Научная статья на тему 'Реформирование подготовки учителей в Англии на современном этапе'

Реформирование подготовки учителей в Англии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1182
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ПРОЦЕСС ОТБОРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ШКОЛА / ПАРТНЕРСТВО ВУЗОВ СО ШКОЛАМИ / ОЦЕНИВАНИЕ / ШКОЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА / ПРАКТИКА В ШКОЛЕ / TEACHER TRAINING / SELECTION PROCESS / PROFESSIONAL SKILLS TESTS / INTERPERSONAL SKILLS / SCHOOL / UNIVERSITY-SCHOOL PARTNERSHIPS / ASSESSMENT / SCHOOL DIRECT PROGRAMME / SCHOOL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абазовик Екатерина Викторовна

В условиях поиска оптимальных путей модернизации отечественной системы педагогического образования целесообразно обратиться к изучению опыта обновления систем подготовки педагогических кадров зарубежных стран на современном этапе. В данной статье на основе теоретического анализа документов раскрываются особенности реформирования подготовки учителей в Англии на современном этапе. Реформы, направленные на обеспечение нового качества подготовки учителей, включают в себя внедрение строгого многоступенчатого процесса отбора абитуриентов при поступлении на педагогические специальности, нацеленного на выявление способностей абитуриентов к педагогической деятельности, а также их личностных характеристик и коммуникативных навыков; повышение требований к уровню грамотности и образовательным результатам будущих учителей; внедрение дополнительных вступительных испытаний для абитуриентов на программы подготовки учителей, таких как: прохождение профессиональных тестов на функциональную грамотность, собеседование. Также в статье приведены меры, предпринимаемые для обеспечения сотрудничества вузов со школами по оптимизации качества подготовки учителей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n terms of searching the optimal ways of modernization of national system of teacher training it is essential to study and analyze the other countries` experience in reformation and upgrading of their teacher training systems. This article sets out the analysis of the new Government policy of improving the quality of teacher training in England. Reforms being introduced to teacher training include a rigorous multi-stage process of pre-entry selection of candidates designed to assess their suitability to teach as well as their personal characteristics and interpersonal skills; toughening the requirements to literacy and academic achievements of candidates who want to enter the teacher training programmes; implementation of additional entrance exams such as passing professional skills tests and interview. Besides, the article covers measures taken in order to encourage schools to work together with universities to provide the training that is best for their trainees.

Текст научной работы на тему «Реформирование подготовки учителей в Англии на современном этапе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.134 (420)

Е. В. Абазовик

Реформирование подготовки учителей в Англии на современном этапе

В условиях поиска оптимальных путей модернизации отечественной системы педагогического образования целесообразно обратиться к изучению опыта обновления систем подготовки педагогических кадров зарубежных стран на современном этапе. В данной статье на основе теоретического анализа документов раскрываются особенности реформирования подготовки учителей в Англии на современном этапе. Реформы, направленные на обеспечение нового качества подготовки учителей, включают в себя внедрение строгого многоступенчатого процесса отбора абитуриентов при поступлении на педагогические специальности, нацеленного на выявление способностей абитуриентов к педагогической деятельности, а также их личностных характеристик и коммуникативных навыков; повышение требований к уровню грамотности и образовательным результатам будущих учителей; внедрение дополнительных вступительных испытаний для абитуриентов на программы подготовки учителей, таких как: прохождение профессиональных тестов на функциональную грамотность, собеседование. Также в статье приведены меры, предпринимаемые для обеспечения сотрудничества вузов со школами по оптимизации качества подготовки учителей.

In terms of searching the optimal ways of modernization of national system of teacher training it is essential to study and analyze the other countries' experience in reformation and upgrading of their teacher training systems. This article sets out the analysis of the new Government policy of improving the quality of teacher training in England. Reforms being introduced to teacher training include a rigorous multi-stage process of pre-entry selection of candidates designed to assess their suitability to teach as well as their personal characteristics and interpersonal skills; toughening the requirements to literacy and academic achievements of candidates who want to enter the teacher training programmes; implementation of additional entrance exams such as passing professional skills tests and interview. Besides, the article covers measures taken in order to encourage schools to work together with universities to provide the training that is best for their trainees.

