Научная статья на тему 'К вопросу о реформирование градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-х гг. На примере ОАО «Алттрак»'

К вопросу о реформирование градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-х гг. На примере ОАО «Алттрак» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / ИСТОРИЯ ОАО "АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОР" / ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА / TRANSPORT ENGINEERING / HISTORY OF OJSC ALTAISKIY TRAKTOR / PRIVATIZATION OF INDUSTRIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брумм Константин Александрович

На примере ОАО «Алттрак» рассматривается процесс адаптации градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края к условиям рыночной экономики, что требовало детальной нормативной проработки механизмов приватизации, активной государственной промышленной политики на всех уровнях власти и привлечения дополнительных инвестиций для создания конкурентоспособной продукции. Недостаточно активная и гибкая политика руководства предприятия поставила его на грань банкротства и нанесла серьезный ущерб социально-экономической системе региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брумм Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On reforms at city-forming agricultural machinery enterprises of Altai Krai during the 1990s as exemplified by the Altaiskiy Traktor (Alttrak) company

In the article, the author investigates several aspects of how market institutions were being established in the Altai Krai industrial sector during the 1990s by the example of one of the largest plants specialized in agricultural machinery building. Special focus is made on the interaction between the plant administration and the local government concerning the choice of the anti-crisis management strategy. Generalization of the results of the state industrial policy at all governmental levels and the actions taken by the administrations of city-forming transport machinery enterprises allow to study the 1990s reforms in greater detail. As part of the study, the author concludes that the 1990s economic reforms which aimed at the creation of private property institutions in the Russian Federation did not take into account regional peculiarities of the Altai Krai transport machinery building industry. Insufficient regulation of securities allotment enabled the aggregation of major stocks of shares among the plant administration members. Modernization of facilities and equipment was needed to organize the manufacture of commercially viable products during the first half of the 1990s. Low investment attractiveness of securities and their short period of sale complicated the renovation of production facilities. Delays in payment between buyers and manufacturers posed a serious problem for large industrial enterprises of Altai Krai. Crisis phenomena in Altai Krai economy during the 1990s became one of the causes of a mass layoff in the city-forming enterprises of Rubtsovsk which in its turn led to increased budget spending. The local government payed attention to marketing development of industrial products. The growth of bilateral trading relations between Altai Krai and Mongolia in the second half of the 1990s resulted in Mongolian agricultural manufacturers becoming interested in the product range of tractors manufactured by OJSC Alttrak. Bulk orders allowed the tractor plant to increase the volume of production; however, its profitability was still low. The increase of production costs in 1997 became the reason for the plant's negative balance. The plant's financial situation worsened after the market crash of 1998, in particular, demand for tractors and agricultural machinery declined. This complicated the launch of batch production of the new tractor model, the T-250.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реформирование градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края в 1990-х гг. На примере ОАО «Алттрак»»

Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. С. 56-60. Б01: 10.17223/15617793/416/8 УДК 94(571.15)

К. А. Брумм

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1990-х гг.

НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛТТРАК»

На примере ОАО «Алттрак» рассматривается процесс адаптации градообразующих предприятий сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края к условиям рыночной экономики, что требовало детальной нормативной проработки механизмов приватизации, активной государственной промышленной политики на всех уровнях власти и привлечения дополнительных инвестиций для создания конкурентоспособной продукции. Недостаточно активная и гибкая политика руководства предприятия поставила его на грань банкротства и нанесла серьезный ущерб социально-экономической системе региона.

Ключевые слова: транспортное машиностроение; история ОАО «Алтайский трактор»; приватизация промышленного сектора.

Экономические реформы 1990-х гг. привели к комплексному изменению базовых принципов организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспортного машиностроения. В условиях распада командно-административной системы руководству градообразующих заводов Алтайского края предстояло решить вопрос о сохранении компаний от банкротства. Изучение опыта организации производственной деятельности крупнейших акционерных обществ машиностроительной отрасли Алтайского края в условиях становления рыночных механизмов в Российской Федерации является актуальной задачей для теоретического исследования.

