Научная статья на тему 'Реформирование пенсионного обеспечения отдельных категорий государственных служащих'

Реформирование пенсионного обеспечения отдельных категорий государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование пенсионного обеспечения отдельных категорий государственных служащих»

Подполковник внутренней службы Н. И. СОКОЛОВА, начальник отдела пенсионного обеспечения

УФСИН России по г. Москве

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. С учетом этого федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливают общие условия пенсионного обеспечения и распространяются на всех граждан Российской Федерации, в том числе и на сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Составной частью государственного пенсионного обеспечения является пенсионное обеспечение сотрудников УИС. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности сотрудникам (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке,

предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 или Закон). На условиях настоящего Закона пенсии выплачиваются лицам, проходящим военную службу, службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и таможенных органах.

Статьей 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено общее правило пенсионного обеспечения, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Принятые в 2001 году федеральные законы № 173-ФЭ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» направлены на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Суть пенсионной реформы заключается в переходе на страховые принципы, то есть право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) за каждого конкретного человека.

Главным источником финансирования систем пенсионного обеспечения являются взносы застрахованных и работодателей (в пользу работников), а также субсидии государства.

В результате реформирования пенсионная система в России финансируется по смешанному типу и имеет два уровня:

государственное пенсионное обеспечение;

обязательное пенсионное страхование.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается следующим категориям граждан:

федеральным государственным служащим;

военнослужащим;

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

гражданам, ставшим инвалидами при исполнении обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву;

нетрудоспособным гражданам; членам семей указанных выше граждан, погибших (умерших) в период работы, прохождения службы, имеющим пра-

во на государственную пенсию в случаях, предусмотренных законодательством.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет федерального бюджета.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является ПФР. Исчисление и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование производятся страхователями - плательщиками страховых взносов, то есть организациями или физическими лицами, осуществляющими найм на работу. Лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются застрахованными лицами.

В рамках системы обязательного пенсионного страхования предоставляются трудовые пенсии, которые получает подавляющее большинство пенсионеров. Право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании» и имеющие страховой стаж не менее 5 лет.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости состоит из 3 частей: базовой, страховой и накопительной.

При этом базовая часть пенсии гарантируется каждому гражданину при наличии у него трудового стажа не менее пяти лет, формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, устанавливается нормативными правовыми актами и не зависит от конкретных перечислений каждого пенсионера. Страховая и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имеющих неналоговый индивидуально-возмездный характер, поскольку при поступлении в

бюджет ПФР они персонифицируются применительно к каждому из застрахованных лиц и учитываются на их индивидуальных лицевых счетах, открытых в органах ПФР. С учетом этого размер будущих страховой и накопительной частей трудовой пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов, учтенных по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости. То есть размер трудовой пенсии от продолжительности трудового стажа практически не зависит, а зависит от пенсионных накоплений, сумма которых косвенно связана с продолжительностью трудовой и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР. Продолжительность трудового стажа (не менее пяти лет) дает право на пенсию по старости и на ее размер практически не влияет.

Вместе с тем Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что граждане, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному пенсионному страхованию. В то же время указанным законом не были учтены особенности правового положения тех работающих по трудовому договору граждан, которым выплачивается пенсия за выслугу лет (по инвалидности) в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Учитывая это, работающие по трудовому договору военные пенсионеры до настоящего времени в соответствии со ст. 7 указанного Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 могут получать либо пенсию за выслугу лет (по инвалидности) по линии ФСИН России, либо трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пен-

сиях в Российской Федерации» от органов ПФР. При исчислении трудовой пенсии военная служба засчитывается в трудовой стаж. При этом перевод с пенсии, назначенной за военную службу, на трудовую пенсию и наоборот может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию и не ограничен каким-либо сроком.