Ключевые слова: подготовка учителей, процесс отбора, профессиональные тесты, навыки межличностного взаимодействия, школа, партнерство вузов со школами, оценивание, школьно-ориентированная программа, практика в школе.

Key words: teacher training, selection process, professional skills tests, interpersonal skills, school, university-school partnerships, assessment, School Direct programme, school experience.

© Абазовик Е. В., 2016

В условиях модернизации отечественного педагогического образования и внедрения профессионального стандарта педагога педагогическим сообществом ведется активный поиск решения насущных проблем, существующих в современной российской системе подготовки педагогических кадров. К таким проблемам относят несоответствие формируемых профессиональных компетенций будущих учителей требованиям профессионального стандарта педагога и задачам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; низкий уровень практической подготовки выпускников программ педагогического образования и др. [3].

Среди предлагаемых мер по реализации Программы модернизации педагогического образования в Российской Федерации можно выделить внедрение дополнительного вступительного экзамена в форме собеседования с целью отбора на педагогические специальности кандидатов, способных к профессиональной педагогической деятельности по личным качествам; а также усиление практической подготовки будущих учителей посредством качественной организации стажировок в образовательных учреждениях.

Следует отметить, что в Великобритании в 2010-2015 гг. также произошли значительные изменения в образовательной политике британского правительства, что повлекло череду реформ в сфере подготовки педагогических кадров. Детали реформ отражены в документе «Подготовка нового поколения выдающихся учителей» [11].

Среди проблем, которые должны получить решение благодаря реформам, выделяются следующие: несоответствие содержания университетских программ подготовки учителей реальным потребностям школ; уход из профессии на старте карьеры или во время обучения; проблема привлечения на работу в школы лучших выпускников и др.

Очевидно, что направления, в рамках которых идет активный поиск решения проблем, в этих странах во многом совпадают. Поэтому целесообразным представляется ознакомление с британским опытом реформирования подготовки учителей на современном этапе.

В поиске способов решения указанных проблем британские специалисты обратились к успешному опыту таких стран, как Финляндия и Южная Корея, где, как известно, существуют высокие стандарты отбора абитуриентов и подготовка количества учителей, действительно необходимого на рынке труда, при активном участии школ в подготовке педагогических кадров. В Великобритании же, например в 2011 г. было набрано учащихся на педагогические специальности больше, чем того требовала ситуация на рынке труда. В частности, как отмечают британские исследователи [11], это отражается в сокращении количества учащихся (10 %) во время курса подготовки на последипломном уровне, а также в уходе из профессии 10 % учителей после получения квалификации в первый год работы в школе.

В связи с этим одним из целевых ориентиров реформы для британского департамента образования в области подготовки учителей стало ужесточение отбора абитуриентов, прежде всего с целью отбора в профессию людей, способных и готовых стать успешными учителями. Это призвано повысить статус учительской профессии и привлечь в нее наиболее способных кандидатов.

Признавая факт, что не существует единой, универсальной, четко определенной характеристики учителя, которая функционировала бы во всех случаях и при любых обстоятельствах одинаково эффективно, все же можно выделить способности и черты, которые должны составлять основу для отбора на должность учителя. Как считают британские специалисты, прежде всего это хорошее знание предмета преподавания, а также способности: умственные, коммуникативные, организаторские. Кроме того, не менее важны личностные характеристики учителей: устойчивая приверженность своему делу, настойчивость и мотивация к обучению и учению, высокий уровень грамотности и сформированность навыков межличностного общения. Таким образом, идея заключается в том, чтобы изначально не принимать на педагогические специальности тех абитуриентов, кто не обладает указанными характеристиками [11].