Изучением проблемных аспектов финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспортного машиностроения в Алтайском крае в 1990-х гг. занимался экономист В.А. Бородин. В работе «Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края» В. А. Бородин пишет о том, что в первой половине 1990-х гг. отчисления от промышленного сектора экономики в региональную бюджетную систему резко сократились [1]. По вопросу комплексной реструктуризации предприятий промышленного сектора Алтайского края работала группа исследователей: В.А. Бородин, И.А. Го-лощапова, А. А. Жидких [2. С. 66-72]. Результаты их научной деятельности показали, что в первой половине 1990-х гг. уровень качества действующих систем управления и организационных структур на значительной части предприятий машиностроительной отрасли оставался низким. Изучением реализации отдельных государственных мероприятий по поддержке предприятий транспортного машиностроения в Алтайском крае занимался экономист В. В. Мищенко.

18 ноября 1941 г. решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР в г. Рубцовске был основан Алтайский тракторный завод [4]. На протяжении второй половины XX в. производственное объединение выполняло функцию градообразующего предприятия, которое специализировалось на производстве широкого ассортимента тракторов, позволявшего охватывать практически все виды работ, выполняемые гусеничными машинами. Кроме этого, трактора, выпускаемые на заводе, использовались в качестве базовых машин для монтажа кранового, специального геологоразведочного оборудования, техники для работ по

строительству линий электропередач [5]. Наличие в регионе компании подобного уровня позволяло в значительной степени сокращать транспортные расходы, связанные доставкой продукции, формировать долгосрочную кредитную политику с сельхозпроизводителями, обеспечивать различные социальные программы для сотрудников завода и жителей г. Рубцовска.

Реализация государственной программы РФ по формированию институтов частной собственности в промышленном секторе в 1990-х гг. привела к созданию новой формы юридических лиц. Подавляющее большинство предприятий промышленности были преобразованы в акционерные компании открытого и закрытого типа. С марта 1992 по июнь 1994 г. правительством был проведен «чековый этап приватизации». Нормативной основой для его реализации было Постановление Верховного суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1 «О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год».

Главными целями приватизации в 1992 г. стали: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993-1994 гг. [5].

В 1992 г. предусматривалось использование различных способов приватизации: продажа акций акционерных обществ открытого типа, продажа предприятий на аукционе, продажа предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников), продажа предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги), продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий, выкуп арендованного имущества [6].

В 1992 г. Производственное объединение «Алтайский тракторный завод» было преобразовано в Акци-

онерное общество открытого типа «Алттрак» [7]. Уставной капитал общества составил 362 123 тыс. руб. На эту сумму предприятие выпустило привилегированных акций типа А - 1 405 310 шт., типа Б - 2 295 560 шт., число обыкновенных ценных бумаг составило 1 290 360 шт. [7. С. 3]. Устав общества содержал положения, которые регламентировали финансовую деятельность совета директоров и членов правления с целью учета интересов общества. В свою очередь, п. 7.2 устава ОАО «Алттрак» обязывал информировать совет о предполагаемых сделках, касающихся данного юридического лица [Там же. С. 7]. В условиях слабой нормативной регламентации финансовых операций на фондовом рынке РФ в первой половине 1990-х гг. подобные меры были необходимы для сохранения финансовых активов компании.

При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, по предложению трудового коллектива применялся один из трех вариантов льгот, предоставленных сотрудникам производственных объединений [6].

Трудовой коллектив ОАО «Алттрак» выбрал первый вариант льгот, согласно которому всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия единовременно безвозмездно передавались именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25% уставного капитала, но в общей сумме не более 20 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ) в расчете на одного работника; обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в общей сумме не более 6 МРОТ в расчете на одного работника, продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет, при этом величина первоначального взноса не могла быть менее 15% номинальной стоимости акций; должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководитель, его заместители, главный инженер, главный бухгалтер) на условиях заключенных с ними контрактов предоставлялось право (опцион) на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в общей сумме на всех указанных должностных лиц в пределах до 5% от величины уставного капитала, но не более 2 000 МРОТ в расчете на одного работника [6].

