3.10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Тютюнов Николай Валентинович, соискатель НИИ труда и социального страхования
Аннотация: В статье раскрываются базисные проблемы, связанные с современным пенсионным обеспечениемво-еннослужащих, предлагаются оригинальные наработки для решения данных проблем.
Ключевые слова: военная пенсия; военно-социальное законодательство; пенсионное обеспечение военнослужащих; государственное пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих; пенсия за выслугу лет
BASIC WAYS OF IMPROVMENT OF PENSION PROVISION OF MILITARY SERVICE MEN
Tyutyunov Nicolay Valentinovich, competitor Research Institute of Labour and Social Insurance
Annotation: The article describesthe basicproblems, associatedwith current pension provisionof military service men,offeredoriginal experiencesto solvethese problems.
Keywords: military pension; military-social legislation; pension system; pension provision of military service men, statepen-sion provision of federal state civil servants, pension for length of service
Целый ряд аспектов пенсионного обеспечения военнослужащих нуждается в совершенствовании. Однако прежде чем раскрывать эти аспекты, следует указать на то, что не только данное пенсионное обеспечение нуждается в улучшении, но и вся система государственного пенсионного обеспечения в целом. В первую очередь, речь идет о создании единой системы пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, построенной на общих принципах формирования и функционирования.
Один из краеугольных камней в создании такой системы - пересмотр пенсионнообразующей базы для исчисления будущей пенсии федеральным государственным служащим. Для этого необходимо еще раз вернуться к установлению соотношений в денежном содержании чиновников и военнослужащих, как это было ранее в Табеле соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации №12581. Согласно данному Табелю, размер оклада по воинской должности назначался в процентах от должностного оклада заместителя федерального министра. Размер такого соотношения варьировался от 15-16% (для низших должностей) до 77-79% (для высших должностей).
Если проанализировать данное соотношение в должностных окладах, существующее в настоящее время, то оно составляет, по расчетам Д.Н.Ермакова и С.А. Хмелевской2, от 10,7% (для низших должностей) до 69,2% (для высших должностей), то есть меньше, чем это было ранее, согласно приведенному выше Указу, на 5-10%. Соответственно, хотя денежное до-
вольствие военнослужащих и было увеличено в последнее время (как и военные пенсии), но не на ту величину, которая полагалась по данному Указу. Таким образом, и денежное довольствие военнослужащих, и военные пенсии оказались ниже, чем это было установлено в соответствии с прежней нормативной правовой базой.
В этой связи предлагается вернуться к указанному соотношению, как оно было сформулировано ранее, и пересмотреть размеры денежного довольствия военнослужащих, а также базу для исчисления военных пенсий в аспекте их соответствия окладам федеральных государственных гражданских служащих.
Второй принципиальный момент - это закрепление в законодательстве четкого определения военной пенсии, что целесообразно отразить в Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» (далее - Закон о военных пенсиях) (в частности, в Разделе I. Общие положения)3. Исходя из двоякой природы военной пенсии (как компенсации утраченного заработка, и как компенсации тягот и лишений военной службы), необходимо все имеющие компенсационные выплаты (особенно те из них, которые выплачиваются к военным пенсиям по инвалидности и по случаю потери кормильца) включить в состав самой военной пенсии. В противном случае, мы получаем ситуацию, когда компенсационные выплаты превышают по размеру саму военную пенсию. Кроме того, закрепление в законодательстве двойственной природы военной пенсии предполагает и пересмотр структуры самой базы для исчисления военной пенсии.
Опираясь на соотношение должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих
1
См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» //Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2004. - №41. - Ст.4017.
2См.: Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение
военнослужащих: проблемы и возможные решения //Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №3. - С.273-279.
3См.: Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (действующая редакция) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 26.02.1993; Консультант Плюс. - 2012. - 01 июля.
и военнослужащих, а также на расширенную трактовку компенсационной основы самой военной пенсии, важно законодательно закрепить, что средний размер военной пенсии не может быть ниже среднего размера пенсии федерального государственного гражданского служащего аналогичной категории.
В-третьих, современное военно-социальное законодательство не содержит конкретных путей повышения коэффициента замещения в военной пенсии утраченного заработка военнослужащего. При имеющейся методике перерасчета (индексации) военной пенсии данный коэффициент фактически будет «заморожен» на определенном уровне (10-25% от всего денежного довольствия военнослужащего), что существенно снижает уровень жизни военнослужащего при выходе его на пенсию, а также членов его семьи.
Практика увеличения денежного довольствия военнослужащих за счет многочисленных надбавок, которые не влияют на базу для исчисления будущей пенсии, сохранилась и сегодня4. А это значит, что разрыв между получаемым денежным довольствием военнослужащим в период прохождения им военной службы и его будущей военной пенсией будет увеличиваться.