Сейчас система приема кандидатов на программы подготовки учителей включает в себя несколько стадий, предполагающих соответствие абитуриентов следующим условиям [7]:

1) повышение требований к образовательным результатам будущих учителей (отметки не ниже С в сертификате об общем среднем образовании (GCSE) по математике и английскому языку для желающих преподавать в средней школе; а для тех, кто хочет стать учителем начальной школы - еще и по научным дисциплинам). Кандидатам на поступление на последипломный уровень подготовки (PGCE) необходимо иметь диплом о высшем образовании с баллами не ниже 2 класса по национальной шкале;

2) прохождение практики в школе до поступления на курс подготовки (образовательные учреждения по подготовке учителей как университетского, так и неуниверситетского типа требуют, чтобы абитуриенты прошли как минимум десятидневную практику в школах, наблюдая за работой учителя и выявляя особенности своей будущей профессиональной деятельности). Таким образом, кандидат получает возможность убедиться в правильности (или неправильности) своего выбора профессии, а также набрать конкретный материал для написания заявления о поступлении и выступления на вступительном испытании. При этом абитуриенты, у которых нет возможности самостоятельно найти базу для прохождения практики, могут воспользоваться услугами специально организованной программы школьной практики (School Experience Programme) [7]. Например, 12000 мест для прохождения такой практики были реализованы в 2014-2015 гг. в рамках данной программы;

3) осознанный выбор типа программы подготовки и образовательного учреждения. Как известно, британская система подготовки педагогических кадров отличается многообразием моделей и гибкостью маршрутов подготовки [2]. Помимо вузовских программ дипломного и последипломного уровней (первый и второй циклы высшего образования), особую популярность и развитие получили в последние годы практико-ориентированные программы подготовки учителей, организованные в тесном сотрудничестве вузов со школами. От потенциальных абитуриентов ожидается предварительное тщательное изучение ресурсов и возможностей образовательных учреждений до момента подачи документов на поступление. Кроме того, одной из мер, принятых департаментом образования, стало финансирование мест для подготовки учителей в образовательных учреждениях с учетом данных о трудоустройстве выпускников [11]. Считается важным, чтобы потенциальные студенты знали о фактическом учете трудоустройства выпускников каждого образовательного учреждения при совершении своего выбора. Таким образом, данные меры призваны не только сократить отсев студентов во время обучения, но и обеспечить сознательный выбор типа программы и учебного заведения абитуриентами;

4) прохождение профессиональных тестов (professional skills tests) по математике и английскому языку (а также по предмету специализации) для абитуриентов при поступлении на педагогические специальности, на любую программу подготовки, с 2012 г. Следует отметить, что тесты на функциональную грамотность в области математики и языка будущие британские учителя в обязательном порядке проходят с 2008 г. Однако теперь принципиальным отличием стало прохождение таких тестов не по окончании курса подготовки, как было ранее, а до зачисления на курс обучения, причем в дополнение к другим требованиям к поступлению. Кроме того, теперь не допускается пересдача профессиональных тестов более двух раз (ранее количество переэкзаменовок не ограничивалось). Компьютеризированное тестирование проходит в специальных учебных центрах. Материал тестов составлен в контексте профессиональной деятельности учителя, постоянно обновляется, ориентирован на оценивание навыков работы с данными и информацией, с которыми приходится иметь дело учителю в повседневной работе. Так, тест по математике выявляет умения работы с таблицами и графиками, навыки вычисления, включая дроби, проценты и т. д. Тест на грамотность нацелен на проверку сформированности орфографических, пунктуационных, грамматических навыков и проверку понимания и осмысления прочитанного текста [9].

Следует отметить неоднозначное отношение к данным тестам со стороны педагогического сообщества. Одни специалисты считают данные тесты лишними, поскольку среди вступительных требований уже присутствуют образовательные результаты абитуриентов согласно сер-

тификатам об общем среднем образовании, тогда как коллеги из Национальной ассоциации руководителей школ признают правильным ужесточение требований к будущим учителям. Во всяком случае, существует мнение, что не только (и не столько) блестящие академические результаты формируют хорошего учителя. Не менее важны для учителя такие качества, как энергичность, творчество, заботливость и внимательность [8];

5) оценивание коммуникативных навыков и умений межличностного взаимодействия кандидатов в ходе собеседования.