В результате личного обращения руководства тракторного завода к председателю Госкомимущества А.Б. Чубайсу в плане приватизации производственного объединения «Алтайский тракторный завод» было предусмотрено образование Фонда акционирования работников предприятия в размере 10% уставного капитала АО. Кроме того, выделялось 15% акций уставного капитала для предприятий, входивших в единый технологический комплекс на основе взаимной заинтересованности в будущих результатах их производственной деятельности [8]. К 1 января 1992 г. накануне приватизации завод имел положительный баланс в 625 725 тыс. руб. Государству были переданы объекты соцкультбыта на сумму 93 602 тыс. руб. [9]. За семь месяцев 1992 г. предприятие увеличило численность сотрудников

на 229 чел., а фактическая прибыль к июлю 1992 г. составила 330 664 тыс. руб. Уставной капитал возрос на 200 млн руб. [10].

Завод пошел на беспрецедентную меру в практике фондового рынка первой половины 1990-х гг., назначив цену на обыкновенные и привилегированные акции в 100 руб. [11. С. 12]. Снижение стоимости с 1 000 до 100 руб. создало возможность для членов трудового коллектива приобрести увеличенные пакеты акций. Ценные бумаги были размещены следующим образом: привилегированные акции типа А -25%; обыкновенные акции, по закрытой подписке среди членов трудового коллектива (с использованием приватизационных чеков), - 10%, обыкновенные акции среди должностных лиц администрации (с использованием приватизационных чеков) - 5%; акции, подлежавшие продаже на фондовом рынке (с использованием приватизационных чеков), - 60%. Весь пакет был продан 30 декабря 1993 г. [12].

Подобная мера позволила быстро реализовать ценные бумаги предприятия, обеспечив его необходимыми средствами для производственной деятельности. Распределение акций между сотрудниками проходило без регламентации и учета стажа работы на предприятии, что было выгодно более состоятельным сотрудникам. Структура размещения свидетельствовала о неравнозначном распределении пакетов между администрацией и работниками и ущемлении прав последних. Однако комитет по управлению имуществом признал приватизацию законной и разрешил ее проведение. Возможно, перспектива сохранения основного пакета ценных бумаг за руководством завода была более приоритетной задачей для органов местного самоуправления.

В первой половине 1990-х гг. совету директоров ОАО «Алттрак» необходимо было организовать эффективное функционирование компании в период формирования финансовых институтов. В этой связи основными задачами стали сокращение дополнительных расходов и оптимизация производства.

Отсутствие у руководства предприятия опыта эффективного управления в условиях конкуренции на внутреннем рынке и снижение уровня государственного участия в производственном процессе негативно сказались на финансово-хозяйственной деятельности тракторного завода. В постановлении АКЗС от 6 июля 1994 г. № 52 «О бюджетной системе края на 1994 г.» органы местного самоуправления отмечали спад производства во всех отраслях народного хозяйства, взаимные неплатежи между предприятиями и учреждениями, большой процент предприятий транспортного машиностроения, находящихся на стадии остановки производственного процесса [13].

Следствием ухудшения финансового состояний заводов Алтайского края стали массовые увольнения сотрудников. С основных предприятий г. Рубцовска ОАО «Алтайский трактор», ОАО «Алтайсельмаш-холдинг», ОАО «Алтайский завод тракторного электрооборудования» в результате спада производства в 1994 г. было высвобождено 3,7 тыс. чел. [14]. Нестабильность финансового состояния большинства предприятий и в целом экономики края привела к снижению

поступлений доходов в бюджетную систему края, к росту задолженности по платежам в бюджет [13].

Во второй половине 1990-х гг. на некоторых предприятиях транспортного машиностроения Алтайского края наблюдалась положительная динамика по улучшению основных показателей финансово-хозяйственной деятельности. С 1995 по 1996 г. на ОАО «Алт-трак» выросла выручка от реализации товаров на 116,7 млрд руб., что позволило увеличить прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на 5,7 млрд руб. и объемы производства в 1997 г. [15].

Продукция предприятия обеспечивала потребности агропромышленного комплекса и лесозаготавли-вающей промышленности региона. Ввиду экономической специализации Алтайского края данные направления обеспечивали постоянный спрос на технику ОАО «Алттрак». Результатом эффективной деятельности сбытовых подразделений завода в 1997 г. стало заключение договоров на поставку техники в регионы Российской Федерации и за ее пределы. В конце 1997 г. в пакете заказов компании насчитывалось более 5 тыс. заявок на тракторы.