Важно учитывать, что средний размер денежного довольствия военнослужащих в настоящее время выше, чем средний размер начисленной заработной платы в стране. Поэтому представляется необходимым предложить военнослужащим различные формы и направления получения надбавок (дополнительных пенсий) к их будущим государственным пенсиям в системах обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.
В частности, здесь возможны следующие варианты:
включение военнослужащих в систему обязательного пенсионного страхования (например, в программу государственного софинансирования пенсий).
Данный вариант представляется предпочтительным среди остальных по целому ряду причин.
Во-первых, действующее законодательство в этой области, а именно Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накопле-ний»5 (далее - Закон №5б-ФЗ) позволяет участвовать в этой программе и военнослужащим.
Во-вторых, в Законе№56-ФЗ четко прописаны права и обязанности работника, работодателя и государства в отношениях, связанных с уплатой дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Причем для самого работника такие взносы носят добровольный характер.
В-третьих, при добровольной уплате данных страховых взносов работником для государства возникает обязанность предоставления соответствующей финансовой поддержки.
4 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 07 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 09.11.2011; Консультант Плюс. -2012. - 01 июля.
5См.: Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля
2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (действующая редакция) //рГ (федеральный выпуск). - 06.05.2008; Консультант Плюс. -2012. - 01 июля.
В-четвертых, программа софинансирования строится на накопительных принципах, соответственно, накопленные страховые взносы индексируются и инвестируются, как и накопительная часть трудовой пенсии в целом.
Таким образом, данная программа предоставляет военнослужащим возможность увеличить размер своего будущего пенсионного обеспечения.
Однако чтобы реально состоялось участие военнослужащих в программе софинансирования пенсий, необходимо ее адаптировать применительно к специфике военной службы, а именно:
- военнослужащий должен стать участником системы обязательного пенсионного страхования (пусть и в ограниченных формах, то есть только в рамках программы софинансирования), а для этого он должен получить статус застрахованного лица. В первую очередь, необходимо оформить индивидуальный лицевой счет и получить пенсионное свидетельство, что организационно сделать несложно, обратившись в соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту прохождения военной службы с заявлением установленной формы о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (ст.3 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном /персонифицированном/ учете в системе обязательного пенсионного страхования»)6. Одновременно с подачей заявления военнослужащий предоставляет сведения, необходимые при начальной регистрации.
Кроме того, у военнослужащего (как и у любого гражданина России) помимо права личного обращения есть еще и право обращаться в ПФР через работодателя (через соответствующие структуры Минобороны России, иного федерального органа исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба).
Военнослужащий должен включиться в отношения, формирующие накопительную часть трудовой пенсии, через программу ее софинансирования. Таким образом, дополнительно к пенсии по государственному пенсионному обеспечению он сможет получить и накопительную часть трудовой пенсии, сформированную в рамках данной программы.
Важно отметить и добровольность участия военнослужащего в этой программе;
- дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии в рамках рассматриваемой программы - это индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом (в данном случае - военнослужащим), исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем (Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба) либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно. Размер страхового взноса должен определяться военнослужащим также самостоятельно (в соответствующем рапорте в финансо-
6См.: Федеральный закон Российской Федерации от 01 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (действующая редакция) //СЗ РФ. - 1996. - №14. - Ст.1401; Консультант Плюс. - 2012. - 01 июля.
вый орган, выплачивающий денежное довольствие военнослужащему, последний указывает размер ежемесячного страхового взноса в рамках этой программы). Согласно Закону №56-ФЗ, размер данного страхового взноса может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления;
- поскольку для военнослужащего и работодатель, и государство совпадают в одном лице, постольку государственная поддержка формирования пенсионных накоплений в виде взносов на их софинансирование может осуществляться: либо за счет средств Фонда национального благосостояния (образованного в составе федерального бюджета Российской Федерации), непосредственно переданных в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, либо средств, специально выделенных на эти цели из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации, иному федеральному органу исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба, которые затем также переводятся в бюджет ПФР
Вместе с тем участие военнослужащих в программе софинансирования порождает определенные проблемы содержательного и организационного характера. Так, в соответствии с Законом №56-ФЗ (ст.12), право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 01.10.2008 до 01.10.2013. Однако для военнослужащих в целях формирования их дополнительной пенсии (накопительной части трудовой пенсии) такая программа должна быть пролонгирована, поскольку сроки ее действия недостаточны для формирования более или менее полноценной дополнительной пенсии в рамках данной программы.