Анализ документов [7] показал, что длительность и процедура собеседования варьируются от одного образовательного учреждения к другому, но в большинстве случаев интервью занимает целый день. Данная процедура требует особой подготовки от кандидатов. Здесь абитуриенту пригодится как собственный опыт ознакомительной практики в школе, так и результаты изучения ресурсов и возможностей выбранных образовательных учреждений. Следует отметить, что централизованная официальная британская служба приема студентов, желающих получить высшее образование в Великобритании (иСАБ), предлагает информационную помощь в подготовке документов, а также в подготовке к собеседованию. На сайтах организации размещена полная информация и пошаговая инструкция для потенциальных абитуриентов.

В большинстве случаев собеседование включает в себя: проверку документов абитуриентов, в том числе экзаменационных сертификатов; участие кандидатов в групповой работе или дискуссии (по обсуждению вопросов в области образования); короткую презентацию, тема которой может быть сообщена за день до собеседования; индивидуальное интервью с экзаменатором или комиссией; а также письменное задание, которое может быть связано с тематикой избранной предметной области кандидата.

Многие образовательные учреждения организуют собеседование в два этапа: первый - в университете или офисе, если это школьно-ориентированная программа подготовки, а второй - для тех, кто успешно прошел первый этап - в школе. В школе абитуриента могут попросить провести 20-минутный урок, либо проявить себя в групповой работе по разработке решения какой-либо проблемы в области образования или преподавания, а также пройти собеседование с завучем школы [7].

В ходе индивидуального интервью абитуриент должен продемонстрировать следующие знания и качества:

• уверенное и четко аргументированное желание вести преподавательскую деятельность, а также понимание того, какой вклад он сможет сделать в профессию, став учителем;

• знание и понимание специфики своей предметной области, а также выбранного учебного заведения;

• способность описать опыт и знания, приобретенные в ходе школьной практики;

• способность применить профессиональные навыки, сформированные в ходе любой другой профессиональной деятельности, в области преподавания (в случаях переподготовки и переквалификации);

• общее понимание стратегии и практики в области образования и преподавания;

• сформированные личностные, интеллектуальные и коммуникативные навыки, умения работать в команде.

Следует отметить, что предпринятые британским департаментом образования меры по ужесточению требований к абитуриентам и критериям отбора кандидатов на программы подготовки учителей, несомненно, целесообразны и помогают обеспечить доступ к получению педагогического образования людям, способным и мотивированным к профессиональной педагогической деятельности, исключая попадание в профессию «случайных» людей.

Выше указывалось, что одной из мер, предлагаемых в рамках реализации Программы модернизации педагогического образования в РФ, является введение дополнительного экзамена (собеседования) при приеме на обучение по педагогическим специальностям с целью поставить фильтр для абитуриентов, которые по личным качествам не могут работать в школе [4]. Стоит упомянуть, что в 80-90-е гг. прошлого столетия в российских педагогических образовательных учреждениях, например, в педагогических училищах, имелся опыт проведения вступительного собеседования, ориентированного на выявление профессионально-педагогической направленности абитуриентов. В ходе таких вступительных испытаний с абитуриентами проводились интервью, выявлялись их таланты и способности, а также умение ориентироваться в предложенных педагогических ситуациях. Однако массового применения и законодательного статуса эта практика не получила. Поэтому современный британский опыт организации вступительных собеседований при приеме на обучение по педагогическим специальностям представляет для отечественной практики определенный интерес.

Прием абитуриентов на программы подготовки учителей, так же как требования к организации подготовки на рабочем месте, ход подготовки, вопросы обеспечения качества регулируются документом «Критерии первоначальной подготовки учителей» (Initial teacher training criteria) [6]. Данный документ регламентирует также количество времени, которое должно быть уделено педагогической практике будущих учителей. Так, 4-летние программы бакалавриата предусматривают не менее 32 недель, 2-3-летние и другие программы - не менее 24 недель педагогической практики обучающихся на базе не менее двух школ. Большой удельный вес практики является не новшеством в британской системе подготовки учителей, а уже сложившейся традицией, которая демон-

стрирует отлаженность механизма взаимодействия между субъектами процесса подготовки педагогических кадров.