С переходом пенсионного обеспечения на страховые принципы распространение на работающих по трудовому договору военных пенсионеров обязательного пенсионного страхования должно было гарантировать им возможность приобретения права на получение трудовой пенсии при осуществлении выбора пенсии. Между тем действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в ПФР средств для формирования расчетного пенсионного капитала при переходе военных пенсионеров на трудовую пенсию, что не позволяет в большинстве случаев обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем полагающуюся им военную пенсию. Тем самым возможность выбора пенсии утрачивает для военных пенсионеров какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях предопределен.

В то же время иные работающие по трудовому договору застрахованные лица, в том числе и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, пополняют свой расчетный пенсионный капитал в течение всего периода трудовой деятельности (службы). Кроме того, указанные лица, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую деятельность, имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступающих на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). То

есть им регулярно увеличивается размер пенсии исходя из перечисленных взносов за трудовую деятельность после их выхода на пенсию. Тем самым военные пенсионеры, работающие по трудовому договору и участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, на одинаковых с получателями трудовых пенсий условиях оказывались в неравном положении при реализации права на получение страхового обеспечения.

С учетом этого, согласно действующему законодательству, военные пенсионеры при достижении общеустановленного пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа не могли претендовать на страховую часть трудовой пенсии. Между тем Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в качестве последствия распространения на отдельные категории граждан обязательного пенсионного страхования предполагает предоставление им при наступлении страхового случая соответствующего страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР.

Наиболее болезненно эта ситуация была воспринята военными пенсионерами, которые увольнялись со службы в относительно молодом возрасте с минимальной выслугой лет, дающей право на пенсию, и имели минимальный размер пенсии за выслугу лет, в связи с чем продолжали работать. Указанные военные пенсионеры оказались перед выбором либо получать минимальную пенсию за выслугу лет, либо минимальную трудовую пенсию по старости. Для таких лиц (в соответствии с действующим законодательством) отсутствовала возможность улучшить свое пенсионное обеспечение.

Все это вызвало массовые обращения военных пенсионеров в Государствен-

ную Думу Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и другие государственные органы. В результате этот вопрос стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, который 11 мая 2006 года вынес определение № 187-О, обязывающее федерального законодателя в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров разработать правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам (помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению) возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР.

В целях реализации указанного определения Конституционного Суда Российской Федерации Президент Российской Федерации 22 июля 2008 года подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». Этот закон внес изменения, в том числе и в ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, направленные на создание правовых оснований для реализации военными пенсионерами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, права на одновременное получение указанной пенсии и страховой части трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ предусмотрена возможность назначения военным пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет или по инвалидности, по достижении ими возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины) и при наличии страхового стажа не менее пяти лет - страховой части трудовой пенсии по старости. Это позволяет повысить общий уровень пенсионного обеспечения военных пенсионе-

ров за счет страховых взносов, учтенных на их лицевых счетах, и способствует их заинтересованности в продолжение трудовой деятельности после увольнения со службы. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2006 № 187-О право на страховую часть трудовой пенсии по старости военные пенсионеры приобретают с 1 января 2007 года. При этом лицам, которые приобрели право на страховую часть после 22 июля 2008 года, указанная часть пенсии назначается с момента подачи заявления.

При этом в страховой стаж для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости не включаются периоды службы, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет. С учетом этого в целях недопущения двойного зачета в страховую часть отдельных периодов военной службы, работы и иной деятельности, которые уже были учтены при назначении пенсии уволенным военнослужащим за выслугу лет либо по инвалидности, а также в целях обеспечения своевременной выплаты страховой части трудовой пенсии по старости ФСИН России совместно с МВД России, Министерством обороны и ПФР было подготовлено совместное указание пенсионным органам, которым установлен образец формы справки (см. стр. 15), представляемой военным пенсионером из пенсионной службы в отделение ПФР по месту жительства, и о взаимодействии пенсионных органов по обеспечению своевременной выплаты страховой части трудовой пенсии по старости.

То есть военный пенсионер, прежде чем обратиться в отделение ПФР по месту жительства за назначением страховой части трудовой пенсии по старости, дол-

жен взять справку установленного образца в пенсионной службе.