Кроме того, государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Этот срок также недостаточен для формирования весомой дополнительной пенсии военнослужащих и его следует продлить.
Минимальная сумма страхового взноса, обозначенная в Законе №56-ФЗ и дающая право на получение государственной поддержки, - 2000 руб. Представляется, что ее необходимо сохранить и для военнослужащих. А вот что касается верхнего предела размера взноса на софинансирование со стороны государства (по Закону №56-ФЗ - это не более 12000 рублей в год), то он должен быть пересмотрен для военнослужащих в сторону увеличения (например, до 24000 рублей в год) в силу того, что работодатель и государство здесь совпадают в одном лице.
Поскольку военнослужащий вступает в отношения по программе софинансирования добровольно, постольку он имеет право в любой момент прекращать либо возобновлять уплату страховых взносов, а также изменять их размер.
Еще один момент неопределенности, который всплывает при участии военнослужащих в программе софинансирования, - это возникновение права на получение накопительной части трудовой пенсии в рам-
ках программы софинансирования. Еще раз отметим, что право на военную пенсию за выслугу лет наступает у военнослужащего не по основаниям достижения общего пенсионного возраста, а при наличии у него стажа выслуги.
Полагаем, что решение обозначенной проблемы возможно при следующих вариантах:
а) если финансирование государственной поддержки этой программы для военнослужащих будет осуществляться из Фонда национального благосостояния, то и после увольнения с военной службы в запас или отставку, зарабатывая трудовую пенсию по старости, военнослужащий будет иметь возможность продолжать участие в этой программе, и накопительную часть трудовой пенсии он получит в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях»7 по достижении общегражданского пенсионного возраста;
б) если финансирование государственной поддержки этой программы будет реализовываться по линии Министерства обороны России (или иного федерального органа исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба), то порядок выплаты накопительной части трудовой пенсии в рамках программы софинансирования может быть иной (например, она может выплачиваться одновременно с началом выплаты военной пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца);
включение военнослужащих в систему дополнительного пенсионного обеспечения по типу эмеритальных касс.
Если обратиться к историческому опыту нашей страны, то финансовыми ресурсами данных касс являлись взносы работодателя (государства) и работников (военнослужащих). Так, участники эмеритуры на добровольной основе уплачивали страховые взносы, определяемые как фиксированный процент от их денежного довольствия (все лица офицерского состава обязаны были отчислять 6% жалованья, денежных наград, пособий и пенсий в кассу).
При назначении эмеритальной пенсии учитывалась выслуга лет (не менее 25 лет) и срок уплаты страховых взносов (не менее 5 лет). Размер такой пенсии составлял 3/12 полного оклада государственной пенсии.
Эмеритальный капитал инвестировался, функционировал на накопительной основе. Взносы в эмеритальную кассу накапливались на личных счетах участников, являясь их собственностью. При этом эмеритальные пенсии выступали как дополнение к пенсии из государственного казначейства. Основу эмеритальной кассы составлял неприкосновенный эмеритальный капитал, проценты от инвестирования которых поступали в общую кассу. Военное ведомство также обязано было ежемесячно вносить обязательные взносы в размере 5% ежемесячного жалованья, получаемого участниками кассы. Существовал четкий контроль над деятельностью эмеритальных касс со стороны государства. Уставы эмеритальных касс также четко регламентировали их деятельность, порядок членства, размеры пенсий военнослужащих и их семей, в зави-
7См.: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующая редакция) //СЗ РФ. - 2001. - №52. - Ч.1. - Ст.4920; Консультант Плюс. - 2012. - 01 июля.
симости от выслуги лет и размеров накоплений на личных счетах участников.
Таким образом, военнослужащий мог одновременно получать две пенсии: основную - из казначейства и дополнительную - из эмеритальной кассы8;
более современным вариантом аналога эмеритальной кассы могут выступить корпоративные пенсионные программы (пенсионные программы военнослужащих).
Но и в этом случае существуют разные варианты построения таких программ: например, с участием негосударственных пенсионных фондов (НПФ) или страховых компаний. Военные корпоративные пенсионные программы должны строиться на страховых накопительных принципах. Сам организационный механизм выстраивания таких программ уже отработан в ряде корпораций и его можно взять за основу и для военнослужащих. Но с правовой точки зрения такие программы для военнослужащих не проработаны вовсе.
Механизм реализации корпоративных пенсионных программ для военнослужащих должен включать в себя следующие составляющие:
- определение финансовой основы функционирования таких программ. Речь идет в данном случае о паритетном финансировании со стороны самого военнослужащего (на основе его добровольного волеизъявления) и соответствующего госоргана, где законом предусмотрена военная служба (средства на формирование такого рода программ должны выделяться из федерального бюджета или из Фонда национального благосостояния, о котором говорилось ранее), тем самым, будет определен круг участников данной программы;
- выбор финансового института (на конкурсной основе) для реализации корпоративной пенсионной программы, заключение договоров.