Кроме того, одним из актуальных направлений британской образовательной политики в области педагогического образования, является значительное расширение практико-ориентированного подхода в подготовке учителей. Как уже указывалось выше, одной из проблем педагогического образования в Великобритании в начале второго десятилетия XXI в. стало несоответствие содержания вузовских программ подготовки учителей реальным нуждам и потребностям школ. Анализ документов показал, что в некоторых случаях университетские маршруты подготовки излишне теоретизированы [10]. Приведенные результаты исследования показывают, что 46 % учащихся на бакалавра в области образования (BEd), 33 % обучающихся со специализацией по начальным классам, 19 % учащихся со специализацией учителей - предметников для средней школы считают, что университетские программы последипломной подготовки (PGCE) содержат в себе слишком большую долю теоретического обучения.

Исходя из этого, акцент новой образовательной политики на период с 2010 по 2015 г. британский департамент образования сделал на обеспечение основательной подготовки учителей, которая гарантирует формирование практических навыков и умений, необходимых в работе, а также на обеспечение доступа для учителей к качественному профессиональному развитию. Данное направление реализуется за счет популяризации и развития школьно-ориентированной модели подготовки, а также расширения полномочий школ в подготовке и трудоустройстве учителей [10].

Следует отметить, что в конце XX в. в ходе реформ британской системы подготовки учителей была разработана и внедрена модель «партнерства университетов со школами», а преимущество в развитии получили практико-ориентированные маршруты подготовки учителей. Сближение деятельности университетов и школ выразилось в том, что теперь школы могли управлять ходом курсов подготовки учителей и сотрудничать с вузами по своему выбору и усмотрению. Агентству по подготовке и развитию (TDA) отводилась роль администрирования всех звеньев системы. Школьные учителя несли ответственность за ежедневное руководство и помощь студентам на практике в школе. Однако долгое время дискуссионным оставался вопрос о том, могут ли школы заменить собой университет в подготовке педагогических кадров. В результате поиска баланса в полномочиях вузов и школ в настоящий момент всячески подчеркивается важность непосредственного участия школ в подготовке учителей.

В большинстве своем школьно-ориентированные курсы подготовки учителей (School Centered Initial Teacher Trainings) на базе вузов и школ сосредоточены в Англии и Уэльсе. Согласно такой модели несколько

школ объединяются и разрабатывают совместно свои программы подготовки учителей, возможно, с привлечением университета. При этом все подобные центры подготовки (SCITTs) должны получить аккредитацию. Это значит, что они должны иметь учебный план и доказательства целесообразности и готовности к осуществлению образовательной деятельности. Некоторые подобные курсы выводят учащихся на уровень поеледипломной подготовки на базе сотрудничающего вуза, другие ограничиваются присуждением статуса квалифицированного учителя (QTS).

В свете последних реформ британского педагогического образования с 2012 г. в Англии особую популярность приобретают новые практи-ко-ориентированные маршруты профессиональной подготовки учителей последипломного уровня, такие как программа подготовки на базе школ для лучших выпускников вузов (School Direct), программа переподготовки для бакалавров и специалистов непедагогического профиля (School Direct (salaried)), а также отставных военных (Troops to Teachers) [1; 5]. Эти программы позволяют школам нанимать и готовить учителей самостоятельно: руководство школ решает, кого и на каких основаниях нанимать на работу; учителей каких предметных областей и для какой ступени обучения им надо подготовить; вопросы трудоустройства подготовленных учителей.