Положительные результаты сбытовой деятельности были связаны с работами, направленными на повышение качества выпускаемых моделей и запуском в серийное производство новых. Правительство Республики Татарстан выразило готовность приобрести пилотную партию новых тракторов Т-250. С запуском серийного производства этой модели руководство завода связывало увеличение объемов реализации своей продукции.

Органы местного самоуправления оказывали содействие ОАО «Алттрак». В частности, в 1997 г. Минсельхозпромом Монголии и администрация Алтайского края заключили соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в рамках которого предполагалась продажа алтайских тракторов, кроме того, был подписан протокол о намерении создать совместное предприятие по ремонту, сервисному обслуживанию и продажам алтайской сельхозтехники на территории Монголии. Для реализации данной программы по межгосударственному сотрудничеству предполагалось создание торговой сети с центрами в Улан-Баторе, Ульгие, Барнауле и Рубцовске, оптовыми базами в Улан-Баторе и Цагааннууре [5].

Увеличение объемов производства промышленной продукции предприятий транспортного машиностроения стимулировало развитие энергетической отрасли. Так, затраты на электроэнергию ОАО «Алттрак» с 1996 по 1997 г. выросли с 18,8 до 45,4 млн руб., на ОАО «Сибэнергомаш» в тот же период - с 18,9 до 26,1 млн руб. [Там же].

Во второй половине 1990-х гг. на предприятии складывалась неоднозначная ситуация. С одной стороны, высокая потребность в технике сельхозпроизводителей способствовала увеличению спроса и росту производства с 1995 по 1997 г. По итогам 1997 г. заводу удалось увеличить выпуск тракторов на 18,9% по сравнению с 1996 г., в то время как в целом по Российской Федерации было зафиксировано снижение выпуска аналогичной продукции на 12,3%. С другой стороны, несмотря на увеличение объемов выпус-

ка основной продукции, завод в 1997 г. работал нерентабельно, что было связано с высокой себестоимостью производства. Балансовый убыток 1997 г. составил 28 187,54 млн руб. При этом выручка от реализации выросла на 18,7%, а себестоимость - на 40%. Затраты завода превысили его доходы, что подтверждали отрицательные значения показателей рентабельности. Такие результаты, вероятно, были связаны с ростом материальных расходов завода, которые составляли основную часть затрат на производство [5].

Специалисты администрации Алтайского края отмечали, что замедление темпов падения производства промышленной продукции, проявившееся со второй половины 1994 г., свидетельствовало о сохранении и предопределяло углубление кризиса как в промышленности, так и в экономике региона в целом.

В I квартале 1996 г. снижение инвестиций к уровню прошлого года составило 18%. В общем объеме капиталовложений наблюдался рост средств в объекты социальной сферы и снижение - в производственные отрасли.

Общий спад деловой и инвестиционной активности экономики предопределил нарастание масштабов бедности населения края. После резкого падения в 1992 г. уровень жизни основной массы жителей региона продолжал оставаться на крайне низком уровне. Реальные денежные доходы населения к уровню 1991 г. оценивались в пределах 20-22%, заработная плата одного работника - 18-19%. К 1996 г. около 40% жителей края имели доходы ниже официального прожиточного минимума [16].

Высокий уровень производственных издержек ОАО «Алттрак» в 1997-1998 гг. свидетельствовал о необходимости модернизации производственного процесса.

К 1998 г. убыток отчетного периода увеличился на 15 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом [17]. Балансовый убыток в I квартале 1998 г. увеличился с 3 825 до 15 696 тыс. руб. за тот же период 1997 г. Рост убытков происходил на фоне снижения выручки от реализации продукции и увеличения ее себестоимости. Кроме этого, произошло дальнейшее ухудшение финансовых показателей.

Дефолт 1998 г. оказал негативное воздействие на производственные результаты ОАО «Алттрак». Отсутствие средств у потенциальных покупателей привело к резкому сокращению объемов продаж продукции. В августе 1998 г. был реализован всего один трактор. Кроме того, на заводе возник дефицит средств на запуск серийного производства Т-250. Руководство предприятия предполагало привлечение заемных средств для реализации данного проекта, однако экономический кризис сильно снизил активность инвесторов.