Корпоративные пенсионные программы для военнослужащих могут строиться с участием различных финансовых институтов: НПФ, страховых компаний, пр.; может быть и частная пенсионная схема без образования юридического лица.
Например, военно-страховые компании, которые занимаются страхованием жизни и здоровья военнослужащих, могут реализовывать корпоративные пенсионные программы в рамках договоров коллективного пенсионного страхования: работодатель в лице представляющего государство Министерства обороны России, иного федерального органа исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная служба, выступает в качестве страхователя, а военнослужащие - застрахованных лиц. Договором страхования устанавливаются сроки и размеры пенсионных взносов (страховых премий) и пенсионных выплат. Страховые взносы, уплачиваемые работодателем (на паритетной основе совместно с военнослужащим) по каждому застрахованному, накапливаются, образуя пенсионный резерв, который приносит инвестиционный доход.
Выбор данных страховых компаний должен осуществляться на конкурсной основе (как это сейчас дела-
8 Подробнее см.: Гурский П.М. Краткий исторический очерк пенсионного обеспечения военнослужащих и их семейств //Новый устав о пенсиях и единовременных пособиях членам военного ведомства и их семействам. Увольнение от службы и награды при отставке. - СПб., 1912.
ется Департаментом финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации для осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы).
Корпоративные пенсионные программы для военнослужащих могут реализовываться и через негосударственные пенсионные фонды в рамках договоров пенсионного обеспечения, заключаемых между фондом и организацией-вкладчиком (в данном случае -федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная служба). Пенсионный договор регламентирует размер и порядок уплаты пенсионных взносов. НПФ осуществляет учет поступивших взносов на солидарном (едином для всех участников) или именном (отдельном для каждого участника) счетах вкладчика и формирует пенсионные резервы, которые приносят инвестиционный доход. При достижении участником пенсионного возраста (например, возраста, когда военнослужащий имеет право на пенсию за выслугу лет) для него рассчитывается размер негосударственной пенсии и определяется порядок ее получения, исходя из накопленной суммы.
Страховые взносы со стороны работодателя уплачиваются на личный счет военнослужащего только в том случае, если последний принял решение участвовать в корпоративной пенсионной программе;
- построение пенсионного плана; расчет стоимости программы, выбор пенсионной схемы.
Представляется целесообразным, учитывая опыт построения таких программ в корпорациях, выбор пенсионных схем и еще целый ряд организационных моментов оставить на усмотрение работодателя, который совместно с представителями негосударственного пенсионного фонда (страховой компании) найдут эффективный и надежный вариант построения корпоративной программы. Однако это не исключает и личного участия застрахованного военнослужащего в ее формировании.
При наступлении оснований, дающих право на военную пенсию, военнослужащий как застрахованное лицо начинает получать выплаты, которые составят прибавку к его пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
При потере военнослужащим трудоспособности ему может выплачиваться негосударственная пенсия (пожизненная или срочная) или производиться единовременная выплата накопленного пенсионного капитала.
В случае смерти военнослужащего осуществляется либо единовременная выплата накопленного пенсионного капитала правопреемникам умершего, либо правопреемники получают ежемесячную негосударственную пенсию по случаю потери кормильца.
В случае увольнения военнослужащего (до наступления времени выхода на государственную пенсию по выслуге лет) происходит выплата пенсионного капитала с пенсионного счета или выплата пенсионного капитала, накопленного лично военнослужащим. При этом право на получение всего капитала (или его части) может возникнуть у военнослужащего при уплате страховых взносов в течение, например, 3-5 лет (это заранее обговаривается). По мере продолжительности такой уплаты доля таких выплат из средств работодателя будет увеличиваться.
При получении пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет военнослужащему начинает выплачиваться пожизненная или срочная негосударственная пенсия либо осуществляется выплата накопленного пенсионного капитала. Можно специально обговорить в условиях этой программы право на получение пенсионного капитала при выходе на пенсию за выслугу лет.
Если военнослужащий решит прекратить делать взносы в свою пользу по индивидуальной схеме или работодатель в лице соответствующего госоргана перестанет делать взносы в пользу военнослужащего по солидарной или именной схемам до наступления пенсионных оснований, то застрахованный военнослужащий может забрать выкупную сумму, либо ждать наступления пенсионных оснований, после чего ему будет по его выбору рассчитана и назначена либо срочная, либо пожизненная дополнительные пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению.