С учетом этого пенсионными службами территориальных органов ФСИН России при выдаче справок установленного образца разъясняется, что исходя из общих положений гражданского и пенсионного законодательства гражданин может обратиться в отделение ПФР за страховой частью трудовой пенсии по старости лично, по почте, через доверенное лицо или законного представителя. При этом, согласно перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военный пенсионер (помимо справки, выданной пенсионной службой) должен представить в территориальное отделение ПФР следующие документы: заявление установленного образца; документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт);

о страховом стаже (трудовая книжка, оформленная установленным порядком со всеми записями и печатями, подтверждающими страховой (трудовой стаж);

о среднемесячном заработке за 20002001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности;

об установлении инвалидности; страховой номер индивидуального лицевого счета;

копию сберегательной книжки (карточки).

Страховая часть трудовой пенсии по старости выплачивается военным пенсионерам отделениями ПФР по месту их жительства.

Размер страховой части трудовой пенсии определяется исходя из суммы рас-

четного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенной на лицевом счете военного пенсионера, и количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление доли страховой части трудовой пенсии по старости. При этом если военный пенсионер после назначения страховой части трудовой пенсии по старости будет продолжать трудовую деятельность и уплачивать страховые взносы не менее 12 месяцев, ему, согласно ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости.

За трудовую деятельность до 2002 года размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется путем конвер-

тации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

Кроме того, указанным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена возможность выплаты недополученной военным пенсионером страховой части трудовой пенсии по старости в связи с его смертью членам семьи, которые проживали совместно с пенсионером на день его смерти. Эта доплата будет производиться, если обращение за недополученными суммами страховой части трудовой пенсии по старости последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня вступления в силу этого федерального закона, при условии, что военный пенсионер при жизни (до вступления Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в силу) обращался за доплатой страховой части трудовой пенсии по старости.

СИТУАЦИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СТРАН-ЧЛЕНОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА

Общее число Количество Число мест Площадь в кв. м на 1 заключенного Плотность

Страна заключенных, заключенных в пенитенциар-

включая подследственных на 100000 жителей ных учреждениях на 100 мест

Австрия 8597 102,6 8697 98,9

Азербайджан 36 891 410,0 27 841 4 132,5

Албания 4750 148,2 4417 5,4 107,5

Андорра 36 42,8 125 28,8

Армения 4918 151,3 4395 4 111,9

Бельгия 11 382 105,0 9122 124,8

Болгария 9379 124,0 4

Великобритания: Англия и Уэльс 85 002 153,9 87 148 97,5

Великобритания: Северная Ирландия 1475 82,0 1775 83,1

Великобритания: Шотландия 7890 151,1 7300 108,1

Венгрия 16 459 164,4 12 335 3 133,4

Германия 71 634 87,6 78 450 91,3

Греция 11 934 105,6 9700 123,0

Грузия 23 684 533,9 23 750 99,7

Продолжение таблицы см. на стр. 68.

Примерный образец

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ УПРАВЛЕНИЕ ПО Г. МОСКВЕ (УФСИН РОССИИ ПО Г.МОСКВЕ) 125130, г. Москва, ул. Нарвская, 15-а тел.: (495) 450-53-83, факс 450-53-72

__2011 г. № 50/ТО/1/11___

На № _

Справка

Выдана гражданину_____________________

фамилия, имя, отчество дата рождения

в том, что он/она является (являлся) получателем пенсии (ненужное зачеркнуть)

за выслугу лет / по инвалидности (указать вид пенсии)

назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с___ по__с____по

(дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год)

При назначении пенсии включены периоды военной службы (службы):

с ______________ _ по _ с по _________________

(дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год)

с ______________ _ по _ с по _________________

(дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год)

Работы и иной деятельности:

с ______________ _ по _ с по _________________

(дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год) (дд.; мес.; год)

с ______________ _ по _ с по _________________

(дд.; мес.; год)

(дд.; мес.; год)

(дд.; мес.; год)

(дд.; мес.; год)

Справка выдана для решения вопроса об установлении страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения») территориальными органами ПФР.

Основание: пенсионное дело № _

Руководитель пенсионной службы

подпись

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.