Дефицит денежных средств у потребителей и потенциальных покупателей привел к резкому снижению спроса на продукцию ОАО «Алттрак». Для конкурирования на отечественном рынке сбыта заводу приходилось снижать цены на технику, что в условиях низкой рентабельности осложняло обновление производственных фондов. К основным факторам, положительно характеризующим компанию в данный

период, можно было отнести относительно стабильный рынок сбыта и наличие разработок перспективных моделей [5], реализация которых требовала дополнительных инвестиций.

Таким образом, экономические реформы первой половины 1990-х гг. негативно сказались на функционировании ОАО «Алттрак». Основная масса про-мышленно-производственного персонала завода не вошла в число преуспевающих частных собственников. Большая часть сотрудников не получала высоких дивидендов по ценным бумагам ввиду сложного финансового состояния компании. Механизм распределения пакетов акций между членами трудового коллектива не учитывал основных показателей эффективности их трудовой деятельности. После приватизации на градообразующем предприятии машиностроительной отрасли г. Рубцовска был отмечен спад производства. За 8 лет работы в условиях рыночной экономики значительно сократилась числен-

ность трудового коллектива, что вызвало увеличение нагрузки на социальные расходы бюджетной системы Алтайского края. Внедрение в производственный процесс новых видов продукции осложнялось слабой инвестиционной привлекательностью завода. Положительная производственная динамика завода с 1995 по 1997 г. была обеспечена в большей степени высоким спросом на сельхозтехнику в агропромышленном комплексе, гибкой кредитной политикой ОАО «Алттрак» и отчасти поддержкой органами местного самоуправления проектов по реализации продукции на межгосударственном уровне. Высокая себестоимость тракторов замедляла процесс обновления основных производственных фондов. Низкий уровень инвестиционной активности на федеральном и региональном уровнях осложнял работу по выпуску обновленной линейки основной продукции, а последствия дефолта 1998 г. привели к снижению рентабельности продаж.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин В.А. Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края. URL: http://aomai.secna.ru/

Books/Files/1999-02/HTML/19/pap_19.html (дата обращения: 9.06.2016).

2. Бородин В.А., Голощапова И.А., Жидких А.А. Методическое обеспечение процесса комплексной реструктуризации и реформирования

промышленных предприятий с целью достижения ими конкурентоспособного уровня // Наука Алтайскому краю, 2006-2007 гг. : сб. науч. статей по результатам НИР, выполненных за счёт средств краевого бюджета. Барнаул, 2007. Вып. 1. C. 66-72.

3. Мищенко В.В. Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса. Барнаул, 2007.

423 с.

4. ОАО «Алтайский трактор». История // РАТМ консалтинг. 2010. URL: http: // www.alttrak.com/?q= №ode/12 (дата обращения: 12.12.2010).

5. Аналитика. Алтайский трактор (19.10.98) // AKM.RU. Информационное агентство. URL: http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt_new_sb/re-

port/samples/alttr_981019.htm (дата обращения: 10.06.2016).

6. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год

(утверждена постановлением ВС РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Устав АООТ «Алттрак» // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор».

8. Заявление председателю Госкомимущества // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации

страниц).

9. Акт оценки имущества предприятия ПО «Алтайский тракторный завод им. Н.И. Калинина» // Текущий архив Фонда имущества. Папка

№ 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).

10. Основные характеристики объекта // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).

11. Распределение акций в соответствии с выбранным вариантом льгот // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор». С. 12.

12. Порядок, размеры и сроки продажи акций на открытых торгах // Текущий архив Фонда имущества. Папка № 37 АО «Алтайский трактор» (без нумерации страниц).

13. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 6 июля 1994 г. N 52 «О бюджетной системе края на 1994 год». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. Постановление Администрации Алтайского края от 16 мая 1995 года № 182 «Об утверждении программы содействия занятости населения Алтайского края на 1995 год». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

15. Бухгалтерская отчетность за 1996 год. Алтайский трактор (Алттрак), ОАО // Законодательство и инвестиции. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/EF46AC978BF98496C3256D3D0025831E/discl_acnt.html (дата обращения: 14.06.2016).

