http://politsib.ru/news/15648. (Accessed: 3.08.2016).

15. The official website of Altai Krai. (2014) Vopros rascheta OAO “Alttrak” s energetikami rassmatrivalsya 17 sentyabrya na zasedanii shtabapo podgotovke k zime v administratsii kraya [The issue of Alttrak payments to power enterprises was considered on September 17 at a meeting of the headquarters for the preparation for winter in the administration of the Krai]. [Online] Available from: http://www.altairegion22.ru/region_news/41417.html. (Accessed: 10.08.2010).

16. AMIC.RU. (2009) RATM obvinil komandu altayskogo gubernatora v nevypolnenii dogovorennostey po “Alttraku ” [RATM accused the Altai governor’s team of failure to comply with the Alttrak agreement]. [Online] Available from: http://www.amic.ru/news/116354/. (Accessed: 10.08.2015).

17. Komersant.ru. (2004) RATMu doverili “Altayskiy traktor” [The Altai Tractor was entrusted to RATM]. [Online] Available from: http://www.kommersant.ru/doc/526890. (Accessed: 11.08.2016).

18. Altapress.ru. (2005) Rubtsovsk na grani razmorozheniya. Bolee 70 tysyach gorozhan ostalis ’ v kholodnykh kvartirakh [Rubtsovsk on the verge of defrosting. More than 70,000 citizens stayed in cold apartments]. [Online] Available from: http://altapress.ru/story/rubtsovsk-na-grani-razmorozheniya-bolee-tisyach-gorozhan-ostalis-v-holodnih-kvartirah-7507. (Accessed: 10.08.2010).

19. Tayga.info. (2005) Aktsionery “Alttraka ” zamenyat gendirektora vne ocheredi [Alttrak shareholders will replace the general director out of turn]. [Online] Available from: http://tayga.info/news/2005/02/08/~51096. (Accessed: 10.08.2010).

20. Zakonodatel’stvo i investitsii. (2004) Ezhekvartal’nyy otchet Otkrytogo aktsionernogo obshchestva “Altayskiy traktor” (Alttrak), OAO [Quarterly

report of Altai Tractor (Alttrak), OJSC]. Zakonodatel’stvo i investitsii. 26.05.2004.

http://www.lin.ru/db/emitent/2C23E22C473224AEC325708B003EEE15/discl_doc.html. (Accessed: 15.08.2016).

21. Komersant.ru. (2007) “Alttrak” gotovyat na prodazhu [Alttrak is being prepared for sale]. http://www.kommersant.ru/doc/795059. (Accessed: 11.08.2016).

22. Bankfax.ru. (2007) RATM namerevaetsya vnov’ kupit’ v khode bankrotstva imushchestvo nedomuchennogo im

again buy the property of the undertortured Alttrak in the course of its bankruptcy].

http://www.bankfax.ru/news/48057/97299/. (Accessed: 11.08.2016).

23. Belov, Yu. (2007) “Alttrak” vystavili na torgi [Alttrack will be put up for auction]. KontinentSibir’. 45. 16-23 November. pp. 1.

24. Bankfax.ru. (2007) OAO “Alttrak” gde zavershaetsya protsedura bankrotstva, vozglavil affilirovannyy k sobstvennikam predpriyatiya Sergey Skulkin [JSC Alttrak, where the bankruptcy procedure is being completed, was headed by Sergey Skulkin, affiliated to the owners of the enterprise]. [Online] Available from: http://www.bankfax.ru/news/44048/97098/97170/no_comment. (Accessed: 11.08.2016).

25. Politsib.ru. (2007) Gibel ’ “Alttraka ” kak primer promyshlennoy politiki administratsii Altayskogo kraya [The decease of Alttrak as an example of the industrial policy of the administration of Altai Krai]. [Online] Available from: http://politsib.ru/news/21546. (Accessed: 12.08.2016).

26. Sudact.ru. (2011) Opredelenie ot 23 iyunya 2011 g. po delu A03-14680/2005 [Decision of June 23, 2011 on case No. A03-14680/2005]. [Online] Available from: http://sudact.ru/arbitral/doc/HUdCtHwF11Wh/. (Accessed: 16.10.2016).

27. Tayga.info. (2008) S OAO “Alttrak” uvoleno 2 041 chelovek, na OOO “Alttrak” prinyato — 1 219 [2,041 people were dismissed from Alttrak OJSC, 1,219 were hired to Alttrak LLC]. [Online] Available from: http://tayga.info/news/2008/08/21/~81693. (Accessed: 16.10.2016).

28. Vas’ko, O. (2008) “Alttrak” gotovitsya k torgam [Alttrak is preparing for auction]. PolitSibRu. 5. 29 May. pp. 13.

29. AMIC.RU. (2008) Uvoleny pervye 900 rabotnikov “Alttraka” [The first 900 Alttrak workers were dismissed]. [Online] Available from: http://www.amic.ru/news/89474/. (Accessed: 17.08.2016).

30. The official site of Altai Krai. (2008) Vysvobozhdayushchimsya rabotnikam OAO “Alttrak” okazyvaetsya gosudarstvennaya podderzhka [State support is provided to the dismissed workers of OJSC Alttrak]. [Online] Available from: http://www.altairegion22.ru/region_news/44442.html. (Accessed: 17.08.2016).

Received: 11 April 2017

[Online] Available from:

[Online] Available from:

“Alttraka” [RATM intends to [Online] Available from:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.