Например, программа School Direct работает в начальных и средних школах Англии, имеет продолжительность в один год. Результатом подготовки является статус квалифицированного учителя (QTS) и, возможно, последипломный сертификат о педагогическом образовании (PGCE). Данная программа может быть предназначена для всех бакалавров, которые оплачивают свое обучение, получая при этом стипендию Национального колледжа преподавания и управления, а также для бакалавров, имеющих три и более лет опыта работы. В этом случае школа нанимает абитуриента в качестве неквалифицированного учителя, а Национальный колледж оплачивает его заработную плату и обучение [10].

Таким образом, школы, участвуя в подготовке педагогических кадров, имеют значительное влияние на развитие педагогического образования. Учителя, имеющие обширную практику во время подготовки, справляются со своими профессиональными обязанностями лучше, как считают британские специалисты [11].

Кроме того, вовлечение школы в процесс подготовки педагогических кадров повышает эффективность работы самой школы, в том числе в плане развития сотрудничества коллег друг с другом, а также в качестве стимула для личностного и профессионального развития педагогов. Известна практика, когда учителя, работающие второй год в школе, наблюдают за достижениями будущих учителей в плане соответствия требованиям профессиональных стандартов. А на третьем году рабо-

ты молодые специалисты проходят обучение на менторов, т. е. скоро они сами могут быть вовлечены в процесс подготовки будущих учителей [11].

Очевидно, что взаимодействие вузов со школами имеет большое значение для британской системы подготовки учителей, к тому же сотрудничество это является взаимовыгодным. Финансирование вуза зависит не только от количества выпускников, получивших в итоге статус квалифицированного учителя, но и от количества выпускников, проработавших в школе не менее пяти лет. Поэтому вузы также озабочены подготовкой школьных менторов и повышением квалификации школьных учителей на своей базе [1].

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что на современном этапе в британской системе педагогического образования происходят определенные обновления, ориентированные на обеспечение нового качества подготовки педагогических кадров, которые реализуются в следующих мерах: повышении требований к личностным, образовательным, профессиональным достижениям и способностям абитуриентов, желающих поступить на курс подготовки учителей; создании многоступенчатой системы отбора и приема кандидатов; усилении практической составляющей подготовки посредством развития практико-ориентированных маршрутов; расширении полномочий школ в процессе подготовки и трудоустройства учителей.

Список литературы

1. Абазовик Е.В. Подготовка учителей в Великобритании и России в условиях Болонского процесса: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. - 189 с.

2. Абазовик Е.В. Модели подготовки учителей в Великобритании // Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2009 года: сб. ст. по материалам внутривуз. науч. конф., 3 марта 2010 г. - СПб.: Лема, 2010. - С. 383-389.

3. Аналитическая справка о ходе реализации проекта модернизации педагогического образования (май, 2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/150 (дата обращения: 20.12.2015).

4. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 32-40. [Электронный ресурс]. - URL: http://педагогическоеобразование.рф/ documents/show/64 (дата обращения: 20.12.2015).

5. Новикова Ю.Б. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке британского учителя (конец XX - начало XXI вв.): автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2014. - 23 с.

6. Initial teacher training criteria. Statutory guidance for accredited initial teacher training providers in England. June 2015. 10 pages. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.gov.uk/government/publications/initial-teacher-training-criteria-supporting-advice/ (дата обращения: 15.12. 2015).

7. An overview of the application process [Электронный ресурс] https://getintoteaching.education.gov.uk/an-overview-of-the-application-process

8. Literacy and numeracy tests toughened for new teachers [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bbc.com/news/education-13910793 (дата обращения: 23.11. 2015).

9. Professional skills tests [Электронный ресурс]. -URL: http://sta.education.gov.uk/professional-skills-tests/the-process-for-taking-the-professional-skills-tests (дата обращения: 30.11. 2015).

10. Policy Paper. 2010 to 2015 Government Policy: Teaching and School Leadership. Updated 8 May 2015. [Электронный ресурс]. -URL:http://www.gov.uk/government/publications/2010-to-2015- government-policy-teaching-and-leadership/ (дата обращения: 30.11. 2015).

11. Training our next generation of outstanding teachers) (2011) [Электронный ресурс]. -URL: (https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1811 54/DFE-00083-2011 .pdf (дата обращения: 30.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.