16. Постановление Администрации Алтайского края от 27 мая 1996 г. № 300 «О социально-экономическом состоянии Алтайского края в I квартале 1996 года». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

17. Бухгалтерская отчетность за 1998 год. Алтайский трактор (Алттрак), ОАО // Законодательство и инвестиции. URL: http://www.lin.ru/db/emitent/BEC3D11C6BB4A2B5C3256D3D00257DE1/discl_acnt.html (дата обращения: 14.06.2016).

Статья представлена научной редакцией «Право» 25 января 2017 г.

ON REFORMS AT CITY-FORMING AGRICULTURAL MACHINERY ENTERPRISES OF ALTAI KRAI DURING THE 1990S AS EXEMPLIFIED BY THE ALTAISKIY TRAKTOR (ALTTRAK) COMPANY

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 416, 56-60. DOI: 10.17223/15617793/416/8

Konstantin A. Brumm, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: kas-1294@yandex.ru Keywords: transport engineering; history of OJSC Altaiskiy Traktor; privatization of industrial sector.

In the article, the author investigates several aspects of how market institutions were being established in the Altai Krai industrial sector during the 1990s by the example of one of the largest plants specialized in agricultural machinery building. Special focus is made on the interaction between the plant administration and the local government concerning the choice of the anti-crisis management strategy. Generalization of the results of the state industrial policy at all governmental levels and the actions taken by the administrations of city-forming transport machinery enterprises allow to study the 1990s reforms in greater detail. As part of the study,

the author concludes that the 1990s economic reforms which aimed at the creation of private property institutions in the Russian Federation did not take into account regional peculiarities of the Altai Krai transport machinery building industry. Insufficient regulation of securities allotment enabled the aggregation of major stocks of shares among the plant administration members. Modernization of facilities and equipment was needed to organize the manufacture of commercially viable products during the first half of the 1990s. Low investment attractiveness of securities and their short period of sale complicated the renovation of production facilities. Delays in payment between buyers and manufacturers posed a serious problem for large industrial enterprises of Altai Krai. Crisis phenomena in Altai Krai economy during the 1990s became one of the causes of a mass layoff in the city-forming enterprises of Rubtsovsk which in its turn led to increased budget spending. The local government payed attention to marketing development of industrial products. The growth of bilateral trading relations between Altai Krai and Mongolia in the second half of the 1990s resulted in Mongolian agricultural manufacturers becoming interested in the product range of tractors manufactured by OJSC Alttrak. Bulk orders allowed the tractor plant to increase the volume of production; however, its profitability was still low. The increase of production costs in 1997 became the reason for the plant's negative balance. The plant's financial situation worsened after the market crash of 1998, in particular, demand for tractors and agricultural machinery declined. This complicated the launch of batch production of the new tractor model, the T-250.

REFERENCES

1. Borodin, V.A. (1999) Strategicheskie napravleniya reformirovaniya promyshlennogo kompleksa Altayskogo kraya [Strategic directions of reform-

ing the industrial complex of Altai Krai]. [Online] Available from: http://aomai.secna.ru/Books/Files/1999-02/HTML/19/pap_19.html. (Accessed: 9th June 2016).

2. Borodin, V.A., Goloshchapova, I.A. & Zhidkikh, A.A. (2007) Metodicheskoe obespechenie protsessa kompleksnoy restrukturizatsii i reformiro-

vaniya promyshlennykh predpriyatiy s tsel'yu dostizheniya imi konkurentosposobnogo urovnya [Methodological support of the process of complex restructuring and reforming of industrial enterprises in order to achieve a competitive level]. In: Nauka Altayskomu krayu, 2006-2007 gg.: sb. nauch. statey po rezul 'tatam NIK, vypolnennykh za schet sredstv kraevogo byudzheta [Science to Altai Krai, 2006-2007. Collected scientific papers on the results of the research, funded by the regional budget]. Vol. 1. Barnaul.

3. Mishchenko, V.V. (2007) Depressivnyy Altay: analiz sotsial 'no-ekonomicheskoy situatsii v krae i napravleniya vykhoda iz krizisa [The Depressive

Altai: Analysis of social and economic situation in the region and ways of exiting the crisis]. Barnaul: Altai State University.