Корпоративные пенсионные программы для военнослужащих:
во-первых, позволят увеличить размер их будущего пенсионного обеспечения, и, тем самым, повысить их социальную защищенность при увольнении в запас или отставку;
во-вторых, стимулируют их добросовестный воинский труд;
в-третьих, повышают привлекательность военной службы, что особенно важно в современных условиях при развертывании комплектования военных организаций государства преимущественно на контрактной основе.
При существующих коэффициентах замещения размера денежного довольствия военнослужащих военной пенсией формирование корпоративных пенсионных программ для военнослужащих - один из наиболее эффективных способов обеспечения им достойного уровня жизни при их увольнении в запас (отставку).
Список литературы:
1. Гурский П.М. Краткий исторический очерк пенсионного обеспечения военнослужащих и их семейств //Новый устав о пенсиях и единовременных пособиях членам военного ведомства и их семействам. Увольнение от службы и награды при отставке. - СПб., 1912.
2. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение
военнослужащих: проблемы и возможные решения
//Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №3. -С.273-279.
3. Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 26.02.1993; Консультант Плюс. - 01.07.2012.
4. Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2004 №1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №41. - Ст.4017.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -09.11.2011; Консультант Плюс. - 01.07.2012.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на нако-
пительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 06.05.2008; Консультант Плюс. - 01.07.2012.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №14. - Ст.1401; Консультант Плюс. - 01.07.2012.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №52. - Ч.1. - Ст.4920; Консультант Плюс. - 01.07.2012.
Reference list:
1. Gursky P.M. A brief historical review of pension provision of military servicemen and their families //The new regulations on pension and lump sum benefits members of the military and their families. Dismissal from the service and awards for his resignation. - Saint-Petersburg, 1912.
2. Ermakov D.N., Khmelevskaya S.A. Pension provisionof servicemen: problems and possible solutions//Whitespacein the Russian legislation. - 2012.- №3. - P.273-279.
3. Law of Russian Federation from of 12.02.1993 №4468-1 «On pension provision persons, those performing military service, service in the in internal affairs bodies, the State Fire Service, bodies of monitoring for traffic in narcotic drugs and psychotropic substances, agencies and bodies of correctional system, and their families» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 26.02.1993, Consultant Plus. - 01.07.2012.
4. Decree of President of Russian Federation from 30.09.2004 №1258 «Questions of allowance military service men» //Collected legislation of Russian Federation. - 2004. - №41. -St.4017.
5. Federal law of Russian Federation from 07.11.2011 №306-FL «On payroll of military servicemen and providing them separate payments» (current edition) //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 09.11.2011 ; Consultant Plus. - 01.07.2012.
6. Federal law of Russian Federation from 30.04.2008 №56-FL «On additional insurance contributions to the accumulated part of labour pension and state support formation of pension accumulation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 06.05.2008; Consultant Plus. - 01.07.2012.
7. Federal law of Russian Federation from 01.04.1996 №27-FL «On individual (personalized) registered in the system of mandatory pension insurance» (cur-rent edition) //Collected legislation of Russian Federation. - 1996. - №14. - St.1401, Consultant Plus. - 01.07.2012.
8. Federal law of Russian Federation from 17.12.2001 №173-FL «On labour pensions in Russian Federation» (current edition) //Collected legislation of Russian Federation. - 2001. - №52. -Part 1. - St.4920; Consultant Plus. - 01.07.2012.
9. Federal law of Russian Federation from 01.04.1996 №27-FL «On individual (personalized) registered in the system of mandatory pension insurance» (current edition) //Collected legislation of Russian Federation. - 1996. - №14. - St.1401, Consultant Plus. - 01.07.2012.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья посвящена одной из актуальных проблем модернизации российской пенсионной системы, а именно пенсионному обеспечению военнослужащих Российской Федерации. Несмотря на то, что с 01 января 2012 года пенсии военным пенсионерам увеличились на 60-70%, тем не менее, в этой области остался целый ряд нерешенных проблем, к числу которых можно отнести сравнительно низкий коэффициент замещения утраченного заработка в военной пенсии, наличие понижающего коэффициента 0,54 и др.
В своей статье Н.В. Тютюнов ставит вопрос о возможных направлениях решения данных проблем. Нельзя не согласиться с автором, что некоторые из таких направлений связаны с вовлечением военнослужащих в систему обязательного пенсионного страхования (в рамках Программы софинансирования), а также в негосударственное пенсионное обеспечение.
Статья написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов новизны, оригинальных идей. Она может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах нашей страны.
Профессор,
д.полит.н., к.э.н. Ермаков Д.Н.