4. RATM konsalting. (2010) OAO "Altayskiy traktor". Istoriya [The Altayskiy traktor OJSC. History]. [Online] Available from: http://

www.alttrak.com/?q= №ode/12. (Accessed: 12th December 2010).

5. AKM.RU. (1998) Analitika. Altayskiy traktor [Analysis. Altayskiy traktor]. 19 October. [Online] Available from: http://www.akm.ru/rus/ana-

lyt/analyt_new_sb/re-port/samples/alttr_981019.htm. (Accessed: 10th June 2016).

6. Garant. (1992) Gosudarstvennaya programma privatizatsii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh predpriyatiy v Kossiyskoy Federatsii na 1992 god

(utverzhdena postanovleniem VS RF ot 11 iyunya 1992 g. № 2980-1) [State program of privatization of state and municipally owned enterprises of the Russian Federation for 1992 (Approved by resolution of the Supreme Soviet of the Russian Federation No. 2980-1 of June 11, 1992)]. Unpublished.

7. Current Archive ofthe Property Fund. Folder 37. JSC Altayskiy traktor. P. 12. UstavAOOT "Alttrak" [Charter of OJSC Alttrak].

8. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. JSC Altayskiy traktor. Zayavlenie predsedatelyu Goskomimushchestva [Statement to the Chair-

man of the State Property Committee].

9. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. JSC Altayskiy traktor. Akt otsenki imushchestva predpriyatiya PO "Altayskiy traktornyy zavod

im. N.I. Kalinina" [The act of assessing the property of the enterprise Altai Tractor Plant n.a.. N.I. Kalinin].

10. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. JSC Altayskiy traktor. Osnovnye kharakteristiki ob"ekta [The main characteristics of the object].

11. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. Page 12. JSC Altayskiy traktor. Raspredelenie aktsiy v sootvetstvii s vybrannym variantom l'got [Distribution of shares in accordance with the chosen option of benefits].

12. Current Archive of the Property Fund. Folder 37. JSC Altayskiy traktor. Poryadok, razmery i sroki prodazhi aktsiy na otkrytykh torgakh [The order, size and timing of the sale of shares at open tenders].

13. Garant. (1994) Postanovlenie Altayskogo kraevogo Zakonodatel'nogo Sobraniya ot 6 iyulya 1994 g. N 52 "O byudzhetnoy sisteme kraya na 1994 god" [Resolution 52 of the Altai Krai Legislative Assembly of July 6, 1994 "On the budget system of the Krai for 1994"].

14. Garant. (1995) Postanovlenie Administratsii Altayskogo kraya ot 16 maya 1995 goda № 182 "Ob utverzhdenii programmy sodeystviya zanyatosti naseleniya Altayskogo kraya na 1995 god" [Decree 182 of the Administration of Altai Krai of May 16, 1995, "On approval of the program for the promotion of employment of the Altai Krai population for 1995"].

15. Legislation and Investment. (1998) Bukhgalterskaya otchetnost' za 1996 god. Altayskiy traktor (Alttrak), OAO [Financial statements for 1998. Altayskiy Traktor (Alttrak), OJSC]. [Online] Available from: http://www.lin.ru/db/emitent/EF46AC978BF98496C3256D3D0025831E/ discl_acnt.html. (Accessed: 14th June 2016).

16. Garant. (1996) Postanovlenie Administratsii Altayskogo kraya ot 27 maya 1996 g. № 300 "O sotsial'no-ekonomicheskom sostoyanii Altayskogo kraya v Ikvartale 1996goda" [Resolution 300 of the Administration of Altai Krai of May 27, 1996, "On the socio-economic status of Altai Krai in the first quarter of 1996"].

17. Legislation and Investment. (1998) Bukhgalterskaya otchetnost' za 1996 god. Altayskiy traktor (Alttrak), OAO [Financial statements for 1998. Altayskiy Traktor (Alttrak), OJSC]. [Online] Available from: http://www.lin.ru/db/emitent/BEC3D11C6BB4A2B5C3256D3D00257DE1/ discl_acnt.html. (Accessed: 14th June 2016).

Received: 25 January 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.